Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
для проведения контрольной работы по физике
по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» в 7 классе
Предмет: «физика»7 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина
Вид контроля: текущий (тематический)
Тема: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Номер задания | Описание элементов предметного содержания |
1.1.22 | А1, А2, А3 | Давление. Атмосферное давление |
1.1.23 | А4 | Закон Паскаля |
1.1.24 | А5, С8 | Закон Архимеда |
1.5.3 | А3, В7 | Физические величины. Измерения физических величин. |
1.1.9 | А6 | Сила. Сложение сил |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Номер задания | Описание элементов метапредметного содержания |
2.2.1 | А1, А2, А3, А5 | Умение определять понятия (познавательное УУД) |
2.2.2 | В7 | Умение классифицировать (познавательное УУД) |
2.2.3 | А2, А6 | Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
2.2.4 | А2, А6, С8 | Умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы |
2.2.6 | Работа | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших тему «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Код | Номер задания | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1.2 | А1, А2 | Знание и понимание смысла физических величин (давление) |
3.1.3 | А4, А5, А6, С8 | Знание и понимание смысла физических законов Паскаля, Архимеда |
3.1.4 | А4, А5, А6, С8 | Умение описывать и объяснять физические явления: передача давления жидкостями и газами, плавание тел |
3.2.1 | А6 | Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения |
3.2.3 | А5, А6, С8 | Умение проводить анализ данных |
3.2.6 | А4, А2, С8 | Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы |
3.3 | А1, А2, А4, С8 | Решение физических задач |
3.4.1 | А1, А2, А4, С8 | Понимание смысла использованных в заданиях физических терминов |
3.5.1 | А4, С8 | Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения учащимися 7 класса содержания темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» учебного предмета «физика», а также содержанием темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией А.В. Пёрышкина.
Контрольная работа состоит из 8 заданий: 7- задания базового уровня, 1 - повышенного.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам
предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки,
типам заданий и времени выполнения
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
А1 | Базовый | 1.1.22, 2.2.1 | Тест с выбором ответа | 5 мин |
А2 | Базовый | 1.1.22, 2.2.3, 2.2.4 | Тест с выбором ответа | 5 мин |
А3 | Базовый | 1.1.22, 1.5.3, 2.2.2 | Тест с выбором ответа | 2 мин |
А4 | Базовый | 1.1.23 | Тест с выбором ответа | 3 мин |
А5 | Базовый | 1.1.24 | Тест с выбором ответа | 5 мин |
А6 | Базовый | 2.2.4, 2.2.3, 1.1.9 | Тест с выбором ответа | 5 мин |
В7 | Базовый | 1.5.3, 2.2.2 | Задание на соответствие, множественный выбор | 5 мин |
С8 | Повышенный | 1.1.24, 2.2.4 | Расчётная задача с развёрнутым решением | 10 мин |
Оценка правильности выполнения задания | Базовый | Выполнение теста на знание информации и применения репродуктивных способов деятельности | Сверка с эталоном | Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем |
Повышенный | 2.2.6 | Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
На выполнение 8 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания | Количество баллов |
1 - 6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 | Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8 | Максимальное количество баллов – 3 Если: полностью записано условие, содержатся пояснения решения, записаны формулы, записан перевод единиц измерения в СИ, вычисления выполнены верно, записан подробный ответ – 3 балла Если: записано условие, отсутствуют пояснения решения, записаны формулы, не записан перевод единиц измерения в СИ, вычисления выполнены верно, записан ответ – 2 балла Если: записано условие, отсутствуют пояснения решения, записаны формулы, не записан перевод единиц измерения в СИ, содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, записан ответ – 1 балл Если ход решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания | Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого | 11 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
11-10 | 5 |
9 - 8 | 4 |
7 - 5 | 3 |
меньше 5 | 2 |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся
содержания темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Код требования к уровню подготовки | № задания контрольной работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1.2 | А1, А2 | Выполнено одно задание | Выполнено 2 задания | |
3.1.3 | А4, А5, А6, С8 | Выполнено одно задание | Выполнено задание А4, А5 | Задание выполнено |
3.1.4 | А4, А5, А6, С8 | Выполнено одно задание | Выполнено задание А4, А5 | Задание выполнено |
3.2.1 | А6 | Задание не выполнено | Задание выполнено | |
3.2.3 | А5, А6, С8 | Выполнено задание А4 или А5 | Выполнено задание А4, А5 | Задание выполнено |
3.2.6 | А2, А4,С8 | Выполнено задание А4 или А2 | Выполнено задание А4, А2 | Задание выполнено |
3.3 | А1, А2, А4, С8 | Выполнено одно задание части А | Выполнено задание А1, А2 | Задание выполнено |
3.4.1 | А1, А2, А4, С8 | Выполнено одно задание части А | Выполнено задание А1, А2 | Задание выполнено |
3.5.1 | А4, С8 | Задание не выполнено | Выполнено задание А4 | Задание выполнено |
Показатели сформированности у обучающихся метапредметных умений
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.2.1 | А1, А2, А3, А5 | Выполнено три задания | Не выполнено три задания |
2.2.2 | В7 | Выполнено задание | Не выполнено задание |
2.2.3 | А2, А6 | Выполнено одно задание | Не выполнено одно задание |
2.2.4 | А2, А6, С8 | Выполнено два задания | Не выполнено два задания |
2.2.6 | Оценка правильности выполнения задания | Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются | Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
Контрольная работа
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
ВАРИАНТ № 1
Уровень А
1. Трактор массой 6 т имеет площадь обеих гусениц 2 м2. Найдите давление трактора на почву.
1) 15 Па;
2) 15 кПа;
3) 30 Па;
4) 30 кПа.
2. В открытой цистерне, наполненной до уровня 4 м, находится жидкость. Ее давление на дно цистерны равно 28 кПа (без учета атмосферного давления). Плотность этой жидкости равна
1) 1400 кг/м3;
2) 7000 кг/м3;
3) 700 кг/м3;
4) 70 кг/м3.
3. Какие приборы служат для измерения атмосферного давления?
А. Ртутный барометр
Б. Барометр-анероид
1) Только А;
2) Только Б;
3) А и Б;
4) Ни А, ни Б.
4. Определите площадь малого поршня гидравлической машины, если, при действии на большой
поршень площадью 40 см2 силой 4 кН, на малый действует сила 800 Н.
1) 8см2;
2) 800 см2;
3) 20см2;
4) 0,08 см2.
5. Какая выталкивающая сила действует на гранитный булыжник объемом 0,004 м3, лежащий на дне озера? Плотность воды 1000 кг/м3.
1) 1200 Н;
2) 40 Н;
3) 98 Н;
4) 234 Н.
6. В воду поместили дубовый шарик. Что будет происходить с шариком? Плотность воды 1000 кг/м3, а дуба 700 кг/м3.
1) Опустится на дно; 2) Будет плавать внутри жидкости; 3) Будет плавать на поверхности; 4) Среди ответов нет правильного. | |
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Давление жидкости Б) Архимедова сила В) Сила давления | ФОРМУЛЫ 1) ρgV 2) F/S 3) m•g 4) ρgh 5) p•S |
Уровень С
8. Масса оболочки воздушного шара составляет 200 кг. При надувании его гелием шар принимает объем 1000 м3, при этом плотность гелия в шаре 0,18 кг/м3. Плотность воздуха 1,29 кг/м3. Какую максимальную массу груза может поднять этот шар?
Контрольная работа
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
ВАРИАНТ №2
Уровень А
1. Книга лежит на столе. Масса книги равна 0,6 кг. Площадь ее соприкосновения со столом равна 0,08 м2. Определите давление книги на стол.
1) 75 Па;
2) 7,5 Па;
3) 0,13 Па;
4) 0,048 Па.
2. Давление, создаваемое водой на дне озера, равно 4 МПа. Плотность воды 1000 кг/м3. Если не учитывать атмосферное давление, то глубина озера равна
1) 4 м;
2) 40 м;
3) 400 м;
4) 4000м.
3. Альпинисты поднимаются к вершине горы. Как изменяется атмосферное давление по мере движения спортсменов?
1)Увеличивается;
2) Уменьшается;
3) Не изменяется;
4) Среди ответов нет правильного.
4. Площадь малого поршня гидравлической машины 10 см2, на него действует сила 1 кН. Какую силу необходимо приложить к большому поршню, чтобы поршни были в равновесии? Площадь большого поршня 500 см2.
1) 50 Н;
2) 20 Н;
3) 500 Н;
4) 50 кН.
5. Аэростат объемом 1000 м3 заполнен гелием. Плотность гелия 0,18 кг/м3, плотность воздуха
1,29 кг/м3. На аэростат действует выталкивающая сила, равная
1) 1,29 кН;
2) 1,8 кН;
3) 12,9 кН;
4) 180 кН.
6. Как будет вести себя тело, изображенное на рисунке?
1) Утонет; 2) Будет плавать внутри жидкости; 3) Будет плавать на поверхности; 4) Опустится на дно. | |
Уровень B
7. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ А) Закон о передаче давления жидкостями и газами Б) Впервые измерил атмосферное давление В) Получил формулу для расчета выталкивающей силы | ИМЕНА УЧЕНЫХ 1) Архимед 2)Броун 3) Торричелли 4) Ньютон 5) Паскаль |
Уровень С
8. Площадь плота, изготовленного из сосновых брусьев квадратного сечения, равна 4 м2, толщина
30 см. Какую максимальную массу груза может удержать плот? Плотность сосны 500 кг/м3, а воды 1000 кг/м3.