СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль универсальных учебных действий на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы на первый план выходит проблема контроля знаний и оценки деятельности учащихся. Для эффективного управления учебным процессом необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль знаний и умений учащихся, который выполняет функцию обратной связи.

     На уроках технологии мы применяем различные виды контроля, это позволяют получать достоверную информацию об образовательном процессе и развитии личности ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Контроль универсальных учебных действий на уроках технологии»

Контроль универсальных учебных действий на уроках технологии

(Пояснительная записка)

Приоритетной целью школьного образования, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Специфика урока технологии и его значимость для формирования УУД обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата.


В последние годы на первый план выходит проблема контроля знаний и оценки деятельности учащихся. Для эффективного управления учебным процессом необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль знаний и умений учащихся, который выполняет функцию обратной связи.

На уроках технологии мы применяем различные виды контроля, это позволяют получать достоверную информацию об образовательном процессе и развитии личности ребёнка.

  1. Предварительный (вводный) контроль направлен на выявление состояния объекта изучения до начала осуществления некоторого отрезка педагогического процесса. Например, предварительный контроль может проводиться для выявления уровня сформированности определённых учебных умений до реализации некоторой технологии.

  2. Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке. Он оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам, средствам.

  3. Тематический контроль осуществляется после крупных разделов, программы, текущего обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.

  4. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Контроль - это процесс сопоставления фактически достигнутых результатов и запланированных. Для качественного и верного контроля и оценки необходимо четко разработать: виды, формы и процедуры контроля; объекты оценивания; а также определить критерии оценки, спланировать процедуру контроля (условия допуска), создать методически обеспечение. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка - результат процесса оценивания, его условно - формальное (знаковое) выражение.

Контроль — один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познаватель­ную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итого­вых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходи­мую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.


На уроках технологии я применяю различные виды контроля, т.к все виды контроля взаимосвязаны, только применение всех видов контроля позволяют получать достоверную информацию об образовательном процессе и развитии личности ребёнка.

Изучение предмета технологии состоит из двух частей: теоретической и практической – на которую, отводится 75 % учебного времени. Каждое практическое занятие оценивается, поэтому основным видом контроля на уроках является текущий контроль, который позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.


Зачастую, ученик во время любого контроля находится в состоянии тревоги. Важнейшей задачей педагога является научить школьников строить свою деятельность во время контроля как полноценную. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый и самим учеником.

Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приемам планирования собственных действий, формирования у них потребности и привычки самоконтроля (самоконтроль- определение правильности выполненного действия).

Одной из форм реализации самоконтроля или взаимоконтроля является оценочный лист, который даёт большой объем информации. Во-первых, он показывает всю картину успешности усвоения той или иной темы не только отдельным учеником, но и классом в целом. Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и автоматически спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Во-вторых, накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для учащихся оценочный лист является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

При изучении раздела «Кулинария» использую групповую форму организации труда.

Работа в парах, в группах– форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия.

Правила коллективной работы:

  • говорите по очереди, не перебивайте друг друга;

  • внимательно слушайте того, кто говорит;

  • если то, что говорят другие, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Учащиеся на первом занятии создают творческие группы, мы их называем бригады, и руководителя группы – бригадира в таком составе группы будут работать при изучении всего раздела кулинария. Бригадир в дальнейшем, совместно с учителем, принимает непосредственное, активное участие в организации и оценивании групповой работы учащихся.

От работы творческой группы, зависит конечный результат образовательного процесса, поэтому детям должно быть в группе комфортно, и они должны быть готовы к учебному сотрудничеству – здесь немаловажную роль играет бригадир. Поэтому для меня важно, чтобы эту очень ответственную должность заняли девочки, обладающие коммуникативными и организаторскими качествами. Изучение раздела кулинария ставит нас в жесткие временные рамки, несоблюдение которых может привести к тому, что в конце урока мы с детьми не получим запланированный результат. Поэтому на каждый этап урока отводится определенное время

Всего 90 минут (2 урока):

  1. целеполагание, планирование, работа с технологической картой – 20 мин.

  2. практическая работа (60 мин.):

  • организация рабочего места – 5 мин.;

  • технология приготовления – 30 мин.;

  • дегустация блюд – 15 мин.;

  • уборка рабочих мест – 10 мин.;

  1. рефлексия – 10 мин.

На выяснение межличностных отношений в группе просто нет времени.

Для оценки коммуникативных и личностных действий руководителя группы (бригадира) разработала оценочный лист (см. Оценочный лист №1).

Заполняем оценочный лист в конце первого практического занятия совместно с членами бригады , учитывая мнение детей и мои личные наблюдения.

Анализ деятельности бригадиров нужен как мне, так и самим бригадирам, чтобы оценить свои действия, как положительные, так и отрицательные. Уровень сформированности высокий и очень высокий – помогает самоутвердиться; средний – поработать над собой, низкий - является аргументом для смены бригадира, с таким руководителем сложно работать членам группы.


Для оценки групповой работы при изучении раздела кулинария разработала Оценочный лист 2 , который позволяет достаточно полно оценивать динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику:

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Такой оценочный лист заполняется после проведения каждой практической работы.

Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности.

Вариант оценивания:

Уровни сформированности учебной деятельности

Количество

баллов

Отметка

1.

Низкий уровень

7 – 9 баллов

3

2.

Средний уровень

10 - 12 баллов

4

3.

Высокий уровень

13 - 15 баллов

5


Не мене сложный раздел «Технология изготовления швейного изделия», но в отличие от кулинарии, здесь оценивается индивидуальная деятельность учащихся. Не всегда за одно занятие дети выполняют одинаковый объем работы, т.к. имеют разные способности, темп работы, мотивацию – одни работают только чтобы получить отметку, другим интересен конечный результат. Поэтому отследить конкретный результат за урок очень сложно. Для контроля универсальный учебных действий и предметных во время практической части при изготовлении швейного изделия разработала Оценочный лист 3 «Динамика овладения метапредметными действиями и предметным содержанием при выполнении практической работы» для учащихся 5-х классов.

Оценочный лист позволяет отследить и проконтролировать порядок выполнения технологической операции каждой ученицей.

Для получения запланированного результата необходимо выполнить 9 технологических операций. Обратите внимание, порядок выполнения некоторых операций уже проставлен, с №1 - № 3 при изготовлении швейного изделия эту последовательность нарушать нельзя, 9 – заключительная. Порядок выполнения промежуточных операций значения не имеет. Поэтому девочки составляют себе свой план работы. Весь необходимый материал по разделам машиноведение и материаловедение с детьми изучен: приемы работы на швейной машине, техника безопасности, технология выполнения машинных швов и т.д.

Оценочный лист использую для самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны учителя используя для этого чернила разного цвета:

синий цвет – самоконтроль;

зеленый – взаимоконтроль;

красный – контроль учителя.

Оценив работу в баллах, также переводим их в уровни сформированности учебной деятельности.

Вариант оценивания:

Уровни сформированности учебной деятельности

Количество

баллов

Отметка

1.

Низкий уровень

10 - 13 баллов

3

2.

Средний уровень

14 - 17 баллов

4

3.

Высокий уровень

18 - 21 баллов

5



На уроках технологии часто встает вопрос:

-Как оценить творческую работу ученика?

Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.

Для оценки творческих работ учащихся с элементами проектной деятельности используется Оценочный лист 4, в котором представлены планируемые результаты деятельности учащихся.

Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности.

Вариант оценивания:

Уровни сформированности учебной деятельности

Количество

баллов

Отметка

1.

Низкий уровень

10 - 13 баллов

3

2.

Средний уровень

14 - 17 баллов

4

3.

Высокий уровень

18 - 21 баллов

5



Этот инструмент для оценки может использовать учитель в процессе творческой работы детей, внимательно следя за их действиями. А также можно предложить оценочный лист ученикам для самооценки своей работы, тем самым мы решаем одну из основных задач личностно-ориентированного обучения. Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат.  Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

Творческие работы проводятся на протяжении всего периода обучения технологии, которые усложняются год от года. Если мы будем оценивать работы, таким образом, можно судить о достижениях каждого ребенка. Сравнивать результаты каждого ученика в разные периоды обучения и выявлять его личностный прирост.

На сегодняшний день можно сказать, что применение Оценочного листа позволяет отследить по каждому ученику изменение его уровня знаний, умений и навыков при изучении различных тем в течение учебного года. Оценочный лист даёт возможность вести постоянный мониторинг результата образовательного процесса по каждому ученику и классу в целом. Также он позволяет оценить эффективность применяемых на уроках методов для обучения и воспитания конкретного ребёнка и класса.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!