СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа «Россия в период дворцовых переворотов»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа «Россия в период дворцовых переворотов»»

Контрольная работа для 8‑х классов «Россия в период дворцовых переворотов» вариант 1

1. Какое из приведённых ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России?

1) опричнина 2) бироновщина 3) аракчеевщина 4) Смута

2. Что из названного относится к  эпохе дворцовых переворотов?

1) замена коллегий министерствами 2) учреждение Сената

3) попытка ограничения власти монарха 4) прекращение деятельности Земского собора

3. Годы правления Петра II: 1) 1725–1727 гг. 3) 1730–1740 гг. 2) 1727–1730 гг. 4) 1741–1761 гг.

4. Верховный тайный совет был создан во время царствования:

1) Екатерины I 3) Анны Иоанновны 2) Елизаветы Петровны 4) Петра II

5. Что из названного относится к  политике Елизаветы Петровны в области образования?

1) открытие Царскосельского лицея 2) создание цифирных школ

3) начало книгопечатания 4) открытие Московского университета

6.В 1750‑е гг. основным противником России в Европе становится: 1) Польша 3) Франция 2) Австрия 4) Пруссия

7. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле:

1) по приглашению Сената 2) по завещанию Петра I

3) по требованию участников крестьянского восстания 4) в результате дворцового переворота

8. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

2) ликвидация Верховного тайного совета и восстановление роли Сената

3) совместное правление императрицы с Верховным тайным советом

4) освобождение дворян от обязательной военной службы

9. Прочтите отрывок из книги историка и укажите имя императрицы, о которой идёт речь.

«По  инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов... Проект не был утверждён императрицей... Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной». 1) Екатерина I 3) Елизавета Петровна 2) Анна Иоанновна 4) Екатерина II

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите явление в  российской истории, о  котором идёт речь. «Сосредоточение верховной власти в руках горстки немцев... Террор по отношению к аристократическим фамилиям и  церковным иерархам, грабёж казны, торговая политика, наносившая ущерб государственным интересам, промахи дипломатии». 1) опричнина 3) аракчеевщина 2) бироновщина 4) Смута

11. Какие из перечисленных ниже событий связаны с правлением Екатерины I?

1) создание Верховного ТС 2) ликвидация Тайной канцелярии

3) учреждение Академии наук 4) отмена указа о единонаследии

5) издание указа о разрешении помещикам ссылать крепостных крестьян в Сибирь

6) заключение мира с Фридрихом II

12. Расположите правительниц XVIII в. в  хронологическом порядке их царствования (регентства). Укажите ответ в  виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

1) Анна Иоанновна 2) Елизавета Петровна 2) Екатерина I 3) Анна Леопольдовна

13. Прочтите отрывок из сочинения историка и  назовите имя императрицы, о  которой идёт речь. «С  приходом к  власти она заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца...».

14. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и  укажите имя императрицы, чьё царствование характеризует историк. «Это был грубый вызов чувству национальной чести. Но немцы после десятилетнего господства, озлобившего русских, усевшись около русского престола, точно голодные кошки около горшка с  кашей, и  достаточно напитавшись, начали на сытом досуге грызть друг друга».

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и  напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь.

«В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и  всячески ободрял детей. На  крутом берегу реки с  помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия».

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16-18.  

Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы.

«...Понеже по воле всемогущего бога и  по общему желанию российского народа мы ... обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в  восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни  с  кем войны не всчинять. 2) Миру не заключать. 3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать. 4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к  знатным делам никого не определять, и  гвардии и  прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета. 5) У  шляхетства живота и имения и  чести без суда не отымать. 6) Вотчины и  деревни не жаловать. 7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить. 8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. ...А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

16. К  какому году относится этот документ? Кем он был первоначально подписан? Укажите его название.

17. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подго‑ товлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

18. Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.




Контрольная работа для 8‑х классов «Россия в период дворцовых переворотов» Вариант 2

1. Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как:

1) правление верховников 2) бироновщина 3) аракчеевщина 4) правление Семибоярщины

2. Эпоха дворцовых переворотов характеризовалась:

1) полным отказом от преобразований Петра Великого 2) политической стабильностью

3) частой сменой монархов на престоле 4) потерей Россией территорий, полученных в результате Северной войны 3. В 1726 г. Екатерина I учредила: 1) Сенат 2) Синод 3) Верховный тайный совет 4) Уложенную комиссию

4. После смерти Елизаветы Петровны на российский престол взошёл:

1) Иван Антонович 2) Алексей Петрович 3) Павел Петрович 4) Пётр Федорович

5. Современником императрицы Елизаветы Петровны был:

1) Симеон Полоцкий 2) генерал Михаил Кутузов 3) генерал Пётр Румянцев 4) патриарх Никон

6. В  ходе Семилетней войны русскими войсками был(-а) взят(-а): 1) Вена 2) Берлин 3) Париж 4) Прага

7. Анна Иоанновна назначила своим наследником: 1) Ивана VI Антоновича 2) Бирона 3) Петра II 4) Петра III

8.С понятием «бироновщина» связано(-а):

1) борьба с коррупцией 2) усиление позиций родовой аристократии

3) улучшение положения крепостных крестьян 4) засилье немцев во всех органах государственного управления

9. Прочтите отрывок из книги историка и укажите год вступления охарактеризованного в нём императора на престол. «Она не была великим полководцем, прозорливым законодателем или смелым реформатором, но по мере сил способствовала укреплению величия созданной Петром империи, раздвинула её границы и сформировала надёжную и работоспособную структуру управления. При необразованной государыне был основан кадетский корпус, открыто балетное училище и началось создание русского литературного языка».  1) 1727 г. 2) 1730 г. 3) 1740 г. 4) 1761 г.

10. Прочтите отрывок из очерка Б.  Х.  Миниха и  укажите имя императрицы, с  правлением которой связаны описываемые события. «Так как гвардия и армия находились под начальством лиц противной партии..., то оба вельможи, Черкасский и  Трубецкой, рискуя своей жизнью, представили императрице записку, в которой говорилось, что ... они повергаются к  стопам Её  императорского величества, дабы уверить её в том, что они не были согласны с членами Совета и что вообще дворянство, духовенство и народ желают и умоляют, чтобы Её  величество соизволило царствовать неограниченно и  самодержавно, как и  Её  предшественники». 1) Екатерина I 2) Анна Иоанновна 3) Екатерина II 4) Елизавета Петровна

11. Какие три из перечисленных ниже понятий относятся к эпохе дворцовых переворотов?

1) «кондиции» 2) «земщина» 3) «верховники» 4) «бироновщина» 5) «нестяжатели» 6) «опричнина»

12.Установите соответствие между именами правителей и фамилиями государственных деятелей, добившихся особого влияния в годы их правления.

Правители

Государственные деятели

А) Екатерина I

Б) Анна Иоанновна

В) Елизавета Петровна

Г) Петр Второй

1) А. Д. Меншиков

2) И. Долгорукий

3) Г. А. Потёмкин

4) Э. И. Бирон

5) П. И. Шувалов

13. Прочтите отрывок из сочинения В.  О.  Ключевского и  напишите имя императрицы, о  которой в нём говорится. «Это царствование — одна из самых мрачных страниц нашей истории, и  наиболее тёмное пятно на ней — сама императрица... Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. Русским же аристократам, как например князю М. А.Голицыну, была предложена должность шута...».

14. Прочтите отрывок из произведения историка Н. И. Павленко и укажите фамилию исторического деятеля, о котором идёт речь. «Он  выступал не только энергичным, но и  инициативным исполнителем воли царя. Сдаётся, он был единственным сподвижником, бравшим на себя смелость действовать в  соответствии с  изменившейся обстановкой. Он  часто либо предвосхищал повеления царя, либо давал ему советы. После смерти царя, получив свободу действий, он стал безынициативным и, как никогда ранее, скованным. Обретя огромную власть, он не знал, как этой властью распорядиться... Исчез прежний размах в осуществлении намерений, а сами намерения приобрели сиюминутный характер. Слабости его на виду, как и на виду его вклад в  победы на театрах Северной войны, в  создание регулярной армии и  флота, в  строительство и благоустройство новой столицы».

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и  назовите имя императрицы, о  которой идёт речь.

«Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и  Кунерсдорфа. Она же основала первый настоящий университет в  России  — Московский».

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16-18.  

Из работы историка Н. И. Павленко: «...Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как современников, так и  потомков: почему намерение “верховников” ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в  победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия  — она наступила несколькими десятилетиями позже. Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причём представителями двух фамилий: Долгоруких и  Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы, прежде всего, этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в  реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и  расширении православия и  лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и  имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и  имели в  виду не изменение политического строя в  стране, а  ограничение власти конкретного монарха в  пользу конкретных фамилий. Сказанное даёт основание считать “затейку верховников” олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия “верховников”...».

16. С  каким периодом российской истории связаны описанные в документе факты? Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать?

17. Как автор оценивает «затейку верховников»? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

18. Используя текст документа и  знания по курсу истории, ответьте: какова была главная цель кондиций и  почему её не удалось реализовать. Укажите не менее трёх причин.

Контрольная работа для 8‑х классов «Россия в период дворцовых переворотов» Вариант 3

1. Термин «бироновщина» относится к  периоду правления:

1) Екатерины I 2) Софьи Алексеевны 3) Анны Иоанновны 4) Елизаветы Петровны

2. Что из названного относится к  эпохе дворцовых переворотов?

1) принятие Жалованной грамоты городами 2) разделение территории страны на губернии

3) упразднение Верховного тайного совета 4) учреждение министерств

3. Какие из названных дат связаны с царствованием Елизаветы Петровны?

1) 1682–1725 гг. 3) 1741–1761 гг. 2) 1730–1740 гг. 4) 1762–1796 гг.

4. Кто из названных правителей пришёл к  власти в результате дворцового переворота?

1) Пётр I, Павел I 2) Алексей Михайлович, Пётр II 3) Фёдор Алексеевич, Пётр III 4) Елизавета Петровна, Екатерина II

5. К мероприятиям внутренней политики Елизаветы Петровны относится:

1) восстановление коллегий 2) издание Манифеста о вольности дворянства

3) учреждение Шляхетского корпуса 4) отмена внутренних таможенных пошлин

5) учреждение Дворянского банка 6) отмена указа о единонаследии

6. Противником России в Семилетней войне была: 1) Англия 2) Пруссия 3) Саксония 4) Австрия

7. В царствование Елизаветы Петровны Сенат:

1) окончательно утратил свое влияние 2) был упразднён указом императрицы

3) превратился в дворцовую канцелярию 4) стал играть важную роль в  управлении государством, как и при Петре I 8. Кондиции, предложенные Анне Иоанновне, предусматривали:

1) учреждение двенадцати коллегий 2) создание Государственного совета

3) ликвидацию патриаршества в России 4) ограничение власти императрицы

9. Период времени, последовавший за событиями, описанными в  сочинении историка В.  О.  Ключевского:

«Целые годы Пётр колебался в  выборе приемника и  уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать ”Отдайте всё...“. А  кому,  — ослабевшая рука не дописала явственно... Так престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой», — получил название:

1) Смутное время 2) бунташный век 3) эпоха дворцовых переворотов 4) «дней Александровых прекрасное начало» 10. Прочтите отрывок из сочинения современно‑ го историка и  укажите, как назывались условия, о которых идёт речь. «Увлечение идеей конституционной монархии заставило Д.  М.  Голицына прийти к решению ограничить самодержавие. ...Совет установил условия для императрицы... Естественно, такие условия не нравились императрице, они сковывали её полномочия, так как все вопросы она была обязана решать с  согласия ... совета».

1) кондициями 2) регламентами 3) приказами 4) крестоцеловальной записью

11. Какие три из перечисленных ниже событий связаны с правлением Елизаветы Петровны?

1)основание Московского университета 2) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва 3) присоединение Крыма к России 4) учреждение Академии художеств

5) участие России в Семилетней войне 6) принятие Жалованной грамоты дворянству

12. Установите соответствие между именами правителей и  событиями, связанными с  их деятельностью.

Имена

События

А) Екатерина I

Б) Елизавета Петровна

В) Анна Иоанновна

1) создание Верховного тайного совета

2) учреждение Святейшего Синода

3) отказ от кондиций

4) Семилетняя война

13. Прочтите отрывок из воспоминаний и  назовите имя императрицы, о которой идёт речь.

«Эта великая государыня сама отправилась в  казармы Преображенского полка и  собрала там тех, кто был ей предан, со словами: “Дети мои, вы знаете, чья я  дочь, идите со мной”. О  деле было условлено, и  офицеры, и  солдаты, предупреждённые, о  чём речь, ответили: “Мы все готовы, мы их всех убьём”».

14. Прочтите отрывок из сочинения историка и  назовите имя императрицы, о  которой идёт речь.

«Ещё в Митаве самым близким к ней человеком стал Эрнст Бирон. Она постоянно нуждалась в его обществе, делила с ним все горести и радости... Власть Бирона над ней была поистине безгранична, и  вполне понятно, что ни одно важное решение не принималось без его участия».

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и  назовите пропущенную фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. «Не  будь __________ — фаворита императрицы, долго бы ещё не открылся первый русский университет, не было бы Академии художеств, менее плодотворным был бы творческий путь М. Ломоносова».

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16-18.  

Из донесения испанского посланника в России де Лирия: «...Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-нибудь предписывал законы их государыне, которая должна быть такой же самодержавною, как и  её предшественники. Шум дошёл до того, что царица была принуждена пригрозить им; но они все упали к ногам её и  сказали: “Мы верные подданные вашего величества, верно служили вашим предшественникам и  пожертвуем нашу жизнь на службу вашему величеству, но не можем терпеть тирании над вами. Прикажите нам, ваше величество, и мы повергнем к  вашим ногам головы тиранов”. Тогда царица приказала им, чтоб они повиновались генерал-лейтенанту и  подполковнику гвардии Салтыкову, который во главе их провозгласил царицу самодержавною государыней. Призванное дворянство сделало то же. Так всеобщий голос провозгласил царицу такой же самодержавною, какими были её предшественники. Это было страшным ударом для Верховного совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать никого для царицы, ни говорить с  ней, ни делать какого-нибудь внушения».

16. Когда (в какие годы) происходили описанные события? О какой царице и каком историческом событии идёт речь?

17. В  чём заключалась суть возникшего конфликта? Каков был главный итог описанного события?

18. Почему гвардия и служилое дворянство не поддержали составленный документ и  выступили против его подписания императрицей? Назовите не менее трёх причин.



Контрольная работа для 8‑х классов «Россия в период дворцовых переворотов» Вариант 4

1. Период дворцовых переворотов охватывает: 1) 1682-1725 гг. 2) 1725-1762 гг. 3) 1730-1740 гг. 4) 1725-1801 гг.

2. Укажите, что из перечисленного является основной причиной дворцовых переворотов:

1) вмешательство европейских держав во внутренние дела России

2) изменение Петром I традиционной системы престолонаследия

3) упадок в развитии сельского хозяйства 4) ослабление роли гвардии в государственных делах

3. Что значит слово «фаворит»?

1) придворный, служащий в царской армии 2) главнокомандующий русской армией

3) придворный, пользующийся благосклонностью монарха 4) опекун при малолетнем правителе

4. Кондициями называют:

1) условия договора 2) правила придворной жизни 3) указы правителя 4) порядок продвижения по службе

5. Анна Иоанновна приходилась Петру I...

1) дочерью 2) племянницей 3) внучкой 4) двоюродной сестрой

6. Расставьте правление монархов в хронологическом порядке

1) Петр II 2) Петр I 3) Елизавета Петровна 4) Екатерина I 5) Анна Иоанновна

7. Главным содержанием внутренней политики 1725—1762 гг. было:

1) попытки отменить крепостное право 2) укрепление положения старой родовой арис­тократии

3) улучшение жизни бедных слоёв населения 4) расширение и укрепление привилегий дворян­ства

9. Прочтите отрывок из книги историка и укажите год вступления охарактеризованного в нём правителя на престол. «Она не была великим полководцем, прозорливым законодателем или смелым реформатором, но по мере сил способствовала укреплению величия созданной Петром империи, раздвинула её границы и сформировала надёжную и работоспособную структуру управления. При необразованной государыне был основан кадетский корпус, открыто балетное училище и началось создание русского литературного языка». 

1) 1727 г. 2) 1730 г. 3) 1740 г. 4) 1761 г.

10. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1

) открытие Московского университета 2) учреждение ВТС 3) открытие Кунсткамеры 4) поход Ермака в Сибирь

11. Прочтите отрывок из записок современника и укажите год, в котором произошли описанные события.

«Князь Меншиков пошёл с ротою прямо к императорскому дворцу, выломал дверь комнаты, где находились сенаторы и генералы, и объявил императрицею и законною русскою государыней Екатерину, коронованную императором в Москве в мае месяце предшествовавшего года. Никто не ожидал такого смелого поступка от князя Меншикова, и никто не решился воспротивиться объявлению Екатерины императрицей, которой в тот же день принесли присягу на верность гвардия, полевые полки и гарнизон, а равно сенаторы, министры, высшее дворянство, наконец, коллегии и проч., проч.»

12. К мероприятиям внутренней политики Анны Иоанновны относится:

1) восстановление коллегий 2) издание Манифеста о вольности дворянства

3) учреждение Шляхетского корпуса 4) отмена внутренних таможенных пошлин

5) учреждение Дворянского банка 6) отмена указа о единонаследии

13. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя императрицы, о которой идёт речь.

«Первое время по вступлении на престол сама принимала деятельное участие в государственных делах… [затем] передала управление Империей в руки своих сотрудников; только изредка между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимания иностранной политике... Более других интересовал ещё вопрос о престолонаследии… Чтобы успокоить умы, вызвала в Петербург своего племянника, Карла-Петра-Ульриха [Петра Фёдоровича], который был провозглашен наследником престола».

14. Прочтите отрывок из произведения современного историка и укажите начало и окончание этой войны.

«Миних решил подождать до зимы и с наступлением холодов начать блокаду Азова – важной крепости, за которую сражался еще Петр I. В сентябре фаворит и его советники заболели лихорадкой. Из-за этого он изменил свои планы и отправил генерала Леонтьева в Крым. В его войске было порядка 40 тысяч человек и десятки орудий. Однако никаких успехов он не добился. Осенние дожди и распутица сыграли с ним злую шутку. В армии начались болезни и массовый падеж лошадей. Потеряв 9 тысяч человек, Леонтьев вернулся ни с чем».

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.

«Неграмотный… за всю жизнь научившийся только выводить крупными буквами свои имя и фамилию, оказался прекрасным государственным мужем, опытным администратором, лихим кавалерийским генералом, смелым моряком. Конечно, нельзя при этом забывать, что дорога [его] к власти была освещена лучами безмерной любви Петра, во всём… доверявшего своему фавориту».

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16-18.   Из труда С. М. Соловьева.

«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними. Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами .

 (Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

16. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

17.Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.

18. Какими чертами, по мне­нию историка, от­ли­ча­ет­ся это царствование? Ука­жи­те не менее трёх положений.