I вариант
ЧАСТЬ I
I. Переписать текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Озаглавить.
(1) Б...резовый лес. (2)Лист...я (в)верху. (3)Лист...я1 (в)низу. (4)Они светят и утром, и днем, и в потемках4 . (5)Сегодня сол...це тусклее и ниже но оно еще б...дрит. (6)Хорошо под его лучами!
(7) На склоне3 старо...о леса в м...хнатых розовых шля...ках стоят волнушки. (8)Соб...рай!
(9) Под косогором скво...ь зелень кустов сине...т вода. (10)Над реч(?)кой в зарослях острой травы ра...дается2 испуганный всплеск. (11)Вот над берез...вой рощей взмыло стадо гусей. (12)Белокрылые, рослые, они поднимают(?)ся в глубину скв...зного синего неба. (13)Ул...та...т на целую осень. (14)На целую зиму. (15)До свидания, гуси! (16)Мы будем вас ждать вместе (с)талой водой на р...ке. (По С. Багрову) (98 слов)
II. Задания к тексту :
1) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);
2) Выписать простое предложение с однородными членами;
3) Указать номер сложного предложения, выписать из этого предложения грамматические основы.
III. Поставить ударения в словах:
свёкла, красивее, торты ,повторит, каталог
Объясните расстановку знаков препинания в (15) предложении.
В (16) предложении укажите над словами, какими частями речи они являются.
ЧАСТЬ II
(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.
– (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.
(4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.
(6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
(8)Вдруг Федя сказал:
– (9)Что-то здесь пчёл много!
– (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.
– (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!
(14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.
– (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
– (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!
– (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.
– (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.
(26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
– (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.
(28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.
(31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
– (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!
(34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»
– (36)Мне ничего, – сказал Ваня.
(37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
– (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?
– (41)Пчёлы, – ответил Ваня.
– (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
– (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.
(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?
(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
– (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (53)Вот бы что она сказала! (По Л.Ф.Воронковой) *
* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.
I. Определите и запишите основную мысль текста
II. Найдите и укажите предложения, которые соответствуют содержанию текста:
1.Ваня повернул и пошёл на пчёльник, потому что ему было интересно
2.Ваню искусали пчёлы, потому что он полез Васятку маленького спасать.
3.Бабушка похвалила Ваню за то , что он полез выручать маленького друга
4.Отец улыбнулся и похвалил сына, что не оставил друга в беде.
III. В предложениях (17-20) содержится тип речи:
Повествование
Описание
Рассуждение
Повествование и описание
IV. В каком значении использовала бабушка слово «простофиля»?
В значении «человек, совершивший подвиг»
В значении «человек, совершивший глупый поступок»
Укажите, почему автор в предложении (38) описывает последовательно физическое состояние Вани.
(38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
Ответ пишите разборчиво и последовательно.
Укажите, в каких предложениях содержится отношение бабушки к поступку Вани. Ответ запишите аккуратно, используя предложения или слова из текста
Укажите 2 выразительных средства , какие использованы в предложениях (17-24)