Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме «Углеводороды»
Предмет: «химия» (углублённый уровень)
Класс: 10
Учебник для общеобразовательных учреждений Ерёмина В.В.
Вид контроля: тематический
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Алканы |
1.2 | Циклоалканы |
1.3 | Алкены |
1.4 | Алкины |
1.5 | Алкадиены |
1.6 | Арены |
1.7 | Генетическая связь между различными классами углеводородов |
1.8. | Галогенопроизводные углеводороды |
1.9 | Решение задач на вывод химических формул |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Умение соотносить данные (познавательное УУД) |
2.2 | Умение работать со знаково-символическими средствами (познавательное УУД) |
2.3 | Умение классифицировать (логическое УУД) |
2.4 | Умение использовать общий приём решения задач (логическое УУД) |
2.5 | Умение производить вычислительные действия (логическое УУД) |
2.6 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся 10 класса по теме «Углеводороды»
код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова |
3.2 | Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и строением |
3.3. | Применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению |
3.4. | Устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения |
3.5. | Проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав или по продуктам сгорания |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме «Углеводороды»
Предмет: «химия» (углублённый уровень)
Класс: 10
Учебник для общеобразовательных учреждений Ерёмина В.В.
Вид контроля: тематический
Назначение контрольной работы: выявить уровень усвоения обучающимися темы «Углеводороды»
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы по химии.
Работа позволит выявить усвоение содержания на базовом уровне (Б), повышенном (П), высоком (В). В работе представлены задания в закрытой форме с выбором ответа (ВО) и открытой форме (КО - краткий ответ, СО - свободный ответ).
Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 1
Таблица 1
№ п/п | Уровни | № заданий | Количество заданий | % от общего количества |
1 | Базовый | А-1 - А-10 | 10 | 67% |
2 | Повышенный | В-1 – В 3 | 3 | 20% |
3 | Высокий | С-1,С-2 | 2 | 13% |
Контрольная работа состоит из 15 заданий: 10 заданий базового уровня, 3 – повышенного, 2 – высокого уровня.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 2
Таблица 2
№ задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1; 2.1; 3.1 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
2 | Базовый | 1.3; 2.2; 3.1 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
3 | Базовый | 1.4; 2.1; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
4 | Базовый | 1.1; 2.1; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
5 | Базовый | 1.4; 2.1; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
6 | Базовый | 1.3; 2.2; 3.3 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
7 | Базовый | 1.3; 2.1; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
8 | Базовый | 1.5, 2.2, 3.1 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
9 | Базовый | 1.2; 2.1; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
10 | Базовый | 1.6; 2.1; 3.2 | Тест с выбором ответа | 1-2 мин. |
11 | Повышенный | 1.4, 1.5, 1.6, 2.3; 3.1, 3.3 | На установление соответствия | 2-3 мин. |
12 | Повышенный | 1.1; 1.2; 1.4, 1.6, 2.3, 3.1 | На установление соответствия | 2-3 мин. |
13 | Повышенный | 1.3; 1.6, 1.8;2.1; 3.3 | На установление соответствия | 2-3 мин. |
14 | Высокий | 1.7; 2.3, 3.4 | Цепочка превращений | 3-5 мин |
15 | Высокий | 1.9; 2.4; 2.5; 3.5 | Решение задачи | 3-5 мин |
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов.
Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом.
За правильное выполнение заданий В-1, В-2, В-3 учащиеся заработают 2 балла (1 балл за половину верного задания).
Задания С-1, С-2 оцениваются в 3 балла.
Перевод баллов к 5-балльной отметке.
Таблица 3
Баллы | Отметка |
20-22 | Отметка «5» |
15-18 | Отметка «4» |
10-14 | Отметка «3» |
1-9 | Отметка «2» |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся 10 класса темы «Углеводороды»
Таблица 4
Код требования к уровню подготовки | № задания контрольной работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1 | 1,2,11 | Задания не выполнено или выполнено частично | Выполнено 1-2 задания | Выполнены все задания |
3.2 | 3,4,5,7,8,9,11,12 | Задания не выполнены или выполнены частично | Выполнено 6-7 заданий | Выполнены все задания |
3.3. | 6,11 | Задания не выполнено | Выполнено 1 задание | Задания выполнено |
3.4. | 14 | Задание не выполнено | Задание выполнено | Задания выполнены полностью, допускаются небольшие неточности |
3.5 | 15 | Задание не выполнено | Задание выполнено | Задания выполнены полностью, допускаются небольшие неточности |
Показатели сформированности у обучающихся 10 класса метапредметных умений определены в таблице 5.
Таблица 5.
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.1 | 1,3,4,5,7,8,9, 10 | Сделано три-пять задания | Сделано менее трёх заданий |
2.2 | 2,6,8,13, | Сделано два-три задания | Сделано менее двух заданий |
2.3 | 11,12,14 | Сделано 1-2 задания | Задание не выполнено |
2.4 | 15 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.5 | 15 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.6 | Оценка правильности выполнения задания | Результаты обучения учащимися комментируются и аргументируются | Результаты в большинстве случаев учащимися не комментируются |
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Инструкция для учащихся
Тест состоит из 3 частей (А, В и С) и включает 15 заданий (А-10, В-3, С-2). На его выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть А
А1. Общая формула алканов:
1)СпН2п 2) СпН2п-2 3) СпН2п-6 4) СпН2п+2
А2. Изомером вещества, формула которого СН2 = СН – СН2 – СН3, является:
1) 2-Метилбутен-2 2) Бутан 3) Бутен-2 4) Бутин-1
А3. Присоединение воды к ацетилену называют реакцией:
1) Кучерова 2) Марковникова 3) Вюрца 4) Зайцева
А4. Вещество, для которого характерна реакция присоединения:
1) бутин 2) бутан 3) пропан 4) метан
А5. Определите тип реакции не характерной для алкинов:
1) замещение 2) присоединение 3) горение 4) полимеризация
А6. Вещества, имеющие формулы: СН3 — СН ═ СН — СН2 — СН3 и
СН3 — С ═ СН — СН3
│
СН3
1) являются гомологами 2)являются структурными изомерами 3)являются изомерами положения кратной связи 4) не являются ни гомологами, ни изомерами
А7. Номера атомов, находящихся в состоянии sp2- гибридизации в молекуле пентена – 2
1) 1 и 2 2) 2 и 3 3) 4 и 5 4) 1 и 4
А 8. к какому классу относится углеводород с формулой СН2 = СН – СН2 = СН2
1) алканы 2) алкадиены 3) алкины 4) арены
А9. Укажите формулы веществ, которые вступают в реакцию друг с другом
1) С2Н4 и СН4 2) С3Н8 и Н2 3) С6Н6 и Н2О 4) С2Н4 и Н2
А10. Бензол может быть получен:
1) полимеризацией этилена 2) тримеризацией ацетилена 3) гидрированием циклогексана 4) пиролизом метана
Часть В
В1. Установите соответствие между названием органического соединения и его структурной формулой:
Название соединения | Структурная формула |
А) пентадиен-1,3 | СН2═ СН— СН ═ СН— СН3 |
Б) 2,3,4-триметилгексан | С6Н6 |
В) бензол | СН3 — С ≡ С — СН3 |
Г) бутин-2 | Н3С —СН — СН— СН— СН2— СН3 │ │ │ СН3 СН3 СН3 |
В2.Установите соответствие между названием соединения и общей формулой гомологического ряда, к которому оно принадлежит:
Название соединения | Класс органических соединений |
А) бутан | 1) CnH2n+2 |
Б) бутин-1 | 2) CnH2n |
В) циклогексан | 3) CnH2n-2 |
Г) бензол | 4) CnH2n+1 |
| 5) CnH2n-6 |
В3. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:
Исходные вещества | Продукты реакции |
А) СН3 – СН = СН - СН3 + Br2 | 1) СН3 – СН2 – СН2Сl |
Б) С6Н6 + Br2 (кат) | 2) СН3 – СНBr – СН2Br |
В) СН3 – СН = СН2 + Br2 | 3) С6Н5Br + HBr |
Г) СН2 = СН - СН3 + НCl | 4) СН3 – СНСl – СН3 |
| 5) СН3 – СНBr - СНBr - СН3 |
Часть С
С1. Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие превращения
Pt, t +HCI
С2Н6 → СН2 = СН2 → Х1 → Х2
С2. Выведите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 83,3%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 29.