СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Социальная стратификация и социальная мобильность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме "Социальная стратификация и социальна мобильность"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Социальная стратификация и социальная мобильность"»

1 вариант.

1. Выберите вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция пред­по­ла­га­ет де­ле­ние об­ще­ства на со­ци­аль­ные слои путём объ­еди­не­ния раз­лич­ных со­ци­аль­ных по­зи­ций с при­мер­но оди­на­ко­вым со­ци­аль­ным статусом.

3) Со­цио­ло­ги вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие кри­те­рии со­ци­аль­ной стратификации: доход, власть.

4) Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция пред­по­ла­га­ет вы­де­ле­ние со­ци­аль­ных слоёв в за­ви­си­мо­сти от лич­ных ка­честв человека.

5) Пре­стиж про­фес­сии как кри­те­рий со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции свя­зан с со­ци­аль­ной привлекательностью, ува­жи­тель­ным от­но­ше­ни­ем в об­ще­стве к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.

2. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры.

1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы

2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах

6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии

3. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социологи выделяют демографический и территориальный критерии социальной стратификации.

2) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои, занимающие разное общественное положение.

3) Социальная стратификация осуществляется на основе личного авторитета индивидов.

4) Представители одной социальной страты обычно имеют схожие социальные возможности и стиль жизни.

5) Социальная стратификация фиксирует неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам.

4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.

2) Один из критериев дифференциации социальных групп — доход.

3) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.

4) Социологи различают индивидуальную и коллективную мобильность.

5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

5. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальное неравенство проявляется в неравном доступе к таким благам, как власть, деньги, престиж.

2) Биологические различия является одним из факторов социального неравенства в современном мире.

3) Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, обуславливают социальную стратификацию.

4) Неравенство между людьми существует в любом современном обществе.

5) Исторически меняются формы и степень социального неравенства.

6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стратификацию современного общества.

1) объём власти 2) уро­вень образования

3) эт­ни­че­ская принадлежность 4) пре­стиж за­ни­ма­е­мой позиции

5) доход 6) возраст

7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция

4) горизонтальная 5) нисходящая

8. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации;

− одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих критериев.

9. В своде обыч­но­го права сред­не­ве­ко­вой Фран­ции указывалось: «Следует знать, что людям на­ше­го века из­вест­ны три состояния. Пер­вое — это знатное. Вто­рое — со­сто­я­ние сво­бод­ных по про­ис­хож­де­нию людей, рождённых сво­бод­ной матерью. Тре­тье — кре­пост­ное со­сто­я­ние людей. Между пра­ва­ми дво­рян и дру­гих людей су­ще­ству­ет боль­шая разница».

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в этих пра­во­вых установлениях? Какой ис­то­ри­че­ский тип стра­ти­фи­ка­ции за­фик­си­ро­ван этими нормами? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те любые три кри­те­рия стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го общества.

10. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Социальная мо­биль­ность может быть ____________(А), когда ста­тус человека по­вы­ша­ет­ся или понижается, и горизонтальной, когда че­ло­век перемещается, например, на дру­гую должность без по­вы­ше­ния или по­ни­же­ния ___________ (Б). Вер­ти­каль­ная мобильность предполагает, как выше отмечалось, из­ме­не­ние статуса че­ло­ве­ка на более вы­со­кий или низкий. В со­от­вет­ствии с этим вы­де­ля­ют восходящую и нис­хо­дя­щую ________________(В). Эти из­ме­не­ния могут вы­ра­жать­ся в на­зна­че­нии на новую должность, уволь­не­нии и т. д. Го­ри­зон­таль­ная мобильность пред­по­ла­га­ет изменение не статуса, а со­ци­аль­ной группы, в ко­то­рой находится _______________(Г). При­ме­ром может слу­жить смена религии, профессии, места жительства. Раз­но­вид­но­стью горизонтальной мо­биль­но­сти является ________________(Д) мобильность. Она вы­ра­жа­ет­ся в пе­ре­ме­ще­нии из од­но­го региона в другой. Пе­ре­езд человека из од­но­го региона в другой, пе­ре­ме­на места жи­тель­ства также может быть на­зва­на ________________(Е).»

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

1) социализация

2) индивид

3) вертикальная

4) географическая

5) статус

6) социальная мобильность

7) социальный лифт

8) стратификация

9) миграция


12. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми общественных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стратификации: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами

Б) пре­иму­ще­ствен­но наследственный ха­рак­тер принадлежности к элите общества

В) за­пре­ще­ние перемещения из одной со­ци­аль­ной группы в другую

Г) в ос­но­ве деления на группы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его оплаты

Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми других групп

 

1) ка­сто­вая

2) со­слов­ная

3) классовая

Прочитайте текст и выполните задания 13-14

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

 

(Г.Е. Тадевосян)

13. Какие четыре социальных лифта указывает автор? Приведите их, проиллюстрировав их проявление конкретными примерами.

14. Какие со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты по­ми­мо семьи осу­ществ­ля­ют со­ци­а­ли­за­цию мо­ло­до­го поколения? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных ин­сти­ту­та и поясните, в чём про­яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие каж­до­го из них.



























2 вариант

1. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и престиж профессии.

2) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.

3) Объём власти как критерий социальной стратификации определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи в определённый период времени.

4) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов.

5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.

2. Выберите вер­ные суж­де­ния о типах со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.

2) В ис­то­рии че­ло­ве­че­ства су­ще­ство­ва­ли раз­ные типы со­ци­аль­ной стратификации.

3) Сословная стра­ти­фи­ка­ция гос­под­ство­ва­ла в пе­ри­од Средневековья.

4) В усло­ви­ях ка­сто­во­го строя со­ци­аль­ная мо­биль­ность отсутствует.

5) Одним из про­яв­ле­ний клас­со­вой стра­ти­фи­ка­ции в со­вре­мен­ном об­ще­стве слу­жит юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за от­дель­ны­ми со­ци­аль­ны­ми группами.

3. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мобильности.

2) Социальная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в изменении индивидом своего об­ще­ствен­ного положения.

3) Вертикальная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са личности.

4) Различают два вида со­ци­аль­ной мобильности: го­ри­зон­таль­ную и восходящую.

5) Средневековому об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мобильность.

4. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.

2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.

3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.

4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.

5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти.

5. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальное неравенство проявляется в неравном доступе к таким благам, как власть, деньги, престиж.

2) Биологические различия является одним из факторов социального неравенства в современном мире.

3) Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, обуславливают социальную стратификацию.

4) Неравенство между людьми существует в любом современном обществе.

5) Исторически меняются формы и степень социального неравенства.

6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стратификацию современного общества.

1) объём власти 2) уро­вень образования

3) эт­ни­че­ская принадлежность 4) пре­стиж за­ни­ма­е­мой позиции

5) доход 6) возраст

7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная 2) восходящая 3) миграция

4) горизонтальная 5) нисходящая 6) межпоколенная

8. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная стратификация»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об исторических типах стратификационных систем;

− одно предложение, раскрывающее особенности социальной стратификации в традиционном обществе.

9. Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

10. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе.

11. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Социальная __________(А) отражает со­ци­аль­ное различие, не­ра­вен­ство и в со­от­вет­ствии с этим по­ло­же­ние людей в обществе. В пер­во­быт­ном обществе ___________(Б) было незначительным, поэтому стра­ти­фи­ка­ция там почти отсутствовала. В слож­ных обществах со­ци­аль­ный статус об­ще­ствен­ной группы за­ви­сит от ве­ли­чи­ны _____________(В), уров­ня образования, до­сту­па к власти, ___________(Г) занимаемой позиции. Воз­ник­ли касты, затем — сословия, а позже — классы.

В одних об­ще­ствах переход из одной со­ци­аль­ной ___________(Д) в дру­гую запрещён. Есть общества, где такой пе­ре­ход ограничен, и есть общества, где он пол­но­стью разрешён. Сво­бо­да социальной __________(Е) опре­де­ля­ет то, каким яв­ля­ет­ся общество — за­кры­тым или открытым».


Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз. Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

1) мобильность

2) привилегии

3) обязанности

4) престиж

5) авторитет

6) ДОХОД

7) расслоение

8) страта

9) стратификация

12. Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми общественных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стратификации: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОСОБЕННОСТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

А) юри­ди­че­ское закрепление прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми социальными группами

Б) пре­иму­ще­ствен­но наследственный ха­рак­тер принадлежности к элите общества

В) за­пре­ще­ние перемещения из одной со­ци­аль­ной группы в другую

Г) в ос­но­ве деления на группы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его оплаты

Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми других групп

 

1) ка­сто­вая

2) со­слов­ная

3) классовая

Прочитайте текст и выполните задания 13-14

Социальное равенство – идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика подтверждает, что полное равенство недостижимо. И не только из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, но и вследствие неодинаковости социального статуса, качества и продуктивности их труда. В этом смысле неравенство между людьми неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры.

Неоднозначно и влияние неравенства на общество. Стремление занять более высокое положение на лестнице имущественной иерархии побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести уравнительное распределение собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но, превысив определенный уровень, имущественное неравенство утрачивает свою стимулирующую роль, превращается в негативный фактор общественной жизни. Чрезмерное богатство, особенно легко доставшееся, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают политическую стабильность общества. В той мере, в какой социальное неравенство благоприятствует экономическому и социокультурному развитию и стабильности общества, его можно считать нормальным. Оно становится избыточным, когда ослабляет стимулы экономической деятельности, создаёт очаги напряжения, чреватые социальными потрясениями.

Наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций, когда устоявшиеся структуры равенства-неравенства демонтируются, а новые механизмы распределения материальных благ, социальных услуг, ценностей жизни и культуры еще только формируются.

 

 

(В.А. Медведев, Ю.А. Красин)

13. Приведите названные авторами четыре причины недостижимости полного социального равенства.

14. Авторы утверждают, что «наибольшую остроту проблема избыточного социального неравенства приобретает в периоды общественных трансформаций». Приведите названные авторами две причины, которые обусловливают эту остроту, и, опираясь на знания обществоведческого курса и смежных дисциплин, проиллюстрируйте одним примером сделанное авторами утверждение.











































Ключи.

1.

1. Ответ: 235.

2. Ответ: 126.

3. Ответ: 245.

4. Ответ: 245.

5. Ответ: 145.

6. Ответ: 36

7. Ответ: 134.

8. Правильный ответ должен содержать следующие эле-менты:

1) смысл понятия, например: Многомерная структура общества, основанная на социальном неравенстве;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о критериях социальной стратификации, опирающейся на знания курса, например: «К критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж профессии»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о критериях социальной стратификации.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность одного из критериев социальной стратификации, например: «Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определённый период времени. Доход может быть получен в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.п.». Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса сущность одного из критериев социальной стратификации

9. 1) сфера об­ще­ствен­ной жизни — социальная;

2) ис­то­ри­че­ский тип стра­ти­фи­ка­ции — сословная;

3) кри­те­рии стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го общества:

– объём власти;

– уро­вень доходов;

– уро­вень образования;

– пре­стиж профессии.

10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: пути (способы), по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о существующих каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Важнейшими каналами социальной мобильности являются: образование, армия, брак, политические, экономические и профессиональные организации;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более существующих каналах социальной мобильности.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности c демократизацией общества, например: в демократическом обществе нет непреодолимых для граждан социальных барьеров, поэтому каждый, реализуя свои права и свободы‚ может занять устраивающую его социальную позицию.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.)

11. Ответ: 3, 5, 6, 2, 4, 9.

12. Ответ: 22131.

13. Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие институты:

1) об­ра­зо­ва­ние (приобщает мо­ло­до­го че­ло­ве­ка к си­сте­ме знаний, на­коп­лен­ных человечеством),

2) СМИ (формирует от­но­ше­ние к опре­де­лен­ным сто­ро­нам жизни общества),

3) ре­ли­гия (формирует ос­но­вы нрав­ствен­но­сти и духовности)

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

 14. 1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

Могут быть приведены и иные верные примеры.








2.

1. Ответ: 234.

2. Ответ: 245.

3. Ответ: 135.

4. Ответ: 125.

5. Ответ: 145.

6. Ответ: 36

7. Ответ: 134.

8. 1) смысл понятия, например: дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, доходов и некоторых других социально значимых признаков, в основе которых лежит социальное неравенство;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об исторических типах стратификационных систем, опирающейся на знание курса, например: к историческим типам стратификационных систем относятся рабовладельческая, кастовая, сословная и классовая системы.

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более исторических типах стратификационных систем.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе, например: в традиционном обществе социальная стратификация закреплялась государством на законодательном уровне, социальные страты различались по набору юридических прав и обязанностей, принадлежность к социальной страте определялась прежде всего происхождением человека.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной стратификации в традиционном обществе.)

9. В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие ос­но­ва­ния и примеры:

1) Уровень дохода. Например, в современном обществе можно выделить богатых людей, средний класс и бедных, между данными стратами существует экономическое неравенство.

2) Доступ к власти. Например, в современном обществе можно выделить рядовых граждан и политическую элиту, между данными двумя стратами различный доступ к управлению и влиянию на общество.

3) Престиж занимаемого профессионального статуса. Например, в современном обществе есть более престижные страты юристов, банкиров, бизнесменов и политиков и менее престижные — уборщиков, разнорабочих и продавцов магазина.

10. Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: со­ци­аль­ная мо­биль­ность — пе­ре­ме­ще­ние ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы в структуре

общества, свя­зан­ное с из­ме­не­ни­ем со­ци­аль­но­го статуса; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например:

«Важнейшими ка­на­ла­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ют­ся образование, брак, бизнес, СМИ и мас­со­вая культура, про­фес­си­о­наль­ный спорт»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о двух и более ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе, например: «Демократическое об­ще­ство яв­ля­ет­ся открытым, в нём нет ис­кус­ствен­ных преград, за­труд­ня­ю­щих вос­хо­дя­щую мобильность». (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, рас­кры­ва­ю­щие с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе).


11. Ответ: 9, 7, 6, 4, 8, 1.

12. Ответ: 22131.

13. В ответе должны быть приведены причины:

1) различия способностей и задатков, заложенных самой природой;

2) неодинаковость социального статуса;

3) неодинаковость качества труда;

4) неодинаковость продуктивности.


14.