1 вариант.
1. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
3) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
4) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.
5) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.
2. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
3. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи выделяют демографический и территориальный критерии социальной стратификации.
2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои, занимающие разное общественное положение.
3) Социальная стратификация осуществляется на основе личного авторитета индивидов.
4) Представители одной социальной страты обычно имеют схожие социальные возможности и стиль жизни.
5) Социальная стратификация фиксирует неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам.
4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Один из критериев дифференциации социальных групп — доход.
3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
5. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальное неравенство проявляется в неравном доступе к таким благам, как власть, деньги, престиж.
2) Биологические различия является одним из факторов социального неравенства в современном мире.
3) Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, обуславливают социальную стратификацию.
4) Неравенство между людьми существует в любом современном обществе.
5) Исторически меняются формы и степень социального неравенства.
6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества.
1) объём власти 2) уровень образования
3) этническая принадлежность 4) престиж занимаемой позиции
5) доход 6) возраст
7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция
4) горизонтальная 5) нисходящая
8. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.
9. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.
10. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности;
− одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная мобильность может быть ____________(А), когда статус человека повышается или понижается, и горизонтальной, когда человек перемещается, например, на другую должность без повышения или понижения ___________ (Б). Вертикальная мобильность предполагает, как выше отмечалось, изменение статуса человека на более высокий или низкий. В соответствии с этим выделяют восходящую и нисходящую ________________(В). Эти изменения могут выражаться в назначении на новую должность, увольнении и т. д. Горизонтальная мобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится _______________(Г). Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является ________________(Д) мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой. Переезд человека из одного региона в другой, перемена места жительства также может быть названа ________________(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социализация | 2) индивид | 3) вертикальная |
4) географическая | 5) статус | 6) социальная мобильность |
7) социальный лифт | 8) стратификация | 9) миграция |
12. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | | ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
Прочитайте текст и выполните задания 13-14
Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.
Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.
(Г.Е. Тадевосян)
13. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.
14. Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.
2 вариант
1. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и престиж профессии.
2) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.
3) Объём власти как критерий социальной стратификации определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи в определённый период времени.
4) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов.
5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.
2. Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.
2) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.
3) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.
4) В условиях кастового строя социальная мобильность отсутствует.
5) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.
3. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.
5. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальное неравенство проявляется в неравном доступе к таким благам, как власть, деньги, престиж.
2) Биологические различия является одним из факторов социального неравенства в современном мире.
3) Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, обуславливают социальную стратификацию.
4) Неравенство между людьми существует в любом современном обществе.
5) Исторически меняются формы и степень социального неравенства.
6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества.
1) объём власти 2) уровень образования
3) этническая принадлежность 4) престиж занимаемой позиции
5) доход 6) возраст
7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция
4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная
8. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об исторических типах стратификационных систем;
− одно предложение, раскрывающее особенности социальной стратификации в традиционном обществе.
9. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
10. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности;
− одно предложение, раскрывающее характер социальной мобильности в демократическом обществе.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная __________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _____________(В), уровня образования, доступа к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем — сословия, а позже — классы.
В одних обществах переход из одной социальной ___________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной __________(Е) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) мобильность | 2) привилегии | 3) обязанности |
4) престиж | 5) авторитет | 6) ДОХОД |
7) расслоение | 8) страта | 9) стратификация |
12. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | | ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
Прочитайте текст и выполните задания 13-14
Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.
Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.
Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.
(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)
13. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.
14. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.
Ключи.
1.
1. Ответ: 235.
2. Ответ: 126.
3. Ответ: 245.
4. Ответ: 245.
5. Ответ: 145.
6. Ответ: 36
7. Ответ: 134.
8. Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:
1) смысл понятия, например: Многомерная структура общества, основанная на социальном неравенстве;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации
9. 1) сфера общественной жизни — социальная;
2) исторический тип стратификации — сословная;
3) критерии стратификации современного общества:
– объём власти;
– уровень доходов;
– уровень образования;
– престиж профессии.
10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более существующих каналах социальной мобильности.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.)
11. Ответ: 3, 5, 6, 2, 4, 9.
12. Ответ: 22131.
13. Могут быть приведены следующие институты:
1) образование (приобщает молодого человека к системе знаний, накопленных человечеством),
2) СМИ (формирует отношение к определенным сторонам жизни общества),
3) религия (формирует основы нравственности и духовности)
Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:
14. 1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);
2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);
3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);
4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).
Могут быть приведены и иные верные примеры.
2.
1. Ответ: 234.
2. Ответ: 245.
3. Ответ: 135.
4. Ответ: 125.
5. Ответ: 145.
6. Ответ: 36
7. Ответ: 134.
8. 1) смысл понятия, например: дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, доходов и некоторых других социально значимых признаков, в основе которых лежит социальное неравенство;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об исторических типах стратификационных систем, опирающейся на знание курса, например: к историческим типам стратификационных систем относятся рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая системы.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более исторических типах стратификационных систем.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе, например: в традиционном обществе социальная стратификация закреплялась государством на законодательном уровне, социальные страты различались по набору юридических прав и обязанностей, принадлежность к социальной страте определялась прежде всего происхождением человека.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе.)
9. В правильном ответе могут быть указаны следующие основания и примеры:
1) Уровень дохода. Например, в современном обществе можно выделить богатых людей, средний класс и бедных, между данными стратами существует экономическое неравенство.
2) Доступ к власти. Например, в современном обществе можно выделить рядовых граждан и политическую элиту, между данными двумя стратами различный доступ к управлению и влиянию на общество.
3) Престиж занимаемого профессионального статуса. Например, в современном обществе есть более престижные страты юристов, банкиров, бизнесменов и политиков и менее престижные — уборщиков, разнорабочих и продавцов магазина.
10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: социальная мобильность — перемещение индивида или социальной группы в структуре
общества, связанное с изменением социального статуса; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например:
«Важнейшими каналами социальной мобильности в современном обществе являются образование, брак, бизнес, СМИ и массовая культура, профессиональный спорт»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о двух и более каналах социальной мобильности.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса характер социальной мобильности в демократическом обществе, например: «Демократическое общество является открытым, в нём нет искусственных преград, затрудняющих восходящую мобильность». (Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса характер социальной мобильности в демократическом обществе).
11. Ответ: 9, 7, 6, 4, 8, 1.
12. Ответ: 22131.
13. В ответе должны быть приведены причины:
1) различия способностей и задатков, заложенных самой природой;
2) неодинаковость социального статуса;
3) неодинаковость качества труда;
4) неодинаковость продуктивности.
14.