СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме Энергообмен

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка содержит основной материал по теме энергетический обмен 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме Энергообмен»

Вариант -1

ЧАСТЬ А(1б)

  1. Дайте определение понятиям: диссимиляция, гликолиз,

  2. Какое вещество является универсальным носителем энергии: молочная кислота, глюкоза, жирные кислоты, АТФ, хлорофилл, глицерин, аминокислоты.

  3. Какой вид энергии обеспечивает рост и развитие клеток в организме человека?

 а) солнечная б) тепловая в) химическая г) электрическая

4. Способ питания хищных животных называется?

а) автотрофным б) миксотрофным в) гетеротрофным г) хемотрофным

5. Продуктами гликолиза является:

а) глюкоза и АТФ б) углекислый газ и вода в) молочная кислота и АТФ

г) белки, жиры, углеводы

6. К хемотрофным организмам относится

а) возбудитель туберкулёза б) молочнокислые бактерии в) серобактерии г) вирусы

ЧАСТЬ В (2б)

В1 Выберите события, происходящие на подготовительном этапе энергообмена у человека.

а) белки распадаются до аминокислот б) глюкоза расщепляется до углекислого газа и воды в) синтезируется 2 молекулы АТФ г) гликоген расщепляется до глюкозы д) образуется молочная кислота е) липиды расщепляются до глицерина и жирных кислот


В2 Установите соответствие:

а) Пластический обмен 1.ферментативное расщепление гликогена

б) энергетический обмен 2.разборка мембран отслуживших частей

3. самосборка мембран

4. окисление глюкозы до молочной кислоты

5. самоудвоение ДНК

6. спиртовое брожение

7. присоединение жирных кислот к глицерину


С1 (6б) Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Полезные бактерии» и свои знания, от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы:

1) Что не­об­хо­ди­мо для про­из­вод­ства простокваши?

2) От­ку­да берётся энер­гия для жиз­не­де­я­тель­но­сти мо­лоч­но­кис­лых бактерий?

3) В чём за­клю­ча­ют­ся раз­ли­чия между аэроб­ным и анаэ­роб­ным об­ме­ном веществ?


Полезные бактерии

 

Термин анаэробы ввёл Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. «Дышать без воздуха» (анаэробно) — непривычное словосочетание. Но именно так получают энергию для своих жизненных процессов многие бактерии. Они очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 кубическом сантиметре парного молока находится больше 3000 миллионов бактерий. При скисании молока коров, которых разводят на Балканском полуострове, получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием болгарская палочка, которая и совершила превращение молока в молочнокислый продукт.

Болгарская палочка известна во всём мире — она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Илья Ильич заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Он выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт, и выделил

в чистую культуру молочнокислую бактерию, а затем использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т. е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии превращают свежую капусту в квашеную, яблоки — в мочёные,

а огурцы — в кислосолёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара идёт на нужды бактерии. Процесс брожения у таких бактерий заменяет им процесс дыхания. Собственно говоря, это и есть их дыхание — освобождение энергии на свои нужды. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного — бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для своего дыхания.

Раздел кодификатора ФИПИ: 3.1 Царство Бактерии.

Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 































Вариант - 2

ЧАСТЬ А(1б)

  1. Дайте определение понятиям: ассимиляция, фотосинтез

  2. Совокупность реакций обмена веществ называется: а) анаболизм б) ассимиляция в) катаболизм г)метаболизм

  3. Фотосинтез - это процесс, происходящий в зелёных растениях. Он связан с: а) расщеплением органических веществ до неорганических б) создание органических веществ из неорганических в)химическим превращением глюкозы в гликоген г) образование целлюлозы

4. Способ питания цианобактерий называется?

а) автотрофным б) миксотрофным в) гетеротрофным г) хемотрофным

5. Продуктами фотосинтеза являются:

а) глюкоза и АТФ б) углекислый газ и вода в) кислород и АТФ

г) белки, жиры, углеводы

6. К автотрофным организмам относится

а) холерный вибрион б) молочнокислые бактерии в) грибы г) растения

ЧАСТЬ В (2б)

В1 ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.

Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гликолиз

2) лизосома

3) митохондрия

4) кровеносная

5) пищеварительная

6) межклеточная жидкость

7) цитоплазма клетки

8) фотолиз

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 



В2 Установите соответствие:

а) бескислородный этап 1.образование 2 молекул АТФ

б) кислородный этап 2. образование 2 молекул молочной кислоты

3. образование 36 молекул АТФ

4. происходит в цитоплазме

5.происходит в митохондриях





С1 (6б) СПОСОБЫ ПИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ

По типу питания все организмы делятся на автотрофные и гетеротрофные.

Автотрофы – организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ, т.е это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических – углекислого газа, воды, минеральных солей. Автотрофы в зависимости от источника энергии, необходимой для синтеза органических веществ из неорганических, делятся на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов. Фотоавтотрофы – организмы, использующие для синтеза световую энергию (зелёные растения и цианобактерии). Хемоавтотрофы – организмы, использующие для синтеза органических веществ энергию химических реакций окисления неорганических соединений (серобактерии, водородные бактерии, железобактерии, нитрифицирующие бактерии).

Гетеротрофами называют организмы, которые нуждаются для своего питания в органических веществах, образованных другими организмами. В зависимости от источника пищи гетеротрофы делятся на биотрофов и сапротрофов. Биотрофы питаются живыми организмами. К ним относятся зоофаги (питаются животными) и фитофаги (питаются растениями), в том числе паразиты. Сапротрофы используют в качестве пищи органические вещества мёртвых тел, продукты жизнедеятельности живых организмов или выделения (экскременты) животных. К ним принадлежат сапротрофные бактерии, грибы, растения (сапрофиты) и животные (сапрофаги).

Помимо автотрофов и гетеротрофов, существуют организмы со смешанным типом питания — миксотрофы — они могут как синтезировать органические вещества из неорганических, так и питаться готовыми органическими соединениями (насекомоядные растения, представители отдела Эвгленовых водорослей и др.).

Редко в природе встречается группа организмов — симбиотрофы — это два различных по типу питания вида — автотрофный и гетеротрофный, которые функционируют в пределах единого симбиотрофного организма.

У берегов Бретани (Франция) на обнажающемся во время отлива морском дне можно наблюдать яркие зелёные пятна. Это скопления живых существ — бесчисленных маленьких ресничных червей турбеллярий рода Конволют. Зелёная окраска животных связана с тем, что в их паренхиме живут зелёные водоросли — зоохлореллы. Вылупившись из яйца, личинки этих червей заглатывают микроскопические зелёные водоросли. Проникнув через стенки кишечника в тело червя, водоросли осуществляют фотосинтез и снабжают своих хозяев пищей. Со временем ротовое отверстие и пищеварительный аппарат, ставшие для червей ненужными, постепенно атрофируются. Черви в дневное время ведут активный образ жизни в толще воды, а ночью зарываются в песок.

Встроенных фотоавтотрофов имеют и некоторые другие многоклеточные животные — зелёные гидры, двустворчатые моллюски тридактны и коралловые полипы.

(По В.А. Самковой)

Используя содержание текста «Способы питания организмов» и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.

  1. На какие группы делятся гетеротрофы в зависимости от источника пищи? Ответ поясните

  2. Какова особенность симбиотрофных организмов?

  3. Объясните, почему симбиотрофные организмы ведут дневной образ жизни.



















































Вариант - 3

ЧАСТЬ А(1б)

  1. Дайте определение понятиям: анаболизм, катаболизм

  2. Пластический обмен в организме направлен на:

а) удаление продуктов распада из организма

б) сбор и использование организмом поступающей информации

в) биологическое окисление с освобождением энергии

г) синтез веществ, специфичных для данного организма

3. В про­цес­се пла­сти­че­ско­го об­ме­на в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка

  а) про­ис­хо­дит осво­бож­де­ние энер­гии и син­тез АТФ

б) из глю­ко­зы об­ра­зу­ет­ся гли­ко­ген

в) жиры пре­вра­ща­ют­ся в гли­це­рин и жир­ные кис­ло­ты

г) белки окис­ля­ют­ся до воды, уг­ле­кис­ло­го газа и ам­ми­а­ка


4. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство

а) процессов синтеза и распада веществ б) процессов возбуждения и торможения

в) свойств наследственности и изменчивости г) процессов роста и развития организма

5. Продуктами хемосинтеза являются:

а) глюкоза и АТФ б) углекислый газ и вода в) кислород и АТФ

г)азотные и серные соединения

6. К гетеротрофным организмам относится

а) водоросли б) циано бактерии в) грибы г) растения

ЧАСТЬ В (2б)

В1 Вставь­те в текст «Све­то­вая фаза фо­то­син­те­за» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

СВЕ­ТО­ВАЯ ФАЗА ФО­ТО­СИН­ТЕ­ЗА

В на­сто­я­щее время уста­нов­ле­но, что фо­то­син­тез про­те­ка­ет в две фазы: све­то­вую и ___________ (А). В све­то­вую фазу бла­го­да­ря сол­неч­ной энер­гии про­ис­хо­дит воз­буж­де­ние мо­ле­кул ___________ (Б) и син­тез мо­ле­кул ___________ (В). Од­но­вре­мен­но с этой ре­ак­ци­ей под дей­стви­ем света раз­ла­га­ет­ся вода с вы­де­ле­ни­ем сво­бод­но­го ___________ (Г). Этот про­цесс на­зы­ва­ет­ся фо­то­лиз.

 

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ДНК

2) тем­но­вая

3) кис­ло­род

4) АТФ

5) су­ме­реч­ная

6) ге­мо­гло­бин

7) хло­ро­филл

8) уг­ле­кис­лый газ



В2 Установите соответствие:

а) авторофы 1.в качестве внешнего источника энергии используют свет

б) гетеротрофы 2. в качестве внешнего источника энергии используют

в) хемотрофы органические вещества

3. в качестве внешнего источника энергии используют

энергию неорганических соединений

С1 (2б) Прочитайте текст и выполните задание

ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ

Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, – они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.

Болгарская палочка – вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки – в мочёные, а огурцы – в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

Используя содержание текста «Полезные бактерии», ответьте на вопросы.


1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

.

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

































































Вариант - 4

ЧАСТЬ А(1б)

  1. Дайте определение понятиям: автотрофы, гетеротрофы

2. Вещества, катализирующие биохимические реакции в организме

а) белки б) углеводы в) нуклеиновые кислоты г) липиды

3. Световая фаза фотосинтеза происходит

  а) в гранах хлоропластов б) в лейкопластах в) в строме хлоропластов

г) в митохондриях


4. В результате фотосинтеза в хлоропластах образуются:

а) углекислый газ и вода б) углекислый газ и кислород в) кислород и АТФ

г) АТФ и вода

5. Продуктами хемосинтеза являются:

а) глюкоза и АТФ б) углекислый газ и вода в) кислород и АТФ

г)азотные и серные соединения

6. К автотрофным организмам относится

а) бактерии паразиты б) циано бактерии в) грибы г) животные

ЧАСТЬ В (2б)

В1Выберите вещества, участвующие в фотосинтезе

а) целлюлоза б) гликоген в) хлорофилл г) углекислый газ д)вода

е) нуклеиновые кислоты

В2 Установите соответствие:

А) молочнокислое брожение 1. Источник энергии- глюкоза

Б) спиртовое брожение 2. Конечные продукты-углекислый газ и этанол

3. Конечный продукт - молочная кислота

4. Не нуждаются в кислороде

5. Выход энергии- 2 молекулы АТФ


С1 (2б)

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Бактерии». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. (2)Азотфиксирующие бактерии обеспечивают усвоение атмосферного азота. (3)К группе азотфиксаторов относят клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. (4)Бобовые растения используют соединения азота для синтеза белка. (5)Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс нитрификации, повышающий плодородие почвы. (6)К хемотрофам относят железобактерии, серобактерии, водородные бактерии и нитрифицирующие бактерии. (7)Для всех хемотрофов характерен анаэробный тип энергетического обмена.