СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль знаний по теме "Словосочетание. Грамматическая основа. Односоставное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Небольшой тестовый контроль знаний проверяет умение определять грамматическую основу в простом и сложном предложениях (задания 1-2), находить словосочетание с заданным типом подчинительной связи (задание 3) или односоставное предложение (задание 4).  Данный контроль  можно использовать как в 8 классе, так и при подготовке к экзаменам (9, 11 классы)

Просмотр содержимого документа
«Контроль знаний по теме "Словосочетание. Грамматическая основа. Односоставное предложение"»

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Вариант 1

1. Какое слово (сочетание слов) является грамматической основой в одном из предложений?

 А. Взрослые придумали множество самых разнообразных игрушек для детей и каждый

год создают все новые и новые игрушки.

 Б. Но среди них выделяется необычная игрушка, которая радует многие поколения детей.

 В. Это красавица-матрешка.

Г. Особенность матрешки в том, что она состоит из нескольких игрушек, которые

вкладываются одна в другую.

1) особенность матрёшки;  2) которые вкладываются;  3) выделяется;  4) радует поколения

  2. Сколько грамматических основ в данном ниже предложении?

     Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться.

1) одна; 2) две; 3) три; 4) четыре.


  1. Выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, перестройте его в словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

     Внутренняя культура – это прежде всего порядочность человека.

  1. В данном тексте найдите сложное предложение, одна из частей которого

односоставное определенно-личное предложение (запишите номер).

    (1) Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку. (2) Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (3) Скажем, Пушкин — великолепный художник. (4) Лермонтов — тоже художник. (5) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (6) Таким образом, гуманитарные науки очень важны. (7) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо. (8) Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.




----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Вариант 2

1. Сколько грамматических основ в данном ниже предложении?

     Сравнивая внешний облик коренных жителей Америки и азиатских монголоидов, можно заметить основные отличия американоидов: выступающий нос, неплоское лицо, отсутствие эпикантуса.   

1) одна; 2) две; 3) три; 4) четыре.

2. Какое слово (сочетание слов) является грамматической основой в одном из предложений?

         А. Я люблю театр, его праздничную и радостную атмосферу, когда ты чувствуешь себя

не только зрителем, но и участником происходящего на сцене.

    Б. В результате сформировался театр ХХ — ХХI веков.

    В. Трудно представить себе современную жизнь без театра.

    Г. Театр существует много веков, и всё это время он совершенствовался.

1) чувствуешь себя  2) сформировался театр  3) представить жизнь  4) всё это время

3. Выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ, перестройте его в словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков,

игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и

песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман

осторожно курится над омутами.

  4.  Среди предложений 6 – 9 найдите односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

     (6) А как хорошо новое утро! (7) Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. (8) Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. (9) В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра.





ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Вариант 3

1. Какое слово (сочетание слов) является грамматической основой в одном из предложений?

A. Хотя душой мадам умерла еще в детстве, она дожила, к несчастью, до глубокой, глубокой

старости.

 Б. Поскольку здесь мы расстаемся с мадам Гайяр, да и позже уже не встретимся с нею, опишем

в нескольких фразах ее последние дни.

 В. В лето от Рождества Христова 1782-го, на семидесятом году жизни, она оставила свое ремесло,

купила, как и намеревалась, ренту, сидела в своем домишке и ожидала смерти.

Г. Но смерть не приходила.

1) умерла душой; 2) мадам Гайяр; 3) оставила ремесло; 4) смерть не приходила.

2.  Сколько грамматических основ в данном ниже предложении? Ответ запишите цифрой.

Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби.

3. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

4.   Среди предложений 7–19 найдите сложное предложение, в состав которого входит

односоставное неопределенно-личное. Напишите его номер.

    – (7) Барышня какая-то пришла! – доложил Егор. – (8) Вас спрашивает!

    – (9) Барышня? Гм... (10) Кто же это?

    (11) В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто... даже очень просто. (12) Она вошла и поклонилась.

    – (13) Извините, – начала она дрожащим дискантом. – (14) Я, знаете ли... (15) Мне сказали, что вас... вас можно застать только в шесть часов... (16) Я... я... дочь надворного советника Пальцева....

    – (17) Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19) Садитесь, не стесняйтесь!

  



-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
  Вариант 4

1. Какое слово (сочетание слов) является грамматической основой в одном из предложений?

    A. Исследователи выделяют две наиболее крупные группы американских индейцев:

североамериканскую и центрально-южно-американскую.

    Б. В Северной и Южной Америке распространена американская раса.

В. Сравнивая внешний облик коренных жителей Америки и азиатских монголоидов, можно заме-

тить основные отличия американоидов: выступающий нос, неплоское лицо, отсутствие эпикантуса.   

    Г. Американских индейцев иногда причисляют к большой монголоидной расе, но современные

антропологи чаще всего рассматривают их как самостоятельную большую расу.

1) выделяют две группы; 2) исследователи выделяют; 3) можно заметить отличия;

4) антропологи причисляют, но рассматривают.

2.  Сколько грамматических основ в данном ниже предложении? Ответ запишите цифрой.

    Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби.

3. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание, перестройте его в словосочетание со связью управление.

  От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними.

4. Среди предложений 1–4 найдите сложное предложение, в состав которого входит

односоставное безличное. Напишите его номер.

(1) Узел был до того запутан, что развязать его никто не мог. (2) Тогда жрецы предсказали, что

тот, кто распутает этот гордиев узел, станет властителем Азии. (3) Тысячи людей, умных, сильных,

изобретательных, приходили в храм Зевса, чтобы попытать счастья. (4) Долгие часы проводили они

у колесницы хитроумного царя, прилагая всё своё умение, но результатов не добились.



ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
  Вариант 5

1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

A. В Испанию и раньше ездили из России одиночки, чудаки, любители острой, горьковатой экзотики.

Б. Даже в голове развитого русского человека испанская полочка была почти пуста, запылена.

В. На ней можно было найти Дон Кихота с Дон Хуаном, Кармен с тореадором, «шумит, бежит

Гвадарквивир» да еще «тайны мадридского двора»…

Г. Мы никогда не знали этого народа, он был далёкий и чужой, мы с ним никогда не торговали,

не воевали, не учились у него и не учили его.   (По М.Кольцову)

1) ездили одиночки; 2) испанская полочка была; 3) можно было найти;

4) он был.

2.  Сколько грамматических основ в данном ниже предложении? Ответ запишите цифрой.

    Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

3. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    На нем останутся складки, и если вы его сожмете вторично, то часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.

4. Среди предложений 1–4 найдите сложное предложение, в состав которого входит

односоставное определённо-личное. Напишите его номер.

(1) Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы

непременно услышите чудесные звуки земли. (2) Во все времена люди ласково называли её землёй-

матушкой. (3) Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или

гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь – всё это

бесчисленные звуки земли. (4) Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению,

отвыкли.



____________________________________________________________________________



ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
  Вариант 6

1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

  А. Соболь – небольшой, меньше кошки, зверек.

Б. В старину шкурки соболя были деньгами, и на них, как на золото, можно было покупать всякие товары.

 В. Да и теперь соболий мех – один из самых драгоценных в мире, и оттого охотники преследовали и уничтожали зверька, не заботясь о будущем.

Г. Водится он только у нас в сибирской тайге.

     1) соболь;      2) были деньгами;     3) охотники преследовали;      4) водится он.

2.  Сколько грамматических основ в данном ниже предложении? Ответ запишите цифрой.

Поселенцы малоазиатских берегов вспоминали, как невдалеке от этих мест их давние предки бились под Троей; разведчики западных морей вспоминали, как в этих же краях скитался по дороге на родину Одиссей.

3. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    По-настоящему привлекало русского читателя то, что в чеховских героях он узнавал тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

4. В данном тексте найдите сложное предложение, одна из частей которого односоставное определенно-личное предложение (запишите номер).

    (11) Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку. (12) Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13) Скажем, Пушкин — великолепный художник. (14) Лермонтов — тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (16) Таким образом, гуманитарные науки очень важны. (17) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо. (18) Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.




     ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
  Вариант 7

  1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

A. Они осыпали вражеский строй дротиками, а потом отбегали, и железные латники не могли их

догнать.

   Б. Наемники ничего не умели, кроме как воевать, зато воины они были несравненные.

B. А когда им дали вместо коротких копий длинные, оказалось, что они могут принять бой даже в строю.

   Г. Они бились в холщовой куртке вместо панциря, в кожаных сапогах вместо поножей, с легким

щитом в виде полумесяца.

1) осыпали строй; 2) воины были несравненные; 3) им дали;

4) они могут принять бой.

  1. Сколько грамматических основ в предложении А? Ответ запишите цифрой.

  2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что-то вечно зовущее, не умолкающее во

всю жизнь.

4. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное

предложение?

     (1) Однако начитанность, эрудиция не гарантия успеха, а иногда даже помеха в исследовательской работе. (2) Пётр Леонидович Капица, возглавлявший Институт физических проблем, советовал своим сотрудникам не лазать по библиотечным полкам в поисках путей для решения новых проблем. (3)… Надо самому постараться найти верный путь, а потом уж изучать литературу по истории вопроса. (4) Такие наставления редко слышат ученики от своих учителей. (5) Капица слышал их от Резерфорда, когда работал под его руководством в Кембридже, Резерфорд – от Томсона.    

     




-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
  Вариант 8

  1. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

A. Люди жили уже не родовыми племенами, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже.

Б. В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы.

B. Время шло, жизнь становилась сложнее.

Г. Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться.

1) дел стало больше; 2) понадобились законы; 3) жизнь становилась;

4) дела привычные, повторяющиеся.

2. Сколько грамматических основ в предложении Г? Ответ запишите цифрой.

 3. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя.

  1. Среди предложений 22 — 25 найдите сложноподчиненное, главная часть которого односоставное определенно-личное предложение. Напишите его номер.

    (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом…

    (23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!