КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 2019/20 УЧ.ГОД. 10 КЛАСС
ВАРИАНТ № 1.
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)Технология — это совокупность знаний и процедур, которые человек использует для улучшения своей жизни и обеспечения поступательного движения общества вперёд, развития. (2)Ещё с доисторических времен человек старался преобразовыватъ окружавшие его природные материалы и вещества и делать из них необходимые для создания материальных благ предметы, которые называются инструментами, а методы их использования — технологией. (3) технология — это очень широкое понятие, которое объединяет знания о том, как и из чего делаются инструменты, о том, для чего эти инструменты нужны, и о том, какая энергия применяется при их использовании. |
1) Технология, обеспечивающая прогресс в разных сферах человеческой деятельности, — это совокупность знаний о материале для изготовления инструментов, методах их использования и энергии, при этом применяемой
2)Человек с доисторических времён старался преобразовывать окружавшие его природные материалы и вещества, делая из них инструменты, чтобы использовать их в своей жизни.
3) Технология — очень широкое понятие, объединяющее многие представления, это совокупность знаний и процедур, которые использует человек.
4) Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди накапливали знания о материале для изготовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом энергии — создавали технологию.
5) Стараясь преобразовать природные материалы, люди научились делать различные инструменты и использовать их для изготовления необходимых для жизни предметов.
Самостоятельно подберите ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ , которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МАТЕРИАЛ, -а, м.
1) Источник, сведения, служащие основой для чего-либо. Материал для наблюдений.
2) Обычно мн. Собрание документов по какому-либо вопросу. Материалы следствия.
3). Ткань, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной материал.
4) Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо. Строительный материал.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий
нажИвший
завИдно
отогнАла
кремЕнь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕТЕРПИМОГО жара.
ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.
Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.
Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНЕЦ творения.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В любом историческом романе присутствует художественный вымысел : реальные лица могут делать поступки , которые не подтверждает ни один исторический документ.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
С ДЕВЯТЬЮСТАМИ болельщиками
ПОЛОЩЕТ белье
ПОМАХАЙ платком
Посмотрел СЕРЬЕЗНЕЙ
ПАСПОРТА жителей
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) пол..гается, ск..чите, изм..рять
2) отр..сль, г..релка, зан…мать
3) разр..дить (обстановку), прик..снуться, притв..рить (ворота)
4) сн..мать, соч..тание, уб..рать
5) уд..рёт, бл..стеть, пон..мание
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..предел, ра..сеять, не..добровать
2) пр..чудливо, пр..зрел (бездомного), пр..емственность
3) опр..кинул (ведро), пр..язык, поз..вчера
4) с..змала (любил петь), об..ск, пред..юльский
5) трёх..ярусный, под..ячий, разоб..ю
10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вкрадч..вый, гуттаперч…вый
2) продл..вать, син..ва
3) ноч..вка, ухаж..р
4) экзотич..ский, увес..стый
5) свидетельн..ца, задабр..ваемый
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) стел..т (скатерть), ове..нный
2) посе..вший, вылет..шь
3) мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки)
4) выздоров..вший (юноша), высп..шься
5) скач..щий (конь), (они) дыш..т
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.
В этом городе редко встретишь праздного, (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
Все мысли, (НЕ)ВЫСКАЗАННЫЕ вслух, я по вечерам кропотливо записывал в толстую тетрадь.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ОТЛИЧИЕ от многих, М. Горький не гонялся за славой; он не пугался критики, но ТАК(ЖЕ) не испытывал и радости от похвалы глупца или невежи.
Мой отец был (ПО)НАСТОЯЩЕМУ искусным плотником, (ЗА)ТО, а ещё за весёлый нрав его уважали в посёлке.
Ещё в глубокой древности люди мечтали о том, ЧТО(БЫ) подняться в небо: в легенде о Дедале и Икаре, которую создали древние греки, (КАК)РАЗ и отразилась эта мечта.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения: мне показалось, БУД(ТО) я оглох во сне; я долго лежал, прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а (ПО)ПРОСТУ за стенами дома наступила необыкновенная тишина.
Бойцы шли (ПО)ДВОЕ, (ПО)ЗАДИ колонны тащилась повозка с полевой кухней.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется две буквы НН.
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в плетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ая художником во всех деталях и с особой выразительностью.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир — его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда.
(7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.
(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами.(9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы,— теперь пронзительно дорого нам.
(10)Родина —это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.
(12)3емля оттич и дедич — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим»,—сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)0н назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной —землёй оттич и дедич.
(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка:вся широкая,творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.
(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.
(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.
(По А. Н. Толстому*)
*Алексей Николаевич Толстой (1882-1945)—русский советский писатель и общественный деятель, автор социальных, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов.
15.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Общая беда заставляет людей объединиться ради спасения своей Родины.
2)Родина — это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой.
3)Земля оттич и дёдич была отвоёвана нашим пращуром у вражеских племён, пришедших туда жить навечно.
4)Устная литература, созданная народом, является всего лишь плодом народного досуга.
5) Русское искусство оказало большое влияние на развитие мировой культуры.
16.Из предложений 19-21 выпишите антонимы (антонимическую пару).
17.Среди предложений 19-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущимс помощью указательного местоимения, лексического повтора. Напишитеномер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Статья «Родина»была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)___(«поток людей» в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова в предложении 19) и (Б)___(«как стрелы» в предложении 17, «как обузданный конь» в предложении 19), а также лексическое средство _ (В)___(«возобладала»б предложении 8, «воспел» в предложении 18) и приём — (Г)___(предложения 22, 23)».
Список терминов:
1) сравнение
2) метафора
3) диалектизм
4) анафора
5) фразеологизм
6) цитирование
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) книжная лексика
7