Диктант по теме "Глагол" (для 1 варианта)
Цель: проверить степень освоенности изученного материала, проконтролировать и оценить знания учащихся.
Ежи.
Бросьте неотложные дела выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)
(По И. Соколову-Микитову.)
Задания.
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания.
3) Над глаголами напишите спряжение.
4) Найдите в тексте глаголы, над ними укажите наклонение (и – изъявительное, у – условное, п – повелительное).
5) Произведите морфемный анализ слов:
услышите;
доносились.
5) Составьте схему 1 предложения последнего абзаца.
Контрольная работа №3 по теме «Глагол» (для 2 варианта)
Задание 1. Из текста диктанта для 1 варианта выберите три глагола, интересных для морфемного анализа, и разберите их.
_______________________________________________________________________
Задание 2. Указав в скобках вид глагола, образуйте все возможные формы времени.
Настоящее вр. Прошедшее вр. Будущее вр.
Начать ( )
Начинать ( )
Начинаться ( )
Задание 3. Образуйте от глагола говорить другие глаголы с приставками по-, за-, на-, вы-, при-, до-, у-, от-.
______________________________________________________________________
Задание 4. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже.
Рассказать (впечатление), поделиться (впечатление); игнорировать (замечание), пренебрегать (замечание); допустить (ошибка), пожалеть (ошибка); указывать (недостатки), бороться (недостатки); коснуться (многие вопросы), затронуть (многие вопросы).
Задание 5. Образуйте все возможные формы прошедшего времени данных глаголов, поставьте знак ударения.
Понять, начать, принять.
_______________________________________________________________________
Задание 6. Подберите синонимы к словам идти, говорить, быть.
_______________________________________________________________________
Задание 7. Составьте сочетания существительного с глаголом в форме прошедшего времени единственного числа. Тюль, скирда, кофе, мозоль.
_______________________________________________________________________