Урок русского языка в 9 классе учителя русского языка и литературы Завьяловой Валентины Владимировны
Тема урока: Контрольная итоговая работа при подготовке к экзаменам в 9 классе с применением комплексного анализа текста.
« Приют, сияньем муз одетый»
/на материалах музея –усадьбы
А.С. Пушкина в Михайловском/
Дни славы Пушкина-желанный
и светлый праздник. Сколько раз
его мечты во мгле туманной,
как солнце, радовали нас.
И Бунин
Тип урока: урок контроля ЗУН по теме.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
развитие навыков комплексного анализа текста;
знание основных норм русского языка, применение изученных орфограмм и пунктограмм, умение применять знания на практике.
Метапредметные:
Познавательные:
умение работать с текстом, словом;
осознание целей учебной деятельности;
способность к нормотворчеству.
Коммуникативные:
умение организовать свою работу согласно поставленной задаче;
умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении работы в группах.
Регулятивные:
умение определить цель работы;
развитие навыков самооценки и самоанализа;
наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.
Личностные:
воспитание любви к художественному слову и русской литературе, положительного отношения к правильной, точной и богатой письменной речи как показателей общей культуры и гражданской позиции человека;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения:
анализ и синтез языковых явлений;
индивидуальные, групповые.
Оборудование урока:
экран, компьютер, мультимедийный проектор;
слайды (виды Михайловского);
общий план анализа текста (на экране).
ХОД УРОКА
I Вступительное слово учителя.
Этот урок – итоговая контрольная работа, она поможет вам обобщить, систематизировать, творчески применит знания, полученные за годы обучения русскому языку в школе. Вид работы – анализ текста – вам знаком, план тоже, вы пользовались им в течение года. Перед каждым из вас лежит листок текста для анализа. Тексты эти разные, но объединяет их одно имя – Пушкин – и название уголка древней русской земли, связанное с именем поэта – Михайловское.
В детстве имя Пушкина, чудесного сказочника, не связывается конкретно ни с какими «единствами» ни места, ни времени. Просто за горами, за долами есть чудесная сказочная страна, где живет добрый волшебник Пушкин, а с ним его «кот ученый», «русалка на ветвях», «золотая рыбка» и «золотой петушок».
Позднее эта сказочная страна воплощается для нас в самом любимом месте Пушкина – Михайловском, где стоит его дом, где течет «тихоструйная» Сороть, где вечно шумят зеленые рощи, где все в ореоле его дум.
Эти места когда-то очаровали нашего Пушкина, а он очаровал ими нас в своих стихах.
Не будь в судьбе Пушкина Михайловского, у нас, наверное, не было бы того Пушкина, которым мы дышим с детства.
У нас сегодня есть возможность еще раз заочно побывать в пушкинских местах, увидеть « приют, сияньем муз одетый», соприкоснуться с истоком высоких дум и чувств поэта.
Дни славы Пушкина – желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце, радовали нас!
И.Бунин
Скоро вся страна будет праздновать его 200-летие. Надеюсь, сегодняшняя работа даст вам возможность почувствовать свою сопричастность к этому празднику.
II Работа учащихся над анализом текстов.
III Выразительное чтение девятиклассниками отдельных текстов.
I вариант
Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, но живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Он живет в полной гармонии с природой. Когда в рощах цветут сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом. А когда на куртинах распускается сирень, жасмин и шиповник2, в доме становится особенно ароматно. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они не только собраны в большие пышные букеты, как делалось встарь3, но просто понемногу расставлены в подходящих местах.
Но вот на усадьбе1 зацветают липы. Тогда весь дом пропитывается2 запахами воска и меда. Липы стоят рядом с домом, но и дуплах живут дикие пчелы. Пчелиным медом любят баловаться барсуки, которые забегают на усадьбу из леса в сентябре, когда ночи становятся длинными и люди больше спят.
А в осенние дни приносят яблоки здешних садов. Яблони отборные, всех сортов и мастей – антоновка, титовка, бабушкино, ревельский ренет, белый налив… яблочный дух переплетается2 с запахами цветов и меда. От этого в комнатах становится еще теплее и уютнее.
В доме много хорошего псковского льняного белья – скатертей, полотенец, занавесей.
У льна свой аромат – прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными2 здешними сельскими ткачихами на старинных станках.
Ученые говорят, что лен сберегает здоровье3 человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыни, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем – почти никогда не хворает простудой. Редко болел и Пушкин. У него кругом был лен.
Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лен, и он славился по всей России и за ее пределами4.
От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей.
/по С.С..Гейченко/
Задания для анализа текста
1. Выразительно прочитайте текст, докажите, что это текст. Какова роль первого предложения в нем?
2. Определи тему, основную мысль текста, озаглавь его.
3. Составь цитатный план текста.
4 .Определи стиль текста. Докажи свое мнение.
5. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
6. Объясни, пользуясь словарем, значение выделенных слов.
7. Подбери антонимы к прилагательным во втором предложении.
8. Подбери синонимы к слову «свежие». Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
9. Есть ли в тексте устаревшие слова?
10. Найти сложноподчиненные предложения. Определи вид придаточных. Начерти схему сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
11. «Собери» орфограммы на тему «Н и НН в прилагательных и причастиях».
12. Какие орфограммы в приставках встретились в тексте?
13. Произведи разборы указанных слов и предложений.
II вариант
Центром Михайловского парка является еловая аллея, служившая прежде въездной дорогой. Она разделяет парк на две равные части. В центре усадьбы, над рекой Соротью, стоит дом Пушкина. Вокруг3 дома – цветники, кусты жасмина, сирени, акации, шиповника, орешника. Рядом, утопая в зелени, белеет маленький флигелек, служивший когда-то приютом Арине Родионовне.
В парке хорошо сохранились две аллеи: еловая и липовая. Еловая дорога – прямая ровная дорога, соединяющая лес с парком и усадьбой4. Здесь можно увидеть двухсотлетние2 ели-великаны, посаженные еще при основании парка. Лучше сохранилась3 лиловая аллея, посаженная под углом к еловой. Древние липы аллеи тоже старожилы Михайловского парка.
Кроме этих двух аллей, парк перерезан3 многочисленными2 аллеями и дорожками, пересекающими2 друг друга или сходившимися в центре. Парк и усадьба запоминаются прудами, расположенными лестницей по направлению к Сороти. В средине самого верхнего пруда – «остров уединения» - одна из парковых затей, любимый уголок поэта. Через низкий пруд, обсаженный серебристой ивой, перекинут горбатый мостик. На вершинах окружающих пруд сосен издавна2 вьют гнезда цапли.
Михайловский парк для Пушкина был любимым местом прогулок и источником вдохновения. Сегодня Михайловское – музей, рассказывающий о жизни и творчестве поэта в псковской деревне.
/по Г.Г.Гейченко/
Задания для анализа текста
1. Выразительно прочитай текст. Докажи, что это текст.
2. Какой способ связи между предложениями?
3. Определи тему текста, основную мысль, озаглавь его.
4. Определи стиль текста, обоснуй свою точку зрения.
5. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?
6. Каково лексическое значение подчеркнутых слов?
7. Подбери синонимы и антонимы к слову «маленький» /флигелек/, «ровная» /дорога/.
8. Найди в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они определены?
9. Найди и подчеркни в тексте обособленные определения , выраженные причастным оборотом.
10. Выпиши существительные, относящиеся к разным типам склонения.
11. Обозначь графически орфограммы в корне слова.
III вариант
Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине – о том, что они долговечнее людей. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество. Это хорошо знали еще современники2 поэта, и лучше всех Александр Иванович Тургенев, писавший о доме Пушкина, о соснах, сирени и многом другом в Михайловском. И сегодня Пушкин по-прежнему продолжает в них жить…
Еще много-много лет после того, как совсем обветшали окна, и двери, и порог пушкинского дома, - пышная сирень раскрыла для людей каждую весну свои душистые цветы. Когда-то ее сажали и холили чьи-то заботливые руки, и сирень заглядывала2 в комнату Пушкина.
А потом все кануло в Лету.
И вот теперь возвращены из небытия и порог, и ступени, и окна пушкинского дома, и мы вновь посадили сирень, и, как прежде, дарит она мечтательному2 путнику свои цветы4.
В каждом листике куста есть1 свои письмена.
Пушкин умен их читать. И нужно, чтобы всякий3, приходящий в Михайловское, попробовал разобрать их письмена. Иначе многое в деревенской3 жизни Пушкина будет непонятно.
Когда Пушкина спрашивали про его кабинет, он отвечал: «Деревня – вот мой кабинет. Деревня – это природа. Деревья, травы, кусты, птицы и звери». Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, в дождь, в прохладу и жару. Он видел, что в природе все безгранично и краса ее вечна. И наша жизнь по сравнению с долгой жизнью природы – мгновение.
Задания для анализа текста
1. Докажите, что данный отрывок является текстом.
2. Определи тему текста, основную мысль, озаглавь его.
3. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?
4. Определи стиль текста, аргументируй свою точку зрения.
5. Почему в тексте много предложений с однородными членами?
6. Как ты понимаешь смысл предложения «Есть неодушевленные люди»?
7. Каково лексическое значение подчеркнутых слов?
8. Есть ли в тексте фразеологизмы?
9. Найди в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены?
10. Объясни значение тире в предложениях.
11. Найди односоставные предложения, определи их вид.
12. Сделай пунктуационный разбор предложения из 3-го абзаца.
13. Приведи примеры правописания НЕ с существительными, прилагательными, наречиями (из текста).
14. Выполни разные виды грамматического разбора.
IV вариант
С той минуты, когда я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на рождество в Петербург для свидания с родными, я предположил съездить1 в Псков к сестре Набоковой: муж ее тогда командовал дивизией, которая там стояла, а оттуда уже рукой подать в Михайловское.
Перед отъездом, вечере у князя Голицына, встретился я с А.И.Тургеневым, который незадолго до того приехал в Москву. Я подсел к нему3 и спрашиваю: не имеет ли он каких-нибудь поручений к Пушкину, потому что я в ноябре буду у него?
- «Как! Вы хотите к нему ехать? Разве вы не знаете, что он под двойным надзором – и полицейским и духовным?
- Все это знаю: но знаю также, что нельзя не навестить друга после пятилетней разлуки в теперешнем его положении, особенно когда буду от него с небольшим в ста верстах. Если не пустят к нему, уеду назад.
- Не советовал бы; впрочем, делайте, как знаете», прибавил Тургенев.
Как сказано, так и сделано.
Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения, я поехал вечером в Псков, а к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели… Свернули мы наконец с дороги в сторону: мчались среди леса по гористому3 проселку. Спускаясь2 с горы, недалеко уже от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши в ухабе так наклонились2 набок, что ямщик слетел4.
Я с Алексеем, неизменным моим спутником, кой-как3 удержался2 в санях. Схватили вожжи. Кони несутся средь сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой, вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в растворенные2 ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного2 двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина босиком, в одной рубашке с поднятыми вверх руками. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается…
Задания для анализа текста
1. Выразительно прочитай текст. Какой способ связи между предложениями?
2. Определи тему текста, главную мысль, озаглавь его.
3. Что придает тексту историческую достоверность?
4. Встречаются ли в тексте устаревшие слова, фразеологизмы?
5. Укажи бессоюзные сложные предложения, объясни постановку знаков препинания в них. Какую роль эти предложения играют в тексте?
6. Найди в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены?
7. Подбери синонимы, антонимы к какому-либо слову.
8. Обозначь графически наиболее трудные орфограммы.
9. Какими словами из текста можно проиллюстрировать правописание НЕ с разными частями речи?
10. Найди в тексте материал для словарного диктанта.
11. Выполни разные виды грамматического разбора.
ИТОГ УРОКА
Проверка работ экспертной группой из числа обучающихся.