СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КИМЫ по литературе для 6 класса:контрольные работы,тесты
Контрольная работа по теме «Русское устное народное творчество»
(1 вариант)
ВСПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ АНТОНИМЫ:
Густо-пусто, ученье-неученье, труд-лень, вместе-врозь, утро-вечер.
ВСПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ, СТАВЯ ВМЕСТО ТОЧЕК АНТОНИМЫ:
…дело лучше… безделья.
…сторона – мать,… - мачеха.
…земля … рук не любит.
Не было бы …, да … помогло.
ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ:
Обряд, весенние песни (заклички), пословица.
СГРУППИРУЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ ПО ТЕМАМ. ОЗАГЛАВЬТЕ КАЖДУЮ ТЕМУ,
На чужой стороне и весна не красна. Доброе братство лучше богатства. Пуганая ворона куста боится. Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха. Один в поле не воин. Всякая птица своё гнездо любит. Волков бояться, так и в лес не ходить. На печи не храбрись, а в поле не трусь. Старый друг лучше новых двух.
5. ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК:
а) Медведь на ухо наступил
б) При царе Горохе
в) Делить шкуру неубитого медведя
г) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
6. ДОПИШИТЕ ПОСЛОВИЦУ:
а) Век живи...
б) Делу время...
в) Без труда не вытащишь...
г) Встречают по одежке...
7. К КАКОМУ ВИДУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН ОТНОСЯТСЯ ЭТИ ОТРЫВКИ?
а) Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Ах, люли, люли, стояла,
Ах, люли, люли, стояла.
б) Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр, и творог —
Все летело под порог.
Контрольная работа по теме «Русское устное народное творчество»
для 6 класса (2 вариант)
1. ВСПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ АНТОНИМЫ:
Встречают - провожают, ученье-неученье, маленький- большой, вместе-врозь, старый — новый.
2. ВСПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ, СТАВЯ ВМЕСТО ТОЧЕК АНТОНИМЫ:
…дело лучше… безделья.
…сторона – мать,… - мачеха.
…земля … рук не любит.
Не было бы …, да … помогло.
3. ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ:
Календарно-обрядовые песни, зимние песни (колядки), поговорка.
4. СГРУППИРУЙТЕ ПОСЛОВИЦЫ ПО ТЕМАМ. ОЗАГЛАВЬТЕ КАЖДУЮ ТЕМУ,
Корень учения горек, да плод его сладок. Дело не медведь, в лес не уйдет. Лоб что лопата, а ума небогато. Дураков не сеют, не жнут — сами родятся. Без наук как без рук. Лежебоке и солнце не в пору всходит. Красна птица перьем, а человек ученьем. На голове густо, а в голове пусто. Говорил день до вечера, а слушать нечего.
5. ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК:
а) Рвет и мечет
б) Как снег на голову
в) Близок локоть, да не укусишь.
г) Кота в мешке покупать.
6. ДОПИШИТЕ ПОСЛОВИЦУ:
а) Терпение и труд...
б) Под лежачий камень...
в) Большому кораблю...
г) Корень учения горек...
7. К КАКОМУ ВИДУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН ОТНОСЯТСЯ ЭТИ ОТРЫВКИ?
а) Весна, весна красная,
Приди, весна,с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
б) Коляда, коляда,
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко.
Контрольная работа №2 по теме «Басни»
Басней называется:
А) Рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) Короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) Короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.
2. Что обязательно должно присутствовать в басне?
А) Постоянные эпитеты;
Б) Аллегория и мораль;
В) Зачин и повторы.
3. Отгадайте, о каком герое басни Крылова идет речь:
А) «Лето красное пропела» (Стрекоза)
Б) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» (Волк)
В) «От радости в зобу дыханье сперло» (Ворона)
Г) «Слушает да ест» (Кот Васька)
Д) «Лишь были б желуди. Ведь я от них жирею» (Свинья)
Е) «Не правда ли, что мы краса долины всей?» (Листы)
Ж) «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою» (Механик)
4. Помогите герою басни найти свою пару:
Свинья Слон
Моська Корни
Ворона Лисица
Ягненок Дуб
Муравей Стрекоза
Листы Соловей
Осел Волк
5. Назовите басню по крылатым выражениям:
А) «Слона-то я и не приметил»
Б) «А ларчик просто открывался»
В) «Ты все пела? Это дело; так поди же попляши!»
Г) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
Д) Спой, светик, не стыдись!»
Е) «У сильного всегда бессильный виноват»
Ж) «Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на Слона»
6. Значение слова «странник» в выражении «И странника в тени прохладной укрываем»:
А) Странный человек
Б) Странствующий человек
В) Житель другой страны
7. В предложении: «Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался» слово «кидался» представляет собой:
А) Сравнение
Б) Эпитет
В) Олицетворение
Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» № 3
Тест по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?
1) «Повести Белкина» 2) «Повести Пушкина» 3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло
2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».
1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Алексей Берестов 4) пастух Трофим
3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».
1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) Кирила Петрович Троекуров
4. Чем хотел заниматься Алексей Берестов до знакомства с Лизой?
1) поступить в университет 2) стать помещиком, как отец, и заниматься хозяйством
3) стать военным и поступить в гусарский полк 4) уехать за границу
5. Как звали служанку Лизы Муромской?
1) Даша 2) Акулина 3) Настя 4) Маша
6. Как на английский манер называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?
1) Елизавета 2) Лизонька 3) Бетси 4) Лиза
7. Сколько лет было дочери Муромского?
1) 16 2) 17 3) 18 4) 22
8. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
1) Лиза 2) Настя 3) мисс Жаксон 4) Акулина
9. Где произошло примирение Берестова и Муромского (отцов)?
1) на охоте 2) на ярмарке 3) на рыбалке 4) в городе
10. Как называлось имение Берестовых?
1) Прилучино 2) Тугилово 3) Отрадное 4) Лысые Горы
11. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:
«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».
1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр
12. Укажите, о ком идёт речь в предложении:
«Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»
1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) кузнец Василий
13. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
1) красная роза
2) жёлтый тюльпан
3) мёртвая голова (череп)
4) щит и меч
14. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?
1) в доме Берестова
2) в доме Муромского
3) в поле
4) в роще
15. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?
1) камердинером барина
2) кучером
3) барином
4) пастухом
16. Как звали собаку Алексея Берестова?
1) Сбогар 2) Барон 3) Рэкс 4) Шарик
17. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?
1) в дупле старого дуба
2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще
18. Какую книгу читали вместе Лиза и Алексей, когда он учил девушку грамоте?
1) «Дон Кихот» 2) «Евгений Онегин» 3) «Наталья, боярская дочь» 4) «Робинзон Крузо»
19. Кто был отцом настоящей Акулины?
1) пастух Трофим 2) кузнец Василий 3) староста Григорий 4) гончар Петр
20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?
1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей выйти за него замуж
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.
Контрольная работа №4 по повести А. С. Пушкина «Дубровский».
Задания с выбором ответа
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Замысел произведения возникает у автора на основе:
А Услышанного рассказа от своего приятеля П.В. Нащокина о разоренном дворянине
Б Вымысла автора
В Заимствования сюжета из французской литературы
Г Истории, рассказанной лицейским другом И. Пущиным
Название произведения «Дубровский» дано:
А Самим автором при его создании
Б Литературным критиком В.Г. Белинским
В Издателями при первой публикации
Г Приятелем Нащокиным, который подсказал автору и сюжет
В произведении автор затрагивает темы:
А Бесправного положения крепостных крестьян
Б Произвол и безнаказанность помещиков
В Продажность чиновников
Г Восстание крестьян под предводительством Пугачева
Представителями «барства дикого, без чувства, без закона» являются:
А Дубровский А.Г.
Б Троекуров К.П.
В Дубровский В.А.
Г Князь Верейский
Выберите эпизоды, подчеркивающие жестокость, отсутствие человеческих ценностей у помещиков-самодуров:
А Забава с медведем
Б Пожар в Кистеневке
В На псарне Троекурова
Г В беседке у ручья
Владимир Дубровский отказался отомстить Троекурову, потому что:
А Простил Троекурову нанесенную обиду
Б Испугался, что будет облечен и наказан
В Глубоко и искренне полюбил Машу Троекурову
Г Еще не до конца продумал план мести
Задания с кратким ответом
По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?
Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?
Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:
«Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет».
Определите, кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:
А «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..»
«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»
Б «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…».
В «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»
Г «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»
Д «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»
Е «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»
Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой? (концовка произведения).
Задание с развернутым ответом
(дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов)
По какой причине Маша Троекурова отказывается от предложения Дубровского быть свободной после венчания с князем Верейским?
Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»?
3. Напишите свое продолжение романа. Начните с предложения «Прошло несколько лет…».
Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова № 5
Даты жизни М.Ю. Лермонтова:
1812-1852
1814-1841
1914-1941
1912-1952
Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?
а) гражданская тематика
б) вольнолюбие
в) пейзаж
г) тема одиночества
Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?
а) одиночества, изгнанничества
б) бунтарства, стихийного порыва
в) непонятости, страдания, тоски
г) избранности
4. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а последней строфе отвергает это сравнение. Как это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны
5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».
а) ямб
б) хорей
в) дактиль
г) амфибрахий
6. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом
б) неразделенностью любви
в) непрочностью человеческих отношений
г) бунтарством, мятежным неприятием мира
7. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия
в) роковой смысл ропота пальм на Бога
8. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а) баллада
б) поэма
в) сонет
г) элегия
9. Какова основная тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком...»?
а) разлука двух влюбленных
б) трагическая непреодолимость одиночества
в) неразделенная любовь
10. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»
а) сопоставления мира чинары и листка
б) антитезы двух миров
в) стремления к единению
Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века
Автор произведения «Три пальмы» (М.Ю. Лермонтов)
Какое жанровое обозначение дал автор этому произведению? (Восточное сказание)
Какие строки стихотворения подтверждают это?
(«В песчаных степях аравийской земли...»)
Как вели себя арабы на привале? («По корням упругим топор застучал… …И медленно жгли до утра их огнем»)
В каком году написано стихотворение «Листок»? (1841)
Что противопоставлено одинокому листку? (Чинара молодая)
Почему Чинара не одинока? ( С ней шепчется ветер, качаются райские птички)
Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным? ( от ветки родимой, странник прижался, я бедный листочек дубовый…)
Автор стихотворения «Утёс»?( М.Ю. Лермонтов)
Главная мысль стихотворения «Утёс»?(Одиночество)
Какие образы- символы есть в этом стихотворении и что они символизируют? (Золотая тучка и утес-великан символизируют человеческие отношения, их чистоту и непорочность).
Кто автор стихотворения «Неохотно и несмело»? (Ф.И. Тютчев)
Какое средство выразительности использует автор в выражениях: «Солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля»? (олицетворение)
В стихотворении «С поляны коршун поднялся» Ф.И. Тютчев какое определение дает человеку? (Я царь земли)
О чем стихотворение Тютчева «Листья»? (О всеобщем Законе природы)
К кому обращаются с просьбой листья в последних строках стихотворения? ( К буйным ветрам)
К какой жизненной цели стремился А.А.Фет? (материальной независимости)
Назовите произведение Фета по строчкам «Ветер. Кругом все гудит и колышется. Листья кружатся у ног»? (Ель рукавом…»)
Какое состояние героя передает авторв стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила»: грусть, тревога, радость? (радость от тонко взывающего рога )
Запишите название стихотворения по строчкам «…И в воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь» (Еще майская ночь»)
Почему автор называет свою песню «невольной»? (Поэтический порыв, вдохновение)
Отчего грустное настроение поэта, созерцавшего ночь? (Невольная песня последней может быть)
Какое стихотворение у А.А. Фета одно из самых глубоких и значительных? («Учись у них- у дуба, у берёзы»)
С чем сравнивает жизнь природы в этом стихотворении? (с тяжелой и жестокой жизнью человека)
Что вечно на земле для человека из стихотворения А.А.Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы»? (боль, страдания, скорбь и потери)
Какой поэт, желая получить университетское образование, пошел против воли отца и жил впроголодь? (Н.А.Некрасов)
Кто герои Некрасова (труженики, любящие жизнь, людей, родную природу)
Назовите произведение :«Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно…» («Железная дорога»)
Выпишите эпитеты, используемые для описания прекрасной осенней природы в ст-ии «Железная дорога» (славная осень, морозные ночи, тихие дни)
Какое средство выразительности использует автор, противопоставляя начало стихотворения и его содержание? (антитеза)
Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.
Контрольная работа по теме «Творчество Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова» | Фамилия__________________________ Имя______________________________ |
Дата: | Оценка: |
I. Творчество Н.А. Некрасова
Укажите годы жизни Некрасова Н.А.______________________________________________
В какое учебном заведение поступил Некрасов Н.А. в 11 лет?_________________________
Куда после 5 класса отец отправил Некрасов Н.А.? _________________________________
Поступил ли Некрасов Н.А. в Университет? _______________________________________
Какое стихотворение прочитал Некрасов Н.А. Белинскому В.Г.?______________________
Кто, возможно, является героем стихотворения «Школьник»?________________________
Герои Некрасова. Кто это?_______________________________________________________
Стихотворение «Железная дорога»
В каком году написано стихотворение?____________________________________________
О чем это стихотворение?_______________________________________________________
В строках: Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей, —речь идет о:
а) царе;
б)нужде;
в) голоде
II. Творчество Н.C. Лескова
Укажите родину Лескова Н.С.____________________________________________________
Где получил образование Лесков Н.С.? ___________________________________________
Где служил Лесков Н.С.? _______________________________________________________
В каком году Лесков Н.С. начинает писать? ________________________________________
Укажите году «расцвета» творчества Лескова Н.С. __________________________________
Из-за чего, по мнению Лескова Н.С., все беды народа? ______________________________
_____________________________________________________________________________
Герои Лескова Н.С. Кто это? ____________________________________________________
Сказ «Левша»
Укажите полное название произведения___________________________________________
Какая была блоха? _____________________________________________________________
Какими деньгами англичане взяли за блоху? _______________________________________
Узнайте героя по портрету. «… косой.. ., на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» ______________________________________________________________
Что взял Платов у англичан, чтобы разглядеть нимфозорию? _________________________
Кого подковали тульские мастера? _______________________________________________
Сколько недель было дано тульским оружейникам на работу? ____________________
III. Соотнесите произведение и автора
Н.А. Некрасов
Н.С. Лесков
И.С. Тургенев
А.П. Чехов
«Бежин луг»
«Железная дорога»
«Хирургия»
«Левша»
Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века
1. Годы жизни Е.А.Баратынского?
2. В его стихотворениях жизнь природы сопоставлена с чьей жизнью?
3. Характер рифмовки в стихотворении "Чудный град порой.."
4. Годы Жизни Я.П.Полонского?
5. "две хмурых тучи", "Скалы горючей", "протяжным стоном" - какое средство выразительности здесь употреблено?
6. Что такое олицетворение?
7. Постройте правильно 1 строфу стихотворения:
Посмотри, глубине, легла, в
какая, долин, мгла -
прозрачной, под, дымкой, ее,
ракит, в, сумраке, сонном
блестит, тускло, озеро.
8. Стихотворение А.К.Толстого называется " Где гнутся над...."?
9. Напишите анализ стихотворения Я.П.Полонского "По горам две хмурых тучи..."
10. Правильно соотнесите с фамилией поэта
Баратынский Александр Сергеевич
Толстой Лев Николаевич
Пушкин Евгений Абрамович
Полонский Алексей Константинович
Гоголь Яков Петрович
Толстой Николай Васильевич
11. Запишите одно стихотворение по памяти.
Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой».
1 ВАРИАНТ
Часть 1. Тест.
1. Жанр произведения:
а) мемуары (воспоминания); б) рассказ; в) повесть.
2. Как зовут бабушку героя?
а) Полина Михайловна; б) Елена Николаевна; в) Катерина Петровна.
3. О чем мечтали все деревенские мальчишки?
а) о прянике; б) об игрушечном коне; в) о настоящем коне.
4. Название, какой реки упоминается в рассказе:
а) Енисей б) Иртыш в) Обь г) Волга
5. Что принес герой-рассказчик Саньке, чтобы он не выдал тайну о мошенничестве?
а) булку; б) калач; в) ягоды.
6. С кем сравнивает себя внук после кражи и обмана?
а) с мошенником; б) с дьяволом; в) с преступником.
7. Кому принадлежат слова: «Че потом из него будет? Катаржанец будет! Вечный арестант будет!»?
а) бабушке Катерине Петровне; б) тете Фене; в) тетке Васене.
8. Повествование в рассказе ведётся от лица:
а) главного героя – мальчика в) бабушки
б) автора г) соседского паренька
9. Сосед, дядя Левонтий, работал:
а) пастухом б) трактористом в) заготовщиком леса г) лесником
10. Какие ягоды собирали ребята:
а) клубнику б) землянику в) малину г) смородину
Часть 2. Задания с кратким ответом
1.Узнайте героя рассказа по описанию: «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами ».
2. Из чего делали свистульки левонтьевские ребята?
3. Санька утверждал, что видел в пещере. Кого?
4. Куда поехала бабушка продавать землянику?
5. Какой художественным приёмом использует Астафьев в приведённом отрывке: «По скоблённому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева
«Конь с розовой гривой».
2 ВАРИАНТ
Часть 1. Тест.
1. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?
а) уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды.
2. Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу?
а) из-за съеденных ими ягод;б) из-за героя рассказа; в) просто так.
3. Что принес герой-рассказчик Саньке, чтобы он не выдал тайну о мошенничестве? а) булку; б) калач; в) ягоды.
4. Что такое шаньга:а) пирожок с картошкой б) булочка с творогом в) булочка с повидлом г) пирожок с капустой
5. Обман, в который был втянут юный герой, сыграл важную роль в его жизни:а) сверстники стали его уважать;
б) бабушка и дедушка усилили контроль за его поведением, запретили дружить с детьми дяди Левонтия; в) мальчик раскаялся в содеянном.
6. Бабушка, купив внуку пряник, проявила:
а) жалость; б) бесхарактерность; в) доброту.
7. О работе какого героя идет повествование: «заготавливал лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод…»?
а) дедушки рассказчика; б) Саньки; в) Левонтия.
8. Что символизирует подаренный бабушкой пряник:
а) стремление бабушки загладить вину б) обыкновенный знак внимания в) искреннюю заботу о мальчике г) мудрое умение любить и прощать
9. Мечтой всех деревенских ребятишек был:
а) поход на рыбалку вместе со взрослыми б) калач с изображением розового коня в) настоящий армейский конь г) пряник в виде коня
10. Действие рассказа происходит:
а) в деревне б) в городе в) на море г) в посёлке
Часть 2. Задания с кратким ответом
1. Что больше всего на свете любил и ценил дядя Левонтий?
2. Как называются слова бабушки: «У них самих в кармане – вошь на аркане»?
3. Как соседи называли бабушку?
4. Что такое рушник?
5. Что описывает В. П. Астафьев в данном отрывке. Как называется такой фрагмент? «День был ясный, летний. Сверху пекло … клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики …».
Часть 3. Работа с лексикой.
В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» использует диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в определённой местности, замените их общеупотребительными: увал, туесок, бадога.
Герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» употребляют в своей речи просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными: малой, старшой, спокинул, супротив села, слободу люблю.
Часть 4. Задания на выбор.
Выберите один из двух видов работы.
Спиши отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова (подчеркни вставленные слова):
Вот с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Парнишки …………….. , ………………….., ……………….. друг в друга посудой, …………………….. подножки, раза два ………………….., ……………………….,………………….. По пути они ………………. в чей-то огород, и, поскольку там еще ничего ……………………, …………………… беремя луку-батуна, ………………………. до зеленой слюны, остатки ………………… . Оставили несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они …………….., …………………, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро ………………. на каменистый увал. Тут все …………………………….., …………………………..по лесу и ……………………….. землянику.
Слова для справок: начали брать, бросали, вольничали, боролись, ставили подножки, заскочили, принимались драться, рассыпались, наелись, пищали, приплясывали, плакали, дразнились, ничего не поспело, напластали, пришли, побросали, перестали баловаться.
Напишите рассуждение на тему: «Какие нравственные уроки из произведения В.П, Астафьева я извлёк (ла)? (не менее половины страницы).
Часть 3. Работа с лексикой.
В. П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» использует диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в определённой местности, замените их общеупотребительными: заимка, поскотина, яр.
Герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» употребляют в своей речи просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными: привечали, шурунёт, ихний, жратва, ёрзаешь.
Часть 4. Задания на выбор.
Выберите один из двух видов работы.
Спиши отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова (подчеркни вставленные слова):
Вот с орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Парнишки …………….. , ………………….., ……………….. друг в друга посудой, …………………….. подножки, раза два ………………….., ……………………….,………………….. По пути они ………………. в чей-то огород, и, поскольку там еще ничего ……………………, …………………… беремя луку-батуна, ………………………. до зеленой слюны, остатки ………………… . Оставили несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они …………….., …………………, под музыку шагалось нам весело, и мы скоро ………………. на каменистый увал. Тут все …………………………….., …………………………..по лесу и ……………………….. землянику.
Слова для справок: начали брать, бросали, вольничали, боролись, ставили подножки, заскочили, принимались драться, рассыпались, наелись, пищали, приплясывали, плакали, дразнились, ничего не поспело, напластали, пришли, побросали, перестали баловаться.
Напишите рассуждение на тему: «Какие нравственные уроки из произведения В.П, Астафьева я извлёк (ла)? (не менее половины страницы).
Контрольная работа №10 по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
Цель: проверить знание содержания, умение различать сравнения, эпитеты, метафоры, давать развернутые письменные ответы на вопрос.
Узнай героя по описанию.
Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу, крупные, как золотые монетки.
Короткий, но очень плотный, лобастый, затылок широкий.
Сам позабыл, сколько ему лет.
И вот понемногу она подползла.
С высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку.
2. Узнай героя по его репликам.
Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей.
Видишь, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрее матери.
Зачем тебе полотенце?
Давай-ка вместе полоть огурцы.
Пока я жив, сказать не могу, вы сами ищите.
3. Определи, это сравнение, эпитет или метафора.
Настя была, как золотая курочка.
Большая забота о живых существах.
Какие это были умные детишки!
Стрелка эта тебе вернее друга.
Палестинка, красная, а кровь.
Деревья разных пород боролись между собой.
Могучие стволы сосен стали, как зажжённые свечи в храме.
Облако, как холодная синяя стрелка.
Злой ветер.
Деревья жалобно стонали.
4. Дай развёрнутый ответ, почему Пришвин назвал болото «кладовой солнца».
5. Дай развёрнутый ответ на вопрос «Чему нас учит повесть М.М.Пришвина?»
Напиши небольшое сочинение от лица собаки Травки «Как я нашла молодого Антипыча».
В.Г. Распутин « Уроки французского»
1. Определите жанр произведения
а) быль б) рассказ в) роман г) повесть
2. Название произведения говорит о том, что перед нами
а) рассказ юного героя о любимых уроках французского
б) рассказ об уроках нравственности и доброты
в) история дополнительных занятий по французскому языку
г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков
3. Рассказчик играл в «чику», чтобы
а) завоевать авторитет у ребят
б) накопить деньги и отправить их в деревню
в) каждый день покупать молоко
г) платить за дополнительные занятия
4. В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются..
а) сравнениями б) эпитетами в) гиперболами г)олицетворениями
5.Истинный смысл игры в «замеряшки»
а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка
б) помощь учительницы способному, но голодному ученику
в) желание учительницы вспомнить детство
г) стремление ученика развлечься
6. В каком году герой рассказа пошёл в 5 класс
а) в 1949 году б) в 1948 году в) в 1958 году г) в 1955 году
7.На берегу какой реки жил герой рассказа
а) Волга б) Днепр в) Ангара г) Енисей
8.По какому предмету у героя была тройка
а) по алгебре б) по физике в) по русскому языку г) по французскому языку
9. В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги
а) в пятом б) в седьмом в) в десятом г) в девятом
10. Сколько стоила баночка молока
а) один рубль б) два рубля в) 50 копеек г) 80 копеек
11. Почему героя жестоко избили
а) он обманывал в игре б) он украл деньги в) он не хотел больше играть
г) он стал играть лучше всех и выигрывал
12. Герой дал обещание не играть на деньги
а) он его не давал б) он не сдержал обещание в) он сдержал обещание
13. Сколько лет было Лидии Михайловне
а) 35 б) 40 в) 24 г) 30
14. Какой продукт был в посылке
а) конфеты б) хлеб в) картошка г) макароны
15.Где раньше жила учительница?
а) в Сибири б) на крайнем Севере в) на Кубани г) на Ставрополье
16.Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги
а) директор б) завуч в) соседка г) мама героя
17. Сколько лет в школе работал директор
а) 10 лет б) 20 лет в) 30 лет г) 15 лет
18. Чем закончилось произведение
а) учительница уехала б) учительница осталась в) учительница перешла в другую школу
САМОПРОВЕРКА
7 класс В.Г. Распутин « Уроки французского»
1. Определите жанр произведения
а) быль б) рассказ в) роман г) повесть
2. Название произведения говорит о том, что перед нами
а) рассказ юного героя о любимых уроках французского
б) рассказ об уроках нравственности и доброты
в) история дополнительных занятий по французскому языку
г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков
3. Рассказчик играл в «чику», чтобы
а) завоевать авторитет у ребят
б) накопить деньги и отправить их в деревню
в) каждый день покупать молоко
г) платить за дополнительные занятия
4. В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются..
а) сравнениями б) эпитетами в) гиперболами г)олицетворениями
5.Истинный смысл игры в «замеряшки»
а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка
б) помощь учительницы способному, но голодному ученику
в) желание учительницы вспомнить детство
г) стремление ученика развлечься
6. В каком году герой рассказа пошёл в 5 класс
а) в 1949 году б) в 1948 году в) в 1958 году г) в 1955 году
7.На берегу какой реки жил герой рассказа
а) Волга б) Днепр в) Ангара г) Енисей
8.По какому предмету у героя была тройка
а) по алгебре б) по физике в) по русскому языку г) по французскому языку
9. В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги
а) в пятом б) в седьмом в) в десятом г) в девятом
10. Сколько стоила баночка молока
а) один рубль б) два рубля в) 50 копеек г) 80 копеек
11. Почему героя жестоко избили
а) он обманывал в игре б) он украл деньги в) он не хотел больше играть
г) он стал играть лучше всех и выигрывал
12. Герой дал обещание не играть на деньги
а) он его не давал б) он не сдержал обещание в) он сдержал обещание
13. Сколько лет было Лидии Михайловне
а) 35 б) 40 в) 24 г) 30
14. Какой продукт был в посылке
а) конфеты б) хлеб в) картошка г) макароны
15.Где раньше жила учительница?
а) в Сибири б) на крайнем Севере в) на Кубани г) на Ставрополье
16.Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги
а) директор б) завуч в) соседка г) мама героя
17. Сколько лет в школе работал директор
а) 10 лет б) 20 лет в) 30 лет г) 15 лет
18. Чем закончилось произведение
а) учительница уехала б) учительница осталась в) учительница перешла в другую школу
0-9б- «2»
10-14б- «3»
15-17б- «4»
18б- «5»
Контрольная работа №11 по стихотворениям о природе поэтов XX века.
1.Назовите автора стихотворных строк:
О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая.
А) А. Блок Б) С. Есенин В) А. Ахматова Г) Н. Рубцов
2.Назовите автора стихотворных строк:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
А) А. Блок Б) С. Есенин В) А. Ахматова Г) Н. Рубцов
3.Назовите двусложные и трехсложные размеры стиха:
А) Двусложные размеры ________________________________________
Б) Трехсложные размеры ______________________________________________
4. Двухсложный размер стиха с ударением на первом слоге:
А) ямб Б) дактиль В) хорей Г) амфибрахий
5. Трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге:
А) ямб Б) дактиль В) анапест Г) амфибрахий
6. Двухсложный размер стиха с ударением на втором слоге:
А) ямб Б) дактиль В) хорей Г) амфибрахий
7. Трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге:
А) ямб Б) дактиль В) анапест Г) амфибрахий
8. Олицетворение – это…
А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
Б) художественное определение
В) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
9. Эпитет – это…
А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
Б) художественное определение
В) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
10. Метафора – это…
А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве
Б) художественное определение
В) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
11. Определите размер стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг...
12. В каком стихотворении нарисована картина летнего заката в поле?
1) А. Блок «О, как безумно за окном…»
2) А. Блок «Летний вечер»
3) С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…»
4) А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
13. В каком стихотворении описана бурная, ветреная ночь?
1) А. Блок «О, как безумно за окном…»
2) А. Блок «Летний вечер»
3) С. Есенин «Пороша»
4) А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
14. Какой общей темой объединены стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша»?
1) темой любви
2) темой дружбы
3) темой русской зимней дороги
4) темой жизни и смерти
15. Какую картину описывает А. Ахматова в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…»?
1) зимний лес
2) зимняя дорога
3) весенняя капель
4) природа в ожидании весны
16. Какое средство выразительности использовано А. Блоком?
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны...
1) олицетворение
2) сравнение
3) метафора
4) эпитет
17. Какое средство выразительности использовано А. Блоком?
О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая...
1) олицетворение
2) сравнение
3) метафора
4)эпитет
18. Укажите, в каком примере из стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» использован эпитет.
1) «зарыдали … бубенцы»
2) «чахленькую местность»
3) «крестьянский сын»
4) «юность русских деревень»
19. Какое средство выразительности использовано С. Есениным?
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку...
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение
20. Укажите, в каком примере использовано олицетворение.
1) «деревья весело-сухие» (А. Ахматова)
2) «отдыхает луг» (А. Ахматова)
3) «дремотой розовой» (А. Блок)
4) «звоны мёрзлые осин» (С. Есенин)
21.Определите тему и основную мысль стихотворения Н.М.Рубцова «Звезда полей»
© 2018, ТРЕНГУЛОВА ИРКЯ РЯШИТОВНА 1620 63