Контрольная работа по главе VII «Как лингвисты изучают историю языка?»
I вариант
I. Часть I. Выполните задания 1-10, выбирая один правильный ответ.
1.1. Выберите верное утверждение
А. Сведения о праславянском языке основываются на письменных источниках, созданных на этом языке.
Б. От праславянского языка не осталось письменных памятников, но учёные могут описать его довольно подробно.
В. Праславянская праформа каждого исследуемого языкового источника существует в современном языке.
Г. Особенно часто соответствия славянским словам и формам встречаются в шведском и исландском языках.
1.2. В каком предложении есть прямое дополнение?
А. Из-за её тугого плеча смущенно выглядывает сытая корова.
Б. Ловко замесила бабушка ржаное тесто.
В. Только беззвучно губами шевелит.
Г. Только вот песня моя про него и осталась.
1.3. В каком предложении есть обстоятельство образа действия?
А. Это я теперь тоща, к старости.
Б. И я с уважением указал на фотографию усатого генерала.
В. Значит, кто-то в этот дом не вернулся.
Г. На многих домах в крохотном Заручье такие памятные звёзды.
1.4. В каком предложении есть несогласованное определение?
А. Будто лесная птица хвост распушила.
Б. Это я теперь тоща, к старости.
В. Из-за её тугого плеча смущенно выглядывает сытая корова.
Г. И я с уважением указал на фотографию усатого генерала.
1.5. В каком предложении есть приложение?
А. Только она здесь не бабушка, а весёлая крепкая тётушка.
Б. Пол покрыт полосатыми половиками, похожими на шкуры игрушечных тигров.
В. Вон он, Коленька, на карточке с уголком.
Г. Смотришь – получаются т заяц, то дерево, а то и корова горбатая с одним рогом.
1.6. Укажите верное утверждение: ГОВОРИЛ ТИХО –
А. это словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Б. это словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
В. это словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Г. не является словосочетанием
1.7. Укажите нераспространённое предложение
А. Люблю пройтись весенним утром по лесу.
Б. Тихий вечер.
В. Присутствующие говорили и пели.
Г. Присутствующие много говорили и пели.
1.8. В какой строке все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ?
А. директор гимназии, напротив коттеджа, искренне недоумевая
Б. почти серьёзно, нежданная премия, письмо от друга
В. книга о войне, победить врага, увидев меня
Г. сражаться бок о бок, искусственный янтарь, халат нараспашку
1.9. Укажите пример, не являющийся словосочетанием
А. очень интересно
Б. совсем рядом
В. ночная фиалка
Г. мы бежим
1.10. По эмоциональной окраске предложения делятся на
А. восклицательные и невосклицательные
Б. распространённые и нераспространённые
В. простые и сложные
Г. повествовательные, вопросительные и побудительные
Часть II. Практикум
Выполняя задания этой части, ответ запишите словами, цифрами
2.1. Запишите правильный вариант предложений
А. Эти люди препятствуют нам (работать) над проектом.
Б. Уральский университет находится в городе (Екатеринбург).
В. Мы приняли меры к Петрову.
2.2. Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7
(1) Послышался приглушённый звук трубы. (2) «Лось что ли?» - подумал я. (3) Труба было еле слышна, но играла отчётливо, с переливами. (4) Звук её был медный, не лесной. (5) Лось не умеет так трубить! (6) Очень тихо, незаметно за первой трубой вступает вторая. (7) Её голос был ниже. (8) Он помогал, подпевал первой. (9) «Что это за труба? – думал я. – Не лось это и не журавль».
В1. Определите способ связи предложений 6-8. Напишите ответ.
В2. Из предложения 3 выпишите наречие, укажите способ словообразования.
В3. Из предложений 1-3 выпишите несогласованное определение.
В4. Определите тип сказуемого в предложении 5. Напишите ответ.
В5. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполнота действия».
В6. Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 3.
В7. Замените словосочетание «звук трубы», построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
2.3. Выполните синтаксический разбор предложения
Генерал приказал отступить войскам подальше от берега.
Подчеркните все слова как члены предложения
Определите способ выражения всех членов предложения
Дайте характеристику предложения
Назовите тип сказуемого
Контрольная работа по главе VII «Как лингвисты изучают историю языка?»
II вариант
I. Часть I. Выполните задания 1-10, выбирая один правильный ответ.
1.1. Выберите неверное утверждение
А. Распад праславянского языка на разные племенные языки начался в середине первого тысячелетия из-за расселения предков славян по всей Европе.
Б. От праславянского языка не осталось письменных памятников, но учёные могут описать его довольно подробно.
В. Праславянская праформа каждого исследуемого языкового источника существует в современном языке.
Г. Особенно часто соответствия славянским словам и формам встречаются в шведском и исландском языках.
1.2. В каком предложении есть прямое дополнение?
А. Бабушка глянула в окно.
Б. И тогда погода была точно такая.
В. Сдёрнула я косынку с головы.
Г. Перед клубом сел.
1.3. В каком предложении есть обстоятельство образа действия?
А. Всё небо заволокло, и облака с места нейдут, стоят.
Б. Теперь ему туман не помеха.
В. Бабушка Нюра сняла косынку, шитую крестиком.
Г. Поберегла бы она тебя при случае от беды.
1.4. В каком предложении есть несогласованное определение?
А. Её вертолётные крылья, давно ободранные ветрами, упёрлись остриём в низкое сизое небо.
Б. А я жива и весела.
В. Та косыночка, верно, сносилась.
Г. Я бы тебе расшила такую косыночку.
1.5. В каком предложении есть приложение?
А. Я посмотрел в окно на туман и выбрал мысль о белой ситцевой косынке.
Б. Я глянул в окошко и осмотрел старую мельницу, черневшую над берегом.
В. Как косынка, пускай и крестиком шитая, может от беды спасать?
Г. Мельник, дед Яша, взял мой мешок и ушёл.
1.6. Укажите верное утверждение: ВСТРЕТИЛ ДРУГА –
А. это словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Б. это словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
В. это словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
Г. не является словосочетанием
1.7. Укажите побудительное предложение
А. Учащиеся, которые едут в Санкт-Петербург, должны собраться у школы.
Б. Неужели это правда?
В. Это правда.
Г. Учащиеся, которые едут в Санкт-Петербург, соберитесь у школы.
1.8. В какой строке все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ?
А. директор гимназии, напротив коттеджа, искренне недоумевая
Б. почти серьёзно, нежданная премия, письмо от друга
В. книга о войне, победить врага, увидев меня
Г. никуда не опаздывающий, угадывать нечаянно, халат нараспашку
1.9. Укажите наречное словосочетание
А. очень интересно
Б. писать аккуратно
В. ночная фиалка
Г. мы бежим
1.10. По цели высказывания предложения делятся на
А. восклицательные и невосклицательные
Б. распространённые и нераспространённые
В. простые и сложные
Г. повествовательные, вопросительные и побудительные
Часть II. Практикум
Выполняя задания этой части, ответ запишите словами, цифрами
2.1. Запишите правильный вариант предложений
А. Директор стимулировал (выполнить работу) в срок турпоездками.
Б. Надо проявлять больше заботы к домашним животным.
2.2. Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7
(1) Солнце припекало, и я дремал, а потом и вовсе заснул. (2) И во сне уже сообразил: звуки эти доносятся из земли, из бугра. (3) А бугор похож на огромный кривой барабан. (4) Он ухает и глухо гудит, а совсем-совсем глубоко в земле слышатся переливы, будто кто-то струны перебирает. (5) Мне снилось, что сосны это и есть музыкальные трубы, только корявые, обросшие ветками. (6) Они трубят, медленно раскачиваясь надо мною.
В1. Определите способ связи предложений 1-4. Напишите ответ.
В2. Из предложения 4 выпишите неопределённое местоимение, укажите способ словообразования.
В3. Из предложения 6 выпишите обстоятельство меры и степени.
В4. Определите тип сказуемого в предложении 3. Напишите ответ.
В5. Из предложений 3 – 6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующим глухим согласным звуком.
В6. Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 1.
В7. Замените словосочетание «музыкальные трубы», построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
2.3. Выполните синтаксический разбор предложения
Мы с подругой вышли в сад подышать свежим воздухом.
Подчеркните все слова как члены предложения
Определите способ выражения всех членов предложения
Дайте характеристику предложения
Назовите тип сказуемого
Контрольная работа по главе VII «Как лингвисты изучают историю языка?»
III вариант
I. Часть I. Выполните задания 1-10, выбирая один правильный ответ.
1.1. Выберите неверное утверждение
А. Праславянская платформа – это первоначальный облик языкового явления, который восстанавливается на основе сравнительно-исторического изучения славянских и балтийских языков.
Б. От праславянского языка не осталось письменных памятников, но учёные могут описать его довольно подробно.
В. Праславянская праформа каждого исследуемого языкового источника существует в современном языке.
1.2. В каком предложении неверно выделено дополнение?
А. В городе мы посетили этнографический музей.
Б. В городе мы посетили этнографический музей.
В. Художник нарисовал автопортрет.
1.3. Укажите предложение с обстоятельством времени.
А. Я устал от жары.
Б. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.
В. Не очень-то я его боюсь.
1.4. Укажите предложение с согласованным определением.
А. Грозовая туча прошла мимо.
Б. Недалеко был особняк в три этажа.
В. Недалеко был особняк с лепниной.
1.5. В каком предложении нет приложения?
А. На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра.
Б. Белые чайки-рыболовы с криком носились над морем.
В. Деревья утопали в серебряном инее.
1.6. Укажите верное утверждение: ВТОРОГО ЭТАЖА –
А. это словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Б. это словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
В. это словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
1.7. Укажите нераспространённое предложение
А. Люблю пройтись весенним утром по лесу.
Б. Утро.
В. Присутствующие много говорили и пели.
1.8. Укажите слово со связью УПРАВЛЕНИЕ?
А. совсем просто
Б. следить за садом
В. Липовая аллея
1.9. Укажите пример, являющийся словосочетанием
А. очень интересно
Б. весёлый и радостный
В.напротив сада
1.10. Укажите повествовательное предложение
А. Учащиеся, которые едут в Санкт-Петербург, должны собраться у школы.
Б. Неужели это правда?
В. Учащиеся, которые едут в Санкт-Петербург, соберитесь у школы.
Часть II. Практикум
Выполняя задания этой части, ответ запишите словами, цифрами
2.1. Составьте правильно словосочетания и запишите их
А. жажда, потребность, стремление (знания)
Б. весть, сообщение, известие, уведомление (из школы, из дома, с телефонной станции, из агенства новостей)
2.2. Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6
(1) Когда я проснулся, солнце опускалось. (2) Ни звуков трубы, ни струнных переборов не было теперь слышно. (3) Только на нижних ветках сосны бил зяблик. (4) Я приложил ухо к сосновому стволу – послышался шум, далёкий, как в морской раковине.
В1. Определите способ связи предложений 1-3. Напишите ответ.
В2. Укажите способ образования слова СТРУННЫХ (предложение 2).
В3. Из предложений 3 выпишите согласованное определение с определяемым словом.
В4. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.
В5. Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 1.
В6. Замените словосочетание «в морской раковине», построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
2.3. Работа с предложением
Я просмотрел множество фильмов о войне.
Найдите второстепенные члены предложения и подчеркните их.
Дайте характеристику предложению.
Контрольная работа по главе VII «Как лингвисты изучают историю языка?»
IV вариант
I. Часть I. Выполните задания 1-10, выбирая один правильный ответ.
1.1. Выберите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным.
А. Набрали полную корзину грибов.
Б. Что-то будто придержало Извекова.
В. Антон – ученик нашего класса.
1.2. В каком предложении верно выделено дополнение?
А. Он выбрал профессию врача.
Б. Он выбрал профессию врача.
В. Он выбрал профессию врача.
1.3. Укажите предложение с обстоятельством места.
А. С горы бежал поток проворный.
Б. Вчера я долго не мог заснуть.
В. Я сходил за картошкой.
1.4. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
А. Наступила ранняя осень.
Б. Возьми эту книгу.
В. Столовая находилась в том же здании.
1.5. В каком предложении нет приложения?
А. Бабушка выписывает журнал «Крестьянка».
Б. Гигантская скала закрывала часть пейзажа.
В. Врач Кузнецова начала приём.
1.6. Укажите верное утверждение: ДВАДЦАТОЕ МАЯ –
А. это словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Б. это словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ
В. это словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
1.7. Укажите нераспространённое предложение.
А. Люблю пройтись весенним утром по лесу.
Б. Утро раннее.
В. Присутствующие много говорили и пели.
1.8. Укажите вопросительное предложение.
А. Учащиеся, которые едут в Санкт-Петербург, должны собраться у школы.
Б. Неужели это правда?
В. Учащиеся, которые едут в Санкт-Петербург, соберитесь у школы.
Часть II. Практикум
Выполняя задания этой части, ответ запишите словами, цифрами
2.1. Составьте правильно словосочетания и запишите их
А. сопротивляться, бороться (искушение)
Б. безмятежный, мирный, спокойный, смирный (сон, труд, характер, человек)
2.2. Прочитайте текст и выполните задания В1 – В4.
(1) Спустившись с бугра, я пошёл к дому, а сам всё думал: «Что же это за звуки доносились из земли? (2)Может, в бугре был подземный ручей, игравший весенней водой?» (3) В тот день я добрался к дому под вечер, сразу пошёл в баню и, конечно, забыл о звуках, которые доносились из бугра. (4) Я бы и не вспомнил о них, если бы не услышал вот какую историю.
В1. Укажите способ образования слова ПОДЗЕМНЫЙ (предложение 2).
В2. Запишите номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.
В3. Запишите цифрой количество грамматических основ в предложении 4.
В4. Замените словосочетание «подземный ручей», построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
2.3. Найдите второстепенные члены предложения и подчеркните их.
Я просмотрел множество фильмов о войне.
Ключ
| 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1.1 | Б | В | В | В |
1.2 | Б | В | А | Б |
1.3 | Б | В | Б | А |
1.4 | Г | А | А | В |
1.5 | В | Г | В | Б |
1.6 | А | Б | В | В |
1.7 | В | Г | Б | Б |
1.8 | В | Г | Б | Б |
1.9 | Г | А | А | 8б |
1.10 | А | Г | А |
всего | 10б | 10б | 10б |
2.1 | в работе, Екатеринбурге, меры воздействия на Петрова 3б | выполнение работы; о домашних животных 2б | жажда знаний -потребность в знаниях -стремление к знаниям 3б весть из дома – сообщение из школы – известие из агенства новостей – уведомление с телефонной станции 4б | сопротивляться искушению – бороться с искушением 2б безмятежный сон – мирный труд – спокойный характер – смирный человек 4б |
2.2 | цепная; отчётливо – суффиксальный; звук трубы; СГС; приглушённый; 1; трубный звук 7б | цепная; кто-то – суффиксальный; медленно; СИС; раскачиваясь; 2; трубы для музыки 7б | веерный; суффиксальный; нижних ветках; приложил; 2; раковина моря 6б | приставочно-суффиксальный; 1; 2; ручей под землёй 4б |
2.3 | простое, повеств., невоскл., распр., двусост., полное ПГС 4б | простое, повеств., невоскл., распр., двусост., полное СГС 4б | простое, повеств., невоскл., распр., двусост., полное 2б | 1б |
всего | 14б | 13б | 15б | 11б |
ИТОГО | 24б | 23б | 25б | 19б |
отметка | «5» - 23-24б «4» - 18-22б «3» - 13-17б «2» - 0-12б | «5» - 22-23б «4» - 17-21б «3» - 12-16б «2» - 0-11б | «5» - 24-25б «4» - 19-23б «3» - 13-18б «2» - 0-12б | «5» - 18-19б «4» - 14-17б «3» - 10-13б «2» - 0-9б |