Контрольно-измерительный материал по биологии за 1 полугодие
для учащихся 6 класса
1. Назначение работы – текущая аттестация за 1 полугодие с целью определения уровня освоения учащимися 6 класса основной образовательной программы.
2. Содержание работы соответствует содержанию федеральной образовательной программе по биологии для основного общего образования.
3. Структура работы. Работа состоит из 16 заданий: 12 заданий с выбором одного правильного ответа, 1 задания с кратким ответом, 2 задания на множественный выбор, 1 задания на установление верной последовательности.
4. На выполнение работы отводится 30 минут.
5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Каждое задание части 1 (№1-12) оценивается в 1 балл, части 2 (№13-15) – в 2 балла (если ответ без ошибок, при одной ошибке – в 1 балл, в других случаях – 0 баллов), правильно выполненное задание №16 оценивается в 3 балла, за каждую ошибку снимается по 1 баллу.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 20 баллов.
Кодификатор
Код раздела | Код проверяемого элемента | Проверяемые элементы содержания |
1 | Растительный организм |
1.1 | Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой |
1.2 | Общие признаки растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные растения |
1.3 | Растительная клетка. Изучение строения растительных клеток и пластид под микроскопом |
1.4 | Растительные ткани. Сравнительное изучение тканей растительного организма под микроскопом |
1.5 | Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма. Корневая и побеговая системы растений |
2 | Строение и жизнедеятельность растительного организма |
2.1 | Питание растения. Корень – орган почвенного (минерального) питания. Строение и функции корня. Изучение строения кончика корня. Видоизменение корней |
2.2 | Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика. Лист – орган воздушного питания (фотосинтеза). Строение и функции листа. Видоизменения листьев. Значение фотосинтеза в природе и для человека |
2.4 | Транспорт веществ в растении. Строение и функции стебля. Изучение внутреннего строения древесного стебля. Видоизменение побегов. Корневище. Клубень. Луковица |
| 2.5 | Рост растения. Конус нарастания побега и кончик корня. Развитие побега из почки. Ветвление побегов. Применение знаний о росте растения в сельском хозяйстве |
| 2.6 | Семя. Изучение строения семян. Условия прорастания семян |
№ | Проверяемый элемент содержания | Тип задания | Уровень сложности | Балл |
1 | Биология как наука | ВО | Б | 1 |
2 | Типы корневых систем | ВО | Б | 1 |
3 | Растительная клетка | ВО | Б | 1 |
4 | Строение семян | ВО | Б | 1 |
5 | Транспорт веществ в растении | ВО | Б | 1 |
6 | Растительные ткани | ВО | Б | 1 |
7 | Строение и функции корня/листа | ВО | Б | 1 |
8 | Строение и функции вегетативных органов | ВО | Б | 1 |
9 | Развитие побега из почки. | ВО | Б | 1 |
10 | Процессы жизнедеятельности органов растений (фотосинтез, транспирация) | ВО | Б | 1 |
11 | Условия прорастания семян | ВО | Б | 1 |
12 | Растительная клетка (химический состав) | ВО | Б | 1 |
13 | Органы и системы органов растений | МО | П | 2 |
14 | Органы и системы органов растений | РО | П | 2 |
15 | Строение корня. Строение стебля | УП | П | 2 |
16 | Внешнее строение листа | МО | П | 3 |
Критерии оценивания:
20-18 баллов – оценка 5
17-14 баллов – оценка 4
13-10 баллов – оценка 3
9 баллов и менее – оценка 2
Контрольная работа по биологии для 6 класса за 1 полугодие
1 вариант
1. Как называется наука, изучающая царство растений?
а) биология б) ботаника в) цитология г) гистология
2. Какое растение имеет мочковатую корневую систему?
а) свекла б) одуванчик в) редис г) пшеница
3. Какую функцию в клетках растения выполняет хлорофилл?
а) транспортирует к клеткам кислород б) поглощает солнечный свет
в) поглощает воду г) транспортирует к клеткам углекислый газ
4. Зародыш семени фасоли при прорастании получает питательные вещества из
а) околоплодника б) семядолей в) эндосперма г) почвы
5. По каким структурам стебля поступают вода и минеральные соли?
а) по сосудам б) по ситовидным трубкам в) по лубяным волокнам г) по камбию
6. Определите ткань по описанию.
Ткань состоит из длинных клеток – волокон и придает упругость и прочность всем органам растений
а) механическая) б) образовательная в) покровная г) проводящая
7. Вегетативный орган растения, через который происходит испарение воды:
А) стебель Б) лист В) корень Г) цветок
8. Ствол у дерева растёт в толщину благодаря делению клеток
а) луба б) древесины в) камбия г) коры
9. Цветки на побеге развиваются из:
а) спящей почки б) генеративной почки в) вегетативной почки г) верхушечной почки
10. Процесс образования органических веществ в хлоропластах на свету, называется:
а) испарение б) корневое давление в) газообмен г) фотосинтез
11. При прорастании семян первым появляется:
а) зародышевая почечка б) зародышевый стебелёк в) зародышевый корешок г) семядоли
12. При нанесении раствора йода на клубень картофеля происходит тёмно-синее окрашивание клубня. Это доказательство того, что клетки растений присутствует:
А) вода б) масло в) крахмал г) белки
13. Выберите 3 функции, которые выполняет цветок:
а) накапливает питательные вещества
б) привлекает насекомых-опылителей
в) обеспечивает передвижение веществ
г) является органом полового размножения
д) превращается в плод
14. Выберите лишнее понятие и объясните свой выбор: цветок, побег, плод с семенами
15. Расставьте зоны корня от верхушки корня к побегу:
а) зона проведения б) зона деления в) зона всасывания г) зона роста
Продолжение на обороте!
16. Рассмотрите фотографию листа винограда. Выберите характеристики
А. тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б.жилкование листа 1) параллельное 2) дуговое 3) пальчатое 4) перистое | |
В. Форма листа | Г. Край листа |
Контрольная работа по биологии для 6 класса за 1 полугодие
2 вариант
1. Как называется наука, изучающая строение и жизнедеятельность клеток?
а) биология б) ботаника в) цитология г) гистология
2. Какое растение имеет стержневую корневую систему?
а) осока б) гладиолус в) пшеница г) редис
3. Какую функцию в клетках растения выполняет вакуоль?
а) фотосинтез б) запас питательных веществ в) дыхание г) несет наследственную информацию
4. Зародыш семени пшеницы при прорастании получает питательные вещества из
а) околоплодника б) семядолей в) эндосперма г) почвы
5. По каким структурам стебля идет поток органических веществ от листьев в стебель
а) по камбию б) по ситовидным трубкам в) по лубяным волокнам г) по сосудам
6. Определите ткань по описанию.
Ткань состоит из мелких клеток с крупными ядрами, за счет деления клеток которой происходит рост побега, разрастание листьев, утолщение стеблей и корней
а) механическая б) образовательная в) проводящая г) основная
7. Вегетативный орган растения, закрепляющий и удерживающий растение в почве
а) лист б) побег в) корень г) плод
8. Устьица находятся на
а) стебле б) верхней стороне листа в) нижней стороне листа г) корнях
9. Стебель и листья развиваются из
а) генеративной почки б) вегетативной почки в) верхушечной почки г) спящей почки
10. Процесс испарения воды растением называется:
а) фотосинтез б) транспирация в) газообмен г) корневое давление
11. Молодое растение со стеблем и листьями, появившееся над землёй, называется
а) зародыш б) заросток в) проросток г) черенок
12. При надавливании карандашом на семя подсолнечника на бумаге появляется пятно. Это доказательство того, что семена содержат:
А) воду б) масло в) крахмал г) белки
13. Выберите 3 основных функции листа:
а) образует питательные вещества
б) является органом полового размножения
в) обеспечивает дыхание растения
г) запасает питательные вещества
д) удаляет излишки воды
14. Выберите лишнее понятие и объясните свой выбор: корень, лист, стебель, плод с семенами.
15. Расставьте слои стебля от наружного слоя к его центру:
а) луб б) сердцевина в) кора г) древесина д) камбий
Продолжение на обороте!
16. Рассмотрите фотографию листа инжира. Выберите характеристики.
А. тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б.жилкование листа 1) параллельное 2) дуговое 3) пальчатое 4) перистое | |
В. Форма листа | Г. Край листа |