Контрольная работа «Россия в XVI в»
Вариант 1
-
Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) | | УЧАСТНИКИ |
А) создание единой системы денежного обращения в России Б) введение урочных лет В) начало реформации в Германии | | 1) Елена Глинская 2) Фернан Магеллан 3) Федор Иванович 4) Мартин Лютер 5) Б. М. Хмельницкий |
-
Соотнесите термины и понятия. К цифре подберите букву.
-
Избранная Рада | А. Период, когда крестьяне могли переходить от одного землевладельца к другому |
-
Приказы | Б. Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) в России за счёт местного населения до середины XVI в |
-
Юрьев день | В. Служилые люди по прибору, вооруженные пищалями и бердышами, которые представляли собой профессиональное войско, созданное Иваном Грозным |
-
кормление | Г. Органы центрального управления в России XVI — начала XVIII вв., находившиеся в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Каждый из этих органов ведал определённым кругом вопросов, но строгого разграничения функций между ними не существовало |
| Д. Неофициальное правительство России в конце 1540–1550-х гг., в которое входили приближённые царя Ивана IV Грозного |
-
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Когда царь подступил к Астрахани, к нему перешло много ногайцев и морзов, которые были заклятыми врагами астраханцев, ибо постоянно сносили от них много притеснений; и с этим войском он немедленно обложил Астрахань со всех сторон, ничего от них не требуя и не вступая ни в какие переговоры, и хотя Астрахань была весьма укреплена самой природой, многолюдна и снабжена оружием, несколько дней спустя её взяли приступом».
1.Назовите царя, о котором идёт речь в тексте.
2. Укажите наиболее продолжительную войну, которую вела Россия в период правления этого же царя.
-
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Месяца января в 13 день, на память святых мучеников Ермолая и Стратоника, спустили вечевой колокол со Святой Живоначальной Троицы, и начали псковичи, глядя на колокол, плакать по своей старине и прежней воле. Месяца января в 24 день приехал государь наш великий князь _____________ в Псков, который присоединялся к Московскому княжеству. И псковичи встретили его за три версты, и поклонились псковичи государю своему до земли, и государь поздоровался с ними, и псковичи ему молвили в ответ: «Ты, государь наш великий князь, царь всея Руси, здрав будь». И отслужили молебен, и пели многолетие государю, и, благословляя его, владыка сказал: «Бог, государь, благословляет тебя, взявшего Псков»».
1. Назовите великого князя, имя которого пропущено в отрывке.
2. Укажите любую территорию (кроме названной в тексте), вошедшую в состав Московского государства при великом князе, имя которого пропущено в отрывке.
-
Соотнесите:
Авторы произведений XVI в. | Произведения XVI в. |
А. митрополит Макарий | 1. Домострой |
Б. князь Курбский | 2. «История о великом князе Московском» |
В. священник Сильвестр | 3. «Великие Четьи-Минеи» |
Г. Иван Федоров | 4.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
| 5.Первая печатная книга «Апостол» |
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7
-
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
7. Какой из памятников культуры выполнен в шатровом стиле? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
8. Укажите с точностью до десятилетия время, когда произошло учреждение патриаршества в России. Укажите монарха, правившего в России в данный период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой реформы.
Время:
Монарх:
Факт:
9. Укажите с точностью до десятилетия время, когда началась Ливонская война. Укажите монарха, правившего в России в этот период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой войны.
Время:
Монарх:
Факт:
10. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «В XVI в. разногласия среди русского православного духовенства вызвал вопрос, связанный с земельными владениями церкви»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. Объясните свой выбор
1) появление иосифлян и нестяжателей
2) усиление роли патриарха Филарета в управлении страной
3) появление старообрядцев и никониан
-
Выберите термины (понятия), относящиеся к правлению Ивана IV
-
Земский собор д. Стоглавый собор
-
Заповедные лета е. Стрельцы
-
Большая соха ж. Урочные лета
-
Плюсское перемирие
-
Восстановите пропущенный текст в таблице
событие | дата |
Присоединение Смоленска | (1) |
(2) | 1551 |
начало книгопечатания | (3) |
(4) (5) | 1581 |
Введение патриаршества в России | (6) |
(7) | 1565-1572 |
Контрольная работа «Россия в XVI в»
Вариант 1
-
Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) | | УЧАСТНИКИ |
А) присоединение к России Астраханского ханства Б) включение в состав Русского государства Смоленской земли В) освободительная война в Нидерландах | | 1) Вильгельм Оранский 2) Оливер Кромвель 3) Василий III 4) Семен Дежнев 5) Иван Грозный |
-
Соотнесите термины и понятия. К цифре подберите букву.
-
кормление | А. Срок, в течение которого землевладельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян |
-
ясак | Б. Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) в России за счёт местного населения до середины XVI в |
-
Засечная черта | В. Натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной |
-
Урочные лета | Г. Система оборонительных сооружений на юге и юго-востоке России, прикрывавшая подходы к Москве и другим крупным городам |
| Д. Срок, в течение которого крестьянам запрещалось покидать своего землевладельца |
-
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение царя, но и вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу.
...Александровская слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Вожди думы просили царя сложить с них гнев и править государством как ему „годно".
...Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили ему покорным согласием».
Укажите имя царя, о котором идет речь в источнике.
Укажите название политики, которую начнет проводить царь после событий, описанных в отрывке.
-
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.
«В преименитом же и богоспасаемом в граде Пскове слышавше бояре и воеводы, яко уже идет король Стефан на Псков в град, всячески и неослабно по прежнему осаду укрепляя. Тако же православный царь и государь и великий князь __________, то же слышав, яко совершенно литовский король на его государеву вотчину на Псков град со многою горделивою силою великою устремися».
Укажите прозвище царя, имя которого пропущено в источнике.
Укажите один любой итог войны, о событиях которой идёт речь в источнике.
-
Соотнесите:
Авторы (первопечатник) | Произведения XVI в. |
А. митрополит Макарий | 1. «Домострой» |
Б. князь Курбский | 2. «История о великом князе Московском» |
В. священник Сильвестр | 3. «Великие Четьи-Минеи» |
Г. Иван Федоров | 4.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
Д. Иван Пересветоа | 5. Первая печатная книга «Апостол» |
| -
«Сказание о царе Константине» |
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7
-
Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1)
2)
-
Создателем какого из приведённых памятников культуры был Алевиз Новый (Алевиз Фрязин)? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
-
Укажите с точностью до десятилетия время, когда в России произошло введение единой денежной единицы. Укажите монарха, правившего в России в этот период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой реформы.
Время:
Монарх:
Факт:
-
Укажите с точностью до десятилетия время, когда произошел созыв первого Земского собора. Укажите монарха, правившего в России в данный период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой реформы.
Время:
Монарх:
Факт:
-
Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в период царствования Федора Иоанновича была успешной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. Объясните свой выбор
1. подписание Тявзинского мира
2. введение урочных лет
3. поход Ермака Тимофеевича
-
Выберите термины (понятия), относящиеся к правлению Ивана IV
-
Избранная рада
-
Приказы
-
Угличское дело
-
Тявзинский мир
-
Земщина
-
Ясак
-
Опричнина
-
Восстановите пропущенный текст в таблице
событие | дата |
Присоединение Рязани | (1) |
(2) | 1547 |
второй поход Девлет-Гирея, сражение у села Молоди | (3) |
(4) (5) | 1556 |
Ям-Запольское перемирие | (6) |