Контрольно-измерительные материалы по теме: «Строение семян» к П 1
Задание:
Подпишите части семени. В какой части семени находятся питательные вещества?
Решите тест:
1. Какие растения имеют семена:
а) мхи б) водоросли в) папоротники г) цветковые
2. Для семян растений класса однодольных в отличие от семян класса двудольных характерно наличие:
а) семенной кожуры б) зародыша с одной семядолей
в) зародыша с двумя семядолями г) эндосперма
3. Эндосперм образован тканью:
а) покровной б) образовательной в) запасающей г) механической
4. К двудольным растениям относится:
а) пшеница б) лук в) кукуруза г) яблоня
5. Зрелое семя НЕ содержит эндосперма у:
а) тыквы б) пшеницы в) лука г) ясеня
6. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли?
а) в эндосперме б) в семядолях в) в корешке г) в семенной кожуре
7. Семена, какого растения считают самыми крупными?
а) эвкалипта б) кокоса в) ананаса г) сейшельской пальмы
8. Какая часть зародыша семени пропущена при перечислении: корешок, стебелек, семядоли:
а) семенная кожура б) почечка в) околоплодник г) эндосперм
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Виды корней и типы корневых систем» к П 2
Задание:
Подпишите виды корней. Какой тип корневой системы изображен на рисунке?
Решите тест:
1. Какую функцию НЕ выполняет корень?
а) закрепляет растение в почве
б) всасывает воду и минеральные соли из почвы
в) откладывает в запас питательные вещества
г) образует органические вещества из неорганических
2. Из зародышевого корешка семени развивается:
а) главный корень в) придаточные корни
б) боковые корни г) воздушные корни
3. Стержневая корневая система имеет хорошо развитые:
а) главный корень в) придаточные корни
б) боковые корни г) воздушные корни
4. Мочковатая корневая система образована:
а) главным корнем и придаточными корнями
б) главным корнем и боковыми корнями
в) придаточными и боковыми корнями
г) придаточными и воздушными корнями
5. Окучивание растений проводят для усиления роста:
а) главного корня в) придаточных корней
б) боковых корней г) воздушных корней
6. У какого растения стержневая корневая система?
а) пшеницы в) щавеля
б) чеснока г) овса
7. У моркови человек употребляет в пищу:
а) побег в) плод
б) корень г) клубень
8. Корни, отрастающие от главного корня, называются:
а) придаточными в) воздушными
б) боковыми г) корневыми волосками
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Клеточное строение корня. Зоны корня» к П 3
Задание:
Подпишите зоны корня.
Какие функции они выполняют?
Решите тест:
1. Ткань - это:
а) часть растения, состоящая из клеток
б) группа клеток, разных по строению, образующих разные органы
в) группа клеток, сходных по строению и выполняемой функции
г) группа клеток, выполняющих различные функции
2. Зона деления корня образована тканью:
а) покровной б) проводящей в) образовательной г) основной
3. Зона всасывания корня образована тканью:
а) покровной б) проводящей в) образовательной г) основной
4. Корневая система представлена:
а) боковыми корнями в) придаточными корнями
б) главным корнем г) всеми корнями растения
5. Корневой чехлик:
а) обеспечивает передвижение веществ по растению в) придает корням прочность
б) выполняет защитную функцию г) участвует в делении клетки
6. Корневые волоски располагаются в зоне:
а) всасывания б) проведения в) роста г) деления
7. Рост корня в длину происходит благодаря ткани:
а) покровной б) проводящей в) образовательной г) основной
8. Сосуды расположены в зоне:
а) всасывания б) проведения в) роста г) деления
9. Ощипывание кончика корня при пересадке молодых растений называется:
а) прививка б) окучивание в) пикировка г) черенкование
10. Прочность и упругость корня обеспечивает ткань:
а) покровная б) механическая в) проводящая г) образовательная
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Видоизменения корней» к П 4
Задание: какую функцию выполняют видоизмененные корни? Назовите, у каких растений они встречаются.
Решите тест:
1. Что представляет собой корень?
а) видоизмененный побег б) клубень с глазками
в) подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли г) корневище
2. Какое значение имеет корнеплод в жизни растений?
а) в нем откладываются в запас вещества б) обеспечивает минеральными солями
в) в нем образуются органические вещества г) обеспечивает водой
3. Видоизмененные корни можно определить по наличию:
а) почек б) придаточных корней в) запаса в них органических веществ г) корневых волосков
4. В образовании корнеплодов принимает участие:
а) придаточные корни б) главный корень в) боковые корни г) боковые и придаточные корни
5. Корневые клубни появляются в результате утолщения:
а) только придаточных корней б) главного корня в) только боковых корней
г) боковых и придаточных корней
6. Корни, какого растения лишены корневых волосков:
а) свеклы б) георгина в) орхидеи г) кувшинки
7. Воздушные корни имеет:
а) орхидея б) одуванчик в) горох г) морковь
8. Утолщение главного корня имеет:
а) одуванчик б) свекла в) лук г) орхидея
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Побег и почки» к П 5
Задание 1:
Подпишите основные части побега
( рис. А)
Задание 2:
Какие почки изображены на рисунке?
Подпишите основные части почек
( рис. Б)
Решите тест:
1. Что такое побег?
а) часть стебля б) часть корня в) это почки и листья
г) стебель с расположенными на нем листьями или почками
2. Что такое почка?
а) видоизмененный побег б) часть стебля в) орган растения г) зачаточный побег
3. Конус нарастания в почке образован тканью:
а) проводящей б) покровной в) образовательной г) механической
4. Какое растение имеет очередное листорасположение?
а) клен б) береза в) сирень г) элодея
5. У какого растения мутовчатое листорасположение?
а) клен б) береза в) сирень г) элодея
6. Из генеративной почки развивается:
а) цветок б) побег в) лист г) корень
7. Вегетативная почка состоит из:
а) черешка и листовой пластинки б) зачаточного бутона
в) зачаточного стебля и листьев г) стебля с почками
8. Супротивное расположение листьев служит приспособлением к:
а) уменьшению испарения йоды
б) лучшей освещенности
в) усилению испарения
г) размножению
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Внешнее и клеточное строение листа» к п 6
Задание 1:
Подпишите строение листа. Какими тканями образованы жилки листа? (рис. А)
Задание 2:
Подпишите части устьица. Какое значение они имеют? (рис. Б)
Решите тест:
1. Какую функцию НЕ выполняет лист?
а) фотосинтез б) газообмен в) запас питательных веществ г) испарение воды
2. У сидячих листьев нет:
а) листовой пластинки б) черешка в) жилок г) устьиц
3. У березы листья:
а) простые б) сложные в) сидячие г) все предыдущее
4. Какой тканью образована жилка листа?
а) покровной б) образовательной в) всасывающей г) проводящей
5. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:
а) параллельное б) дуговое в) сетчатое г) параллельное и дуговое
6. Кожица листа образована тканью:
а) покровной б) образовательной в) всасывающей г) проводящей
7. Устьице — это:
а) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними б) расстояние между клетками
в) клетки образовательной ткани г) мертвые клетки с толстыми стенками
8. Воздух поступает в растение, благодаря:
а) прозрачным клеткам кожицы 6) наличию хлоропластов
в) наличию устьиц г) наличию проводящих пучков
9. Верхняя часть основной ткани листа называется:
а) столбчатой тканью б) губчатой тканью в) проводящей тканью г) межклетниками
10. В состав жилки листа НЕ входят:
а) сосуды б) ситовидные трубки в) механические волокна г) устьица
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Влияние среды на строение листа.
Видоизменения листьев» к п 8
Задание: подпишите видоизменения листьев у растений, изображенных на рисунке. Какое значение имеют видоизменения для растения?
Решите тест:
1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой, называется:
а) экология б) фенология в) ботаника г) естествознание
2. Растения влажных мест обитания имеют:
а) длинные корни б) крупные листья в) восковой налет на листьях г) листья-колючки
3. Верхние листья гороха превратились в усики, для того чтобы:
а) защитить растение от испарения б) защитить от листогрызущих насекомых
в) поддержать растение в вертикальном положении
г) обеспечить передвижение воды по растению
4. Колючки кактуса:
а) защищают растение от насекомых-вредителей б) повышают плодовитость растения
в) защищают от болезней г) защищают от чрезмерного испарения
5. Какое растение имеет видоизмененные листья?
а) сирень б) барбарис в) яблоня г) роза
6. Какое растение относится к насекомоядным?
а) росянка б) крапива в) чертополох г) зверобой
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Строение стебля» к п 9
Задание: Назовите основные части стебля, видимые не вооруженным глазом?
Чем образована проводящая ткань?
Решите тест:
1. Какие функции выполняет стебель?
а) выносит листья к свету б) запасает питательные вещества
в) проводит питательные вещества г) все выше перечисленное
2. Твердость стеблю придает вещество, входящее в состав оболочек клеток:
а) лигнин б) хитин в) целлюлоза г) крахмал
3. У какого из перечисленных растений лазающий стебель?
а) кукуруза б) вьюнок в) виноград г) земляника
4. Кожица образована тканью:
а) покровной б) механической в) проводящей г) образовательной
5. Чечевички выполняют функцию:
а) защищают от пыли б) участвуют в газообмене
в) замедляют испарение воды г) защищают от бактерий
6. В стебле органические вещества в запас откладываются в:
а) коре б) камбии в) сердцевине г) древесине
7. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток:
а) коры б) камбия в) сердцевины г) древесины
8. Ситовидные трубки состоят:
а) из вытянутых мертвых клеток с одревесневшими стенками
б) из живых вытянутых клеток с отверстиями в поперечных стенках
в) из живых клеток разной формы
г) из узких длинных клеток с тонкими оболочкам
9. У какого из растений вьющийся стебель?
а) вьюнок б) подсолнух в) горох г) земляника
10. У какого растения ползучий стебель?
а) малина б) земляника в) хмель г) одуванчик
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Видоизменения побегов» к п 10
Задание 1: подпишите строение под цифрами 1-8. Что такое глазки? Как доказать, что клубень — видоизмененный побег?
Задание 2: подпишите строение под цифрами от 9 до 12.
Что такое донце? Как доказать, что луковица — видоизмененный побег?
Решите тест:
1. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение корня:
а) корневище б) клубень в) корнеплод г) колючки
2. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение листа:
а) корневище б) клубень в) корнеплод г) колючки
3. Из перечисленных видоизменений органов растения выберите видоизменение стебля:
а) корневище б) корнеклубень в) корнеплод г) колючки
4. Какую функцию выполняет корневище?
а) укрепляет растение в почве б) хранит запас питательных веществ
в) участвует в размножении г) все вышеперечисленное
5. Подземные побеги, на которых развиваются клубни называются:
а) столоны б) глазки в) донце г) корневище
6. У каких растений встречается такое видоизменение стебля как клубень?
а) морковь б) топинамбур в) тюльпан г) горох
7. У каких растений встречается такое видоизменение стебля как луковица?
а) пырей б) топинамбур в) нарцисс г) горох
8. Надземные видоизменения побега — колючки встречаются у:
а) кактуса б) шиповника в) боярышника г) сосны
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Цветок. Соцветия» к п 12
Задание 1: подпишите строение цветка. Какой околоцветник у данного цветка?
Задание 2: подпишите части пестика и тычинки. Почему эти части цветка называются главными?
Задание 3: какие типы соцветий изображены на рисунке? Приведите примеры растений с этими соцветиями.
Решите тест:
1. Цветок — это орган растения, который обеспечивает:
а) семенное размножение б) образование гамет в) оплодотворение г) все перечисленное
2. Главные части цветка:
а) лепестки венчика б) чашелистики в) пестик и тычинки г) цветоложе
3. Околоцветник называется двойным, если есть
а) чашечка и венчик б) только чашечка в) только венчик г) лепестки венчика
4. Неправильный цветок у:
а) яблони б) гороха в) тюльпана г) капусты
5. Семена развиваются из:
а) рыльца пестика б) пыльника в) стенок завязи г) семязачатка
6. Цветки обоеполые у:
а) ивы и вишни б) ржи и пшеницы в) огурца и сливы г) огурца и кукурузы
7. Двудомные растения — это:
а) ива и вишня б) вишня и яблоня в) огурец и слива г) тополь и ива
8. Соцветие кисть у:
а) сирени б) черемухи в) клевера г) вишни
9. Соцветие корзинка у:
а) пшеницы б) примулы в) одуванчика г) кукурузы
10. Каково биологическое значение соцветий?
а) мелкие невзрачные цветки становятся заметными б) образуют больше пыльцы
в) лучше привлекают насекомых г) все вышеперечисленное
Контрольно-измерительные материалы по теме:
«Плоды. Распространение плодов и семян» к п 14
Задание 1: выберите сочные и сухие плоды. Какую роль выполняют плоды в жизни растений?
Задание 2: выберите односемянные и многосемянные плоды. Перечислите способы распространения плодов.
Решите тест:
1. Какая часть цветка НЕ участвует в образовании плодов?
а) стенки завязи пестика б) основания тычинок и лепестков в) цветоложе г) цветоножка
2. Плод называется простым, если он образовался из цветка, где был:
а) только один пестик б) несколько пестиков в) только одна тычинка г) несколько тычинок
3. Плод яблоко у:
а) апельсина б) томата в) айвы г) ананаса
4. Сухой односемянный плод называется:
а) коробочка б) зерновка в) стручок г) боб
5. Соплодие, образующееся из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов, встречается у:
а) инжира и ананаса б) ежевики и малины в) яблони и груши г) огурца и тыквы
6. Растения, семена или плоды которых разносятся ветром:
а) репейник б) кокосовая пальма в) береза г) недотрога
7. Растения, семена или плоды которых разносятся животными или человеком:
а) репейник б) кокосовая пальма в) береза г) недотрога
8. Растение, завезенное в Америку из Европы, которое индейцы называют «следом белого человека»:
а) ромашка пахучая б) амброзия в) подорожник г) картофель
КИМ «Минеральное питание растений» п 15
Базовый уровень
Отметьте правильный ответ:
А1. К удобрениям относится:
-
Зола 2. Марганец 3. Медь 4. Сера
А2. Минеральными удобрениями являются:
-
Калийные 2. Торф 3. Птичий помет 4. Перегной
А3. Рыхление почвы способствует:
-
Сохранению влаги и поступлению воздуха в почву
-
Образованию в почве питательных веществ
-
Перераспределению питательных веществ в почве
-
Уплотнению почвы
А4. Дополните предложение
Удобрения бывают минеральные и …
Правильные варианты ответа: органические
А5. Дополните предложения
Внесение удобрений в почву во время роста растений называют…
Правильные варианты ответа: подкормка, подкормкой
А6. Дополните предложение:
Для предотвращения истощения почвы и повышения урожайности на поля вносят…
Правильные варианты ответа: удобрение, удобрения
А7. Органическими удобрениями являются:
-
Птичий помет 2. Селитра 3.Калийную соль 4. Нитраты
Повышенный уровень
В1. Отметьте правильный ответ:
-
Органические удобрения повышают плодородие почвы за счет того, что
-
Усиливают деятельность почвенных микроорганизмов, превращающих органические вещества в минеральные
-
Снижают количество сорняков в почве
-
Увеличивают содержание воздуха в почве
-
Содержат доступные для растения минеральные соли
В2. Отметьте правильный ответ:
Подкармливать растения азотными удобрениями весной необходимо для:
-
роста наземных побегов
-
размножения растений
-
защиты растений от болезней
-
роста корней и луковиц
В3 . Соответствие между удобрением и его происхождением:
УДОБРЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
1.Торф А. Органические
2.Навоз Б. Минеральные
3.Суперфосфат В. Азотные
4.Птичий помет
В4. Дополните
Обработка почвы – вспашка и копка – улучшает почвенное питание культурных растений, так как при этом перегной равномерно распределяется в почве и уничтожаются
Правильные варианты ответа: сорняки, сорняк
В5. Дополните
На полях, в почве которых мало минеральных веществ, растения дают низкий урожай, поэтому необходимо вносить
Правильные варианты ответа: удобрение, удобрения
В6 . Соответствие между удобрением и его действием:
УДОБРЕНИЯ ДЕЙСТВИЕ
1. Калийные А. Способствует росту корней
2. Азотные Б. Усиливает рост надземных побегов
3. Фосфорные В. Ускоряет созревание плодов
В7. Задание: Отметьте правильный ответ
Почва – это:
1.Верхний плодородный слой земли, обладающий способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой
2. Верхний слой земли
3. Горная порода
4. Плодородный слой земли
КИМ по теме «Фотосинтез» п 16
Базовый уровень
А1. Отметьте правильный ответ
Специализированный орган воздушного питания растений:
-
Зеленый лист 2. Цветок 3.Корень 4.Семя
А2. Отметьте правильный ответ
Благодаря какому веществу растения способны к фотосинтезу:
-
Хлорофилл 2.Вакуоль 3.Хлоропласты 4.Лейкопласты
А3. Отметьте правильный ответ
Растение живёт, благодаря:
-
Фотосинтезу 2. Всасыванию воды и минеральных веществ корнем
3.Дыханию 4.Слаженной работе всех органов
А4. Отметьте правильный ответ
Процесс фотосинтеза протекает в:
-
Хлоропластах 2. Ядре 3. Вакуоле 4. Клеточной стенке
А5. Отметьте правильный ответ
Фотосинтез – это процесс
-
Образование органических веществ в хлоропластах на свету из углекислого газа и воды
-
Поглощения растением углекислого газа и воды
-
Образование минеральных веществ на свету в листьях
-
Разрушение органических веществ на свету в хлоропластах
А6. Отметьте правильный ответ
Процесс фотосинтеза не будет происходить без:
-
Воды 2. Азота 3. Минеральных солей 4. Лейкопластов в клетках листа
А7. Дополните
Процесс создания органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света называется…………..
Правильные варианты ответа: фотосинтез, фотосинтезом
Повышенный уровень
В1 Отметьте правильный ответ
При каком питании растение получает органические вещества:
-
При воздушном 2. При почвенном 3. При стеблевом 4. При корневом
В2.Отметьте правильный ответ
Водоросли питаются:
-
Создавая органические вещества из неорганических
-
Потребляя готовые органические вещества
-
Создавая неорганические вещества из органических
-
Способами 1и 2
В3. Последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе:
1: освещение листьев солнцем
2: поступление воды и углекислого газа
3:выделение кислорода
4:образование сахара
В4. Отметьте правильный ответ
Для протекания фотосинтеза необходимы:
1.Углекислый газ, вода, свет 3. Тепло, свет, кислород
2. Темнота, вода, углекислый газ 4. Кислород, вода, свет
В5. Отметьте правильный ответ
Рисунок иллюстрирует процесс:
-
Фотосинтез 2. Опыление 3.Распространение семян 4. Дыхание
А6. Отметьте правильный ответ
Фотосинтез происходит в органоидах под номером…
1
3
7
8
А7. Отметьте правильный ответ
Органические вещества образуются:
-
В зеленых плодах 2. В луковицах 3. В корнях 4. В плодах
КИМ по теме «ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ» п 17
Базовый уровень
А1.В клетках всех органов растения происходит процесс:
-
Дыхание 2. Оплодотворение 3 Фотосинтез 4. Опыление
А2. Дыхание растения, находящегося в темноте…
-
не прекращается 2. Прекращается 3. резко ускоряется 4.резко замедляется
А3.Дышат:
-
Все живые организмы 2. Только животные 3. Только грибы 4. Только растения
А4. Дыхание происходит в клетках:
-
Во всех органах растения 2. Только в клетках зеленых листьев
3.Только в стеблях 4. Только в корнях
А5. Дополните
При дыхании растений в организм поступает……………..
Правильные варианты ответа: кислород
Повышенный уровень
В1. Соответствие между организмами и органами дыхания:
ОРГАНИЗМ ОРГАН ДЫХАНИЯ
-
Дуб А. Устьица
-
Ромашка аптечная Б. Чечевички
В2. Органы дыхания растений – устьица у большинства растений располагаются на
-
Нижней стороне листа 2. Верхней стороне листа 3. Корнях 4. Стеблях
В3. На стебле растения располагаются органы дыхания
-
Чечевички 2. Жабры 3. Трахеи 4. Устьица
В4 . Дыхание у водорослей осуществляется
-
Поверхностью тела 2. Через устьица и чечевички 3. Жабрами 4. Легкими
В5. Дополнительными приспособлениями для дыхания у растений являются:
-
Дыхательные корни 2. Корни-подпорки 3. Усы 4. Колючки
КИМ по теме «Передвижения веществ у растений» п 19
Базовый уровень
А1. Ткань, по которой передвигаются питательные вещества, называется:
1.Проводящая 2. Основная 3. Покровная 4. Механическая
А2. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине к стеблю называется:
-
Восходящий ток 2. Вертикальный ток 3. Нисходящий ток 4. Ниспадающий ток
А3. От стебля и листьев к корню передвигаются:
-
Органические вещества 2. Удобрения 3. Минеральные кислоты 4. Соли
А4. Зона всасывания:
-
Имеет корневые волоски 2. Имеет корневой чехлик
3.Осуществляет рост клеток 4. Осуществляет деление клеток
А5. Органические вещества из листьев в другие органы растения передвигаются по…., которые находятся в лубе.
Правильные варианты ответа: ситовидным трубкам
Повышенный уровень
В1.Органические вещества передвигаются:
-
Сверху вниз по ситовидным трубкам луба
-
Снизу вверх по ситовидныи трубкам луба
-
Снизу вверх по сосудам древесины
4. Сверху вниз по сосудам древесины
В2. Дополните
Поглощенный корнем почвенный раствор, состоящий из воды и минеральных веществ, поступает в лист по особым клеткам…
Правильные варианты ответа: сосуды (сосудам)
В3.Задание: Соответствие между проводящими системами и функциями, которые они выполняют:
ПРОВОДЯЩИЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИИ
-
Сосуды А. Передвигается вода и минеральные вещества
2. Ситовидные трубки Б. Передвигаются растворы органических веществ
В4.Опыт на рисунке показывает наличие:
1.Корневого давления 2. Дыхания растений 3. Испарения воды
4. Поглощения воды корневыми волосками
КИМ по теме «Размножение растений» к п 21-25
1. Размножение - это ... -
увеличение количества растений -
увеличение размера организма -
образование новых побегов Размножение - увеличение числа себе подобных особей. 2. Различают два способа размножения растений ... -
вегетативное и семенное -
усами и луковицами -
ветром и животными У растений различают два типа размножения - бесполое и половое. 3. Размножить клубнем можно ... -
лук b. картофель c. тюльпан Размножить клубнем можно картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножить ценные сорта частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней. 4. Семена развиваются из семязачатков которые находятся в ... -
тычинке b. завязи пестика c. пыльнике Семена развиваются из семязачатков которые находятся в завязи пестика. 5. Женские гаметы цветкового растения называют ... -
спермиями b. пыльцой c. яйцеклетками Яйцеклетка - женская гамета, расположенная на полюсе зародышевого мешка со стороны пыльцевхода. По обе стороны от неё лежат две клетки-спутницы. 6. Оплодотворение - это ... -
попадание пыльцы на рыльце пестика -
перенос пыльцы насекомыми -
слияние мужской и женской гамет Оплодотворение - процесс слияния мужской и женской половых клеток. 7. Цветок - это ... -
околоцветник b. видоизмененный побег c. яркий венчик Цветок - орган семенного размножения. Представляет собой укороченный видоизменённый побег, выполняющий следующие функции: образование спор, женского и мужского заростков, гамет, а также опыления, оплодотворения, формирования семян и плодов. 8. Плод образуется из ... -
рыльца пестика b. пестика c. завязи пестика Плод образуется из завязи пестика. 9. Плодом нельзя назвать ... -
стручок и ягоду -
корнеплод и клубень -
другое Корнеплод и клубень нельзя назвать плодом, так как они имеют видоизменённые корни. 10. Яркая окраска характерна для цветков опыляемых ... -
искусственно b. ветром c. насекомыми Яркая окраска венчика цветковых растений характерна для опыления насекомыми. 11. Для прорастания семян необходимы ... -
свет, тепло -
воздух, свет, тепло -
другое Для прорастания семян необходимо: воздух, свет, тепло и вода. 12. Цветки, в которых есть тычинки и пестики называют ... -
обоеполыми -
двудомными -
ветроопыляемыми Обоеполые - цветки, содержащие в себе и тычинки и пестики. 13. Органические вещества содержащиеся в семенах растение запасает для ... -
человека -
всех органов растения -
зародыша семени Запасные питательные вещества, в виде органических соединений, необходимы для прорастания зародыша семени. 14. Процесс двойного оплодотворения цветковых растений был открыт ... -
С.Г.Навашиным -
И.В.Мичуриным -
Н.И.Вавиловым Процесс двойного оплодотворения цветковых растений был открыт в 1898 году русским ботаником С.Г. Навашиным. 15. Перенос пыльцы человеком с одного растения на другое называется ... -
искусственное опыление -
перекрёстное опыление -
скрещивание Искусственное опыление. А перенос человеком пыльцы из тычинок одного растения (или сорта) на рыльце пестика другого цветка (сорта) для повышения урожая или выведения новых сортов - скрещивание. |
КИМ к главе 2 «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»
Вариант 1.
А1. Какое вещество не относится к органическим веществам:
1) белки; 2) жиры; 3) углеводы; 4) минеральные соли.
А2. Каких органических веществ больше в семенах подсолнечника:
1) белков; 2) крахмала; 3) жиров; 4) все есть в одинаковом количестве.
А3. Какие вещества при нагревании кусочка растения сгорают:
1) минеральные соли; 2) вода; 3) органические вещества; 4) все перечисленные вещества.
А4.Минеральные соли, содержащие фосфор способствуют:
1) росту растений; 2) скорейшему созреванию плодов; 3) оттоку органических веществ от листьев к органам запасания; 4) листопаду.
А5. Процесс поднятия воды с растворёнными минеральными веществами по сосудам от корня ко всем органам растения, называется:
1) транспирация; 2) гуттация; 3) корневое давление; 4) дыхание.
А6.Способность почвы обеспечить растения питательными веществами и влагой, создать условия для их жизнедеятельности, называется:
1) плодородие почвы; 2) структура почвы; 3) влажность почвы; 4) урожайность.
А7.В процессе дыхания растения поглощают из воздуха:
1) кислород; 2) азот; 3) углекислый газ; 4) озон.
А8. Энергия солнечного света превращается в энергию химических связей в результате процесса:
1) фотосинтеза; 2) дыхания; 3) испарения; 4) брожения.
А9. Где протекает фотосинтез:
1) в лейкопластах; 2) в хлоропластах; 3) в хромопластах; 4) во всех пластидах.
А 10.В чём состоит значение фотосинтеза:
-
в обеспечении всего живого органическими веществами; 2) в обеспечении всего живого энергией; 3) в насыщении атмосферы кислородом; 4) все ответы верны.
А. 11. Воздух поступает в растение:
1) через прозрачные клетки кожицы; 2) через устьица; 3) через проводящие пучки; 4) через водяные устьица.
А12. Процесс испарения воды через устьица называется:
1) гуттация; 2) фотосинтез; 3) дыхание; 4) транспирация.
А 13. Листопад необходим для того, чтобы:
1) уменьшить испарение воды; 2) удалить ненужные вещества; 3) уменьшить давление снега на ветви; 4) всё верно.
А 14. Растворы минеральных веществ передвигаются:
1) по сосудам сверху вниз; 2) по ситовидным трубкам сверху вниз; 3) по сосудам снизу вверх; 4) по ситовидным трубкам и сосудам в любом направлении.
А 15. При прорастании семени первым выходит наружу:
1) стебелёк; 2) почечка; 3) корешок; 4) всё появляется одновременно.
В1. Определите характеристики соответствующие процессам:
А) ФОТОСИНТЕЗ | Б) ИСПАРЕНИЕ |
№ правильных ответов | № правильных ответов |
1) Водяной пар удаляется через устьица
2) Выделяется углекислый газ
3) Защищает от поломки ветвей зимой
4) Защищает от потери воды зимой
5) Защищает растение от перегрева
6) Происходит образование отделительного и пробкового слоев
7) Освобождает растения от вредных веществ
8) Происходит в хлоропластах
9) Происходит во всех живых клетках
10) Для протекания процесса необходим солнечный свет
11) Происходит на свету и в темноте
12) Образуется кислород
13) Происходит освобождение энергии
14) Протекает осенью
15) Происходит образование глюкозы из углекислого газа и воды
Вариант 2.
-
Какое из перечисленных веществ относится к неорганическим веществам:
1) глюкоза; 2) вода; 3) клейковина; 4) жир.
-
Каких органических веществ больше в клубнях картофеля:
1) белков; 2) крахмала; 3) жиров; 4) все есть в одинаковом количестве.
-
Наличие в растении крахмала можно определить с помощью:
1) воды; 2) спирта; 3) раствора йода; 4) с помощью другого вещества.
-
Минеральные соли, содержащие азот способствуют:
1) росту растений; 2) скорейшему созреванию плодов; 3) оттоку органических веществ от листьев к органам запасания; 4) листопаду.
-
У
комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной трубкой. Что иллюстрирует данный опыт?
1) наличие у растения процесса транспирации;
2) передвижение по растению органических веществ;
3) наличие у растения корневого давления;
4) значение воды в жизни растения.
-
Чтобы повысить плодородие почвы:
1) её поливают; 2) вносят удобрения; 3) известкуют; 4) всё верно.
-
В процессе фотосинтеза растения поглощают из воздуха:
1) кислород; 2) азот; 3) углекислый газ; 4) озон.
-
В результате процесса дыхания энергия:
1) запасается в химических связях; 2) выделяется; 3) энергия в этом процессе не участвует; 4) не изменяется.
-
Какие клетки растения дышат:
1) мёртвые; 2) живые с хлоропластами; 3) живые с хромопластами и лейкопластами; 4) все живые клетки растения.
-
Процессы дыхания и фотосинтеза в организме растения:
1) не связаны друг с другом; 2) взаимосвязаны на свету; 3) взаимосвязаны в темноте; 4) взаимосвязаны круглые сутки.
-
В чём заключается значение испарения воды листьями:
1) способствует передвижению воды в растении; 2) с токами воды передвигаются минеральные вещества; 3) листья защищены от перегрева; 4) всё верно.
-
Процесс испарения воды через водяные устьица называется:
1) гуттация; 2) фотосинтез; 3) дыхание; 4) транспирация.
-
У вечнозелёных растений листья:
1) опадают ежегодно все сразу; 2) опадают через два года все сразу; 3) не опадают никогда; 4) опадают, но не одновременно.
-
Растворы органических веществ передвигаются:
1) по ситовидным трубкам только вниз; 2) по ситовидным трубкам вверх и вниз; 3) по сосудам вверх и вниз; 4) по сосудам только вверх.
-
Для прорастания семян необходимы следующие условия:
1) воздух и вода; 2) вода и тепло; 3) тепло и воздух; 4) тепло, вода и воздух.
-
Определите характеристики соответствующие процессам:
А) ДЫХАНИЕ | Б) ЛИСТОПАД |
№ правильных ответов | № правильных ответов |
1) Водяной пар удаляется через устьица
2) Выделяется углекислый газ
3) Защищает от поломки ветвей зимой
4) Защищает от потери воды зимой
5) Защищает растение от перегрева
6) Происходит образование отделительного и пробкового слоев
7) Освобождает растения от вредных веществ
8) Происходит в хлоропластах
9) Происходит во всех живых клетках
10) Для протекания процесса необходим солнечный свет
11) Происходит на свету и в темноте
12) Образуется кислород
13) Происходит освобождение энергии
14) Протекает осенью
15) Происходит образование глюкозы из углекислого газа и воды
КИМ по теме «Класс Однодольные растения» п 29
А1. К древовидным лилейным относится:
1) тюльпан
2) гладиолус
3) столетник
4) ландыш
А2. Корневая система лилейных образована:
1) придаточными корнями
2) боковыми корнями
3) стержневыми корнями
4) всеми типами корней
А3. Двудольные растения, в отличие от однодольных, имеют
-
Сетчатое жилкование листьев
-
Мочковатую корневую систему
-
Цветки трёхчленного типа
-
Стебель соломину
А4. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству
-
Крестоцветных
-
Сложноцветных
-
Лилейных
-
Злаков
А5. Растения семейства Лилейных можно узнать по строению
-
Цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька
-
Вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизменённого корня
-
Цветков трёхчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизменённых подземных побегов
-
Вегетативных органов: стебля (соломина) ,видоизменённых подземных побегов
Задания с выбором нескольких правильных ответов.
В1. Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства лилейных:
А) одна семядоля в семени
Б) стержневая корневая система
В) сетчатое жилкование листьев
Г) параллельное жилкование листьев
Д) мочковатая корневая система,
Е) простой околоцветник
Ж) двойной околоцветник
В2. По каким признакам цветковые растения относят к классу Однодольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) наличие камбия в стебле
3) число листочков в околоцветнике кратно 3
4) мочковатая корневая система
5) .жизненная форма - в основном травы
6) хорошо выражен главный корень
КИМ по теме «Класс Двудольные»
А1. Общим для семейства крестоцветных является:
1) плод стручок или стручочек
2) соцветие корзинка
3) мочковатый корень
4) параллельное жилкование листьев
А2. К сорнякам из семейства крестоцветных относится:
1) брюква
2} турнепс
3) левкой
4) сурепка обыкновенная
А3. Какие жизненные формы встречаются в семействе розоцветных?
1) деревья
2) кустарники
3) травы
4) все формы
А4. Травянистые розоцветные от крестоцветных легко можно отличить по:
1) внутреннему строению листа
2) внутреннему строению стебля
3) строению и форме плода
4} строению и форме корня
А5. Цветок бобовых приспособлен к опылению:
1) ветром
2) водой
3) мелкими млекопитающими
4) насекомыми и самоопылению
А6. Семена сои и арахиса богаты в основном:
1) жирами и углеводами
2) белками и жирами
3) углеводами и жирами
4) минеральными солями
А7. К семейству пасленовых относятся растения родов:
1) петунья и перец
2) картофель и соя
3) белена и шиповник
4) белладонна и фасоль
А8. Основным отличительным признаком семейства сложноцветных является:
1) сетчатое жилкование листьев
2) соцветие-корзинка
3) две семядоли в зародыше
4) стержневая корневая система
А9. Родина хризантем:
1) Восточная Азия
2) Южная Америка
3) Западная Европа
4) Австралия
А10. В семейство объединяют растения на основе
-
Строения корневой системы
-
Жилкования листьев
-
Строения цветка и плода
-
Строения стебля
А11. Правильная схема классификации растений:
-
Вид-семейство-порядок-род-класс-отдел
-
Вид-род-семейство-порядок-класс-отдел
-
Вид-отдел-класс-порядок-род-семейство
-
Вид-класс-отдел-порядок-род-семейство
А12. . Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с растениями семейства
-
Розоцветных
-
Паслёновых
-
Крестоцветных
-
Бобовых
А13. Растения семейства Бобовых
-
Имеют плоды ягоды или коробочки
-
Существуют только в виде травянистых форм
-
Имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника
-
Способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями
А14. Большинство лилейных-
-
многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами
-
многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
-
однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой
-
однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
А15 Картофель и перец относят к семейству
-
Крестоцветных
-
Розоцветных
-
Паслёновых
-
Астровых
А16. Растения семейства Розоцветных имеют цветки
-
Напоминающие мотылька
-
Трёхчленного типа с простым околоцветником
-
Пятичленного типа с двойным околоцветником
-
Собранные в соцветие колос
А17. К какому семейству относят пастушью сумку и редьку дикую?
-
Бобовые
-
Паслёновые
-
Капустные
-
Розоцветные
А18. Клевер, горох и сою, у которых цветок напоминает сидящего мотылька, а корни способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями, относят к семейству
1)бобовых
2) розоцветных
3) паслёновых
4) сложноцветных
Часть В
В1. Из приведенного списка выберите признаки, по которым можно определить класс растения (однодольные или двудольные):
А) строение почки
Б) срок жизни
В) тип жилкования листа
Г) строение семени
Д) сложность строения листа
Е) тип корневой системы
В2. Из приведенного списка выберите только двудольные растения:
А) морковь
Б) астра
В) тюльпан
Г) редька
Д) капуста
В3. Выберите правильные утверждения.
А) Все пасленовые имеют одинаковое строение цветка.
Б) Пасленовые — в основном травянистые растения.
В) Плод пасленовых — орешек.
Г) У томата и паслена черного плод — ягода.
Д) Родина картофеля — Индия.
В4. Какие из указанных признаков соответствуют картофелю?
А) теневыносливое и теплолюбивое растение
Б) холодостойкое и светолюбивое растение
В) в основном перекрестноопыляющееся растение
Г) плод картофеля — клубень
Д) плод — ягода
Е) родина — Австралия
В5. Выберите правильные утверждения.
А) Цветок одуванчика имеет несколько лепестков.
Б) У всех сложноцветных плод — семянка.
В) В корзинке бодяка полевого все цветки трубчатые.
Г) Пижма и череда — лекарственные растения.
Д) Подсолнечник — многолетнее растение.
Е) Трубчатые цветки не имеют чашечки.
В6. Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства мотыльковых: А) стебель видоизменен в луковицу
Б) в зародыше две семядоли
В) имеют главные корни
Г) дуговое жилкование листьев
Д) в околоцветнике 5 лепестков
Е) плод — боб
В7. Выберите только те признаки, которыми обладают растения семейства сложноцветных:
А) цветки одиночные
Б) плод зерновка
В) соцветие корзинка
Г) однодольные растения
Д) двудольные растения
Е) плод семянка
В8. По каким признакам цветковые растения относят к классу Двудольные?
1) мочковатая корневая система
2) сетчатое жилкование листьев
3) число лепестков и чашелистиков кратно 4 или 5
4) стержневая корневая система
5) жизненная форма - в основном травы
В9.Растения семейства Капустных можно узнать по следующим признакам:
-
Цветок четырёхчленного типа
-
Соцветие кисть
-
Цветок пятичленного типа
-
Соцветие корзинка
-
Плод стручок или стручочек
-
Плод боб
В10. Для растения семейства Бобовых характерно:
-
Наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус,вёсла)
-
Наличие в цветке нектарников
-
Образование плода боб
-
Образование плода стручок
-
Наличие на корнях клубеньковых бактерий
-
Перекрёстное опыление насекомыми
В11. Растения семейства Розоцветных отличаются от растений семейства Крестоцветных наличием
-
Цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
-
Цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником
-
Плода-яблока, ягоды, костянки
-
Плода-стручка или стручочка
-
Разнообразных листьев: сложных, простых
-
Нижних листьев, образующих прикорневую розетку
В12. Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.
Классы растений | Признаки растений |
1) Однодольные 2) Двудольные | А) Стержневая корневая система Б) Параллельное или дуговое жилкование листьев В) Сетчатое жилкование листьев Г) Камбий и древесина развиты Д) Мочковатая корневая система Е) Камбия нет |
Ответ: 1. БДЕ 2. АВГ
В13. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит
Характеристика растения Семейство
А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные
Б) органы большинства растений 2) Паслёновые
содержат ядовитые вещества
В) плоды- ягода или коробочка
Г) чашелистики и лепестки расположены
взаимно перпендикулярно
Д) плоды- стручки или стручочки
В14. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А) Губоцветные
Б) Яснотка
В) Яснотка белая
Г) Покрытосеменные
Д) Двудольные
Ответ: ВБАДГ
В15. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.
А) Редька
Б) Крестоцветные
В) двудольные
Г) Редька дикая
Д) покрытосеменные
В16. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.
А) Покрытосеменные
Б) паслёновые
В) двудольные
Г) паслён чёрный
Д) паслён
В17. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.
А) мятлик
Б) мятлик луговой
В) однодольные
Г) покрытосеменные
Д) злаки ( мятликовые)
В18. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей.
А) белена
Б) белена чёрная
В) двудольные
Г) паслёновые
Д) покрытосеменные
Работа с рисунками
. На рисунке показан представитель одного из классов покрытосеменных растений. У представителей этого класса, как правило 1) сетчатое жилкование листьев 2) шесть листочков в околоцветнике 3) одна семядоля в семени 4) мочковатая корневая система | |
КИМ по главе 3
«Классификация растений»
1. Покрытосеменным растениям систематики дали второе название. Какое? -
многоклеточные b. наземные c. цветковые В настоящее время господствующие на Земле покрытосеменные (или цветковые) - самые молодые и многочисленные растения. 2. Все цветковые растения объединяют в два класса. Как они называются? -
однодольных и двудольных -
голосеменных и покрытосеменных -
крестоцветных и сложноцветных Отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса - однодольные и двудольные. 3. К классу однодольных относят растения у которых ... -
мочковатая корневая система -
зародыш имеет одну семядолю и параллельное жилкование листьев -
оба ответа верны Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены "беспорядочно", а количество частей цветка кратно трём, его относят к классу однодольных. 4. Двойное название растения вводят для обозначения ... -
семейства b. класса c. вида Чтобы избежать путаницы, биологи договорились обозначать двумя словами. Первое слово, показывает принадлежность растения к роду, а второе - видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода (смородина чёрная, смородина красная). 5. Растения относят к одному классу если они ... -
растут на одной территории -
образуют плоды -
имеют одинаковую корневую систему Растения относят к одному классу, если они имеют одинаковую корневую систему (стержневую или мочковатую). 6. По наличию стебля соломины, плоду зерновки, соцветию колос, можно предположить, что это растение ... -
овес b. кукуруза c. пшеница По наличию стебля соломины, плоду зерновки, соцветию колос, можно предположить, что это растение пшеница. К кукурузы соцветие початок, а у овса - метёлка. 7. Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства ... -
бобовых b. пасленовых c. лилейных Преобладающее большинство растений семейства бобовых (мотыльковых) на корнях имеют азотфиксирующие клубеньки. 8. Признаки отдела покрытосеменных. -
стержневая корневая система b. цветок и плод с семенами c. корень, побег Основным признаком отдела покрытосеменных является наличие у растения цветка и плода с семенами. 9. Признаки класса двудольных. -
плод ягода -
плод зерновка -
стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями Если растение имеет зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев, стержневую корневую систему, проводящие пучки в стебле расположены по кругу, а количество частей цветка кратное четырём или пяти, его относят к классу двудольных. 10. Растения семейства пасленовых. -
овес, рожь, пшеница -
редька, репа, капуста -
томат, белена, картофель К семейству пасленовых относятся: томат, белена, картофель. 11. Ядовитое растение. -
шиповник b. пастушья сумка c. дурман Среди семейства паслёновых много ядовитых растений, способных вызвать смертельные отравления. Среди них белена чёрная, дурман обыкновенный. 12. На родство растений одного семейства указывает ... -
произрастание на одной территории -
общие признаки в их строении -
использование кислорода для дыхания На родство растений одного семейства указывают общие признаки в их строении. 13. Назови лекарственное растение из семейства сложноцветных. -
шиповник b. одуванчик c. тюльпан Лекарственное растение из семейства сложноцветных - одуванчик. 14. Назови овощи из семейства лилейных. -
баклажан и помидор b. лук и чеснок c. капуста и редис Лук и чеснок относятся к овощам семейства лилейных. 15. Где правильно показано систематическое положение покрытосеменных растений? -
род - цветковые, класс - покрытосеменные -
царство - растения, отдел - покрытосеменные -
класс - покрытосеменные, отдел - растения |
Ответы на ким «Минеральное питание растений»
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 1 | 1 | органические | подкормка | удобрение | 1 |
Часть В
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 | 21 | 1а2а3в4а | Сорняк | Удобрение | 123 | 1 |
КИМ по теме «Фотосинтез» п 16
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | фотосинтез |
Часть В
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 1 | 2143 | 1 | 1 | 1 | 1 |
КИМ по теме «ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ» п 17
Часть А
Часть В
КИМ по теме «Передвижения веществ у растений» п 19
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1 | 1 | 1 | трубкам |
Часть В
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | сосуды | А1 | 2Б | 1 |
КИМ по теме «Размножение растений»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | | | |
а | а | б | б | с | с | в | с | в | с | с | а | с | а | а | | | |
КИМ по теме «Размножение растений