Контрольная работа по лирике М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Часть 1.
- 1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?
- А) гражданская тематика;
- Б) вольнолюбие;
- В) пейзаж;
- Г) тема одиночества
2. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?
- А) одиночества; изгнанничества;
- Б) бунтарства, стихийного порыва;
- В) непонятности, страдания, тоски;
- Г) избранности
3 . В начале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
- А) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;
- Б) тучи никто не гонит, у них нет Родины;
- В) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.
4. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
- А) свободолюбивым порывом;
- Б)неразделенностью любви;
- В) непрочностью человеческих отношений;
- Г) бунтарством, мятежным неприятием мира.
5. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
- А) потребительское отношение человека к природе;
- Б) трагическое столкновение красоты с законами бытия,
- В) роковой смысл ропота пальм на бога.
6. Определите жанр стихотворения «Три пальмы»
- А) послание;
- Б) легенда;
- В) притча;
- Г) баллада.
7 . Прочитайте отрывок из стих. «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?
- … Но только что сумрак на землю упал,
- По корням упругим топор застучал,
- И пали без жизни питомцы столетий!
- Одежду их сорвали малые дети,
- Изрублены были тела их потом,
- И медленно жгли их до утра огнем.
- А) для создания поэтического колорита;
- Б) для сохранения ритма;
- В) для соответствия размеру.
8 .Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
- А) сопоставление мира чинары и листка;
- Б)антитезы двух миров;
- В) стремления к единению.
9.От какого дерева «листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился»?
- А) от дуба;
- Б) от клена;
- В) от берёзы;
- Г) от рябины.
Часть 2.
. Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки :
1) «Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.»
2) «Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.»
Назовите произведения М. Ю. Лермонтова, из которых приведены строки :
3) « Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;»
4) « Иди себе дальше;
о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море»
Часть 3.
О ком или о чём говорится (по произведениям М. Ю. Лермонтова):
1) «Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.» _____________________________________
2) «Одежды их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.» ______________________________________
О ком или о чём говорится (по произведениям М. Ю. Лермонтова):
3) «Засох и увял он от холода, зноя, и горя…» __________________________________
4) «…….Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.»
Часть 4.
Как называются изобразительно-выразительные средства языка, использованные в приведённых ниже примерах из стихотворений М.Ю.Лермонтова?
- 1) «Зависть тайная», «с тоскою глубокой».
- 2) «Она(тучка) умчалась», «плачет он (утёс)», «щедро поит их (пальмы) студеный ручей». Это……………………………………..
- 3) «Шел, колыхаясь, как в море челнок», «И прыгал, как барс, поражённый стрелой». Это………………………………………………….
Часть 5.
Подготовьте письменный ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов.
- 1) В чем М.Ю.Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?
- 2) Как ты думаешь, в чем причина страданий героя стихотворения «Листок»?
- 3) О чём заставляет меня задуматься стихотворение «Утёс»?
- 4) Что хотел сказать М.Ю.Лермонтов своим стихотворением «Три пальмы»?