СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме "Лексика" состоит и 2х вариантов с ответами и критериями оценки, для 5 классов

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика", 5 класс»

Контрольная работа по теме «Лексика»

Ученика 5 ___ класса Ф.И.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

Вариант 1

  1. Лексика – это наука о

1) звуках речи; 2) правильной постановке ударения в словах;

3) словарном запасе языка.


2. Лексическое значение слов разъясняется в

1) этимологическом словаре; 2) толковом словаре; 3) орфоэпическом словаре


3. Лексическое значение слова – это то,

1) что слово обозначает; 2) как слово произносится; 3) как слово пишется.


4. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:


Золотые нивы – золотые руки, тяжелый чемодан – тяжелый характер, легкая работа –


легкая рука, железная дисциплина – железный гвоздь, плачущая берёза – плачущий


ребенок, спят цветы – спят дети, серебряные ложки – серебряный свет, бронзовая монета –


бронзовый загар, воет волк – воет буря, шёлковое платье – шёлковые волосы, пустая


голова – пустая кружка, разбитая чашка – разбитое сердце, холодный взгляд – холодный


чай, плоский живот – плоские шутки, голодный волк – голодный взгляд.


5.Найдите слова, которые могут быть омонимами:

1) тушить 2) месяц 3) жюри 4) энциклопедия 5) телевизор

6. Определите, к какой части речи относятся одинаковые по произношению выделенные слова.

Стекло было совершенно прозрачным.

Молоко стекло со стола.

7. В каком ряду все слова являются синонимами:

1) идти, шагать, строить; 2) робкий, трусливый, боязливый;

3) большой, громадный, тёмный.


8. Укажите синоним к слову огромный:

1) громадный; 2) маленький; 3) мизерный.


9.Подберите к словам синонимы, составьте с ними словосочетания :

а) мощный - _____________ б) смелый - ________________ в) занимательный - ____________________

_______________________________________________________________________________


10. К какому слову верно подобран синоним:

1) медлить – бежать; 2.) пёс – собака; 3) говорить – болтун.


11.Выпишите из предложения синонимы.

Любовь к родине - это преданность своему отечеству, своему народу______________________________________________________________________

12.Антонимы – это слова

1) противоположные по смыслу; 2) близкие по лексическому значению;

3) одинаковые в написании, но разные по значению.


13. Укажите антоним к слову румяный

1) краснощёкий; 2) бледный; 3) голубоглазый.


14. Какие пары слов являются антонимами:

1) говорить-молчать; 2) большой – громадный; 3) маленький – крохотный.


15. В каком варианте пары слов НЕ являются антонимами

1) высоко – низко; 2) здесь – сейчас; 3) уронить – поднять.


16.Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?

1) свежий костюм 2) свежий воротник 3) свежий журнал 4) свежий хлеб


17. Подберите антонимы к словам: ранний – _________________, далекий - ___________, день - ________________, добрый - ____________________, грустно –___________________


Выпишите из предложений антонимы.

1) Он ра­до­ва­лся, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огор­ча­лся, если это не по­лу­ча­лось. 2) У журнала не было ни на­ча­ла, ни конца, зато были изу­ми­тель­ные кар­тин­ки — боль­шие, на целую стра­ни­цу.3) А он, боль­шой, лох­ма­тый, то под­ни­ма­ет­ся над цвет­ком, то опус­ка­ет­ся.

1______________________________________________________________________________

2______________________________________________________________________________

3______________________________________________________________________________































































Контрольная работа по теме «Лексика»

Ученика 5 ___ класса Ф.И.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

Вариант 2

1.Дописать ответ.

Словарный состав языка изучает ­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________

Слова, имеющие одно значение, называются _________________________________________

Слова, имеющие несколько значений, называются_____________________________________

Слова, имеющие близкое значение, называются ______________________________________

Слова, одинаковые по написанию и по произношению, но совершенно различные по значению, называются ___________________________________________________________

2. Определить, в каком значении употреблено слово крыло в предложении «На перекрестке мне помяли левое крыло»:

А) орган летания у птиц Б) боковая часть здания В) часть самолета

Г) деталь автомобиля Д) защитная планка над колесом велосипеда.

3. В каком выражении слово бежать употреблено в переносном значении?

1) Бежать по дороге 2) время бежит очень быстро

3) бегут спортсмены к финишу 4) надо бежать на урок.

4. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены данные слова:


Золотые нивы – золотые руки, тяжелый чемодан – тяжелый характер, легкая работа –


легкая рука, железная дисциплина – железный гвоздь, плачущая берёза – плачущий


ребенок, спят цветы – спят дети, серебряные ложки – серебряный свет, бронзовая монета –


бронзовый загар, воет волк – воет буря, шёлковое платье – шёлковые волосы, пустая


голова – пустая кружка, разбитая чашка – разбитое сердце, холодный взгляд – холодный


чай, плоский живот – плоские шутки, голодный волк – голодный взгляд.


5. У какого слова есть омоним, подчеркни его? Колонна, фантастика, блеск, ветеран.

6. Найдите пару синонимов, подчеркни его.

Ветер - штиль, коза - коса, метель - вьюга, крикнуть – прошептать, вперед - назад.

7. Найдите пару антонимов, подчеркни её.

Жестокий – злой, вверху - внизу, примерно – приблизительно, чуть-чуть – немного, старый – древний.

8. Найди лишнее слово в синонимичном ряду, зачеркни его.

Неуч, невежа, профан, невежда.

9. Найдите синоним к слову бурлить.

А) источать Б) клокотать В) дымиться Г) кипеть

10. Укажите многозначное слово:

А) гимнаст Б) барабан Г) календарь Д) жалюзи

11.Укажите однозначное слово.

А) праздник Б) рукав В) форма Г) свекла

12. В каком ряду все слова могут употребляться только в прямом значении

А) линейка, автомат Б) вал, нарядный В) караван, горячий Г) каникулы, гимнаст.

13. Какое из словосочетаний употреблено в переносном значении?

А) тяжелый характер Б) золотое кольцо Г) черствый хлеб Д) легкий портфель

14. Укажите неправильно подобранную антонимическую пару

А) высокий – низкий Б) молчать – говорить В) глупость – умный Г) яркий – тусклый.

15.Укажите строку, в которой все слова являются синонимами.

А) тихий, бледный, безмолвный Б) своеобразный, особенность, самобытный

В) безграничный, необъятный, бескрайний Г) замечательный, видный, заурядный

16. Укажите синонимы:

А) мелкий – глубокий Б) свежий – старый (журнал) В) свежий – чистый (снег)

Г) много стекла – вода стекла.

17. Подберите антонимы к словам: ранний – _________________, далекий - ___________, день - ________________, добрый - ____________________, грустно –___________________


Выпишите из предложений антонимы.

1) Он ра­до­ва­лся, если удавалось придумать для героя подходящую фамилию, и огор­ча­лся, если это не по­лу­ча­лось. 2) У журнала не было ни на­ча­ла, ни конца, зато были изу­ми­тель­ные кар­тин­ки — боль­шие, на целую стра­ни­цу.3) А он, боль­шой, лох­ма­тый, то под­ни­ма­ет­ся над цвет­ком, то опус­ка­ет­ся.

1______________________________________________________________________________

2______________________________________________________________________________

3______________________________________________________________________________



















































Ответы




Вариант 1

Вариант 2

3

Лексикология

Однозначные

Многозначные

Синонимы

Омонимы

2

Г

1

2

Золотые нивы (прям) – золотые руки (перенос), тяжелый чемодан (прям) – тяжелый характер (перенос), легкая работа (прям) –


легкая рука (перенос), железная дисциплина (перенос) – железный гвоздь (прям), плачущая берёза (перенос) – плачущий


ребенок(прям), спят цветы (перенос) – спят дети(прям), серебряные ложки (прям) – серебряный свет (перенос), бронзовая монета (прям) –


бронзовый загар (перенос), воет волк (прям) – воет буря (перенос), шёлковое платье (прям) – шёлковые волосы (перенос), пустая


голова (перенос) – пустая кружка (прям), разбитая чашка (прям) – разбитое сердце (перенос), холодный взгляд (перенос) – холодный


чай (прям), плоский живот (прям) – плоские шутки (перенос), голодный волк (прям) – голодный взгляд (перенос).

1,2

Блеск

Существительное – глагол

Метель – вьюга

2

Вверху – внизу

1

Профан

А) мощный - сильный

Б) смелый – отважный, храбрый

В) занимательный – увлекательный

Г

2

Г

Родина – Отечество

В

1

Г

2

А

1

В

2

В

4

В

Ранний – поздний, Далёкий – близкий, день - ночь, добрый – злой, грустно - весело

С текста: 1) радовался – огорчался; удавалось – не получалось; 2) начала – конца; не было – были; 3) поднимается – опускается.



Всего 18 баллов:

0-9 – «2»

10-13 – «3»

14-16 – «4»

17-18 – «5»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!