СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие. 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по русскому языку за первое полугодие. 10 класс»

Пояснительная записка

Данная контрольная работа предназначена для учащихся 10 класса. Составлена в 2 вариантах. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 10-х классов общеобразовательных учреждений по основным темам программы за первое полугодие. В основу работы положены задания КИМ по русскому языку (ОГЭ и ЕГЭ). В контрольные измерительные материалы включены задания по темам, изученным или повторенным на конец 1 полугодия 10 класса:

  • правописание гласных в корне слова;

  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;

  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;

  • правописание приставок;

  • употребление Ь и Ъ;

  • правописание суффиксов имен существительных и имен прилагательных;

  • правописание падежных и родовых окончаний;

  • выразительность русской речи.

Работа рассчитана на 45 минут и включает 21 задание в форме тестов.

Каждое правильно выполненное задание 1-20 оценивается 1 баллом. Задание 21 оценивается 4 баллами (по одному баллу за каждый правильно выбранный термин; порядок записи цифр в ответе имеет значение). Всего за работу, выполненную без ошибок, можно набрать 24 балла.

Перевод баллов в отметки:

22-24 балла – «5»

19-22 балла– «4»

13-18 баллов– «3»

Менее 13 баллов – «2»




















Контрольная работа

по русскому языку

за первое полугодие

ученика (цы) 10 А класса

______________________________________

Вариант 1

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение;

2) пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение;

3) сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный;

4) погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь.


2. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) пост..новление, п..лисадник, впеч..тление, ум..лять (то есть просить);

2) рест..врация, подр..сли, пост..мент, сост..влять;

3) прик..снуться, вопл..щение, нагром..ждать, отст..вать;

4) л..ндшафт, пред..нность, аккомп..нировать, укр..шать.


3. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

  1. раств..риться, изл..гать, р..стение

  2. заг..реть, ср..внять с землей, к..сание,

  3. изл..жить, пл..вучесть, з..ря

  4. пл..вец, ур..вень, водор..сли


4. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. погл..щение, выч..тать, отвл..кать

  2. под..литься, выр..сли, г..рьковатый

  3. ст..мулировать, запл..сневеть, с..мволический

  4. угн..тать, р..месленник, осв..домленный


5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) опл..тить штраф, запр..щённый приём, откл..нение

2) ср..внение, плащ пром..кает, бл..стящий

3) настр..ение, подн..мать, обж..гание

4) созревает оз..мь, оп..реться, выд..рнуть из земли


6. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. осн..стить, уг..дали, пров..нциальный

  2. напр..вление, оз..рение, оп..лчение

  3. вд..леке, не..тделимый, зак..лоть

  4. объед..нение, ч..столюбие, л..пата


7. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) сл_боватый, обл_котился, л_бретто

2) ст_муляция, г_рдыня, прив_дение ( в замке)

3) од_брительный, р_пертуар, оч_стительный

4) уд_вление, посв_тить(фонариком), отр_слевой


8. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё:

1) кляч..нка

2) ш..винизм

3) ж..рнов

4) ш..ковое состояние


9. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих :

1) медвеж..нок, еж..вый, мяч..м

2) клоч..к, деш..вый, тяж..лый

3) береж..т ,заверш..нный, привлеч..нный

4) рубаш..нка, щ..лкать, ш..лк


10. Определите слово с буквой Ы после ц.

  1. ц..рк

  2. революц..я

  3. ц..новка

  4. ц..ганская


11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..ободрился, гостепр..имный, пр..ломление

2) транс..ранский, контр..гра, пред..дущий

3) ра..жать, чре..вычайно, не..давленный

4) об..ятия, в..едливый сторож, пан..европейский


12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

  2. бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

  3. о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

  4. из..мать, дез..нформация, от..граться


13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре..мерный, бе..чувственный, не..говорчивый

2) пр..градить, пр..страстный, пр..следователь

3) не..правданный, п..становка, под..зрение

4) об..явление, раз..ехаться, сер..ёзный


14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. ад..ютант, об..ективный , в..ющийся

  2. без..мянный, без..сходное, супер..гра

  3. непр..метный, воспр..имчивый, пр..обрести

  4. бе..покойство, ..дешние жители, ..добная булка


15. В каком ряду во всех словах пишется Е?

  1. к батаре.., в уль.., на темен..

  2. у брон.., в ине.., в волнень..

  3. в волнени.., к галере.., у Натали..

  4. о лихолеть.., к Прасковь.., в низовь.. Волги


16. В каком словосочетании в окончании обоих слов пропущена буква Е?

  1. в ранн..й осен..;

  2. к соседн..й станци..;

  3. о весенн..й прохлад..;

  4. свеж..мдуновени..м


17. В каком слове пишется Е?

1) студенч..ство

2) земля-кормил..ца

3) крив..зна

4) кузнеч..к


18. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется Е?

  1. кож..ца;

  2. метел..ца;

  3. пальт..цо;

  4. кресл..це


19. Определите средство выразительности.

И невозможное возможно.

  1. эпитет

  2. оксюморон

  3. метафора

  4. сравнение


20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.


21. (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

(5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

(8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

(10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

(17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

(По Т. Жаровой*)


Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как _______ (предложения 1, 11), а такой приём, как _______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как _______ («сверхделовой» в предложении 12) и _______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».


Список терминов:

1) эпитет

2) диалектизм

3) лексический повтор

4) индивидуально-авторские слова

5) литота

6) парцелляция

7) просторечное слово

8) фразеологизм

9) риторическое восклицание













Контрольная работа

по русскому языку

за первое полугодие

ученика (цы) 10 А класса

_________________________________________


Вариант 2

1. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква И.

1) разб..раю, обж..гать, изв..нить, ут..шать;

2) ф..олетовый, забл..стать, разв..вать (память), от..гощать;

3) расст..лаю, рассв..репеть, объед..нить, пал..садник;

4) соб..рать, сотр..сти, аккомпан..мент, разж..гать.


2. Выберите вариант ответа, в котором во всех словах строчки в корне пишется буква А.

1) нав..ждение, пригл..шать, уг..сать, иде..логия;

2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация, прил..жение;

3) препод..вать, ф..нтазия, выр..сти, распростр..нять;

4) л..боратория, пол..гается, упр..щать, заг..релый.


3. В каком ряду во всех словах пишется буква А?

  1. приск..кать, оз..рять, прик..снуться

  2. прик..саться, выр..сли, предл..гать

  3. з..рница, ср..внить, обм..кнуть

  4. выр..стать, м..кать, р..весник


4. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. разм..ститься, с..реневый, отр..вление

  2. пок..яние, х..отический, сопост..влять

  3. задр..жать, над..рваться, настр..ение

  4. скв..зной, те..ретики, заж..гать


5. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. не усп..вать, исп..длобья, ст..рина

  2. сат..рический, к..бачки, подм..тать

  3. укр..шение, выск..чить, д..рование

  4. пок..яние, укр..пить, консп..ктировать


6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) усл..жнять, к..сить траву, выр..щенные огурцы

2) укр..титель, посв..тить стихи другу, пок..яние

3) зал..зать рану, зан..жать самооценку, сп..шите данные

4) проб..раться, обск..кать, соч..тание


7. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) заст..лить, среднев..ковый, ч..мпион

2) экз..менатор, сл..жить, ф..совать

3) обв..вать, г..ниальный, нащ..пать

4) абс..лютный, сг..реть, автом..тический


8. Укажите слово, в котором пропущена буква Ё.

1) удруч..нно

2) мяч..м

3) калач..м

4) нагиш..м


9. В каком ряду пишется буква Ё?

1) плащ..м, руч..нка, ж..лтый

2) ч..порный, каблуч..к, крыж..вник

3) волч.нок, со свеч.й, ж..нглёр

4) ш..рстка, ноч..вка, приглуш..нный


10. Определите слово с буквой И после ц.

  1. конц..

  2. ц..кать

  3. куниц..н

  4. спец..и


11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) суб..ективный, с..экономить, без..аварийный

2) пр..бывать (в недоумении), пр..бывать в город, пр..умолкнуть

3) без..дейный, без..мянный, мед..нститут

4) бе..брежный, во..раст, бе..жалостный


12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. в ..дании театра, не..доровый вид, бе..жизненный

  2. пр..сутствовать, пр..сечь, пр..ступление

  3. спорт..нвентарь, контр..гра, без..звестный

  4. в..южный, с..ёмка, от..явленный


13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..морский, пр..светлый, пр..следовать

2) видеос..емка, в..ются, ад..ютант

3) раз..грать, дез..нформировать, по..скать

4) бе..ценный, ра..фасовать, не..говорчивый


14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. распр..дажа, нед..стижимый, пр..бабушка

  2. меж..нститутский, без..мянный, из..скать

  3. пр..рвать заседание, пр..ступить закон, пр..образиться

  4. во..главить, во..никнуть, бе..чувственный


15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1) узнать о постановк.., присутствовать на репетици.., сообщить о пьес..

2) укрыться в цитадел.., рассказ о героизм.., в легенд.. говорится

3) безразличен к полемик.., спрятать в подземель.., стоять на распуть..

4) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...


16. В каком словосочетании в окончании обоих слов пропущена буква Е?

  1. о старш..й дочер..

  2. зимн..м солнц..м

  3. в древн..й энциклопеди..

  4. в соседн..м посёлк..


17. В каком слове пишется Е?

1) помидорч..к

2) мастер..ца

3) гостин..ца

4) клубоч..к


18. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется И.

  1. сем..чко;

  2. пугов..чка;

  3. тро..чка;

  4. Ра..чка


19. Определите средство выразительности.

Не то на серебре – на золоте едал.

  1. метафора

  2. гипербола

  3. литота

  4. метонимия


20. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...

2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.


21. (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к намс полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пордержу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(Л. Леонов)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.


Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы













































ОТВЕТЫ


В ариант

задания

1 вариант


2 вариант

3

3

4

3

4

3

3

2

2

4

1

4

2

3

3

1

1

4

4

4

4

4

1

1

3

4

3

3

4

3

3

4

1

4

3

2

2

4

1

1

9 3 4 1

2 8 3 6








16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!