Фамилия, Имя ___________________________________________________________ класс_______ |
Контрольная работа №7 | 7 класс |
Причастие. Деепричастие. |
Вариант 1 |
Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. 10 баллов
1. Выберите верное утверждение.
А) Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета, в предложении является обстоятельством.
Б) Причастие – особая группа слов, которая совмещает в себе признаки глагола и прилагательного, обозначает добавочное действие.
В) Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, в предложении выполняет роль определения.
Г) Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и в предложении является определением.
2. Выберите ряд, в котором перечислены признаки глагола у деепричастий:
А) лицо, время, спряжение; | Б) вид, падеж; |
В) вид, возвратность; | Г) склонение, род, число. |
3. Суффиксы причастий перечислены в ряду:
А) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ом-, -ем-, -им-, -т-, -нн-, -енн-;
Б) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ши-, -а-, -я-, -онн-, -т-, -нн-, -енн-;
В) -ан-, -ян-, -ин-, -онн-, -енн-, -ши-, -а-, -я-;
Г) -л-, -ов-, -вши-, -ящ-, -вш-, -т-, -нн-, -енн-.
4. Раскройте скобки. Выберите ряд, в котором во всех словах НЕ пишется слитно:
А) (не) закрытое (окно), (не) годуя (от увиденного), (не) играя (на скрипке);
Б) (не) навидевший (ложь), (не) взлюбив (соседа), (не) держа (в руке);
В) (не) сделав (задание), (не) убранная (комната), (комната) (не) убрана;
Г) (не) доумевая (по поводу замечания), (не) домогающий (человек), (бешено) (не) истовствуя.
5. Выберите ряд с действительными причастиями:
А) возрождающийся, строившийся, сжимаемый; | Б) читаемый, ведомый, гонимый; |
В) сверкающий, неудавшийся, случившееся; | Г) принесённый, отправлен, присутствующий. |
6. Выберите деепричастие совершенного вида:
А) сияя; | Б) замахнувшись; | В) держа; | Г) воркуя. |
7. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква У(Ю).
А) кол..щий, колебл..щийся; | Б) бор..щийся, дыш..щий; |
В) слуша..щий, таратор..щий; | Г) улыба..щийся, крас..щий. |
8. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:
А) беречь, пить, вязать; | Б) признавать, играть, бежать; |
В) кричать, плакать, держать; | Г) плясать, ставить, печатать. |
9. Укажите, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении.
Найдя удобное местечко (1) на каком-нибудь островке (2) окружённом водою (3) я устраивал шалаш (4) вытаскивал из воды (5) и прятал в кустах лодку.
А) 2,3,5; | Б) 2,3,4; | В) 2,4; | Г) 1,2,5. |
10. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Молодые деревья (1) поднявшиеся по краям дороги (2) давали спасительную тень от зноя (3) надоевшего всем нам.
А) 2,3 – выделяются два причастных оборота; | Б) 1,2,3 – выделяются два причастных оборота; |
В) 1 – выделяется причастный оборот; | Г) 1,2,3 – выделяются два деепричастных оборота. |
Часть Б. Задания с выбором нескольких вариантов ответа. 8 баллов
11. Выберите причастия, которые образуют краткую форму:
А) пляшущий; | Б) рубящий; | В) покрашенный; |
Г) созданный; | Д) скрипящий; | Е) пришитый. |
12. В каких словах на месте пропусков будет писаться буква А(Я)? Вставьте пропущенные буквы.
А) подстрел..нная птица; | Б) замеш..нный в преступлении; | В) просмотр..нный альбом; |
Г) задерж..нный на работе; | Д) наполн..нный сосуд; | Е) усе..нное поле. |
13. Вставьте пропущенные буквы. Выберите слова, в которых пишется Н:
А) краде..ые часы; | Б) лома..ая линия; | В) масле..ый пирожок; |
Г) написа..ое письмо; | Д) уже ноше..ый жакет; | Е) полирова..ая мебель. |
14. В каких словах на месте пропусков пишется Е? Вставьте пропущенные буквы.
А) одолж..нный; | Б) вкруч..нный; | В) присуж..нный; |
Г) включ..нный; | Д) вруч..нный; | Е) отключ..нный. |
Каждый вопрос оценивается в 2 балла, но если ответ не записан в полном объёме, то за пропущенное слово снимается балл. То есть, если ответ предполагает, например, 4 слова, а вы выбрали 3, то вы получите не 2 балла, а 1 балл.
Часть В. Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6 (ответы записывайте словами или цифрами). 8 баллов
(1) В нашей стране обитают разные виды цапель. (2) Серые цапли, например, крупнее белых, но не так красивы. (3) Их можно часто видеть на болотах и озерах.
(5) Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бесшумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. (6) Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. (7) Но вот цапля увидела рыбку или лягушку – и молниеносно острым, как копье, клювом схвачена добыча. (8) Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. (9) Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. (10) Это большая куча хвороста или камыша с углублением посередине. (11) В это углубление цапля откладывает 3-7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.
(12) На суше цапли ловят мышей и насекомых. (13) Гнездятся колониями, часто очень крупными. (14) Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда - разных.
В1. В каком стиле речи написан данный текст?
А) публицистический; | Б) разговорный; |
В) художественный; | Г) научно-популярный. |
В2. Какой заголовок соответствует теме текста?
А) Редкие птицы. | Б) Цапли. |
В) Белые цапли. | Г) Берегите птиц! |
В3. Из предложений 5 – 7 выпишите краткое страдательное причастие.
В4. Укажите номер предложения, в котором употреблены два деепричастных оборота.
В5. Укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.
В6. Вставьте пропущенные в словах буквы: к..мбинация, к..литка, п..кет, акв..рель, пр..тензия, п..родия.
В1-В5 оцениваются по 1 баллу. В6 – 3 балла (за правильно вставленную букву 0,5 балла).
Всего: 26 баллов.
«5» – 24-26 баллов; «4» – 18-23 баллов; «3» – 13-17 баллов; «2» – 0-12 баллов.
Фамилия, Имя ___________________________________________________________ класс_______ |
Контрольная работа №7 | 7 класс |
Причастие. Деепричастие. |
Вариант 2 |
Часть А. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. 10 баллов
1. Выберите верное утверждение.
А) Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие, в предложении является сказуемым.
Б) Деепричастие – особая группа слов, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия, обозначает признак предмета по действию.
В) Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, в предложении выполняет роль определения.
Г) Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и в предложении выполняет роль обстоятельства.
2. Выберите ряд, в котором перечислены признаки прилагательного у причастий:
А) вид, переходность, возвратность, время; | Б) род, число, падеж, переходность; |
В) род, число, падеж, вид; | Г) род, число, падеж, полная или краткая форма. |
3. Суффиксы деепричастий перечислены в ряду:
А) -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем-, -вши-;
Б) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ом-, -ем-, -им-, -т-, -нн-, -енн-;
В) -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -ши-, -вши;
Г) -о-, -е-, -в-, -вши-, -нн-, -т-, -им-.
4. Раскройте скобки. Выберите ряд, в котором во всех словах НЕ пишется раздельно:
А) (не) глаженая (блузка), (не) чувствуя (страха), (не) навидевший (жару);
Б) (не) найдя (место), (не) запомнившиеся (лица), (не) встреченный (никем);
В) вещи (не) собраны, (давно) (не) политые (цветы), (не) разрезанный, (а целый арбуз);
Г) (не) удержимый (поток), (никогда) (не) знавшие (страха), (не) проверив (задание).
5. Выберите ряд со страдательными причастиями:
А) восставший, отрекающийся, влюблённый; | Б) приобретённый, раздробленный, краснеющий; |
В) потерянный, согнутый, спущенный; | Г) гонимый, ожидавший, плачущий. |
6. Выберите деепричастие несовершенного вида:
А) обнявшись; | Б) заметив; | В) вскочив; | Г) спеша. |
7. Вставьте пропущенные буквы. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А(Я).
А) бор..щийся с врагами, жал..щая пчела; | Б) круж..щийся в танце, тревож..щие сведения; |
В) хлопоч..щий отец, та..щий снег; | Г) трепещ..щий от волнения, клокоч..щий океан. |
8. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов в ряду:
А) бегать, быть, продолжать; | Б) бежать, пахать, бросать; |
В) нести, жечь, сеять; | Г) молчать, стынуть, вставать. |
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Женщина замолчала (1) прислушиваясь к звукам песни (2) и (3) подождав несколько секунд (4) заговорила опять.
А) 1,3,4; | Б) 1,2,3; | В) 1,2,3,4; | Г) 1,2,4. |
10. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Строки на газетном листе (1) освещённые изнутри (2) казались (3) диковинными знаками.
А) 1,2 – выделяется деепричастный оборот; | Б) 1,2 – выделяется причастный оборот; |
В) 1,3 – выделяется причастный оборот; | Г) 1,3 – выделяется деепричастный оборот. |
Часть Б. Задания с выбором нескольких вариантов ответа. 8 баллов
11. Выберите причастия, которые не образуют краткую форму:
А) управляемый; | Б) видящий; | В) существовавший; |
Г) обижающий; | Д) посвящённый; | Е) восхищённый. |
12. В каких словах на месте пропусков будет писаться буква Е? Вставьте пропущенные буквы.
А) посаж..нный сад; | Б) ове..нный славой; | В) услыш..нный разговор; |
Г) замеш..нное тесто; | Д) постро..нный в срок; | Е) слом..нный стул. |
13. Вставьте пропущенные буквы. Выберите слова, в которых пишется НН:
А) ноше..ое пальто; | Б) рва..ный рукав; | В) тка..ая скатерть; |
Г) сорва..ый цветок; | Д) броше..ый мяч; | Е) подметё..ый пол. |
14. В каких словах на месте пропусков пишется Ё? Вставьте пропущенные буквы.
А) присуж..нный; | Б) заглуш..нный; | В) заколоч..нный; |
Г) заворож..нный; | Д) приуч..нный; | Е) омолож..ный. |
Каждый вопрос оценивается в 2 балла, но если ответ не записан в полном объёме, то за пропущенное слово снимается балл. То есть, если ответ предполагает, например, 4 слова, а вы выбрали 3, то вы получите не 2 балла, а 1 балл.
Часть В. Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6 (ответы записывайте словами или цифрами). 8 баллов
(1) Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. (2) Но без соли обойтись нельзя. (3) Это единственный продукт, который нечем заменить. (4) Медиками было установлено, что в организме человека без соли нарушается обмен веществ. (5) Живое существо, не получая соли, гибнет.
(6) К счастью, природа достаточно запасла соли.
(7) Каменную соль издавна добывают в Донбассе, Казахстане, на Урале и в других местах. (8) Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. (9) Пласты соли, лежащие под землей, бывают толщиной в километр и даже полтора. (10) Время сделало соль очень твердой, поэтому ее называют каменной.
(11) Соль добывают не только под землей, но и со дна высохших озер и из тех соляных озер, которые еще не высохли. (12) Машины отсасывают из озер воду, выпаривают ее, и остается чистая, белая соль. (13) Так добывают соль на озерах Эльтон и Баскунчак.
В1. В каком стиле речи написан данный текст?
А) публицистический; | Б) научно-популярный; |
В) художественный; | Г) разговорный. |
В2. Какой заголовок соответствует теме текста?
А) Берегите соль! | Б) Без соли не прожить. |
В) Где добывают каменную соль. | Г) Соль. |
В3. Из первого абзаца выпишите краткое страдательное причастие.
В4. Укажите номер предложения, в котором употреблен деепричастный оборот.
В5. Укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.
В6. Вставьте пропущенные буквы: д..станция, отр..зить, с..луэт, пор..зительный, пр..тендовать, лаб..ринт.
В1-В5 оцениваются по 1 баллу. В6 – 3 балла (за правильно вставленную букву 0,5 балла).
Всего: 26 баллов.
«5» – 24-26 баллов; «4» – 18-23 баллов; «3» – 13-17 баллов; «2» – 0-12 баллов.