Автор: Учитель географии МБОУ СОШ№44 г. Ставрополь
Ставицкая Елена Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Полугодовой контрольной работы (для промежуточной аттестации)
по географии для учащейся 6 класса
2020-2021 учебный год
Цель: проверка фактического уровня теоретических знаний, практических умений у обучающихся 6 класса по географии по учебной программе за год.
1. Назначение КИМ.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения шестиклассниками федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии за 6 класс.
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Годовая контрольная работа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по географии, программы География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда».5-11 классы. В.П. Максаковского.10-11 классы. Базовый уровень:учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.И. Алексеев и др..- 2-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2020.
Учебник География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев и др.
– 9-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 191с.:ил.,карт. – (Полярная звезда).
3. Структура контрольной работы.
Работа состоит из 25 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса.
Контрольная работа предусматривает разные виды учебной деятельности.
Задания I части (1-9) позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, пространственных представлений.
Во II части представлены задания (10-20), в которых необходимо сделать множественный выбор или дать краткий ответ, а также проверить сформированность простейших географических умений. Задания III части (21-25) направлено на проверку умения устанавливать соответствие.
5. Время выполнения работы.
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
6. Число вариантов в работе.
Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За каждый правильный ответ (№1-25) ставится 1 балл. Максимальный балл за работу – 25 баллов.
8. Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки
Школьная оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Первичный балл | 25-23 | 22-18 | 17-12 | 11 и менее |
Контрольная работа за год (промежуточная аттестация) по географии за год 6 класс
Вариант №1
1.Гидросфера – это:
1)газовая оболочка Земли 2) твердая оболочка Земли 3)водная оболочка Земли
2. Погода - это:
1) многолетний режим осадков;
2) состояние тропосферы в данном месте в данное время;
3) метеосводка за месяц.
3. Ветер – это:
1) газовая оболочка Земли
2) горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области с высоким давлением в область с низким
3) остывание поверхности Земли
4. Самый большой остров на Земле:
1) Мадагаскар; 2) Сахалин; 3) Гренландия.
5. Волны, образующиеся под влиянием фаз луны:
1) цунами; 2) приливы и отливы; 3) ураганы; 4) прибой.
6. В каком слое атмосферы сосредоточено 80% всей массы воздуха:
1) Стратосфера; 2) Ионосфера;
3) Тропосфера; 4) Озоновый слой.
7. Укажите не верное утверждение:
1) чем меньше угол падения солнечных лучей на Землю, тем меньше тепла она получает;
2) температура воздуха в течение суток не меняется;
3) угол падения солнечных лучей зависит от широты местности;
4) в тропиках холоднее, чем на полюсе.
8. Сколько грамм соли содержится в воде Мертвого моря, если его соленость составляет 300 ‰.
9. Соотнесите материк и озера на его территории:
1) Евразия А) Танганьика
2) Африка Б) Великие озера
3) Северная Америка В) Байкал
10. Распределите газы по мере уменьшения их доли в составе атмосферного воздуха:
1) углекислый газ; 2) азот; 3) кислород;
11. Солёность воды измеряется:
1) в граммах; 2) промилле; 3) в сантиметрах; 4) в процентах.
12. Соотнесите расы и их признаки:
1) Европеоидная А) Желтоватая кожа, узкий разрез глаз
2) Монголоидная Б) Светлая кожа, прямые волосы
3) Негроидная В) Темная кожа, жесткие курчавые волосы
13. Прибор, измеряющий атмосферное давление - это
1) анемометр; 2) барометр; 3) термометр.
14. Бриз – это:
1)ветер, меняющий направление 2 раза в сутки; 2)ветер, меняющий направление по сезонам;
3) приход влажной воздушной массы.
15. Главное свойство почв:
1) по ней можно ходить; 2)плодородие; 3) в ней могут жить грызуны; 4) она тонкая.
16. Основатель науки о биосфере:
1) В.И. Вернадский; 2) М. Бехайм; 3) В.В. Докучаев
17. Чем больше разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности, тем:
1)ветер сильнее; 2) ветер слабее; 3)атмосферное давление не влияет на ветер.
18. Выберите объект, подходящий понятию – «Культурный ландшафт»
1) поле кукурузы 2) город 3) березовая роща
19. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда дул южный ветер? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
20. Свойство географической оболочки, связанное с ярко выраженными различиями природных условий в зависимости от широты:
1) целостность; 2) зональность; 3) ритмичность.
21. На метеорологической станции города N в январе были проведены наблюдения за направлением ветра. По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы. Какой ветер чаще всего дул в январе? В каком направлении дует этот ветер?
22. Укажите верное утверждение о географической оболочке:
1) такая оболочка есть у всех планет; 2)занимает всю литосферу до ядра;
3) в пределах нее соприкасаются все Земные оболочки; 4)совокупность природных комплексов.
23. Установите соответствие между географическими особенностями и природными
зонами, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А) произрастание мхов, лишайников, кустарничков Б) переходная зона от тайги к зоне широколиственных лесов В) умеренно холодная, снежная зима и тёплое лето Г) большая заболоченность территории Д) произрастание берёзы, осины, ели, сосны, дуба Е) распространение многолетней мерзлоты | 1) тундра 2) смешанные леса |
24. Определить объект по его краткому описанию:
Это части морей или океанов, вдающиеся в сушу. Самые большие Гвинейский, Бенгальский, Бискайский.
25. Установите соответствие:
1) Скорость ветра А) барометр
2) Атмосферное давление Б) гигрометр
3) Влажность В) осадкомер
4) Количество осадков Г) анемометр
Контрольная работа за год (промежуточная аттестация) по географии за год 6 класс
Вариант №2
1. Атмосфера – это:
1) водная оболочка Земли 2) воздушная оболочка Земли 3) твердая оболочка Земли
2. К водам суши относят:
1) реки, озера, болота; 2) океаны, реки, ледники; 3) моря, океаны, болота.
3. Благодаря чему происходит мировой круговорот воды:
1) вода медленно нагревается; 2) вода, замерзая, увеличивается в объеме;
3) вода растворяет многие вещества; 4) вода может превращаться то в пар, то в лед, то в жидкость.
4.Самое большое по площади озеро на Земле:
1)Большое медвежье; 2)Виктория; 3)Ладожское; 4)Каспийское
5. Плавающие гигантские глыбы, отколовшиеся от ледников, сползающих с суши в море?
1) Океанические течения 2) Ледники 3) Айсберги
6. Участок суши, со всех сторон окруженный водой:
1) Полуостров; 2) Остров; 3) Архипелаг;
7. Главные факторы климата:
1) Географическая широта 2) образование облаков
3) близость морей и океанов 4) рельеф
8. Какова соленость Красного моря, если в 1 литре его воды растворено 42 грамма соли?
9. Установите соответствие:
1) Углубление, в котором протекает река А) Исток
2) Начало реки Б) Русло
3) Место впадения реки в море, океан, другую реку В) Речная система
4) Главная река со всеми притоками Г) Устье
10. Распределите газы по мере увеличения их доли в составе атмосферного воздуха:
1) углекислый газ; 2) азот; 3) кислород;
11. В чем измеряют абсолютную влажность:
1) %; 2) кг; 3) г/м3; 4) мм.
12. Установите соответствие площади океанов:
1) Тихий А) 14.7 млн км2
2) Северный Ледовитый Б) 91,6 млн км2
3) Индийский В) 76.2 млн км2
4)Атлантический Г) 178,6 млн км2
13. Прибор, измеряющий температуру воздуха - это
1) анемометр; 2) барометр; 3) термометр.
14. Муссон – это:
1)ветер, меняющий направление 2 раза в сутки;
2)ветер, меняющий направление по сезонам;
3) приход влажной воздушной массы.
15. Тонкий поверхностный слой земли, обладающий плодородием:
1) песок; 2)гранит ; 3) глина; 4) почва.
16. Основатель науки о почвах:
1) В.И. Вернадский; 2) М. Бехайм; 3) В.В.Докучаев
17. Летний муссон дует:
1) с моря на сушу; 2) с суши на море ; 3) в океане.
18. Выберите объект, не подходящий понятию – «Культурный ландшафт»
1) поле кукурузы 2) тайга 3) березовая роща
19. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха была выше + 3 градусов? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
20. Свойство географической оболочки, связанное со сменой дня и ночи, сезонов года:
1) целостность; 2) зональность; 3) ритмичность.
21. На метеорологической станции одного из городов проведены наблюдения за направлением ветра. По итогам этих наблюдений построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы. Какой ветер чаще всего дул за период наблюдения?
В каком направлении дует этот ветер?
22. Укажите неверное утверждение о географической оболочке:
1) такая оболочка есть у всех планет;
2)занимает всю литосферу до ядра;
3) в пределах нее соприкасаются все Земные оболочки;
4)совокупность природных комплексов.
23. Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами, для которых они характерны: для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
А) произрастание на одной территории хвойных и лиственных деревьев Б) местообитание зубра, лося, барсука, бобра В) тёплая сухая зима и жаркое дождливое лето Г) умеренно холодная, снежная зима и тёплое лето Д) произрастание баобаба и зонтичной акации Е) местообитание крупных птиц: страуса, фламинго, птицы-секретаря | 1) смешанные леса 2) саванны и редколесья |
24. Определить объект по его краткому описанию:
Это части суши, со всех сторон, окруженные водой. Самые большие Гренландия, Мадагаскар, Исландия.
25. Установите соответствие:
1) Направление ветра А) термометр
2) Температура воздуха Б) гигрометр
3) Влажность В) осадкомер
4) Количество осадков Г) флюгер