СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе на тему СПП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Контррольная рвбота по русскому языку в 9 классе"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку в 9 классе на тему СПП»

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Вариант 1

Часть 1 (задания с выбором варианта ответа)

1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

3) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

13. Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь. 
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен. 
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

14. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.

2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.

3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.

4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.



Часть 2

Спишите. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы каждого предложения, определите тип придаточного.

  1. В течение нескольких дней было так холодно что занятия отменили

  2. В джунглях я увидел ту маленькую птичку о которой рассказывал профессор.

  3. Он рассказал нам как найти его жилище и предложил остановиться у него в доме.

  4. Где-то высоко в темноте промчался реактивный самолет с шумом который в иные времена был бы под силу лишь ветру и морю в жестокий шторм.

  5. Местами брусники было так много что целые площади казались как будто окрашенными в бордовый цвет.

  6. Там где стояла палатка торчали одни жерди и лежала примятая трава.

  7. Когда пробило девять часов я не мог усидеть в комнате оделся и вышел.

  8. Грибы составляют питательную, вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.

  9. Нужно было остановить лошадь так как наша прямая дорога обрывалась и шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.

  10. Для того чтобы вывезти группу учащихся нужен был всего один автобус.



Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Вариант 2

Часть 1 (задания с выбором варианта ответа)

1. Укажите неверное утверждение.

1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?

1) Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.

3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.

2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.

3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.

4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.

4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.

2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.

3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!

4) Это произошло в то время, когда никого не было.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.

2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.

3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.

4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.

2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.

4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.

3) Каков привет, таков и ответ.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.

3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.

11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.

2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.

3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

4) Едва я накинул бурку, как повалил снег.

12. Найдите лишнее предложение.

1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.

2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. 
3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.

4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

13. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.

2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.

3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.

4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.



Спишите. Расставьте знаки препинания, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы каждого предложения, определите тип придаточного.

  1. Николай Максимович говорил так тихо что Егору приходилось переспрашивать по нескольку раз.

  2. Я случайно вспомнил ту историю которую Савельич рассказывал мне в дороге.

  3. Светлана не терпела чтобы к ней относились безразлично и старалась при всяком случае завоевать расположение Агафонова.

  4. Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба по которому двигались перистые облачка и пригревало изрядно.

  5. Машины были так близко что ему в лицо пахнуло теплым смрадом газолиновой гари.

  6. Только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.

  7. Когда прожекторный луч падал в заросли пронзительно вспыхивали хрустальными фонтанами обледеневшие деревья.

  8. Тигр не боится огня и смело подходит к биваку если на нем тихо.

  9. Как-то в начале марта он нашел время и возможность забежать домой так как был послан с поручением в город.

  10. Он пришел к нам затем чтобы получить совет.













Диктант (Задание АОП)

Горная дорога.


1)Поезд прибыл с большим опозданием, и мы были принуждены дожидаться на вокзале рассвета.

2)Дальше мы предполагали ехать на лошадях, но оказалось, что готова автомобильная дорога. 3)Путь шел по прибрежной полосе вдоль реки, и это была живописная дорога. 4)Когда доехали до конца тракта, мы приобрели лошадей и дальнейший путь продолжали верхом.

5)Здесь нам пришлось преодолеть много препятствий: быстроходные горные реки, разлившиеся ручьи, поваленные деревья, огромные камни, сорвавшиеся с утесов.

6)Однажды дорогу преградила лавина, которая со страшным грохотом пронеслась перед нами, проложив себе путь сквозь дремучую тайгу.

7)На третий день верхового пути нашего слуха коснулся отдаленный шум большого водопада. 8)По мере приближения шум все возрастал, пока не превратился в сплошной оглушительный гул.

9)Как-то на пути попался горный козел. 10) Он, видимо, спал, но, заслышав нас, вскочил из-за скалы и замер, как изваяние. 11)Потом он ускакал, обсыпав нас сверху мелкими камешками. 12)Мы не преследовали его, а устроились на привал, чтобы дать отдохнуть притомившимся лошадям и привести себя в порядок.

13)Сверху на нас презрительно посматривали орлы, расположившиеся на неприступных скалах.


















КЛЮЧИ:

Вариант 1



  1. В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили (СПП с придаточным обстоятельственным степени)

  2. В джунглях я увидел ту маленькую птичку о которой рассказывал профессор. (СПП с придаточным местоимённо-определительным)

  3. Он рассказал нам, как найти его жилище, и предложил остановиться у него в доме. (СПП с придаточным изъяснительным)

  4. Где-то высоко в темноте промчался реактивный самолет с шумом, который в иные времена был бы под силу лишь ветру и морю в жестокий шторм. (СПП с придаточным определительным)

  5. Местами брусники было так много, что целые площади казались как будто окрашенными в бордовый цвет. (СПП с придаточным обстоятельственным обр.д.)

  6. Там, где стояла палатка, торчали одни жерди и лежала примятая трава. (СПП с придаточным обстоятельственным места)

  7. Когда пробило девять часов, я не мог усидеть в комнате, оделся и вышел. (СПП с придаточным обстоятельственным времени)

  8. Грибы составляют питательную, вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве. (СПП с придаточным обстоятельственным условия)

  9. Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрывалась и шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату. (СПП с придаточным обстоятельственным причины)

  10. Для того чтобы вывезти группу учащихся, нужен был всего один автобус. (СПП с придаточным обстоятельственным цели)

















Вариант 2

  1. Николай Максимович говорил так тихо, что Егору приходилось переспрашивать по нескольку раз. (СПП с придаточными обстоятельственными степени)

  2. Я случайно вспомнил ту историю, которую Савельич рассказывал мне в дороге. (СПП с придаточным местоимённо-определительным)

  3. Светлана не терпела, чтобы к ней относились безразлично, и старалась при всяком случае завоевать расположение Агафонова. (СПП с придаточным изъяснительным)

  4. Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба, по которому двигались перистые облачка, и пригревало изрядно. (СПП с придаточным определительным)

  5. Машины были так близко, что ему в лицо пахнуло теплым смрадом газолиновой гари. (СПП с придаточным обстоятельственным обр.д.)

  6. Только в той стороне, откуда подымались все новые звезды, чувствовалось приближение рассвета. (СПП с придаточным обстоятельственным места)

  7. Когда прожекторный луч падал в заросли, пронзительно вспыхивали хрустальными фонтанами обледеневшие деревья. (СПП с придаточным обстоятельственным времени)

  8. Тигр не боится огня и смело подходит к биваку, если на нем тихо. (СПП с придаточным обстоятельственным условия)

  9. Как-то в начале марта он нашел время и возможность забежать домой, так как был послан с поручением в город. (СПП с придаточным обстоятельственным причины)

  10. Он пришел к нам затем, чтобы получить совет. (СПП с придаточным обстоятельственным цели)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!