Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс
1. Дайте определение понятий:
Диалектные слова – это ___________________________
Профессиональные слова – это________________________
Неологизмы – это ______________________
Историзмы- это_________________________
2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.
Обнаружить дефект ______________ Привезти сувенир___________________
Древняя легенда ___________________ Воздвигнуть монумент
3. Подберите синонимы к фразеологизмам.
Сломя голову ___________________________ Засучив рукава ___________________________________
Повесить нос ________________________ След простыл
4. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
Попасть впросак Как у Христа за пазухой
Ни в зуб ногой Поставить точку
5. Фразеологизмы - это_____________________
6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы
А) боярин Ж) городовой
Б) стрельцы З) кушак
С) ланиты И) алтын
Д) чело К) цирюльник
Е) веретено Л) ветрило
7. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней 3)Как звезд на небе
2) Ни два ни полтора 4) Лежать мертвым грузом
8. Запишите ряд специальных слов по профессии биолога
9. Какие слова по происхождению являются старославянскими?
Голова Среда Середина Млечный Главный Короткий
10. Запишите фразеологизмы со словом нога______________________
11. Запишите, графически объясните написание пропущенных орфограмм
Р..стительность, выр..щенный, к..саться, утв..рь,ск..чок,прил..гательное,пол..жение,з..рница,заг..рать,прик..сновение.
12. Разобрать по членам предложения.
Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.
Контрольная работа по теме «Лексика» 6 класс 2 вариант
1. Дайте определение понятий:
Заимствованные слова – это ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Устаревшие слова – это ________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Фразеологизмы – это __________________________________________________________________________________
2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.
Читать мемуары __________________ Привести аргументы________________________________
Массивное здание _________________ Воздвигнуть обелиск ________________________________
3. Подберите синонимы к фразеологизмам.
Во все лопатки ________________________ Рукой подать ___________________________________
Зарубить на носу _______________________ Намотать на ус ____________________________________
4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.
Молоток стучит _______________________________________________
Волны моря ___________________________________________________
Серебряное кольцо _________________________________________________
Острый нож ________________________________________________
5. Распределите по группам: многозначные слова – омонимы.
А) Тает снег – тает девочка от болезни
Б) Берег моря – море флагов
С) Седые волосы – седая равнина
Д) Подошва туфель – подошва горы
Е) воет волк – воет буря
многозначные слова | омонимы |
| |
6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы
А) кафтан Ж) одеяние
Б) пиит З) капот
С) цирюльня И) вещун
Д) орало К) десница
Е) уста Л) кольчуга
7. Составьте синонимический ряд к словам:
Большой ___________________________________________________________________________________________
Плохо ___________________________________________________________________________________________
8. Запишите ряд специальных слов по профессии врача
_____________________________________________________________________________________________________
9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные? (Обозначить + и -).
Дождевой - дождливый (день, капля, сезон, осень, вода, облака, погода)
Духовный - душевный (человек, сила, беседа, интересы, отношения, болезнь, близость).
10. Объясните значение диалектных слов:
Григорий пришел с игрищ после первых петухов. _______________________________
Будто бы на чужой баз заехал Разметнов.. ___________________________________________
11. Определите слово по словарной статье.
___________________________________ - командная игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
______________________ - грубый, невоспитанный человек.
12. Разобрать по членам предложения.
Мама держит их всегда в ежовых рукавицах.
КР выполнил (а) ________________________________________________________________________
4. Прочитайте. Найдите заимствованные слова, замените их русскими.
1. При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2. Все работали с большим энтузиазмом. 3. Автострада поворачивала к лесу. Всем подарили сувениры. 4. Парад Победы проходит у обелиска. 5. Все любовались красивым пейзажем.
5. Прочитайте. Найдите профессионализмы (проф.)
Он показал мне свои акварели и натюрморты. У меня осталось впечатление от натюрмортов очень яркое: это пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
6. Определите, в какой профессиональной среде могли возникнуть следующие фразеологизмы: в подметки не годится; сесть на мель; топорная работа; шито белыми нитками; закинуть удочку; заговаривать зубы; в час по чайной ложке.
. Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значениемобманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки.
Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводит в заблуждение; высунув язык; со всех ног.
Ключ: бездельничать - сидеть сложа руки, лодыря корчить, бить баклуши, собак гонять; обманывать - втирать очки, водить за нос, вводит в заблуждение, заправлять арапа; быстро - во все лопатки, во весь дух, высунув язык; со всех ног.
2. Укажите сначала фразеологические обороты со словами – антонимами, затем – с синонимами. Запишите в тетрадь.
На доске: нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; черным по белому; с больной головы на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.
Ключ. С антонимами: нет худа без добра, всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; черным по белому; с больной головы на здоровую, от мала до велика.
С синонимами: ум за разум заходит; из огня да в полымя, переливать из пустого в порожнее, ; ни конца ни краю; вокруг да около, цел и невредим.
3. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.
(Варианты: валится из рук (не работается, не клеится); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и т.д.)
4. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть)
О полной тишине. (Слышно, как муха пролетит)
О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок. (Козёл отпущения)
Об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился)
О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. (На душе кошки скребут)
О забывчивости, плохой памяти. (Голова как решето)
О том, кто сам не пользуется и другим не дает. (Собака на сене)
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении. (Сел в галошу
5. Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный, книжный, публицистический
Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.
Проверь себя!
Книжный: сложить оружие, карточный домик, дамоклов меч, краеугольный камень.
Публицистический: сдержать слово, под открытым небом, из года в год.
Разговорный: водить за нос, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной
гуще.
6. Определите значения слов. Разделите их в два столбика: 1) историзмы; 2) архаизмы.
Городовой, цирюльник, перст, кольчуга, чело, бурса, отрок, доселе, зерцало, ямщик, сокольничий, алтын, пищаль, челобитье, гонитель, изрядный, комедиант, столоначальник, смерд, чужестранец, вече, опричник, яхонт, камергер, стачка.
Ключ. Историзмы: городовой, кольчуга, ямщик, алтын, столоначальник, чужестранец, вече, опричник, камергер, стачка.
Архаизмы: цирюльник, перст, чело, бурса, отрок, доселе, зерцало, сокольничий, челобитье, гонитель, изрядный, комедиант, смерд, яхонт.
Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
Ключ. Молчать - Держать язык за зубами
2. Хвалить - Возносить до небес
3. Обманывать - Водить вокруг пальца
4. Бить - Намять бока
5. Исчезать - Рассеиваться как дым
4. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
2) гигант – карлик
3) робкий – смелый
4) скромный – хитрый
5. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто
4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
6. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому сле
4. Выделите фразеологизм, объясните его значение.
Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока.
У моей бабушки золотые руки, золотое сердце и золотой характер.
После приезда барина жизнь в доме стала бить ключом.
Еще одно белое пятно было стерто с карты Южной Америки. Иванушка отпил молока из кувшина, заморил червячка.
Ключ. Как зеницу ока – с особой заботой, бережностью относиться к чему-либо, охранять, сохранять что-либо
бить ключом – Бурно проходить, протекать, активно проявляться.
белое пятно - неисследованное место, территория
заморил червячка - быстро перекусить
5.Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро: а) как с гуся вода; б) хоть пруд пруди; в) пуд соли съесть; г) сломя голову; д) вытягиваться в струнку; е) во весь дух.
Ключ. Быстро - сломя голову, во весь дух.
6.Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: Глаза. Нос.
Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...
Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...
7. Замените устаревшие слова синонимами: чело, глаголет, перст.
Ключ. Чело – лоб, глаголет –гласит, перст - (устар.). То же, что палец
8. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово «хрустальный» было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
9. Подберите синонимы к слову «завершать».
Ключ. Завершить – закончить.
8. Тесты.
1 Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
1) ГОРЯЧИЙ пирожок — ЖАРКИЙ день
2) ТЁПЛЫЙ чай — ХОЛОДНЫЙ вечер
3) ИГОЛКА ели — ИГОЛКА для шитья
2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.
1) ГРОМАДНЫЙ дом — БОЛЬШОЙ зверь
2) зелёный ЛУК — ЛУК для стрельбы
3) ТРУД к радости — БЕЗДЕЛЬЕ к несчастью
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.
1) родниковый КЛЮЧ — КЛЮЧ от замка
2) РАЗГОВОРЧИВЫЙ человек — МОЛЧАЛИВЫЙ юноша
3) давай СМЕЯТЬСЯ — стали ХОХОТАТЬ
4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
1) железный гвоздь
2) железная воля
3) железная труба
5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.
1)Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
2) Пожухла трава на полях.
3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге
6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.
2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
3) Эспланада — это широкая улица с аллеями.
7. Укажите верное утверждение.
1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.
2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
8. Укажите предложение, в котором есть историзм.
1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
2) На юноше был надет праздничный кафтан.
3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
9. Укажите предложение, в котором есть архаизм.
1) Леса стоят в жемчужном инее.
2) Шуми, шуми, послушное ветрило.
3) Принцесса отвернулась и заплакала.
10. Укажите предложение, в котором есть неологизм.
1) По радио передали штормовое предупреждение.
2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.
3) Лодка всплыла у самого берега.
11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) Во поле берёзонька стояла.
2) Туристы зашли в дремучий бор.
3) Бригада работала засучив рукава.
12. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
1) резвый КОНЬ — ломовая ЛОШАДЬ
2) БЛИЗКИЙ человек — ДАЛЁКИЙ звук
3) КЛЮЧ от замка — родниковый КЛЮЧ
13. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.
1) пришло ТЕПЛО — сильный ХОЛОД
2) ГРУША (плод) — ГРУША (боксёрская)
3) добрый БЕГЕМОТ — огромный ГИППОПОТАМ
14. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.
1) сосновый БОР — зубоврачебный БОР
2) УГРЮМЫЙ человек — РАДОСТНЫЙ день
3) КРАСНЫЙ платок — АЛЫЙ стяг
15. Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.
1) твёрдое решение
2) твёрдое яблоко
3) твёрдая земля
16. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.
1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.
3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.
17. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.
2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
3) Дом был деревянный.
18. Укажите верное утверждение.
1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или местности.
3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,
19. Укажите предложение, в котором есть историзм.
1) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
2) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одно области.
3) Няне его была крепостная крестьянка.
20. Укажите предложение, в котором есть архаизм.
1) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
2) Рыцари были в кольчугах.
3) Князь оказался человеком великодушным.
21. Укажите предложение, в котором есть неологизм.
1) Вдоль берега плавали парусники.
2) Этот доклад я прочитал в Интернете.
3) В доме зажглись огни.
22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) Цыплят по осени считают.
2) Над лесом взошла луна.
3) Еды было с гулькин нос.
23. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый 2) гигант – карлик 3) робкий – смелый 4) скромный – хитрый
24. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо 3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
25. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней 2) ни два ни полтора 3) как звёзд на небе 4) лежать мёртвым грузом
26. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью. 2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле. 4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует
27. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет
2) мягкий знак
3) мягкий мох
4) мягкий климат
28. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
29. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
30. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно


Ключ: 1-1, 2-3, 3-1, 4-2, 5-3, 6-2, 7-2, 8-2, 9-2, 10-2, 11-3, 12-1, 13-1, 14-1, 15-1, 16-1, 17-2,

18-1, 19-3, 20-2, 21-2, 22-1, 23-4, 24-3, 25-3, 26-4, 27-2, 28-4, 29-2, 30-3.
3. Фрагмент из произведения, в котором автор употребил фразеологический оборот. | 1. У Льва как гору с плеч свалило. 2. У птиц недаром говорят, Что я хватаю с неба звезды; И.А.Крылов «Воспитание Льва» 3. "Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай". "Соседушка, я сыт по горло". И. А.Крылов «Демьянова уха» |
4. Пример, в котором бы встретились антонимы | 1. Явился сын; тут царь сбирает весь народ, И малых и больших сзывает; И.А.Крылов «Воспитание Льва» 2. Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем. И.А.Крылов «Скворец» 3. То ведай, что твои и проза и стихи Тошнее будут всем Демьяновой ухи. И.А.Крылов «Демьянова уха |
5. Предложения, в которых бы встретились устаревшие слова. | Тут бедный Фока мой Как ни любил уху, но от беды такой, Схватя в охапку Кушак и шапку, Скорей без памяти домой – И с той поры к Демьяну ни ногой. И.А.Крылов «Демьянова уха» 2. Когда Смоленский Князь, Противу дерзости искусством воружась, Вандалам новым сеть поставил И на погибель им Москву оставил, И.А.Крылов «Ворона и Курица» |
5. Составьте связное высказывание на лингвистическую тему: «Для чего нужны фразеологизмы?»
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
7. Вариативная работа по карточкам.
Карточка №1
1. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней 2) ни два ни полтора 3) как звёзд на небе 4) лежать мёртвым грузом
2. Объясните значение фразеологизмов:
1) Семь пятниц на неделе 2) Фома неверующий 3) Тише воды, ниже травы
3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Голова. Ноги.
Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять...
4.Перепишите. Подчеркните слова, употребленные в переносном (метафорическом) значении.
Море дышит полной грудью, волны бегут, ласкаются к берегу.
Лес насторожённо молчит, всё живое замерло в ожидании грозы.
3. Травы шепчутся с ветром.
Спит земля в сиянье голубом… Звезда с звездою говорит.
5. Выберите из приведенных в скобках синонимов самый точный.
1. В нашем крае много (далеких, дальних, отдалённых, удалённых) населенных пунктов, в них (живет, проживает, обитает) до трети населения.
2. Старшая дочь моя (работает, трудится) на ферме, (выращивает, выхаживает, вскармливает, растит) молодняк.
3. Комплексное (употребление, применение, использование) наглядных пособий на (уроках,занятиях) (повышает, увеличивает) успех в (работе, труде) учителя.
6. Определите литер. источник: блоху подковать; человек в футляре; на деревню дедушке; темное царство; быть или не быть; рыцарь печального образа.
Человек в футляре – А.П.Чехов, блоху подковать – Лесков, на деревню дедушке – Л.Толстой, темное царство -
Карточка № 2.
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
Одноклассник без всякого основания, без видимой причины перестал со мной разговаривать. (Ни с того ни с сего)
Задание написано совершенно четко, определенно. (Черным по белому)
Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. (Как ни в чём ни бывало)
Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание. (Во что бы то ни стало)
В разговоре он находчив, знает, как ответить. (За словом в карман не лезет)
Много прошло времени с той поры. (Много воды утекло)
Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. (С глазу на глаз)
2.Замените фразеологизмы синонимами
Задрать нос; спустя рукава.
С одним из них придумайте предложение, запишите его.
3.Выпишите слова, употребленные в переносном значении.
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.
4.. Выпишите синонимы из предложения.
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
5..Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном
Язык
6.Определите слово по его лексическому значению.
Заранее намеченный путь следования;
Очень большой;
Знаки для обозначения звуков;
Часть слова без окончания.
7. Замените фразеологизмы синонимами
Водить за нос; засучив рукава
С одним из них придумайте предложение, запишите его.
Карточка №3.
Выпишите слова, употребленные в переносном значении.
В саду горит костер рябины красной.
Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.
Выпишите синонимы из предложения.
Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном
Хрустальный
Вместо точек впишите антонимы в данные словосочетания.
Мелкий пруд – (глубокий)… пруд. 2. Мелкий дождь – (крупный)… дождь.
Свежий хлеб – (черствый)… хлеб. 4. Свежий огурец - … огурец. 5. Свободный стул – (занятый)… стул.6. Свободная обувь - … обувь. 7. Сладкое яблоко - … яблоко.8. Сладкое лекарство - … лекарство.
Выделите синонимы, объясните, для чего они используются писателями (для усиления, для сопоставления (противопоставления), для уточнения мысли, чтобы избежать повторения слов).
Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим …глубокие тарелки.(А.Марков) 2. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром. (А.Чехов) 3. У Ули были не глаза, а очи.(А.Фадеев) 4. У нас с вами и так дуэль, постоянныйпоединок, непрерывная борьба. (А.Островский) 5. Жарко сверкало солнце, блестели горы.
Составьте предложения с данными омонимами, учитывая их лексическое значение.
нефрит (заболевание почек) – нефрит (полудрагоценный камень);
ладья (устар. Судно, лодка) – ладья (шахматная фигура);
посол (дипломат) – посол (соление продуктов);
пост (воздержание от приёма пищи) – пост (место, откуда ведётся наблюдение, охрана);
рубка (деление на частей) – рубка (специальное помещение на корабле);
среда (день недели) – среда (условия, окружающие человека)
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Электронная тетрадь по русскому языку 8...
Культура речи: от ударения до стилистики
Русский язык 7 класс ФГОС
Русский язык 11 класс ФГОС
Русский язык 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
© 2019, Павленко Ульяна Михайловна 21519 614
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы