Контрольная работа по теме «Гражданин и государство»
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Деньги; факторы производства; референдум; правоохранительные органы; искусство.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. Рассмотрите фотографию.
И
сполнение какой конституционной обязанности демонстрирует молодой человек, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему необходимо исполнять конституционные обязанности.
3. В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и
б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
4. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь
В) право на защиту чести и достоинства
Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций
Д) право на жизнь
ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
1) гражданские (личные), 2) политические, 3) социальные
5. Установите соответствие между органами государственной власти в Российской Федерации и их полномочиями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) заслушивает ежегодные отчёты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности
Б) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации
В) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации
Г) управляет федеральным имуществом
Д) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
Е) проводит финансовую, кредитную и денежную политику
Ж) принимает Федеральные законы
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1) Президент, 2) Правительство, 3) Государственная дума, 4) Совет Федерации
6. Установите соответствие между примерами и видами прав человека. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
А) свобода творчества, Б) свобода совести, В) право на образование, Г) право на демонстрации, митинги, Д) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1) гражданские (личные) права, 2) политические права, 3) социально-экономические права, 4) культурные права
7.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Государственный бюджет является главной составной частью бюджетной системы страны и представляет собой основной финансовый план государства на финансовый год и плановый период.
Значимость государственного бюджета неоценима: он участвует в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития различных сфер социально-экономической и политической жизни общества. Государство часто использует бюджет в целях воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности, производственной и непроизводственной сфер, регионов страны. Показатели бюджета и отчёт о его исполнении позволяют судить о сложившейся в стране экономической ситуации, установить перечень приоритетных задач и оценить качество их решения.
Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами (в Российской Федерации государственный бюджет принимает Государственная Дума). В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета сопоставляются доходная и расходная части бюджета, а после определяется профицит (превышение доходов над расходами) или дефицит (превышение расходов над доходами. Сбалансированный бюджет — это основной показатель экономического и социального благополучия страны, который складывается из равенства доходов и расходов.
Сбалансировать государственный бюджет достаточно сложно.
Некоторые теоретики одним из путей решения проблемы сбалансированности государственного бюджета предлагают сокращение расходных статей. Однако этот вариант является не очень популярным и не достаточно эффективным методом борьбы с дефицитом бюджета. Возможно, поначалу такое решение проблемы и будет приносить плоды, но впоследствии снижение расходов на здравоохранение, науку, образование может привести к серьёзной социальной напряжённости в обществе.
У проблемы сбалансированности государственного бюджета нет единственно верного и правильного решения. Это комплексная проблема, требующая серьёзного систематического подхода и грамотного понимания прогнозных путей развития. Обеспечить равенство доходной и расходной частей бюджета довольно сложно, но при серьёзном систематическом подходе и грамотном понимании и разработке путей развития возможно минимизировать разрыв и приблизить бюджет к балансу, что обеспечит экономическое и социальное благополучие страны
7.2. В чём, по мнению автора, проявляется значимость государственного бюджета? (Укажите два проявления.) Каким образом, с точки зрения автора, складывается сбалансированный бюджет? Какие органы государственной власти РФ, согласно тексту, принимают участие в составлении и принятии бюджета? (Используя текст, укажите два органа государственной власти.)
7.3. Какие части бюджета, согласно тексту, сопоставляются в процессе его составления, утверждения и исполнения? Приведите по одному примеру возможного формирования каждой из частей бюджета. Сначала указывайте часть бюджета, затем приводите пример. Примеры должны быть сформулированы развёрнуто.
7.4. Автор полагает, что сокращение расходных статей бюджета является не очень популярным и недостаточно эффективным методом борьбы с дефицитом бюджета. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) эту точку зрения.