7 класс
Контрольная работа №4
Диктант по теме «Деепричастие»
На реке
Электричка отъехала, набирая скорость, и я, слившись с толпой, двинулся к заливу. Пришлось идти по дороге, пересечённой корнями сосен, выпиравшими из земли.
Мы пересекли шоссе, оставляя следы на раскалённом асфальте. Дальше начинался пляж.
Расположившись на песчаном берегу и немного отдохнув, я направился к воде. Сделав несколько шагов по усеянному камнями дну, окунулся и вскоре доплыл до буйка. Слегка покачиваясь над водой, он подставлял солнцу свой алый бок. Я поплыл дальше, ориентируясь на чёткие силуэты кораблей, стоящих на якорях.
На воде, мелькая, подрагивали колеблющиеся тени от набегавших туч. С криком проносились чайки. Я заплывал всё дальше, с радостью преодолевая усталость. На душе было спокойно.
Грамматические задания
1. Морфемный разбор слова.
Набирая (1 вариант)
Расположившись (2 вариант)
2. Морфологический разбор слова.
Набирая (1 вариант)
Расположившись (2 вариант)
3. Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях
из первого абзаца (1 вариант)
из третьего абзаца (2 вариант)
4. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов (для 1 и 2 варианта)
1. Герой текста немного отдохнул и потом направился к воде.
2. Буёк на реке был ярко-синего цвета.
3. Вдали виднелись силуэты кораблей.
4. Герой совсем не устал и продолжал плыть всё дальше.
Образец разбора
1 вариант
1. Морфемный разбор слова. Набирая
2. Морфологический разбор слова.
I. Набирая – деепричастие (что делая?)
II. Морф. призн. – несов. в., невозвр., неизмен.
III. Отъехала (как?) набирая.
3. Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях из 1 абзаца.
Электричка отъехала, набирая скорость, и я, слившись с толпой, двинулся к заливу. Пришлось идти по дороге, пересечённой корнями сосен, выпиравшими из земли.
2 вариант
1. Морфемный разбор слова. Расположившись
2. Морфологический разбор слова.
I. Расположившись – деепричастие (что сделав?)
II. Морф. призн. – сов. в., возвр., неизмен.
III. Направился (как?) расположившись.
3. Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях из 3 абзаца.
Расположившись на песчаном берегу и немного отдохнув, я направился к воде. Сделав несколько шагов по усеянному камнями дну, окунулся и вскоре доплыл до буйка. Слегка покачиваясь над водой, он подставлял солнцу свой алый бок. Я поплыл дальше, ориентируясь на чёткие силуэты кораблей, стоящих на якорях.
4. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Герой текста немного отдохнул и потом направился к воде.
2. Буёк на реке был ярко-синего цвета.
3. Вдали виднелись силуэты кораблей.
4. Герой совсем не устал и продолжал плыть всё дальше.
Критерии оценивания диктанта
Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
Критерии оценивания выполнения дополнительных заданий
Отметка "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка "3"ставится, если выполнено правильно не менее половины заданий.
Отметка "2" ставится за работу, в которой выполнено менее половины заданий.