8 КЛАСС
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«ЛЕКСИКА»
1.Запишите в первый столбик слова с Ь, во второй – без Ь; рядом с каждым словом в скобках укажите часть речи:
Дич.., ветош.., сыч.., душ.., помощ.., блестящ.., свеж.., зажеч..ся, достич.., зрелищ.., силач.., широкоплеч.., смерч.., отреж.., остынеш.., трескуч.., наотмаш.., приходиш.., лиш.., проч.., спряч.. .
2.Запишите предложения, подчеркните профессионализмы:
1)Раскинуто окно. И на мольберте
Укреплено тугое полотно.
2)Есть тишина, есть краски на палитре,
Чтоб звон листвы перенести на холст.
3)Бочар зимой в большие вечера
Скрепляет клепку обручем дубовым.
3.Выписать из текста термины, определить родовидовые отношения в тематической группе терминов:
Во время карнавальных праздников во Флоренции звучала фроттола. Крестьяне пели вилланеллы, из которых родились живые, весёлые канцонетты. Венецианские лодочники распевали выразительные и красивые баркаролы. Во Франции пели о любви и водили хороводы. Во французской народной песне «шансон» воплощались картины народных пейзажей, образы различных людей. Патриотическая тема, тема воинского долга, верности нашла яркое воплощение в жанре баллады.
4. Подберите антонимы к данным фразеологизмам:
ОБРАЗЕЦ: куры не клюют (много) – кот наплакал (мало).
Спустя рукава - …; тёртый калач - …; развязать язык - …; расхлёбывать кашу - …; хоть пруд пруди - …; не в своей тарелке - … .
5. Подобрать синонимы к фразеологизмам:
Воробью по колено; горы сдвинуть; до второго пришествия; задирать нос; душа не на месте; вешать хомут на шею; на дороге не валяется; ободрать как липку.
6. Выписать отдельно свободные словосочетания и несвободные (фразеологизмы):
Вешать голову, вешать собак, вешать шторы.
Кому не лень, обыкновенная лень.
Ветреный день, ветреная голова.
Вставать на дыбы, вставать с постели, вставать перед глазами.
Себе на уме, не в своём уме, в детском уме.
Заколдованный круг, нарисованный круг.
Набивать карманы, набивать оскомину, набивать глаз, набивать дощечку.