Контрольная работа по теме "Морфологический уровень языка"
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора Н и НН:
Гране...ый графин, (не)коше...ый луг, писа...ая акварелью картина, варе...ый суп, варе...ый в печи суп, топле...ое молоко, расчище...ые дорожки, писа...ая красавица, златокова..ый ларец, (не)краше..ый забор, моще..ые булыжником дороги, вымоще...ые дороги, (не)уравновеше..ые, (не)уравновеше..ы, люди легкомысле..ы, слово образова..о, друзья образова..ы и культурны.
2. Образуйте от ниже приведённых существительных прилагательные с суффиксами
-н—весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя,
истина;
-ан-(-ян-).-соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лёд;
-ин—воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орёл, осёл, соболь, соловей, утка, ястреб
-енн—болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство,
чувство;
-онн—авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, канализация.,
реакция.
3. Объясните написание НЕ в следующих словах:
разбил (не)чаянно, сказал (не)впопад, (не)лепо, (не)истребимый, (не)редко, а часто, (не)редко, поступил (не)хорошо,(не)умный ответ,(не)друг, но и не враг, (не)друг. (не)широкая, но рыбная река, (не)широкая река, (не)широкая, а узкая река,(не)кого спросить, (не)к чему стремиться, (не)видимый никем, (не)говорящий попугай, (не)что обнаружено, далеко (не)хороший поступок.
4. Объясните написание НЕ-НИ в данных словах и предложениях:
Где он только н.. бывал! Сколько волка н.. корми, все равно в лес смотрит; н..свет н.. заря; н..слышно н.. звука; он н..в духе; Что н.. говори, а это верное решение. Ей н..страшны н..упреки,н..осуждение; Кто н..знает Пушкина? Н..могу н.. отметить вас. Как н..хитри,а учителя н.. обманешь.
5. Укажите, к какой группе относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению(конкретные, собирательные, отвлеченные, вещественные):
Венера,духи,небеса,ножницы,кошка,выборы,эгоизм,земляника,чернила,шпана,
пролетариат,вода,заря
Контрольная работа по теме "Морфологический уровень языка" 10 класс
__________________________________________________________
1. Объясните написание НЕ и НИ, постановку недостающих знаков препинания. Составьте графические схемы предложений с однородными членами; укажите, чем соединены однородные члены и чем они являются в предложении.
К. А. ТИМИРЯЗЕВ
Эта жизнь была пламенным5 подвигом. (В)изумлении останавливаеш(?)ся перед(н..)исч..рпаемой огромностью того что сделал Тимирязев.
(Н..)укр..тимый борец учёный-гражданин пед..гог воспитавший (н..)сколько пок..лений замечат..льных ис(?)ледователей эксп..р..ментатор прол..гавший новые пути в лабораторной практик.. «патриарх русской агрономии» действительный и поч..тный член четырёх десятков академий унив..рситетов научных обществ всего мира...
Работа до краёв наполняла эту жизнь.
Но те кто лично знал Тимирязева сохр..нили нам образ (н..)педанта углублён(?)ого в свои микр..скопы в свои книги, но человека открытого всем живым радостям мира. Он страс(?)но любил природу пут..шествия далёкие экскурсии. С ним был (н..)разлуч(?)но фотоаппарат и об(?)ектив его направляла чаще всего (н..)рука ботан..ка но рука влюблён(?)ого в жизнь человека.
Была в нём по..тянутость2 пр..витая ещё в родительском дом.. и сохр..нившаяся на всю жизнь как (н..)нависть ко всякой внешней и внутренней распущен(?)ости и (н..)ряшливост.. как уважение к труду и умение работать.
Страс(?)ное г..рение этой жизн.. (н..)прекращалось н..(на)день. Но это было внутрен(?)..е кипение которому стр..жайшая дисц..плина воли (н..)позволяла прорват(?)ся наружу. Джентльменски к..рректным говоривш..м ровно (н..)спешно ч..канными фразами таким запомнили Тимирязева знавшие его.
В Тимирязев.. (не)было ровно (н..)чего от «учёного чудака». Он (н..)страдал (н..)рассе..нностью (н..)забывч...востью. Наоборот во всём до мелочей он был пунктуально точен.
В спор.. он (н..)когда (н..)кричал и никогда не говорил грубостей. Но он умел так уничтожить противника что тому до конца дней своих было уже (н..)забыть «разноса» уч..нённого ему Тимирязевым.
Науку он изображал (н..)как (не)кий (н..)дос..гаемый храм в котором облечён(?)ые чудесным вс..знанием жрецы совершают таинствен(?)ые обряды пр..открыв только краеш..к завесы для (н..)посвящён(?)ых.4 Нет Тимирязев (н..)уставал повторять (Н, н)аука это мастерская учись работать тебе найдёт(?)ся место в ней!