Федеральные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ;
вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования; возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты , за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся , освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности , независимо от формы получения образования и формы обучения.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
структура основных образовательных программ ( в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений )и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым , финансовым, материально- техническим или иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
4. федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям , специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
8. Перечни профессий , специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации , присваиваемой по соответствующим профессиям , специальностям и направлениям подготовки , порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования , может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий , специальностей и направлениям подготовки профессиям , специальностям и направлениям подготовки , указанным в предыдущих перечнях профессий , специальностей и направлений подготовки.
9. Порядок разработки , утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт – Петербургский государственный университет , образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или « национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования , перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования , включенные в такие образовательные стандарты , не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Наряду с множеством плюсов федеральных государственных стандартов стоят некоторые проблемы, которые относятся только к определенным участкам. В связи с этими проблемами в практике реализации требований федеральных государственных стандартов имеются и некоторые затруднения. Например, по сравнению с городскими школами , куда ученики поступают с дошкольным образованием , сильно отстают сельские школы из за отсутствия садиков или прочих других возможностей для развития ребенка. Перед учителем стоит нелегкая задача : успеть по федеральному государственному стандарту с учащимися , которых сначала нужно учить буквам. В этих же школах из- за неразвитой речи учащимся очень трудно удается работа с текстом (на уроках русского языка), с которым они сталкиваются в 5 классе. Такая же картина успеваемости и на других уроках, потому что без дошкольного образования ребенку трудно сосредоточиться на федеральном государственном стандарте. А также не во всех школах есть возможность использовать ИКТ, что дает возможность для наибольшего развития ребенка.
В целом федеральные государственные стандарты обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и т д. Если же обеспечить всех сел садиками, интернетом и т п возможностями для развития ребенка, то федеральные государственные стандарты вполне можно реализовать на практике. И можно ожидать отличных результатов в освоении учащимися основных образовательных программ, что приведет их к успешной сдаче единого государственного экзамена.