СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Общество как мир культуры" обществознание 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Общество как мир культуры" обществознание 10 класс»

Контрольная работа «Общество как мир культуры»

Вариант - №1

Часть I.

1. Общепринятым является деление культуры на:

1) духовную и экономическую                

2) духовную и материальную

3) идеальную и материальную            

4) политическую и экономическую

2 . Наукой о морали, нравственности является:

1) этика 2) эстетика 3) экзистенция 4) эклектика

3. Верны ли суждения о совести?

А) Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия.

Б) Совесть, как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

4. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации:

1) очная 2) заочная 3) очно – заочная 4) дистанционная

5. Что отличает религию от других областей духовной культуры:

1) использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) опора на представление о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

6. Верны ли суждения о науке?

А) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.

Б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Часть II.

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «образование».

Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ _______________

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

(А) Считается что термин, обозначающий совесть», появился в Древней Греции благодаря учению стоиков. (Б) Стоицизм как философская школа возник во времена раннего эллинизма и сохранил своё влияние вплоть до конца античного мира. (В) Стоики утверждали, что человек, совершающий грехи и безнравственны поступки, занимается саморазрушением. (Г) Философию стоицизма исповедовали Сенека, Марк Аврелий, Диоген Лаэртский.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов:

А

Б

В

Г





3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Религиозное верование человека означает внутреннюю__________(А) в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует _________(Б), путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает ________(В) и тем самым преодолевает ___________ (Г), утешает, облегчает страдания. Являясь составной частью __________(Д), религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных __________(Е) между собой».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) верование 5) культура

2) мировоззрение 6) убеждённость

3) общение 7) одиночество

4) ценность

В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

А

Б

В

Г

Д

Е







Часть III.

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Образование в обществе.

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?...
Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…
Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…
Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н.Смелзер.

1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?
2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.
3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает? 
4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.
















Контрольная работа «Общество как мир культуры»


Вариант - №2

Часть I.

1. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются:

1) культурными символами                

2) духовными идеалами

3) культурными универсалиями            

4) духовными приоритетами

2 . Центральными в этике являются понятия:

1) общего и частного 2) добра и зла

3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального

3. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией:

1) долга 2) совести 3) чести 4) достоинства

4. Верны ли суждения о морали?

А) Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека.

Б) Мораль – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представлений о наиболее возвышенном в человеке.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А5. Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний:

1) наука 2) образование 3) культура 4) искусство

6. Выберите верное высказывание?

1) государственной религией России является православие

2) государственными религиями России являются православие и ислам

3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм

4) в России нет государственной религии

Часть II.

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «духовность».

Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ _______________

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.

(А) На протяжении веков менялось философское понимание свободы. (Б) Так, на ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) под свободой чаще рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. (В) По мнению учёных, действующих в рамках социологического подхода, свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого.. (Г) Сторонники этико – психологического подхода рассматривают свободу как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов:

А

Б

В

Г





3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили_________(А) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование ___________(Б) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями ___________(В) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой _________(Г). Наиболее ценными качествами являются уровень ___________(Д), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в _________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) наука 5) производство

2) промышленность 6) образование

3) политика 7) прогресс

4) экономика

В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

А

Б

В

Г

Д

Е







Часть III.

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношения людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других не ценных и даже «антиценных»…
Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется ввиду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.
Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.
И.Г. Петров.

1. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществознания, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.






















Ключи

часть I

1 – вариант

2 - вариант

1

2

3

2

1

2

3

3

4

4

4

4

5

2

1

6

3

4

часть II



1

философия

право

2

2121

1222

3

623751

127465

часть III





1.Образование в обществе.
1) В ответе должны быть указаны следующие изменения:
- демократическая революция
- промышленная революция
- становление самого института образования
2) В ответе должны быть указаны следующие задачи:
- повысить грамотность будущих избирателей;
- обеспечить равенство социальных возможностей;
- подготовить квалифицированных работников.
3). 1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например:
- семья
-армия;
- церковь;
- право;
- политическая партия
2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:
- институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами;
- институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству.
4) 1) Должно быть приведено понятие – «социальная мобильность»
2) Должен быть указан термин «социальный лифт»
3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: армия, церковь, политические партии, профсоюзы.

1.Ценности в жизни человека и развитии общества
1) В ответе указывается, что 
- на основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей;
2) В ответе указываются следующие факторы:
- опыт
- эмоциональные переживания
3) В ответе называются следующие группы ценностей:
- индивидуальные
- групповые
- общечеловеческие
В ответе сделан вывод, что принцип равенства граждан перед законом следует отнести к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи.)
4) В ответе указывается, что с помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей.
В ответе называют две основные группы социальных норм:
- моральные нормы
- правовые нормы.
Примером моральных норм могут служить так называемые простые нормы нравственности: не убей, не укради и др.
В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности: на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др.











Критерии оценивания (10 класс)

Часть 1.

Задания – (1-6) – 1 балл

Часть 2.

Задания – (1-3) – 2 балла

Часть 3.

Задания – (1-4) – 3 балла


Итого – 24 балла


24 -22 балла – «5»

21- 18 баллов – «4»

17- 14 баллов – «3»

Менее 14 баллов – «2»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя