Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс.
Часть А.
1.Общество как динамичную систему характеризует
А) наличие общественных отношений
Б) обособление от природы
В) сохранение связи с природой
Г) способность к саморазвитию
2.К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в
А) трудовой деятельности
Б) покое и отдыхе
В) сохранении здоровья
Г) физической активности
3. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические научные знания
А) Фиксируются в виде законов
Б) Помогают обьяснять и предсказывать явления.
А) верно только А
Б) верно только Б
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
4. Что является исходным элементом чувственного познания
А) ощущения
Б) художественный вымысел
В) гипотеза
Г) представление
5. Что свойственно человеку в отличие от животных
А) действовать сообща с себе подобными
Б) видеть цель своих действий
В) обучать потомство
Г) защищаться от опасности
6. Верны ли следующие суждения
А) Человека как личность характеризует его участие в сознательной деятельности и общественных
отношениях
Б) Человек уже рождается личностью
А) верно только А
Б) верно только Б
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А) Деятельность человека представляет собой целенаправленную активность, связанную с удовлетворением потребностей людей.
Б)Видом деятельности, доминирующем в детском возрасте, является игра.
А) верно только А В) верны оба суждения
Б) верно только Б Г) оба суждения неверны
8. Что является отличительным признаком науки
А) специфические представления о добре и зле
Б) обращения к тайнам души человека
В) стремление к объяснению сущности явлений и событий окружающего мира
Г) субъективизм и образность суждений
9. Правительство страны ограничило экспорт бытовой техники иностранного производства
К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
А) политической и духовной
Б) социальной и экономической
В) политической и экономической
Г) экономической и духовной
10. Раздел экономической науки, исследующий экономику как целое, а также ее отдельные секторы с
помощью всеохватывающих показателей и их связи с денежным обращением, занятостью,
процентными ставками, государственными расходами, инвистициями называется
А) макроэкономика
Б) имкроэкономика
В) экономическая теория
Г) экономический анализ
11. Совпадение цены и спроса предложения на определенный товар свидетельствует о наличии на данном рынке
А) товарного дефицита
Б) товарного избытка
В) равновесной цены
Г) монопольной цены
12. Фирма «Агро» - убыточное предприятие. После назначения нового управляющего и кадровых
перестановок был проведен ряд успешных антикризисных мер, повысилась производительность
труда, получена первая прибыль. Какой фактор производства был использован в первую очередь
А) капитал
Б) земля и природные ресурсы
В) предпринимательские способности
Г) основные фонды
13. Какое суждение является верным?
А) Производителю в условиях рыночной экономики выгодно повышение цен на продукцию
Б) Потребитель прямо заинтересован в снижении затрат на производство единицы продукции
А) верно только А В) верны оба суждения
Б) верно только Б Г) оба суждения неверны
14. Выдвижение обвинений против Президента РФ, и недоверие ему начинает
А) Правительство
Б) Государственная Дума
В) Совет Федерации
Г) Министерством внутренних дел
15. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А). Малой социальной группой является семья, школьный коллектив, компания друзей.
Б) Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называется формальными.
А) верно только А В) верны оба суждения
Б) верно только Б Г) оба суждения неверны
16. Верны ли следующие суждения о гражданине РФ
А) Гражданин РФ может быть лишен гражданства РФ
Б) Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ
А) верно только А В) верны оба суждения
Б) верно только Б Г) оба суждения неверны
17. Субъектами РФ являются
А) штаты
Б) провинции
В) республики, автономные области округа, края, области, города федерального значения
Г) федеральные округа и союзные республики
18. Правительство РФ является
А) главой государства
Б) органом судебной власти
В) органом законодательной власти
Г) высшим исполнительным органом власти
Часть В.
1. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
2. Найдите в приведённом ниже списке формы рационального познания и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) ощущение;
2) понятие;
3) фантазия;
4) умозаключение; 5) восприятие
Цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _________________________
3. Прочитай приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
« В юридическом __________(А) гражданин – это лицо, обладающее правом гражданства. Говоря иначе, это принадлежность к _________ (Б). Гражданство устанавливает устойчивую связь ___________(В) с государством в совокупности взаимных прав и обязанностей. Гражданин не только обладает всей полнотой прав и
свобод, но и обременен теми обязанностями, которые определены __________(Г) страны,
прежде всего Конституцией государства и иными правовыми документами. Вместе с тем « быть гражданином» - значит занимать определенную _________(Д) позицию, связанную с чувством долга и ____________(Е) перед государством».
1.правовая 2. Смысл 3. моральная 4. личность 5. общество 6. государство 7.человек
8. законодательство 9. ответственность
4.Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Типы обществ: Характеристики общественного развития:
традиционное А) промышленный переворот;
2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;
3) постиндустриальное В) сословный характер общества
5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей. |
Определите, какие положения текста носят
А) | фактический характер |
Б) | характер оценочных суждений |
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию
«банковская система».
1) операции по вкладам в рублях и иностранной валюте 2) операции с банковскими картами 3) денежные переводы 4) покупка и продажа иностранной валюты 5) аренда
сейфовых ячеек 6) страхование жизни 7) депозитарное обслуживание 8) ипотечный
кредит.
Ответ: ___________________________.
7.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «личность»?
Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
8. Вам поручено составить развернутый ответ по теме: «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
Часть С.
Текст 1. Гражданство в Древних Афинах
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.
Текст 2. Гражданство в Древнем Риме
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.
В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Найдите четыре сходства.
2. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме
Ключи к экзаменационной работе по обществознанию 10 класс
Часть А
1 | А |
2 | А |
3 | В |
4 | А |
5 | Б |
6 | А |
7 | В |
8 | В |
9 | Б |
10 | А |
11 | В |
12 | В |
13 | А |
14 | Б |
15 | В |
16 | Б |
17 | В |
18 | Г |
Часть В 1) федерация
2) 1-В, 2-А, 3-Б
3) 2,6,7,8,3,9
4) А-1-2-3
Б-4
5) 3,6