СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа»

I вариант

1. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.3) Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.4) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.5) Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ человека.

2.  В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя­тые?

Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты

2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты

3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота

4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должны стоять запятая. Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3)издаются звуки (4) падающих дождевых капель.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья. 2) На выставке была представлена не только живопись, но и графика. 3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки. 4) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование. 2) мне показалось странным это молчание.

3) она попросила впредь предупреждать о приезде. 4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Французский посол (1)оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых (2) писал (3) что (4) когда он увидел балет (5) то был потрясён талантом (6) крепостных людей.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) из аэропОрта 2) бАнты 3) обеспечЕние 4) сверлИт

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Для России литература - точка отсчёта, символ веры, идеоло­гический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интер­претировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого взаимопонимания годится только та лите­ратура, которую признают классической. (4) Классика — универсаль­ный язык, основанный на абсолютных ценностях.

(5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отсту­пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других - напряжённость духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.

(7)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уни­кальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть класси­ка — всё равно что оскорбить родину.

(9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнару­живала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не за­метить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохра­нить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.

(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьни­ки сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.

(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же ред­ко, как парижский эталон метра.

(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины. (23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас.

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Русская литература внутренне противоречива.

2) В отдельные времена русская классика была под запретом.

3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.

4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую сло­весность.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?

1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и описание 4) рассуждение

А3. Из предложения 13 выпишите все местоимения.

А4. Среди предложений 14-18 найдите простое односоставное неопре­делённо-личное предложение. Напишите его номер.

А5. Среди предложений 16—22 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

А6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения.

А7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон) 2) к..сички, оз..рение, г..ревать 3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться 4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание 5) п..рила, зам..реть, ст..листический

А.8 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1)бл..стательный, г..мназист, кв..ртира 2)ун..верситет, заж..гать, приг..реть 3)объед..нение, усм..рённый, уд..вление 4)оп..раться, ф..олетовый, д..ликатес 5)ст..рожить, оп..здать, оп..лчение

А.9 Определите ряды, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)вз..скал, пере..начил, пред..стория 2)на..кусить, о..дать, по..бежать 3)и..головье, ра..бег, и..гиб 4)пр..усадебный, пр..мета, пр..делал 5)раз..чаровал, п..мерк, пр..мелькнул

А.10. Дети пряч.тся, плещ.щиеся в реке, обид.вшийся на товарища, повеш.нный флаг, маш.щий рукой, наде.шься на помощь, вылет.шь вовремя, скош.нная рожь, ненавид.мый всеми, замет.вший пропажу, се.щий пшеницу, друзья обид.тся, зате.вший ремонт, наве.нные воспоминания, выгляд.шь хорошо, выкач.нная из бочки вода, бор.шься за чистоту, муч.мый совестью. Шерстя.ой , традицио.ый , огне.ый , безветре.ый , лебеди.ая , безымя.ый герой, равни.ая река, дикови.ая находка, жаре.ый картофель, обиже.ый ребенок, ране.ый в голову боец, смышле.ый ребенок, беше.ый взгляд, глаже.ое-переглаже.ое белье, нежда.ый-негада.ый. Разговоры (на)счет земли, (в)продолжени. учебного года, (не)смотря на (не)погоду, (не)взирая на ливень, (в)течени. каникул, (в)следстви. (не)хватки места, рассказать то(же) самое, что(бы) то н. было, во что(бы) то н. стало, (в) связи с переездом, сосуд (в)виде шара, (в)след за тем, увидеться (в)последстви., (в)виду (не)хватки ресурсов, объехать (пол)Европы, сложить (пол)листа, выпить (пол)литра молока, отрезать (пол)спелого яблока, налить (пол)ведра воды, исписать (пол)тетради; дорога (не)ровная, но короткая; (не)зачем расстраиваться, (не) заселенный жителями дом,  (не)подлежащее разделу имущество, (ни)чего (не)понимающий зверек, никому (не)нужная встреча, афиши (не)расклеены, (не)смотря на (не)погоду, (не)договорил фразу до конца, (не)довернул кран, (не)погашенный костер.











II вариант

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской

архитектуре.5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни не могли изменить настроение гостя.

2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя­тые?              
      Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3 — выделяется причастный оборот 2) 1,2,3 — выделяются два причастных оборота

3) 4 — выделяется деепричастный оборот 4) 1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.1) Сказка нужна не только детям, но и взрослым.2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго, терпеливо, учил его основам писательского мастерства.3) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие актёры, и художники.4) В саду росли пахучие белоснежные лилии, и яркие алые розы, и скромные бархатцы.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.2) читайте мемуары очевидцев исторических событий. 3) в музеях хранится множество уникальных документов.4) архивы играют огромную роль.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал прохладный воздух (3)напоённый влажным запахом росы (4) то на душе у него становилось (5) легко и просторно.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) повторИм 2) позвонИшь 3) принудИть 4) пролилА

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных — чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую, роскош­ную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, краси­вейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкно­венные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой ар­хитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно? (10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно зави­довать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!»

(14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкно­венная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их серд­ца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20) «Вот бы и мне...»

(21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной пло­скости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, силь­ных — есть только бедные и богатые.

(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисо­ванном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в тоскли­вых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты! (27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то нена­долго — на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обыч­ной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастли­вы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши... (32)Каждый человек рождается и живёт в определённых усло­виях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит. (36)Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?

(37)Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто жи­вёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Каждый человек мечтает жить в роскоши. 2) Люди не должны завидовать чужому богатству.

3) Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас. 4) Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?

1)описание 3) рассуждение и описание

2) повествование и рассуждение 4) рассуждение

А3. Из предложения 29 выпишите все местоимения.

А4. Среди предложений 21—26 найдите простые безличные предложе­ния. Напишите их номера.

А5. Среди предложений 32—38 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

А6. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

А7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

 1) 

зап..здалый, предст..вление, ст..рожевой

 2) 

к..лыхаясь, отгор..диться, оп..лчение

 3) 

бл..гоухать, пл..вец, распол..жение

 4) 

г..ристая, прип..сённый, заб..левание

А.8 Определите ряды, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)по..кладка, о..бойный, на..строчный 2)пр..встать, пр..дирчивый, пр..надлежать 3)на..граться, сверх..нвестиции, по..сковый 4)бар..ерный, с..язвить, обез..яна 5) ра..грызть, ни..ложенный, во..гордиться

А. 9 ряды, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) больш..нство, алюмини..вый 2) ступенч..тый, (начать) снов.. 3)миндал..вый, овлад..вать

4) попроб..вать, отклад..вать 5) француз..кий, матрос..кий

А.10. Дети пряч.тся, плещ.щиеся в реке, обид.вшийся на товарища, повеш.нный флаг, маш.щий рукой, наде.шься на помощь, вылет.шь вовремя, скош.нная рожь, ненавид.мый всеми, замет.вший пропажу, се.щий пшеницу, друзья обид.тся, зате.вший ремонт, наве.нные воспоминания, выгляд.шь хорошо, выкач.нная из бочки вода, бор.шься за чистоту, муч.мый совестью. (Не)дождавшись ответа, далеко (не)легкое дело, ничем (не)оправданный поступок, (не)имеющий слабых мест, (не)допить стакан компота, пол.щий огород, заправ.шь машину, недосяга.мый, вз.гравшееся (море), зап.рать, р.внина, р.стительный, пред.гровой, одеж.нка, найти пр.бежище. Шерстя.ой , традицио.ый , огне.ый , безветре.ый , лебеди.ая , безымя.ый герой, равни.ая река, дикови.ая находка, жаре.ый картофель, обиже.ый ребенок, ране.ый в голову боец, смышле.ый ребенок, беше.ый взгляд, глаже.ое-переглаже.ое белье, нежда.ый-негада.ый. Разговоры (на)счет земли, (в)продолжени. учебного года, (не)смотря на (не)погоду, (не)взирая на ливень, (в)течени. каникул, (в)следстви. (не)хватки места, рассказать то(же) самое, что(бы) то н. было, во что(бы) то н. стало, (в) связи с переездом, сосуд (в)виде шара, (в)след за тем, увидеться (в)последстви., (в)виду (не)хватки ресурсов, объехать (пол)Европы, сложить (пол)листа, выпить (пол)литра молока, отрезать (пол)спелого яблока, налить (пол)ведра воды, исписать (пол)тетради; дорога (не)ровная, но короткая; (не)зачем расстраиваться, (не) заселенный жителями дом,  (не)подлежащее разделу имущество, (ни)чего (не)понимающий зверек, никому (не)нужная встреча, афиши (не)расклеены, (не)смотря на (не)погоду, (не)договорил фразу до конца, (не)довернул кран, (не)погашенный костер. Сан.нспекц.я, меж.нтервальный, сверх.збыточный, бе.корыс.ный, чере.чур, дез.нформац.я, роз.ск, пред.стория, транс.европейский, ступенч.тый, кавказ.ий, заботл.вый, праз.н.чный, надоедл.вый, дешев.нький.





III вариант

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ

запятую.1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.2) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.3) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.

4) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.5) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении:

В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали жёлтые бабочки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

запятые. С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

запятые. Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

Запятые .Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Надя проснулась и пошла к себе наверх, легла и тотчас уснула.2) Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности.3) В поле и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

4) Вода давно убыла в Тереке и быстро сохла по канавам.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование.2) мне показалось странным это молчание.3) она попросила впредь предупреждать о приезде.4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

запятые. Этот беззвучный разговор взглядов так взволновал Лизу (1) что (2) ко­гда (3) она села в большом зале (4) облокотившись на столик (5) её глаза (6) не отвечая никому(7) тоже говорили о смущении.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) бАлованный 2) дОсыта 3) столЯр 4) перезвонИт

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Для России литература - точка отсчёта, символ веры, идеоло­гический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интер­претировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого взаимопонимания годится только та лите­ратура, которую признают классической. (4) Классика — универсаль­ный язык, основанный на абсолютных ценностях. (5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отсту­пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других - напряжённость духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.(7)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уни­кальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть класси­ка — всё равно что оскорбить родину. (9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнару­живала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не за­метить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохра­нить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьни­ки сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же ред­ко, как парижский эталон метра.(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас.

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Русская литература внутренне противоречива.2) В отдельные времена русская классика была под запретом.3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую сло­весность.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?

1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и описание 4) рассуждение

А3. Из предложения 11 выпишите все местоимения.

А4. Среди предложений 7-9 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер

А5 Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

А6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения

А.7Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. 1) посвяща..щий, гас..щий 2) жал..щие, хран..щие 3) (окно) свет..тся, хран..мый 4) сутул..щийся, бре..щий 5) мол..щийся, убира..щий

А.8 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Человек, (не)ведающий, что творит.Меня огорчило (не)вежливое, грубое замечание приятеля.

Нимало (не)смущённая, она только улыбнулась в ответ.Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (не)подготовлен и промок до нитки.Это (не)законченная работа, а какие-то наброски.

А.9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.Притяжение между парой электронов может возникать (НЕ)СМОТРЯ на то, что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.Для композитора, который способен слышать мир ТАК(ЖЕ), как художник — видеть его в цвете и формах, музыка — это именно звучание, (ТО)ЕСТЬ процесс, протекающий во времени.(В)ТЕЧЕНИЕ недели от брата не приходило никаких писем, (НА)КОНЕЦ пришла короткая телеграмма.

А.10. Дети пряч.тся, плещ.щиеся в реке, обид.вшийся на товарища, повеш.нный флаг, маш.щий рукой, наде.шься на помощь, вылет.шь вовремя, скош.нная рожь, ненавид.мый всеми, замет.вший пропажу, се.щий пшеницу, друзья обид.тся, зате.вший ремонт, наве.нные воспоминания, выгляд.шь хорошо, выкач.нная из бочки вода, бор.шься за чистоту, муч.мый совестью. (Не)дождавшись ответа, далеко (не)легкое дело, ничем (не)оправданный поступок, (не)имеющий слабых мест, (не)допить стакан компота, пол.щий огород, заправ.шь машину, недосяга.мый, вз.гравшееся (море), зап.рать, р.внина, р.стительный, пред.гровой, одеж.нка, найти пр.бежище. Шерстя.ой , традицио.ый , огне.ый , безветре.ый , лебеди.ая , безымя.ый герой, равни.ая река, дикови.ая находка, жаре.ый картофель, обиже.ый ребенок, ране.ый в голову боец, смышле.ый ребенок, беше.ый взгляд, глаже.ое-переглаже.ое белье. Разговоры (на)счет земли, (в)продолжени. учебного года, (не)смотря на (не)погоду, (не)взирая на ливень, (в)течени. каникул, (в)следстви. (не)хватки места, рассказать то(же) самое, что(бы) то н. было, во что(бы) то н. стало, (в) связи с переездом, сосуд (в)виде шара, (в)след за тем, увидеться (в)последстви., (в)виду (не)хватки ресурсов, объехать (пол)Европы, сложить (пол)листа, выпить (пол)литра молока, отрезать (пол)спелого яблока, налить (пол)ведра воды, исписать (пол)тетради; дорога (не)ровная, но короткая; (не)зачем расстраиваться, (не) заселенный жителями дом,  (не)подлежащее разделу имущество, (ни)чего (не)понимающий зверек, никому (не)нужная встреча.


IV вариант

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.1) Ученье да труд к славе ведут.2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении:

Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебё­док подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3)конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнём, то сжима­лась в непроглядную тьму.2) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и маль­чике.3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и ге­роическим звучанием и выразить живописно и точно.4) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драго­ценных камней, и вызывают чувство таинственности и необъ­яснимой красоты.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.3) в музеях хранится множество уникальных документов.4) архивы играют огромную роль.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно ис­числить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описа­ние их было бы бесконечно.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) одолжИт 2) озлОбить 3) полОжил 4) кренИтся

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных — чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую, роскош­ную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, краси­вейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкно­венные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой ар­хитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно?(10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно зави­довать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!» (14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкно­венная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их серд­ца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20) «Вот бы и мне...» (21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной пло­скости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, силь­ных — есть только бедные и богатые.

(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисо­ванном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в тоскли­вых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты! (27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то нена­долго — на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обыч­ной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастли­вы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши... (32)Каждый человек рождается и живёт в определённых усло­виях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит

(36)Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами? (37)Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто жи­вёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.

1) Каждый человек мечтает жить в роскоши.2) Люди не должны завидовать чужому богатству.3) Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас.4) Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?

1)описание 3) рассуждение и описание 2) повествование и рассуждение 4) рассуждение

А3. Из предложения 37 выпишите все местоимения.

А4. . Среди предложений 32-37 найдите простое определённо-личное предложе­ния. Напишите номер

А5. Среди предложений 27-31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер.

А6. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

А7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) претерп..вающий, замш..вый 2) каракул..вый, остр..нький 3) леле..вший, извил..на

4) милост..вый, измуч..нный 5) разбрызг..вая, тюл..вый

А.8. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) сил..щийся, (они) стара..тся 2) беспоко..тся (ребята), та..щий (снег) 3) руб..щий, смотр..т (родители)

4) леч..щий, молч..щий 5) чита..мый, движ..мый

А.9.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Живопись И.К.Айвазовского получила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль.Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.Поэзия А.А.Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.

А.10. Дети пряч.тся, плещ.щиеся в реке, обид.вшийся на товарища, повеш.нный флаг, маш.щий рукой, наде.шься на помощь, вылет.шь вовремя, скош.нная рожь, ненавид.мый всеми, замет.вший пропажу, се.щий пшеницу, друзья обид.тся, зате.вший ремонт, наве.нные воспоминания, выгляд.шь хорошо, выкач.нная из бочки вода, бор.шься за чистоту, муч.мый совестью. (Не)дождавшись ответа, далеко (не)легкое дело, ничем (не)оправданный поступок, (не)имеющий слабых мест, (не)допить стакан компота, пол.щий огород, заправ.шь машину, недосяга.мый, вз.гравшееся (море), зап.рать, р.внина, р.стительный, пред.гровой, одеж.нка, найти пр.бежище. Шерстя.ой , традицио.ый , огне.ый , безветре.ый , лебеди.ая , безымя.ый герой, равни.ая река, дикови.ая находка, жаре.ый картофель, обиже.ый ребенок, ране.ый в голову боец, смышле.ый ребенок, беше.ый взгляд, глаже.ое-переглаже.ое белье, нежда.ый-негада.ый. Разговоры (на)счет земли, (в)продолжени. учебного года, (не)смотря на (не)погоду, (не)взирая на ливень, (в)течени. каникул, (в)следстви. (не)хватки места, рассказать то(же) самое, что(бы) то н. было, во что(бы) то н. стало, (в) связи с переездом, сосуд (в)виде шара, (в)след за тем, увидеться (в)последстви., (в)виду (не)хватки ресурсов, объехать (пол)Европы, сложить (пол)листа, выпить (пол)литра молока, отрезать (пол)спелого яблока, налить (пол)ведра воды, исписать (пол)тетради; дорога (не)ровная, но короткая; (не)зачем расстраиваться, (не) заселенный жителями дом,  (не)подлежащее разделу имущество, (ни)чего (не)понимающий зверек, никому (не)нужная встреча, афиши (не)расклеены, (не)смотря на (не)погоду, (не)договорил фразу до конца.



Ответы: I вариант 1) 25 2) 4 3) 13 4)34 5) 1 6) 3 7) 3 8) 1235 9) обеспечение А1) 2 А2) 4 А3) этом, тех, кто, этого

А 4)18 А5) 17 А6) 6 А7) 3,4 А.8 3,5 А.9 2,3,4,5


II вариант 1) 235 2) 4 3) 14 4) 1234 5) 1 6) 3 7) 2 8) 134 9) принудить А1) 1 А2) 4 А3) те, кто, её, все А4) 2524 А5) 33 А6) 2 А7) 1,2 А.8 2,5. А.9. 2,3, 5



III вариант 1)25 2) 4 3) 1234 4) 1234 5) 14 6) 3 7) 3 8) 124567 9) балованный А1) 2 А2) 4 А3)все, этим, свою А4) 7 А5) 4 А6) 6 А7) 2,34 А.8. незаконченная А.9 НЕСМОТРЯ НА ПОЭТОМУ




IV вариант 1) 34 2) 3 3) 134 4) 1234 5) 1 5) 4 7) 2 8) 1245 9) положил А1) 1 А2) 4 А3) свою А4) 37 А5) 29 А6) 2 А7) 1,2 А.8. 2, 34 А.9. НЕОБЫКНОВЕННО