КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 3
Внимание!
Инструкция для ученика:
1. Внимательно читайте задание, прежде чем его выполнять.
2. Каждое задание вы должны выполнить сначала на НЕОБХОДИМОМ УРОВНЕ (отметка за задание не более «4» – хорошо).
3. После выполнения необходимого уровня вы можете выбрать:
выполнить это же задание, но уже на программном уровне (претендуя на отметку «5» – отлично);
перейти к следующему заданию.
4. Рассчитывайте время так, чтобы выполнить все шесть заданий хотя бы на необходимом уровне!
ЗАДАНИЕ 1 (определять век, место события в прошлом)
Необходимый уровень (на «хорошо», но не «отлично»):
А) Правильно расположите на ленте времени даты:
Б) Поставьте под даты соответствующие им события:
Программный уровень (на «отлично»):
А) Правильно расположите на ленте времени, поделенной на этапы российской истории, номера событий, явлений или достижений из истории разных народов нашей страны:
1. Слияние племен в древнерусскую народность.
2. Расселение славянских и тюркских племен.
3. «Слово о полку Игореве».
4. «Повесть временных лет».
5. София Новгородская.
6. Образование пути «из варяг в греки».
Б) Надпишите название того этапа, который можно обозначить как «Раздробленность на Руси».
VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
______________________ | _________________ | _______ | |
ЗАДАНИЕ 2 (выделять главное и обобщать)
Необходимый уровень (на «хорошо», но не «отлично»):
стрелками соотнесите имя князя и главное событие или явление отечественной истории, связанное с ним.
Князь | Стрелка | Событие или явление истории |
Рюрик | | Русская Правда |
Владимир I | | Путь «из варяг в греки» |
Ярослав Мудрый | | Любечский съезд 1097 г. |
Владимир Мономах | | Крещение Руси |
Программный уровень (на «отлично»):
стрелкой соотнесите имя князя и фразу из источника, определяющую сохранившуюся о нем память в истории России.
Князь | Стрелка | Фраза источника, определяющая память в истории |
Ярослав Мудрый | | «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?!» |
Олег | | «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». |
Рюрик | | «И сел … княжить в Киеве и сказал: «Да будет Киев матерью городам русским». |
Владимир I | | «У ласкового князя … во стольном городе во Киеве собирались на пир и богатыри могучие, и купцы торговые, и мужики деревенские». |
Владимир Мономах | | «Он засеял книжными словесами сердце верных людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное…» |
ЗАДАНИЕ 3 (группировать исторические факты, явления, понятия)
Необходимый уровень (на «хорошо», но не «отлично»):
используя список, расставь понятия по признакам, доказывающим, что жители Руси взошли на ступень цивилизации.
СПИСОК: князь, дружина, бояре, вотчина, летописи.
Программный уровень (на «отлично»):
Расставь номера характеристик общества Древней Руси по признакам, доказывающим, что Русь взошла на ступень цивилизации.
Характеристики жизни на Руси:
1. Холопы трудились на полях и в вотчинных усадьбах.
2. На пирах пели былины о подвигах доблестных витязей.
3. На погостах по всей земле собирали дани в киевскую казну.
4. Монахи на пергаменте запечатлевали важнейшие события истории.
5. Ремесленники, торговцы и вотчинники собирались на шумные веча.
Признаки цивилизации | Понятия | Характеристики жизни на Руси |
Города (хозяйство) | | |
Государство | | |
Письменность | | |
Расслоение | | |
ЗАДАНИЕ 4 (определять причины и следствия)
Необходимый уровень (на «хорошо», но не «отлично»):
расставьте события и явления в правильной последовательности: причины – следствия (буквы, обозначающие события, впишите в соответствующие колонки таблицы).
События и явления:
А) Возникновение городских поселений Киева, Новгорода и других.
Б) Распад родовых общин и формирование соседских в землях восточных славян и их соседей.
В) Объединение севера и юга восточнославянских земель в Древнерусское государство.
Программный уровень (на «отлично»):
выберите из списка верные причины и предпосылки образования Древнерусского государства и последствия этого процесса (расставьте номера соответствующих утверждений в колонки таблицы).
Список:
1. Племена Восточной Европы объединяются под рукой одной династии.
2. Восточные славяне и их соседи втягиваются в торговлю по пути «из варяг в греки».
3. В битвах с руссами византийцы применяют «греческий огонь».
4. Вокруг восточнославянских князей складываются дружины профессиональных воинов.
5. Князь Святослав погиб в битве с печенегами.
6. Объединенное войско восточнославянских племен навязывает Византии выгодный для себя торговый договор.
7. Родовые общины восточных славян расслаиваются на знать и простых общинников.
8. Хазары и норманны облагают данью племена восточных славян и их соседей.
Причины образования Древнерусского государства | Последствия этого процесса |
| |
ЗАДАНИЕ 5 (определять и объяснять свои оценки исторических явлений)
Представьте, что вы – гражданин современной России – оказались на месте одного из русских князей XII в., перед которым стоит выбор – продолжать подчиняться Киеву, отделиться и владеть самостоятельным княжеством или поступить как-то по-другому. Зная последствия раздробленности для Руси и ее жителей, что бы вы выбрали?
Необходимый уровень («хорошо», но не «отлично»):
записать позицию и привести в ее поддержку один логически оправданный аргумент и один исторический факт, подтверждающий аргумент.
Программный уровень («отлично»):
записать позицию и привести в ее поддержку не менее трех аргументов и фактов. Или же рассмотреть вопрос с разных точек зрения (каждую подтвердив минимум одним аргументом и фактом) и сделать финальный вывод – что бы вы выбрали.
Максимальный уровень («превосходно»):
выполнить задание на программном уровне, но при этом использовать информацию, не изучавшуюся на уроках.
БЛАНК ОТВЕТА
Позиция | Я считаю, что _____________________________________________ __________________________________________________________ |
Аргумент(ы) и факт(ы) | Потому что ________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |