Контрольная работа в 6 классе по теме «Словообразование» вариант 1
Ф.И. ___________________________________________
Часть А
1. Разные формы одного и того же слова образуются с помощью (1б.)
1) суффикса
2) приставки
3) корня
4) окончания
2. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания? (2б.)
1) преподносил
2) расположение
3) избирали
4) зажечь
3. Найдите ошибку в определении способа образования слова (2б.)
1) болтун – суффиксальный
2) пылесос – сложение основ
3) ванная – переход одной части речи в другую
4) переходник – приставочный
4. Укажите слово с ошибкой (1б.)
1) кашевар
2) мореплаватель
3) землятрясение
4) вертолёт
5. В каком ряду пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? (3б.)
1) зап.рать, бл.стательный, изд.лека
2) уд.вительный, зар.дил (ружье), прибл.жаться
3) к.сательная, гл.тать, задр.жал
4) вы.снить, зап.рать, р.стительный
6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (2б.)
1) трясина
2) коса
3) скосить
4) расстелить
7. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква а (3б.)
1) сл.гать, р.стение, р.сток
2) заг.рел, возр.ст, к.сается
3) к.сательная, р.сток, приг.рел
4) отр.сль, предл.гаешь, изл.гаешь
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква и (3б.)
1) пр.винтить, пр.школьный, пр.небречь,
2) пр.сутствовать, пр.кратить, пр.влечь
3) пр.ехать, пр.смотреться, пр.целиться
4) пр.пятствие, пр.глядеться, пр.шел
Часть В
Внимательно прочитайте текст, выполните задания.
Спорый дождь льётся отвесно, сильно. (2) Он всегда приближается с набегающим шумом.
(3) Особенно хорош спорый дождь на реке. (4) Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. (5) При этом по всей реке стоит стеклянный звон. (6) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает.
В1 Выпишите из предложения 1-4 слово, правописание приставки в котором определяется ее значением: «приближение» (2б.)
________________________________
В2 Выпишите из предложении 4-6 слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс А». (2б.)
___________________________________________
Определите тему этого текста (1б.)
______________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Озаглавьте текст _________________________________________(1б.)
Расскажите о своих наблюдениях за дождем (8б.)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа в 6 классе по теме «Словообразование» вариант 2
Ф.И. ___________________________________________
Часть А (1б.)
1. Молодой- молодость - это
1) синонимы
2) разные формы одного слова
3) однокоренные слова
4) антонимы
2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
1) задумать (2б.)
2) расстелил
3) вдумчивый
4) прибрежный
3. Найдите ошибку в определении способа образования слова (2б.)
1) подберёзовик – приставочно-суффиксальный
2) почернеть – приставочный
3) столовая – переход одной части речи в другую
4) завод – приставочный
4. Укажите слово с ошибкой (1б.)
1) пешеход
2) птицылов
3) вездеход
4) землемер
5. В каком ряду пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? (3б.)
1) ед.ница, уд.литься, запл.сать
2) прист.гнуться, гл.тать, изл.жение
3) бл.снуть, к.саться, г.лодный
4) уд.вительный, в.сёлый, заг.релый
6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (2б.)
1) раствор
2) бегун
3) слагаемое
4) растаять
7. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква а (3б.)
1) р.стительность, изл.гать, р.сточек
2) р.стение, отр.стать, пол.гаться
3) выр.щивать, приг.рать, прил.гать
4) подр.стать, распол.житься, водор.сли
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква и (3б.)
1) пр.шить, пр.сесть, пр.клеить
2) пр.гласить, пр.образиться, пр.ключение
3) пр.чина, пр.лестный, пр.влечь
4) пр.добрый, пр.ехать, пр.усадебный
Часть В
Внимательно прочитайте текст, выполните задания.
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. (2) Собираемся и идём в лес.
(3) За деревней расстилаются широкие поля. (4) По тропинке направляемся к дальней роще. (5) Здесь всегда много грибов. (6) Из-под листика виднеется шляпка сыроежки. (7) Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
В1 Из предложений 1-4 выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс А»
______________________________________________________ (2б.)
В2 Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»
___________________________________________ (2б.)
Определите тему этого текста (1б.)
______________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Озаглавьте текст __________________________________________(1б.)
Расскажите о своей прогулке по лесу (8б)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Контрольная работа по русскому языку проводится после изучения темы «Словообразование» с целью определения уровня достижений обучающимися 6-хклассов планируемых результатов освоения учебного материала по изучаемой теме.
Контрольная работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по русскому языку, используемые в 6-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.
Задания контрольной работы охватывают практически все разделы темы «Словообразование»: морфемику и словообразование, основные способы образования слов в русском языке, чередование гласных, правописание приставокпре- и при- , соединительные гласные в сложных словах, морфемный и словообразовательный разбор слова, а также синтаксис, орфографию и пунктуацию, , текст, речевую деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 6 класса работать с различными языковыми единицами и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
Число заданий
Знать морфемные способы образования слов, способ образования слов путем сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую
2
Понимать, что морфемы- значимые части слова, знать о различии однокоренных слов и форм одного и того же слова
1
Знать сложение основ как способ образования слов, сложные слова и их строение, условие выбора соединительных гласных в сложных словах,
2
Знать условия выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с проверяемыми безударными гласными, группировать слова по видам орфограмм.
3
Соблюдать орфографические нормы в процессе письма (в объёме содержания курса)
3
Знать правила написания гласных в приставках пре- и при-
1
Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст
1
Создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
1
Итого:
14
К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.
Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения.
Время для выполнения работы – 1 час.