Контроль развития обучающихся 4 классов. Готовность к обучению в среднем звене. Предупреждение проблем школьной дезадаптации.
Период перехода из начальной школы в основную школу является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Адаптация обучающихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.
Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым, более высоким, чем на первой ступени общего образования, требованиям. Поэтому переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных психолого-педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Можно выделить следующие критерии психолого-педагогической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы.
Психологическая готовность. Большую роль в адаптации учащихся в условиях основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее психологически подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.
Исследование психологической готовности учащихся 4 класса я осуществляла с помощью метода беседы. Получила следующие результаты: высокий уровень психологической готовности имеют 66,6 % обучающихся, средний – 33,3%.
Личностная готовность. Первым показателем личностной готовности является определенный уровень сформированности познавательных мотивов. Он предполагает наличие потребности приобретать знания, положительного отношения к школе, учебной деятельности, осознание себя как ученика.
Исследование личностной готовности я осуществляла с помощью комплексной методики предполагающей изучение: отношения к учению и школе с помощью специального вопросника:
1. Что ты считаешь самым важным в школе?
2. Какой день недели ты больше всего любишь?
3. Что в школе для тебя самое интересное?
4. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
5. Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хотел бы сейчас учиться—в 1-м или в 4-м?
6. Какие твои самые любимые занятия?
7. Что в школе для тебя самое неприятное?
8. Как ты учишься?
9. А каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть?
10. С кем бы ты хотел сидеть вместе в классе?
11. Какое общественное поручение тебе хотелось бы иметь в классе?
12. Как ты оцениваешь свое здоровье?
Получила следующие результаты: высокий уровень личностной готовности имеют 33,3 %, средний – 33,3 %, низкий – 33,3 %.
Учебная готовность. Показателями учебной готовности являются, во-первых, успешность усвоения программы, во-вторых, достаточный уровень сформированности необходимых компонентов учебной деятельности и, в-третьих, способность к саморегуляции в учебной деятельности.
Успешность освоения программного материала является тем показателем, который наиболее наглядно демонстрирует результативность учебной и коррекционной работы. Однако не всегда данный показатель является определяющим. Для многих детей категории риска, а особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, успехи в овладении программой сопряжены с большим напряжением моральных и физических сил и зачастую приводят к нежелательным последствиям в виде снижения психологического, а иногда психического и физического здоровья.
Исследование учебной готовности обучающихся 4 класса я осуществляла с помощью метода наблюдения на различных уроках. Получила следующие результаты: высокий уровень учебной готовности имеют 0 % учащихся, средний – 66,6%, низкий – 33,3 %.
Социальная готовность. Социальную готовность я связываю с внутренней позицией детей, т.е. отношением ребенка к объективным обстоятельствам его жизни и деятельности. Каждый переходный период характеризуется существенным изменением в содержании этой внутренней позиции тех аспектов жизнедеятельности школьника, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные переживания. При переходе в средние классы наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоциональное состояние ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Исследование социальной готовности учащихся я осуществляла с помощью:
— социального статуса школьника в детском коллективе с помощью социометрической методики Т. Ю. Андрущенко.
Получила следующие результаты: высокий уровень социальной готовности имеют 66,6 % обучающихся, средний –33.3%
Трудовая готовность. Одним из главных критериев готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено в нашей школе является трудовая подготовка. Исследование трудовой готовности обучающихся 4 класса я осуществляла с помощью метода наблюдения на уроках технологии, а также в ходе практической и трудовой деятельности обучающихся в течение дня. Получила следующие результаты: высокий уровень трудовой готовности имеют 0% обучающихся, средний –100%,
Таким образом, можно сделать следующий вывод: готовность учащихся 4 класса к обучению в основной школе составила 66,6%.
Выступление подготовила
Бойкова Ольга Петровна