Итоговая контрольная работа по русскому языку
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 2 заданий с выбором ответа (1-2) и 6 заданий с кратким ответом (3-6).К каждому заданию с выбором ответа (1-2) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания пишите номер выбранного ответа. Ответы к заданиям 3-6 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами.
Часть 2состоит из 5 заданий с выбором ответа (7-11) и 4 заданий с кратким ответом (12-15).К каждому заданию с выбором ответа (7-11) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания пишите номер выбранного ответа. Ответы к заданиям 12-15 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами.
Часть 3 представляет собой письменный развернутый ответ на предложенную тему.
При выполнении заданий вы можете пользоваться черновиком. Обращаем ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Вариант I
Часть 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 6.
(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».
(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.
(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.
(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.
(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, — говорила бабушка. — (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь!
(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.
– 19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба — в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.
– (22)3наю, бабушка, — добродушно соглашался Олег. — (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!
(26)«Может быть, то новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:
– Всё он!.. (29)Своими руками!
(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:
– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!
(По А. Алексину)
1.Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет бабушку Олега и бабушкой, и Анной Степановной?». Такие формы именования говорят о том, что…
1) автор стремится оживить повествование и потому меняет часто повторяющееся «бабушка» на полное Анна Степановна.
2) бабушка Олега работает в бухгалтерии и занимает там ответственную должность.
3) Олег и его отец боятся бабушки и потому иногда называют её в домашней обстановке по имени и отчеству.
4) для сослуживцев Анна Степановна прежде всего официальное лицо, а для Олега она бабушка, родной человек.
2.В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
2) (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) (17) Смычок — вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» — рассуждала бабушка.
3.Из предложений 5—9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
4.Из предложений 11—14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
5.Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
6.Замените словосочетание «музыкальный кружок» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Часть 2.
7. В каждом ряду выберите и запишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Вставьте в этом слове пропущенную букву.
1.Покл…ниться, п..рламент, д…ждливый
2.Кр…пива, распол…гаться, пл…щадка
3.Соб…рать, л…чение, бл…стщий
4.Доб…раться, т…рпеливый, р…цепт
8. В каждом ряду выберите слово, которое пишется через дефис. Выпишите это слово.
1.Потому(что), (во)первых, (по)мере
2.(По)моему, (от)того, (в)доль
3. (На)бекрень, (по)прежнему, (в)заключение
4. (За)то, кто(либо), (на)верняка
9. Укажите, в каком предложении НЕ пишется слитно.
1. Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями.
2. В поле стрекотали, (не)смолкая всю ночь, кузнечики и стрекозы.
3. Разнообразие трав в лугах (не)слыханное.
4. Казалось, конца краю (не)будет этим деревьям и сугробам.
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– Смотри,(1) надо беречь руки! Вся воя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах.
– 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите!
11. Из приведенного ниже предложения выпишите все словосочетания со связью управление.
Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке.
12. Выпишите слово, в котором пишется буква «Е».
поторапл…ваться
причудл…вый
сет…вой
рассматр…вать
вид…шь
13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква «И».
занима…шь
кле…вший
посе…вший
наруша…мая
подстриж…нный
14.В каком предложении выделенные курсивом слова не являются словосочетанием?
1.Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу.
2.Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке.
3.Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
15.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте:
Вначале курица 1) боявшаяся опасного соседа 2) металась по клетке 3) но потом успокоилась и даже начала ходить по спине 4) лежащей кошки.
Часть 3
Создайте текст на лингвистическую тему: «Какова роль однородных членов предложения в речи»
Критерии оценивания контрольной работы
1.Критерии оценивания теста
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Максимальное количество баллов за тест - 15
2. Критерии оценивания сочинения
СК1 | Критерии | Баллы |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
СК2 | | Баллы |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение | 4 |
3. Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи обучающегося
№ | Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи обучающегося | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 1 |
Допущено 2 и более ошибки | 0 |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 1 |
Допущено 3 и более ошибок | 0 |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 1 |
Допущено 2 и более ошибки | 0 |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 1 |
Допущено 2 и более ошибки | 0 |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 1 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 0 |
Максимальное количество баллов | 5 |
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы - 24
Шкала оценивания
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 - 10 | 11 - 16 | 17 – 21, из них не менее 3 баллов по критериям ГК1 – ГК4 | 22 – 24, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 – ГК4 |
Эталоны ответов
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |