СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа за первое полугодие в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разноуровневый тест по русскому языку в 11 классе для проведения промежуточной (полугодовой) аттестации

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за первое полугодие в 11 классе»

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

Большой стол, застла(1)ый голландской скатертью с вышитым в центре гербом, был накрыт к ужину: тарелки, стоящие по краям, расписа(2)ы нежным узором, рядом с ними с достоинством покоились серебря(3)ые ножи, вилки и десертные ложки округлых форм; хрустальные вазы, стаканы, рюмки дополняли сервировку; разброса(4)ые по столу цветы придавали ему весе(5)ий вид.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 2, 3, 5; 3) 1, 3, 4, 5; 4) 1, 4, 5.

2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) Подр_сли, сл_гаемое, разб_рательство;

2) вообр_жение, исп_щренный, зап_здавший;

3) раздв_иться, п_риметр, ин_циатива;

4) нав_ждение, ар_матный, доск_нально.

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Жизнь без пр_крас, пр_дать (окраску), пр_вередливый;

2) сверх_мпульсивный, сан_нспекция, пред-_с-тория;

3) ни_провергнуть, во_кликнуть, во_гордиться;

4) _борная, _дешний, _дельно-премиальная (оплата).

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Состар_шься, предугадыва_мый;

2) выздорове_те, выкач_нный (из подвала велосипед);

3) приумнож_шь, опостыл_вший;

4) погон_шься, измеря_мый.

5. В каком предложении не со словом пишется слитно?

1) В густой темноте, обложившей тайгу, перемешивались красными огоньками угли (не)потухшего еще костра.

2) Привлеченные в качестве обвиняемых, Маслова, Бочкова и Картинкин виновными себя (не) признали.

3) (Не)счастье помогает на приемных экзаменах в вуз, а хорошее знание предмета.

4) Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они (не)красивы.

6. В каком варианте ответа все выделенные слова пишутся раздельно?

1) (В)течение нескольких часов мы разговаривали с ним (на)счет смысла жизни.

2) Я пришел не (за)тем, что(бы) упрекать тебя, а что(бы) выработать план действий.

3) Физиономия этого человека мне что-то подозрительна: уж не (за)тем(же) сюда пришел, (за)чем и я.

4) (От)того поселка, что расположен за горой, мы шли всего (пол)часа.




(1) Настоящая жизнь большая и сложная, и человеку никогда не удается узнать ее целиком и во всем разнообразии. (2) Да многое он и не может увидеть и пережить. (3) Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в тысяча восемьсот четырнадцатом году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. (4) Или беседовать с Гоголем о бессмертных «Мертвых душах». (5) Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. (6) Или смотреть с палубы теплохода «Керчь» на Тихий океан, усеянный звездами. (7) Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. (8) А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. (9) И вот воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. (10) Воображение заполняет пустоты человеческой жизни.

(11) Тут вы, конечно, забудете о своем собеседнике и начнете говорить вещи для него непонятные.

(12) Кто может провести резкую границу между воображением и мыслью? (13) Ее нет, этой границы.

(14) Воображение создало закон притяжения, бином Ньютона, печальную повесть о Тристане и Изольде, расщепление атома, здание Адмиралтейства в Ленинграде, «Золотую осень» Левитана, «Марсельезу», радио, электрический свет, принца Гамлета, теорию относительности и фильм «Бемби».

(15) Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как бесплодно и воображение, оторванное от действительности. (По К.Паустовскому)

1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?

1) 1; 2) 8; 3) 9; 4) 15.

2. Какой(ие) тип(ы) речи в основном представлен(ы) в тексте?

1) Описание;

2) рассуждение;

3) повествование;

4) повествование и описание.

3. Выберите верный вариант лексического значения слова акрополь.

1) Возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость.

2) Памятник древнеримской архитектуры, служил для гладиаторских боев и других зрелищ.

3) Монументальное погребальное сооружение.

4) Буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.

4. Из текста выпишите причастия.

5. Найдите в тексте предложения с вводными словами. Напишите их номера.

6. Среди предложений 1–10 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.

7. Среди предложений 7–15 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

8. Среди предложений 11–14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите его номер.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Автор рассуждает о воображении и действительности. Первая часть текста посвящена действительности. Многообразие жизни передано путем перечисления событий, при этом автор использует, помимо однородных членов, сразу два синтаксических средства – ____________, – при построении соседних предложений. Конкретизировать действительность автору помогает использование ____________.Во второй части текста автор предлагает нам порассуждать о воображении. Сравнивая воображение и мысль, автор задает ___________ ____________. Этим приемом автор убеждает читателя разделить с ним его мнение о роли воображения, с помощью которого создано много великого. Перечисляя создания человеческого воображения в рамках одного предложения, автор употребляет ____________.

Это придает высказыванию полноту, насыщенность. Последнее предложение содержит ____________, подводящее итог рассуждениям автора.

Список терминов:

1) парцелляция;

2) параллелизм;

3) имена собственные;

4) метафора;

5) риторический вопрос;

6) антитеза;

7) восклицательные предложения;

8) однородные члены;

9) сравнения.



10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).




1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется н?

Когда погода была безветре(1)а, смотритель не торопясь сворачивал папиросу из мелкокроше(2)ого табака, надевал форме(3)ую бескозырку, почти ненадева(4)ый бушлат и шел к морю.

1) 1, 2; 4; 2) 2, 4, 3; 3) 1; 4) 2.

2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) М_рщинистый, р_скошный, спл_ченный;

2) г_рмонировать, угн_тение, пригл_шение;

3) пл_вчиха, подск_чить, несг_раемый;

4) просв_щение, ч_стотность (употребления), б_чевка.

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Непр_ложный (закон), пр_зрительно, пр_пирательство;

2) об_ндеветь, с_мпровизировать, дез_нформировать;

3) бли_поверхностный, во_создание, бе_славно;

4) ни_падать (складками), _доровый, _дание.

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Высп_шься, посе_нный;

2) сменя_шь, законч_вший;

3) гон_шься, почу_вший;

4) стон_шь, се_мый.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в словах должно писаться не?

Н(1) раз мне приходилось наблюдать за выводком лисят, и я н(2) мог н(3 )удивляться тому, как лиса ухитряется командовать своей детворой, н(4) издавая н(5) звука, и как они неизменно понимают и слушаются ее.

1) 1, 2, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 3, 4.

6. В каком варианте ответа все выделенные слова пишутся слитно?

1) Я уверен, наши северные деревья, (на)пример березы, не сочетались бы с архитектурой ханойских улиц так(же) удачно и так(же) точно.

2) (В)след машинам и (на)встречу им двигались толпы людей.

3) (В)отношении к интересам подчиненных (то)же проявляются качества руководителя.

4) Озеро показалось (в)дали (в)виде маленькой лужицы.


(1) День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью.

(2) Воздух свеж, по-осеннему пахуч и прозрачен до того, что видишь клюв галки, которая сидит на колокольне, выделяющейся среди крыш_. (3) Выходишь на улицу, и щеки покрываются здоровым, широким румянцем, который похож на хорошее крымское яблоко.

(4) Луч света, греющий, ласкающий, бил в окна Приклонским. (5) Все сплошь было залито этим светом. (6) Казалось, что он пробивает брешь во мраке и неприятности самой жизни.

(7) Кому не известны фальшь и ненормальность состояния во время болезни? (8) Как приятно брать реванш_ у жизни за дни, когда чувствуешь свою немощь, мучишься, еле дышишь, на душе одиноко и пустынно.

(9) Маруся и Егорушка глядели в окно и праздновали свое выздоровление. (10) Как им было хорошо! (11) Выздоравливая, в особенности если ты молод, бываешь очень счастлив. (12) Ты чувствуешь и понимаешь здоровье, чего не постичь обыкновенному здоровому человеку.

(13) Когда удается превозмочь болезнь, когда ты снова могуч и полон сил, уже невтерпеж сидеть дома и хочется распахнуть окна настежь, вскачь пуститься по улице, искать встреч со знакомыми, которых не видел так давно, – одним словом, жить. (14) Ты дышишь полной грудью, тебя радует и удивляет любая мелочь. (15) Каждый выздоравливающий похож на ребенка.(По А.Чехову)

1. Какова основная мысль, выраженная в тексте?

1) Солнечный свет способен рассеять неприятности, помогает справиться с болезнью.

2) Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.

3) Человек сам должен превозмочь болезнь, найти в себе силы жить.

4) Когда человек болен, его ничего не радует.

2. Определите стиль речи.

1) Разговорный; 2) публицистический; 3) художественный; 4) научный.

3. Определите лексическое значение слова реванш (предложение 8).

1) Награда, присужденная победителю;

2) успешное начинание;

3) первенство;

4) отплата, возмездие за поражение.

4. Из предложений 9–15 выпишите деепричастие.

5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение с однородными определениями. Напишите его номер.

6. Среди предложений 9–15 найдите предложение с вводными словами. Напишите его номер.

7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

8. Укажите средства связи между 4-м и 5-м предложениями.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Автор рассуждает о выздоровлении. В первой части текста, описывая хорошую погоду, автор использует ____________. А говоря о здоровом румянце (в предложении 3), ____________. Предложение 7 – это ____________. Характеризуя состояние выздоравливающих детей, автор употребляет ____________.

В предложении 13, описывая радость выздоровления и перечисляя возможности, которые дает здоровье, автор употребляет ____________.

Список терминов:

1) гипербола;

2) эпитеты;

3) сравнение;

4) риторическое обращение;

5) олицетворение;

6) риторический вопрос;

7) восклицательное предложение;

8) однородные члены;

9) многосоюзие.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).








1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется н?

Вместе с кукольником появились разрисова(1)ый масля(2)ыми красками флейтщик и барабанщик, украше(3)ый павли(4)ьими перьями.

1) 1, 2, 3; 2) 2, 4; 3) 2; 4) 1, 4.

2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) Пост_лить, пир_жки, подск_зать;

2) привл_кательный, непрех_дящий (успех), гарм_ничное (сочетание);

3) медик_менты, р_цензия, пом_щение;

4) пл_вучий, к_лодец, кол_ссальный.

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) (Старинное) пр_дание, пр_ступление, пр_вратности (судьбы);

2) от_граться, меж_нститутский, под_тожить;

3) бе_печно, ра_считать, ни_ложение;

4) д_бежать, _брубить, р_списание.

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?

1) Выздорове_м, зате_нный;

2) колыш_шься, обиж_нный;

3) представ_мся, постро_вший;

4) выйд_шь, втач_нный.

5. В каком предложении не со всеми словами пишется слитно?

1) Стрелки (не)поняли, в чем дело, и в (не)доумении смотрели на мои движения.

2) Видя, что (не)настье принимает затяжной характер, я решил идти дальше (не)взирая на (не)погоду.

3) Чувствуя близкий конец скитаний, Алексей пополз, (не)жалея сил, (не)отдыхая.

4) То правда: город (не)широк, (не)длинен.

6. В каком варианте ответа все выделенные слова пишутся раздельно?

1) (В)начале сражения они [русские] только стояли по дороге на Москву, загораживая ее, и точно так(же) они продолжали стоять при конце сражения, как они стояли при начале его.

2) (В)первые увидав трактор, Василий решил (во)что(бы) то (ни)стало стать трактористом.

3) Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка напряг свое зрение, что(бы) (по)лучше рассмотреть его.

4) (В)течении реки интересно отметить наледи… Плавать по ней опасно (в)следствие быстрого течения.


(1) Маленькая деревня Фили у самой Москвы. (2) Крестьянская изба. (3) Дубовый стол. (4) Дубовые лавки. (5) Образа в углу. (6) Свисает лампада.

(7) В избе за столом собрались русские генералы. (8) Идет военный совет. (9) Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы?

(10) Легко сказать – оставить Москву. (11) Слова такие – ножом по русскому сердцу. (12) За битву стоят генералы.

(13) Нелегкий час в жизни Кутузова. (14) Он только что произведен в чин. (15) За Бородинское сражение Кутузов удостоен звания фельдмаршала. (16) Ему как старшему, как главнокомандующему, как фельдмаршалу – главное слово: да или нет?

(17) У Бородина не осилили русских французы. (18) Но ведь и русские не осилили. (19) Словом, ничейный бой. (20) Бой хоть ничейный, да как смотреть. (21) Наполеон впервые не разбил армию противника. (22) Русские первыми в мире не уступили Наполеону. (23) Вот почему для русских это победа. (24) Для французов и Наполеона победы нет.

(25) Рвутся в новый бой генералы. (26) Солдаты за новый бой. (27) Что же решить Кутузову?

(28) Сед, умудрен в военных делах Кутузов. (29) Знает он, что на подмогу к Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. (30) Хоть и изранен француз, да не убит. (31) По-прежнему больше сил у противника.

(32) Новый бой – окончательный бой. (33) Ой как много военного риска! (34) Тут мерь перемерь, потом только режь. (35) В армии главная ценность. (36) Главное – войско сберечь. (37) Будет армия цела – будет время разбить врага.

(38) Все ждут, что скажет Кутузов.

(39) Поднялся фельдмаршал с дубового кресла, глянул на генералов.

(40) Ждут генералы.

(41) Посмотрел Кутузов на образа, на лампаду, глянул в оконце на клок сероватого неба, глянул себе под ноги.

(42) Ждут генералы. (43) Россия ждет.

(44) – С потерей Москвы, – тихо начал Кутузов, – еще не потеряна Россия... (45) Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия.

(46) Кутузов остановился. (47) В оконце стучалась муха. (48) Под грузным телом фельдмаршала скрипнула половица. (49) Послышался чей-то глубокий вздох. (50) Кутузов поднял седую голову. (51) Увидел лицо атамана Платова. (52) Предательская слеза ползла по щеке бывалого воина. (53) Фельдмаршал понял: важны не слова, а приказ. (54) Он закончил быстро и твердо:

(55) – Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю... повелеваю, – вновь повторил Кутузов, – отступление...(С.Алексеев)

1. Какая мысль осталась за рамками текста?

1) Ответственные решения даются нелегко даже великим людям.

2) Решение оставить Москву французам было верным.

3) Главное на войне – сберечь армию, тогда будет возможность разбить врага в следующей битве.

4) В армии важен приказ. Командир принимает решение, войска подчиняются приказу командира.

2. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в первом абзаце текста (предложения 1– 6)?

1) Описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) описание и повествование.

3. В каком предложении используется фразеологизм?

1) 9; 2) 11; 3) 16; 4) 32.

4. Из предложений 32–42 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

5. Среди предложений 10–24 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 38–45 найдите предложение с однородными членами. Напишите их номера.

7. Среди предложений 28–45 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

8. Среди предложений 25–33 найдите такие, которые соединяются с предыдущими с помощью лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Основная задача автора – показать, как трудно принималось решение оставить Москву.С целью усилить выразительность речи автор нарушает прямой порядок слов во многих предложениях (например, № 13, 25, 39, 40 и др.). Этот прием называется ____________и служит для усиления смысловой нагрузки членов предложения. В предложении 16 используется ____. Это стилистическая фигура, состоящая из такого расположения слов, при котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего.

В тексте встречаются безличные, неполные предложения, а в первом абзаце автор использует ____________, которые помогают описать место проведения совета, не нарушив общей системы повествования, не отвлекая внимания от основной идеи рассказа.

Предложение 27 – это ____________, который ставится с целью привлечь внимание к основной проблеме.

В предложении 55 в речи Кутузова используются ____________, которые придают финалу рассказа особую значимость.

Список терминов.

1) Метафора;

2) восклицательное предложение;

3) риторический вопрос;

4) гипербола;

5) аллегория;

6) градация;

7) перифраза;

8) назывные предложения;

9) архаизмы;

10) инверсия.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

































































1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

Испуга(1)о вскакиваю, торопливо забираю вещи и через большую, но со(2)ую и тускло освеще(3)ую станцию иду на какую-то дли(4)ую платформу, что занесе(5)а свежим глубоким снегом, к маленькому поезду, составле(6)ому из самых разнокалиберных вагонов…

1) 2, 3, 4, 5, 6; 2) 2, 4, 6; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2, 3, 4, 6.

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) М_золь, вд_ли, зан_чевать;

2) опл_тить, кр_тковременный, прод_лговатый;

3) бл_городство, зап_чатлеть, пр_бабушка;

4) зам_рать (платье), разв_ваться, накл_нившись.

3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Непр_ступный, пр_входящие (обстоятельства), пр_клонить (голову);

2) над_ндивидуальный, на_гранный (мотив), без_нвентарный;

3) ди_гармония, бли_стоящий, и_чезновение;

4) пр_дедушка, с_здание, з_ведовать.

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

1) Утеша_шься, восстанавлива_мый;

2) въезжа_м, усе_нный;

3) представ_шься, цитиру_мый;

4) выполня_шь, завис_мый.

5. В каком предложении не со всеми словами пишется раздельно?

1) В отворенную дверь вошла (не)знакомая пожилая сестра, в очках, а за ней – (не)высокий плотный человек в докторском халате.

2. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером.

3) Чего только (не)умеют делать золотые руки этой (не)балованной жизнью женщины!

4) Так-таки я и (не)мог понять, почему (не)приязненно отзывается о Захаре Алеша.

6. В каком варианте ответа все выделенные слова пишутся раздельно?

1) Он говорил то(же), что мы читали когда-то в газетах, но что(бы) он ни рассказывал, все он умел передать по-новому.

2) Гагин (в)течение разговора намекнул мне на какие(то) затруднения.

3) Старик задумчиво смотрел на лесника (с)боку и молча соображал, что(же) сказать.

4) Потом я поблагодарил Дерсу (за)то, что он (во)время столкнул меня с плота.

(1) Маленькая деревня Фили у самой Москвы. (2) Крестьянская изба. (3) Дубовый стол. (4) Дубовые лавки. (5) Образа в углу. (6) Свисает лампада.

(7) В избе за столом собрались русские генералы. (8) Идет военный совет. (9) Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы?

(10) Легко сказать – оставить Москву. (11) Слова такие – ножом по русскому сердцу. (12) За битву стоят генералы.

(13) Нелегкий час в жизни Кутузова. (14) Он только что произведен в чин. (15) За Бородинское сражение Кутузов удостоен звания фельдмаршала. (16) Ему как старшему, как главнокомандующему, как фельдмаршалу – главное слово: да или нет?

(17) У Бородина не осилили русских французы. (18) Но ведь и русские не осилили. (19) Словом, ничейный бой. (20) Бой хоть ничейный, да как смотреть. (21) Наполеон впервые не разбил армию противника. (22) Русские первыми в мире не уступили Наполеону. (23) Вот почему для русских это победа. (24) Для французов и Наполеона победы нет.

(25) Рвутся в новый бой генералы. (26) Солдаты за новый бой. (27) Что же решить Кутузову?

(28) Сед, умудрен в военных делах Кутузов. (29) Знает он, что на подмогу к Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. (30) Хоть и изранен француз, да не убит. (31) По-прежнему больше сил у противника.

(32) Новый бой – окончательный бой. (33) Ой как много военного риска! (34) Тут мерь перемерь, потом только режь. (35) В армии главная ценность. (36) Главное – войско сберечь. (37) Будет армия цела – будет время разбить врага.

(38) Все ждут, что скажет Кутузов.

(39) Поднялся фельдмаршал с дубового кресла, глянул на генералов.

(40) Ждут генералы.

(41) Посмотрел Кутузов на образа, на лампаду, глянул в оконце на клок сероватого неба, глянул себе под ноги.

(42) Ждут генералы. (43) Россия ждет.

(44) – С потерей Москвы, – тихо начал Кутузов, – еще не потеряна Россия... (45) Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия.

(46) Кутузов остановился. (47) В оконце стучалась муха. (48) Под грузным телом фельдмаршала скрипнула половица. (49) Послышался чей-то глубокий вздох. (50) Кутузов поднял седую голову. (51) Увидел лицо атамана Платова. (52) Предательская слеза ползла по щеке бывалого воина. (53) Фельдмаршал понял: важны не слова, а приказ. (54) Он закончил быстро и твердо:

(55) – Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю... повелеваю, – вновь повторил Кутузов, – отступление...(С.Алексеев)

1. Какая мысль осталась за рамками текста?

1) Ответственные решения даются нелегко даже великим людям.

2) Решение оставить Москву французам было верным.

3) Главное на войне – сберечь армию, тогда будет возможность разбить врага в следующей битве.

4) В армии важен приказ. Командир принимает решение, войска подчиняются приказу командира.

2. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в первом абзаце текста (предложения 1– 6)?

1) Описание; 2) повествование; 3) рассуждение; 4) описание и повествование.

3. В каком предложении используется фразеологизм?

1) 9; 2) 11; 3) 16; 4) 32.

4. Из предложений 32–42 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

5. Среди предложений 10–24 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 38–45 найдите предложение с однородными членами. Напишите их номера.

7. Среди предложений 28–45 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

8. Среди предложений 25–33 найдите такие, которые соединяются с предыдущими с помощью лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Основная задача автора – показать, как трудно принималось решение оставить Москву.

С целью усилить выразительность речи автор нарушает прямой порядок слов во многих предложениях (например, № 13, 25, 39, 40 и др.). Этот прием называется ____________и служит для усиления смысловой нагрузки членов предложения. В предложении 16 используется ____________. Это стилистическая фигура, состоящая из такого расположения слов, при котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего.

В тексте встречаются безличные, неполные предложения, а в первом абзаце автор использует ____________, которые помогают описать место проведения совета, не нарушив общей системы повествования, не отвлекая внимания от основной идеи рассказа.

Предложение 27 – это ____________, который ставится с целью привлечь внимание к основной проблеме.

В предложении 55 в речи Кутузова используются ____________, которые придают финалу рассказа особую значимость.

Список терминов.

1) Метафора;

2) восклицательное предложение;

3) риторический вопрос;

4) гипербола;

5) аллегория;

6) градация;

7) перифраза;

8) назывные предложения;

9) архаизмы;

10) инверсия.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).






























































1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот виден свежий след трехто(1)ки, проехавшей по песча(2)ому берегу, да вон чей-то полуразруше(3)ый доща(4)ик.

1) 3, 4; 2) 3; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4.

2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) Ч_тальная, дил_тантский, ц_кличный;

2) д_шевка, х_лщовый, г_рнист;

3) д_лина, скл_нение, ч_родейка;

4) ш_лестят, бл_стящий, с_док.

3.В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Пр_даваться (веселью), пр_бытие, пр_терпеться;

2) небез_злишне, с_мпровизировать, пред_дущий;

3) в_дохнуть, и_сохнуть, мирово_приятие;

4) по_писать, пре_видеть, о_дохнувший.

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а(я)?

1) Кле_т, пол_щий;

2) завис_т, вывал_нный (в снегу);

3) колебл_т, леч_щий;

4) побре_тся, наде_вшийся.

5. В каком предложении не со словами пишется раздельно?

1) Яков Никитич, расстроенный своей неудачей, был мрачен и (не)разговорчив.

2) Выпало два холодных утренника, и (не)успевшие отцвести лесные цветы поблекли.

3) Полковник (не)торопливо остановил полк.

4) Нежданов чувствовал себя одиноким, (не)смотря на привязанность друзей.

6. В каком варианте ответа все выделенные слова пишутся слитно?

1) Точно так(же), как вчера, мы с хозяевами до самого обеда осматривали основную часть сада, посетили так(же) оранжереи и теплицы.

2) (По)тому, как Дерсу отнесся к моим словам, видно было, что он не считал спасение чужой жизни геройством. (За)то я был ему искренне благодарен.

3) У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал куда-нибудь (по)дальше, пускался (в)скачь и воображал себя рыцарем на турнире.

4) Молодцами казаки держали себя (по)прежнему, (не)смотря на все трудности и лишения.


(1) День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью.

(2) Воздух свеж, по-осеннему пахуч и прозрачен до того, что видишь клюв галки, которая сидит на колокольне, выделяющейся среди крыш_. (3) Выходишь на улицу, и щеки покрываются здоровым, широким румянцем, который похож на хорошее крымское яблоко.

(4) Луч света, греющий, ласкающий, бил в окна Приклонским. (5) Все сплошь было залито этим светом. (6) Казалось, что он пробивает брешь во мраке и неприятности самой жизни.

(7) Кому не известны фальшь и ненормальность состояния во время болезни? (8) Как приятно брать реванш_ у жизни за дни, когда чувствуешь свою немощь, мучишься, еле дышишь, на душе одиноко и пустынно.

(9) Маруся и Егорушка глядели в окно и праздновали свое выздоровление. (10) Как им было хорошо! (11) Выздоравливая, в особенности если ты молод, бываешь очень счастлив. (12) Ты чувствуешь и понимаешь здоровье, чего не постичь обыкновенному здоровому человеку.

(13) Когда удается превозмочь болезнь, когда ты снова могуч и полон сил, уже невтерпеж сидеть дома и хочется распахнуть окна настежь, вскачь пуститься по улице, искать встреч со знакомыми, которых не видел так давно, – одним словом, жить. (14) Ты дышишь полной грудью, тебя радует и удивляет любая мелочь. (15) Каждый выздоравливающий похож на ребенка.(По А.Чехову)

1. Какова основная мысль, выраженная в тексте?

1) Солнечный свет способен рассеять неприятности, помогает справиться с болезнью.

2) Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.

3) Человек сам должен превозмочь болезнь, найти в себе силы жить.

4) Когда человек болен, его ничего не радует.

2. Определите стиль речи.

1) Разговорный; 2) публицистический; 3) художественный; 4) научный.

3. Определите лексическое значение слова реванш (предложение 8).

1) Награда, присужденная победителю;

2) успешное начинание;

3) первенство;

4) отплата, возмездие за поражение.

4. Из предложений 9–15 выпишите деепричастие.

5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение с однородными определениями. Напишите его номер.

6. Среди предложений 9–15 найдите предложение с вводными словами. Напишите его номер.

7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

8. Укажите средства связи между 4-м и 5-м предложениями.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Автор рассуждает о выздоровлении. В первой части текста, описывая хорошую погоду, автор использует ____________. А говоря о здоровом румянце (в предложении 3), ____________. Предложение 7 – это ____________. Характеризуя состояние выздоравливающих детей, автор употребляет ____________.

В предложении 13, описывая радость выздоровления и перечисляя возможности, которые дает здоровье, автор употребляет ____________.

Список терминов:

1) гипербола;

2) эпитеты;

3) сравнение;

4) риторическое обращение;

5) олицетворение;

6) риторический вопрос;

7) восклицательное предложение;

8) однородные члены;

9) многосоюзие.

10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!