Обобщение пройденного материала
Цели: обобщить учебный материал ; повторить основные новые (базовые) понятия информатики; закрепить навыки работы с тестовыми материалами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Закрепление изученного материала
- Перечислите основные понятия информатики, с которыми мы познакомились в течение первой четверти. (Информация, система, носители информации, количество информации. Термины «информация» и «система» являются сложными, многозначными понятиями и требуют серьезного внимания при формировании представления о них. Объективную действительность можно рассматривать как систему систем, в которых протекают информационные процессы, существенно влияющие на способы и формы существования социальных, технических и биологических систем.)
- Какие пять понятий вы назвали бы ключевыми понятиями информатики? Почему? (Информация как предмет информатики, информационные процессы, в которых проявляется информация, система, в которой протекают информационные системы, модель как упрощенная система для решения задан, алгоритм как способ представления формализованной модели, позволяющий решить задачу с использованием технических средств.)
- Что такое информация? (Информация описывает сложное явление, которое не может выть наглядно представлено.
Информация проявляется лишь в информационных процессах, что способствует неоднозначному ее описанию. • Существуют три общепризнанных подхода к описанию понятия «информация». Это коммуникативный подход, рассматривающий информацию как сферу общения и способ обмена данными между людьми. Функциональный подход рассматривает информацию как форму отражения самоуправляемых систем. Наибольший спор вызывает атрибутивный подход, рассматривающий информацию как способ отражения разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе.)
- Изменилось ли ваше представление относительно понятия «информация»? Почему?
- Изменилось ли ваше отношение к учебе после рассмотрения особенностей протекания информационных процессов в социальной системе?
- Какие сходство и различие есть в особенностях протекания информационных процессов в системах различной природы? (Закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, по словам К. Винера, одинаковы. В социальных системах взаимообмен происходит сигналами и знаками, каждый из общающихся интерпретирует слова, символы и знаки в зависимости от собственных представлений, знаний, опыта и уровня восприятия данного человека. В технических устройствах происходит обмен данными, то есть формализованной информацией и однозначно интерпретируемой компьютерной системой. При взаимодействии человека с компьютером мы всегда имеем дело с формализованными данными, которые при необходимости интерпретируются человеком.)
- Какой из способов измерения количества информации дает более достоверный результат в количестве информации, содержащемся в сообщении? (Качественно оценить результаты измерения разными способами достаточно сложно. И на сегодняшний день таких оценок не существует.)
Проведение контрольного тестирования
1. Процесс коммуникации предполагает наличие:
а) двух и более людей;
б) средств хранения информации;
в) источника, приемника информации и канала связи между ними;
г) достоверной информации;
д) двусторонней связи.
2. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:
а) хранения информации;
б) передачи информации;
в) поиска информации;
г) обработки информации;
д) обмена информацией.
3. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:
а) бумага;
б) средства видеозаписи;
в) лазерный компакт-диск;
г) дискета, жесткий диск;
д) магнитная лента.
4. Первым средством дальней связи, где носителем информации выступает не бумага, принято считать:
а) радиосвязь;
б) телефон;
в) телеграф;
г) почту;
д) компьютерные сети.
5. О семантической информации уместно говорить при наличии:
а) источника информации;
б) приемника информации;
в) носителя информации;
г) канала связи;
д) информационной системы; источника информации и человека как приемника информации.
6. На остановке стоит человек в ожидании автобуса № 3. Какое количество информации несет сообщение о том, что к остановке подъехал автобус № 4?
а) 1 бит;
б) нулевая информация;
в) ненулевая информация;
г) 4 бита;
д) 2 бита.
7. В электронных устройствах информация неразрывно связана:
а) с источником информации;
б) с носителем информации;
в) с приемником информации;
г) с каналом связи;
д) с потребителем информации.
8. Компьютер, является универсальным автоматическим устройством для работы:
а) со знаками;
б) со сведениями;
в) сознаниями;
г) с информацией;
д) с данными.
9. Компьютер дублирует основные информационные функции:
а) социальных систем;
б) человека;
в) животных;
г) технических систем;
д) любых биологических систем.
10. Информация отличается для человека и компьютера:
а) способом интерпретации;
б) типом носителя;
в) способом получения;
г) способом хранения;
д) способом обработки.
11. Информацию, обрабатываемую программным путем, называют:
а) файлом;
б) каталогом;
в) данными;
г) множеством;
д) блоком.
12. Для представления информации в памяти компьютера используются:
а) азбука Морзе;
б) русский алфавит;
в) кодировка натуральных чисел;
г) двоичная кодировка;
д) десятичная кодировка.
13. Для хранения одного байта информации необходимо использовать:
а) 2 байта памяти;
б) 1 байт памяти;
в) 1 бит памяти;
г) 2 бита памяти;
д) 1 машинное слово.
14. Данные хранящиеся на внешнем носителе компьютера под одним именем, называются:
а) файлом;
б) каталогом;
в) данными;
г) множеством;
д) блоком.
15. Данные, хранящиеся в памяти компьютера, становятся активными (могут быть подвергнуты обработке) лишь в случае:
а) интерпретации ее человеком;
б) загрузки информации из внешней памяти в оперативную;
в) приведения компьютера в рабочее состояние;
г) наличия управляющих сигналов;
д) возможности программного управления.
16. Преобразователем данных в компьютере в соответствующие сигналы являются:
а) процессор;
б) монитор;
в) дисковод; г)контроллер; д) клавиатура.
17. Носителем информации в компьютере являются; а)знак;
б) код; в)сигнал;
г) память;
д) процессор.
18. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождаются:
а) своим адресом;
б) интерпретацией сигнала;
в) контроллером;
г) физическими параметрами сигнала;
д) способом обработки.
19. Одним из видов системной информации являются: а)блоки;
б) адреса;
в) программы;
г) данные;
д) файлы.
20. Процесс коммуникации между пользователем и компьютером называют:
а) активизацией программ;
б) активацией программ;
в) пользовательским интерфейсом;
г) интерактивным режимом;
д) режимом внутренней активации.
21. Неразрывность информации с сигналом предполагает:
а) одинаковое смысловое содержание информации и сигнала;
б) однозначность интерпретации сигнала разными приемниками информации;
в) использование обоих понятий в качестве синонимов;
г) отсутствие информации в сигнале;
д) неумение выделять смысл сигнала приемником информации.
22. Тип информации, хранящейся в файле, можно определить:
а) по имени файла;
б) расширению файла;
. в) файловой структуре диска;
г) каталогу;
д) организации файловой структуры.
23. Информацию, заложенную в каталогах, можно отнести:
а) к семантической;
б) документальной;
в) системной;
г) априорной;
д) технической.
24. Системная информация отличается от структурной:
а) наличием связей между элементами и целевым функционированием;
б) ничем;
в) разным количеством связей;
г) носителем;
д) отсутствием приемника информации.
25. Носителем графической информации являются:
а) знак;
б) пиктограмма; в)сигнал;
г) пиксель;
д) видеоизображение.
26. Информацию, представленную в виде, пригодном для обработки компьютером, называют:
а) знаком;
б) сведениями;
в) блоком;
г) данными;
д) кодом.
27. Условное изображение информационного объекта или операции называют:
а) сигналом;
б) пикселем;
в) файлом;
г) знаком;
д) пиктограммой.
28. Что из перечисленных объектов не может быть носителем информации;
а)знак;
б) сигнал;
в) пиксель;
г) палитра;
д) пиктограмма.
Ответы к тесту:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
a | | | | | | | | | | + | | | | + | | | | + | | | | | | + | | | | |
б | | | | | | + | + | | + | | | | + | | + | | | | | | + | + | | | + | | | |
в | + | | + | + | | | | | | | + | | | | | | + | | + | | | | + | | | | | + |
г | | + | | | | | | | | | | + | | | | + | | | | + | | | | | | + | | |
д | | | | | + | | | + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | + | |