СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа «Россия в XVI в»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа «Россия в XVI в.» состоит из 12 заданий базовой и повышенной сложности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа «Россия в XVI в»»

Контрольная работа «Россия в XVI в»

Вариант 1

  1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)

УЧАСТНИКИ

А) создание единой системы денежного обращения в России

Б) введение урочных лет

В) начало реформации в Германии

1) Елена Глинская

2) Фернан Магеллан

3) Федор Иванович

4) Мартин Лютер

5) Б. М. Хмельницкий

  1. Соотнесите термины и понятия. К цифре подберите букву.

    1. Избранная Рада

    А. Период, когда крестьяне могли переходить от одного землевладельца к другому

    1. Приказы

    Б. Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) в России за счёт местного населения до середины XVI в

    1. Юрьев день

    В. Служилые люди по прибору, вооруженные пищалями и бердышами, которые представляли собой профессиональное войско, созданное Иваном Грозным

    1. кормление

    Г. Органы центрального управления в России XVI — начала XVIII вв., находившиеся в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Каждый из этих органов ведал определённым кругом вопросов, но строгого разграничения функций между ними не существовало


    Д. Неофициальное правительство России в конце 1540–1550-х гг., в которое входили приближённые царя Ивана IV Грозного

  2. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

 «Когда царь подступил к Астрахани, к нему перешло много ногайцев и морзов, которые были заклятыми врагами астраханцев, ибо постоянно сносили от них много притеснений; и с этим войском он немедленно обложил Астрахань со всех сторон, ничего от них не требуя и не вступая ни в какие переговоры, и хотя Астрахань была весьма укреплена самой природой, многолюдна и снабжена оружием, несколько дней спустя её взяли приступом».

 1.Назовите царя, о котором идёт речь в тексте.

2. Укажите наиболее продолжительную войну, которую вела Россия в период правления этого же царя.

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

 «Месяца января в 13 день, на память святых мучеников Ермолая и Стратоника, спустили вечевой колокол со Святой Живоначальной Троицы, и начали псковичи, глядя на колокол, плакать по своей старине и прежней воле. Месяца января в 24 день приехал государь наш великий князь _____________ в Псков, который присоединялся к Московскому княжеству. И псковичи встретили его за три версты, и поклонились псковичи государю своему до земли, и государь поздоровался с ними, и псковичи ему молвили в ответ: «Ты, государь наш великий князь, царь всея Руси, здрав будь». И отслужили молебен, и пели многолетие государю, и, благословляя его, владыка сказал: «Бог, государь, благословляет тебя, взявшего Псков»».

1. Назовите великого князя, имя которого пропущено в отрывке.

2. Укажите любую территорию (кроме названной в тексте), вошедшую в состав Московского государства при великом князе, имя которого пропущено в отрывке.


  1. Соотнесите:

Авторы произведений XVI в.

Произведения XVI в.

А. митрополит Макарий

1. Домострой

Б. князь Курбский

2. «История о великом князе Московском»

В. священник Сильвестр

3. «Великие Четьи-Минеи»

Г. Иван Федоров

4.«Повесть о Петре и Февронии Муромских»


5.Первая печатная книга «Апостол»



Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7

  1. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


7. Какой из памятников культуры выполнен в шатровом стиле? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

8. Укажите с точностью до десятилетия время, когда произошло учреждение патриаршества в России. Укажите монарха, правившего в России в данный период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой реформы.

Время:

Монарх:

Факт:

9. Укажите с точностью до десятилетия время, когда началась Ливонская война. Укажите монарха, правившего в России в этот период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой войны.

Время:

Монарх:

Факт:

10. Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «В XVI в. разногласия среди русского православного духовенства вызвал вопрос, связанный с земельными владениями церкви»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. Объясните свой выбор

1) появление иосифлян и нестяжателей

2) усиление роли патриарха Филарета в управлении страной

3) появление старообрядцев и никониан

  1. Выберите термины (понятия), относящиеся к правлению Ивана IV

  1. Земский собор д. Стоглавый собор

  2. Заповедные лета е. Стрельцы

  3. Большая соха ж. Урочные лета

  4. Плюсское перемирие

  1. Восстановите пропущенный текст в таблице

событие

дата

Присоединение Смоленска

(1)

(2)

1551

начало книгопечатания

(3)

(4) (5)

1581

Введение патриаршества в России

(6)

(7)

1565-1572











Контрольная работа «Россия в XVI в»

Вариант 1

  1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)

    УЧАСТНИКИ

    А) присоединение к России Астраханского ханства

    Б) включение в состав Русского государства Смоленской земли

    В) освободительная война в Нидерландах

    1) Вильгельм Оранский

    2) Оливер Кромвель

    3) Василий III

    4) Семен Дежнев

    5) Иван Грозный

  2. Соотнесите термины и понятия. К цифре подберите букву.

  1. кормление

А. Срок, в течение которого землевладельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян

  1. ясак

Б. Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей) в России за счёт местного населения до середины XVI в

  1. Засечная черта

В. Натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной

  1. Урочные лета

Г. Система оборонительных сооружений на юге и юго-востоке России, прикрывавшая подходы к Москве и другим крупным городам


Д. Срок, в течение которого крестьянам запрещалось покидать своего землевладельца


  1. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

 «Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение царя, но и вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу.

...Александровская слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Вожди думы просили царя сложить с них гнев и править государством как ему „годно".

...Когда царь под предлогом борьбы с заговором потребовал от бояр предоставления ему чрезвычайных полномочий, они ответили ему покорным согласием».

 Укажите имя царя, о котором идет речь в источнике. 

Укажите название политики, которую начнет проводить царь после событий, описанных в отрывке.

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

 «В преименитом же и богоспасаемом в граде Пскове слышавше бояре и воеводы, яко уже идет король Стефан на Псков в град, всячески и неослабно по прежнему осаду укрепляя. Тако же православный царь и государь и великий князь __________, то же слышав, яко совершенно литовский король на его государеву вотчину на Псков град со многою горделивою силою великою устремися».

 Укажите прозвище царя, имя которого пропущено в источнике.

Укажите один любой итог войны, о событиях которой идёт речь в источнике.

  1. Соотнесите:

Авторы (первопечатник)

Произведения XVI в.

А. митрополит Макарий

1. «Домострой»

Б. князь Курбский

2. «История о великом князе Московском»

В. священник Сильвестр

3. «Великие Четьи-Минеи»

Г. Иван Федоров

4.«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Д. Иван Пересветоа

5. Первая печатная книга «Апостол»


  1. «Сказание о царе Константине»


Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7

  1. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

1) 2)

  1. Создателем какого из приведённых памятников культуры был Алевиз Новый (Алевиз Фрязин)? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

  2. Укажите с точностью до десятилетия время, когда в России произошло введение единой денежной единицы. Укажите монарха, правившего в России в этот период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой реформы.

Время:

Монарх:

Факт:

  1. Укажите с точностью до десятилетия время, когда произошел созыв первого Земского собора. Укажите монарха, правившего в России в данный период. Приведите один любой факт, характеризующий ход этой реформы.

Время:

Монарх:

Факт:

  1. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в период царствования Федора Иоанновича была успешной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. Объясните свой выбор

1. подписание Тявзинского мира

2. введение урочных лет

3. поход Ермака Тимофеевича

  1. Выберите термины (понятия), относящиеся к правлению Ивана IV

  1. Избранная рада

  2. Приказы

  3. Угличское дело

  4. Тявзинский мир

  5. Земщина

  6. Ясак

  7. Опричнина

  1. Восстановите пропущенный текст в таблице

событие

дата

Присоединение Рязани

(1)

(2)

1547

второй поход Девлет-Гирея, сражение у села Молоди

(3)

(4) (5)

1556

Ям-Запольское перемирие

(6)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!