СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Влияние контроля на качество педагогической деятельности и реализация ФГОС Формы и виды контроля в ДОУ

Влияние контроля на качество педагогической деятельности и реализация ФГОС

Формы и виды контроля в ДОУ

Основные нормативные документы Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Основные нормативные документы

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 Министерства образования и науки РФ«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Устав дошкольного учреждения
  • Типовое положение о дошкольном учреждении
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Локальные акты МБДОУ
Контроль в дошкольном учреждении Это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно – образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, федеральным государственным образовательным стандартам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контроль в дошкольном учреждении

  • Это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно – образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, федеральным государственным образовательным стандартам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.
Задачи контроля сравнение результатов работы с нормативными требованиями ; оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ сбор, систематизация и хранение информации сбор информации о том, как выполняются рекомендации выявление и обобщение передового педагогического  опыта

Задачи контроля

сравнение результатов работы с нормативными требованиями ;

оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ

сбор, систематизация и хранение информации

сбор информации о том, как выполняются рекомендации

выявление и обобщение передового педагогического опыта

Функции контроля Позволяет установить, всё ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педсовета или распоряжениями руководителя; Помогает выявить отклонения и их причины; Даёт возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управляя им; Определяет пути и методы устранения недочётов; Воспитание молодых кадров, усиление личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Функции контроля

  • Позволяет установить, всё ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педсовета или распоряжениями руководителя;
  • Помогает выявить отклонения и их причины;
  • Даёт возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управляя им;
  • Определяет пути и методы устранения недочётов;
  • Воспитание молодых кадров, усиление личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.
Требования к осуществлению контроля Цели и задачи должны вытекать из целей и задач воспитательно – образовательного процесса Необходимо создать единую систему контроля всех направлений воспитательно- образовательной работы в детском саду. Контроль необходимо планировать В процессе контроля важно выявить причины, вызывающие недостатки, выработать эффективные меры по их устранению; Контроль будет действенным если, он осуществляется вовремя и намеченные мероприятия выполняются Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов, тех кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений; Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива

Требования к осуществлению контроля

  • Цели и задачи должны вытекать из целей и задач воспитательно – образовательного процесса
  • Необходимо создать единую систему контроля всех направлений воспитательно- образовательной работы в детском саду.
  • Контроль необходимо планировать
  • В процессе контроля важно выявить причины, вызывающие недостатки, выработать эффективные меры по их устранению;
  • Контроль будет действенным если, он осуществляется вовремя и намеченные мероприятия выполняются
  • Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов, тех кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;
  • Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива
Требования к осуществлению контроля систематичность регулярность действенность гласность

Требования к осуществлению контроля

систематичность

регулярность

действенность

гласность

Деятельность старшего воспитателя по проведению контроля: Разработка системы контроля, диагностических материалов, вопросов по осуществлению контроля Наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью детей и их взаимоотношениями; Фиксация результатов наблюдения; Анализ результатов воспитательно – образовательной работы, детского творчества, планов, документации педагогов; Формулирование выводов и заключения о состоянии воспитательно – образовательной работы с детьми Осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей; Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков; Обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планирование работы коллектива.

Деятельность старшего воспитателя по проведению контроля:

  • Разработка системы контроля, диагностических материалов, вопросов по осуществлению контроля
  • Наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью детей и их взаимоотношениями;
  • Фиксация результатов наблюдения;
  • Анализ результатов воспитательно – образовательной работы, детского творчества, планов, документации педагогов;
  • Формулирование выводов и заключения о состоянии воспитательно – образовательной работы с детьми
  • Осуществление диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;
  • Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • Обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планирование работы коллектива.
Алгоритм осуществления контроля 2.  Разработка плана контроля Определение цели  и объекта контроля 3.  Сбор информации 4.  Первичный анализ собранного материала 5. Выработка рекомендаций 6. Проверка исполнения рекомендаций

Алгоритм осуществления контроля

2. Разработка плана

контроля

  • Определение цели

и объекта контроля

3. Сбор информации

4. Первичный анализ

собранного материала

5. Выработка

рекомендаций

6. Проверка исполнения

рекомендаций

В детском саду используют следующие виды контроля: оперативный, в т.ч.: предупредительный /не требует учета /подготовка к педсовету, родительским собраниям, обсуждение сценариев…/, сравнительный тематический /2-3 р. в год по темам педагогических советов/, в т. ч.: итоговый; персональный (с целью оказания помощи молодым специалистам); фронтальный в т.ч.: предварительный; текущий; итоговый; Вторичный (исполнительный) /выполнение решений педсоветов, предложений текущего контроля - ежемесячно/ творческие отчеты /к педсовету, те, кого мы не проверяли/ итоговый; смотр-конкурс самоконтроль в т.ч.: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности. взаимоконтроль /оснащение с четко разработанной схемой проверки/ мониторинг, экспресс-диагностика

В детском саду используют следующие виды контроля:

  • оперативный, в т.ч.: предупредительный /не требует учета /подготовка к педсовету, родительским собраниям, обсуждение сценариев…/, сравнительный
  • тематический /2-3 р. в год по темам педагогических советов/, в т. ч.: итоговый; персональный (с целью оказания помощи молодым специалистам);
  • фронтальный в т.ч.: предварительный; текущий; итоговый;
  • Вторичный (исполнительный) /выполнение решений педсоветов, предложений текущего контроля - ежемесячно/
  • творческие отчеты /к педсовету, те, кого мы не проверяли/
  • итоговый;
  • смотр-конкурс
  • самоконтроль в т.ч.: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.
  • взаимоконтроль /оснащение с четко разработанной схемой проверки/
  • мониторинг, экспресс-диагностика
Виды контроля Итоговый (фронтальный) оперативный тематический Экспресс- диагностика сравнительный предупредительный

Виды контроля

Итоговый

(фронтальный)

оперативный

тематический

Экспресс-

диагностика

сравнительный

предупредительный

Оперативный контроль Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин нарушающих его. Цель – быстрое реагирование, немедленное исправление выявленных недостатков. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль – это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызывающих ту или иную проблему.

Оперативный контроль

  • Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин нарушающих его.
  • Цель – быстрое реагирование, немедленное исправление выявленных недостатков.
  • По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.
  • Оперативный контроль – это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызывающих ту или иную проблему.
План оперативного контроля  № п/п Вопросы на контроле Группа № Недели месяца 1 2 3 Группа № 4 1 2 3 4 Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Обозначения:   Выводы: Вопросы для контроля (см.К.Ю. Белая «Руководство ДОУ: контрольно – диагностическая функция», О.А. Скоролупова «Контроль воспитательно – образовательного процесс в целом»)

План оперативного контроля

п/п

Вопросы на контроле

Группа №

Недели месяца

1

2

3

Группа №

4

1

2

3

4

Высокий

уровень

Низкий

уровень

Средний

уровень

Обозначения:

Выводы:

Вопросы для контроля (см.К.Ю. Белая «Руководство ДОУ:

контрольно – диагностическая функция», О.А. Скоролупова

«Контроль воспитательно – образовательного процесс в целом»)

Алгоритм оперативного контроля Запланировать вопросы выносимые на контроль в текущем месяце ( по программе и годовому плану) Сообщить педагогам на планёрке в конце месяца Таблицы с вопросами контроля вывесить на методический стенд Планировать 3-4 вопроса Проверив, сразу дать рекомендации по исправлению сложившегося положения Проверить выполнение рекомендаций Отметить улучшение и действенность контроля. Результаты отмечать на стенде, чтобы обеспечить гласность

Алгоритм оперативного контроля

  • Запланировать вопросы выносимые на контроль в текущем месяце ( по программе и годовому плану)
  • Сообщить педагогам на планёрке в конце месяца
  • Таблицы с вопросами контроля вывесить на методический стенд
  • Планировать 3-4 вопроса
  • Проверив, сразу дать рекомендации по исправлению сложившегося положения
  • Проверить выполнение рекомендаций
  • Отметить улучшение и действенность контроля.
  • Результаты отмечать на стенде, чтобы обеспечить гласность
Тематический контроль Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. Он проводится при подготовке к педсовету Результаты отражаются в аналитической справке По итогам проводится исполнительный контроль

Тематический контроль

  • Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы.
  • Он проводится при подготовке к педсовету
  • Результаты отражаются в аналитической справке
  • По итогам проводится исполнительный контроль
Алгоритм проведения  тематического контроля 2.Подготовка Диагностического  инструментария План проведения, цель, сроки, ответственные 4.Установление причин Сложившегося Положения дел 3. Тщательное изучение положения дел по конкретному направлению 6. План действий По устранению Недостатков И коррекции 5.Всесторонний Анализ результатов контроля

Алгоритм проведения тематического контроля

2.Подготовка

Диагностического

инструментария

  • План проведения,

цель, сроки,

ответственные

4.Установление причин

Сложившегося

Положения дел

3. Тщательное

изучение положения

дел по конкретному

направлению

6. План действий

По устранению

Недостатков

И коррекции

5.Всесторонний

Анализ результатов

контроля

План тематического контроля Основные направления: Обследование знаний, умений и навыков детей; Оценка профессионального мастерства воспитателя Создание условий (в группе, в метод.кабинете, в ДОУ) Планирование работы Работа с родителями

План тематического контроля

  • Основные направления:
  • Обследование знаний, умений и навыков детей;
  • Оценка профессионального мастерства воспитателя
  • Создание условий (в группе, в метод.кабинете, в ДОУ)
  • Планирование работы
  • Работа с родителями
Рабочие материалы тематического контроля Все формы контроля должны быть подтверждены рабочими материалами. Это могут быть таблицы, диагностические карты, протоколы диагностирования детей, протоколы посещения групп, записи о результатах наблюдения за детьми, анкеты, и т.д. Все таблицы должны быть с определёнными критериями, и с рекомендациями и выводами

Рабочие материалы тематического контроля

  • Все формы контроля должны быть подтверждены рабочими материалами.
  • Это могут быть таблицы, диагностические карты, протоколы диагностирования детей, протоколы посещения групп, записи о результатах наблюдения за детьми, анкеты, и т.д.
  • Все таблицы должны быть с определёнными критериями, и с рекомендациями и выводами
Форма плана тематического контроля № п/п Направление работы 1 Методики (выбрать любые методики из названных, согласно теме тематического контроля) Обследование знаний. Умений и навыков детей 2 Анализ диагностических карт Обследование детей по заданным стандартам Беседы с детьми, анализ деятельности детей, анализ самостоятельной д-ти детей, анализ игры Оценка профессионального мастерства воспитателя 3 ч Анализ проведённых занятий, анкетирование воспитателей, собеседование воспитателей, анализ самообразования, проведение открытых показов, анализ ППС (компетентность воспитателя при её создании) Создание условий: В группе, в ДОУ В метод.кабинете Посещение групп; Анализ предметно-пространственной среды Планирование работы 5 Проверка календарных и перспективных планов Работа с родителями Анализ наглядной информации для родителей в группе, посещение род. собраний, анкетирование, опрос родителей

Форма плана тематического контроля

№ п/п

Направление работы

1

Методики (выбрать любые методики из названных, согласно теме тематического контроля)

Обследование знаний. Умений и навыков детей

2

  • Анализ диагностических карт
  • Обследование детей по заданным стандартам
  • Беседы с детьми, анализ деятельности детей, анализ самостоятельной д-ти детей, анализ игры

Оценка профессионального мастерства воспитателя

3

ч

Анализ проведённых занятий, анкетирование воспитателей, собеседование воспитателей, анализ самообразования, проведение открытых показов, анализ ППС (компетентность воспитателя при её создании)

Создание условий:

В группе, в ДОУ

В метод.кабинете

Посещение групп;

Анализ предметно-пространственной среды

Планирование работы

5

Проверка календарных и перспективных планов

Работа с родителями

Анализ наглядной информации для родителей в группе, посещение род. собраний, анкетирование, опрос родителей

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Оценка уровня знаний и умений детей в разных возрастных группах Определение уровня профессионализма воспитателей Анализ созданных условий по данному направлению программы Уровень планирования воспитательно – образовательной работы Оценка проведённой работы с родителями Выводы Рекомендации по регулированию и коррекции воспитательно – образовательного процесса Рекомендации аналититческой справки заносятся в проект решения педсовета

Аналитическая справка по результатам тематического контроля

  • Оценка уровня знаний и умений детей в разных возрастных группах
  • Определение уровня профессионализма воспитателей
  • Анализ созданных условий по данному направлению программы
  • Уровень планирования воспитательно – образовательной работы
  • Оценка проведённой работы с родителями
  • Выводы
  • Рекомендации по регулированию и коррекции воспитательно – образовательного процесса
  • Рекомендации аналититческой справки заносятся в проект решения педсовета
Итоговый контроль используется для: оценки результатов за учебный год: выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; выявления готовности детей к обучению в школе (выпускные группы) анализ экспериментальной деятельности дошкольного учреждения (если есть). комплексной оценки деятельности ДОУ (самоанализ) в преддверии перехода на ФГОС;

Итоговый контроль используется для:

  • оценки результатов за учебный год: выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года;
  • выявления готовности детей к обучению в школе (выпускные группы)
  • анализ экспериментальной деятельности дошкольного учреждения (если есть).
  • комплексной оценки деятельности ДОУ (самоанализ) в преддверии перехода на ФГОС;
В итоговом контроле используются следующие методы и методики:   В итоговом контроле используются следующие методы и методики: наблюдение и анализ воспитательно - образовательного процесса (ВОП) самоанализ и самооценка ВОП воспитателями в группах; анализ деятельности педагогов по приоритетному направлению работы; анкетирование и беседы с родителями ; интервьюирование и беседы с детьми; анализ развивающей среды в дошкольном учреждении; изучение документации воспитателей и специалистов (анализ перспективного и календарного планирования); оценка продуктов детской деятельности; сбор и обработка полученной информации.

В итоговом контроле используются следующие методы и методики:

  • В итоговом контроле используются следующие методы и методики:
  • наблюдение и анализ воспитательно - образовательного процесса (ВОП)
  • самоанализ и самооценка ВОП воспитателями в группах;
  • анализ деятельности педагогов по приоритетному направлению работы;
  • анкетирование и беседы с родителями ; интервьюирование и беседы с детьми;
  • анализ развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • изучение документации воспитателей и специалистов (анализ перспективного и календарного планирования);
  • оценка продуктов детской деятельности;
  • сбор и обработка полученной информации.
Этапы проведения фронтального контроля 1 этап – постановка цели контроля, распределение обязанностей и вопросов по проверке, подготовка рабочих материалов (диагностического инструментария). 2 этап – определение сроков. В течении месяца (2 недели) 3 этап - Каждый ответственный проверяет свой раздел, делает выводы и пишет справку. 4 этап – Обсуждение результатов контроля, составление общей справки и рекомендаций, вынесение итогов на педсовет. 5 этап – исполнительный контроль по срокам определённым для выполнения рекомендаций и написание справки.

Этапы проведения фронтального контроля

  • 1 этап – постановка цели контроля, распределение обязанностей и вопросов по проверке, подготовка рабочих материалов (диагностического инструментария).
  • 2 этап – определение сроков. В течении месяца (2 недели)
  • 3 этап - Каждый ответственный проверяет свой раздел, делает выводы и пишет справку.
  • 4 этап – Обсуждение результатов контроля, составление общей справки и рекомендаций, вынесение итогов на педсовет.
  • 5 этап – исполнительный контроль по срокам определённым для выполнения рекомендаций и написание справки.
Используемая литература

Используемая литература

Спасибо за внимание! Наш Адрес:424007 Марий Эл, г. Йошкар – Ола, ул. Васильева 7б Телефоны: 63-64-74, 63-58-72 email – iskorka.92@gmail.com

Спасибо за внимание!

  • Наш Адрес:424007 Марий Эл, г. Йошкар – Ола, ул. Васильева 7б
  • Телефоны: 63-64-74, 63-58-72
  • email – iskorka.92@gmail.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя