Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»
В тысяча девятьсот пятьдесят первом году в Михайловском рядом с основным домом восстанавливали сожженный фашистами флигелек, в котором располагалась кухня.
Закончив работу, строители увидели, как на крыльцо влетела ласточка, покружилась и стала лепить гнездо на низком косяке входной двери.
В отстроенном доме открылся музей, стали приходить люди, чтобы поклониться земле, так любимой Пушкиным.
Никто не замечал птички и ее гнезда, слепленного под крышей. Заметили лишь после появления птенцов, пищавших целый день.
Многие посетители, переступающие порог дома, думали, что гнездо и ласточка не настоящие, а музейный макет. Они пытались потрогать их пальцем.
Какой-то заботливый мальчик, защищая птичек, повесил объявление: «Граждане, входите осторожнее. Здесь живут ласточки, которых любил Пушкин».
С тех пор экскурсанты не трогали птичек.
(По С. Гейченко) (114 слов.)
Грамматическое задание:
1) озаглавьте текст (оригинальное название «Ласточки в доме Пушкина»);
2) найдите все причастия и деепричастия, выделите их суффиксы;
3) выделите корни 3 слов (с проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной);
4) найдите и обозначьте графически причастные обороты, в которых определяемое слово стоит перед оборотом и после него;
5) обозначьте графически 2 деепричастных оборота.
Контрольный диктант по теме «Правописание: орфография и пунктуация»
Дуб, облюбованный художником
На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простерты над огнем. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом – рыжий дуб на краю опушки.
Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился.* По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и все вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых березок на другом ее конце.
Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан.
(По Е. Носову.) (120 слов.)
Грамматическое задание:
1. Морфологический разбор любого причастия.
2. Синтаксический разбор предложения со значком*.
3. Графически объяснить постановку знаков препинания в 5-м и 6-м предложениях.
4. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.
Контрольная работа по теме «Наречие как часть речи»
А1. Выберите и отметьте характеристики, относящиеся к наречию:
а) Наречие – это служебная часть речи.
б) В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, реже – определениями.
в) Наречие – это самостоятельная часть речи.
г) Наречия не изменяются.
д) Наречие объясняет предмет.
е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.
А2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:
а) сплошной; д) полночь; и) далекий;
б) сплошь; е) спрячь; к) далеко;
в) мелочь; ж) брошь л) удаль
г) отрежь; з) навзничь; м) далек.
А3. От какого слова образовано наречие трудно?
А) трудный Б) труд В) трудиться Г) трудность
А4. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.
А) слепой Б) толковый В) местный Г) торопливый
А5. Определите группу наречий меры и степени:
а) вдвоем, немного, издали; г) громко, сверху, вчера;
б) очень, втрое, совсем; д) сослепу, накануне, назло;
в) чересчур, наверху, всегда; е) крайне, почти, наверху.
А6. Выделите словосочетание, в котором употреблено наречие цели:
а) оскорбили нарочно; б) шли наугад;
в) работали дружно; г) вернулись невзначай.
А7. Определите значение наречий в каждом из предложений:
Вечером начался дождь.
а) причины; б) времени; в) цели; г) образа действия.
Трижды он приходил к нему.
а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.
Он относился к нему по-товарищески.
а) причины; б) времени; в) меры и степени; г) образа действия.
А8. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»
А) меры и степени Б) образа действия
А9. Найдите ошибку в определении значения наречия:
а) пошел утром (времени); б) жил поблизости (места);
в) задел умышленно (цели); г) совершенно не узнал (меры и степени);
д) вчера запел (меры и степени).
А10. Укажите группу указательных наречий:
а) туда, где-то, нигде; б) всюду, издалека, везде;
в) там, оттуда, туда; г) кое-где, где-нибудь, негде.
А11. В каждой строке отметьте отрицательные наречия:
а) тут, где, негде, где-то; б) там, ничуть, зачем-то, тогда; в) зачем, когда, куда, никуда.
А12. Определите предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени:
а) Музыка зазвучала громче. б) Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.
в) Его голос громче, чем мой. г) Все товары в этом магазине дороже.
д) Он продавал эту вещь дороже.
А13. Выберите предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени:
а) Она была красивее других. б) В этой ситуации он оказался мудрее всех.
в) Спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.
В1. Напишите цифрой количество наречий в предложении.
Вдруг отхлынул от сердца испуг ещё скорее, чем прихлынул.
В2. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении.
После бури над землею светит радостней лазурь.
В3. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.
Кончил дело – гуляй смело.
В4. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.
В5. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием):
А) во всё горло Б) хоть пруд пруди В) во все лопатки Г) спустя рукава Д) за тридевять земель Ж) при царе Горохе З) в час по чайной ложке
С1. Опишите, используя наречия, действия собаки/кошки.
Контрольный диктант по теме «Наречие»
Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
«Берегитесь, ребята!» — неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.
Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх.
(123 слова)
Грамматическое задание:
1) Над каждым словом первого (1 в.) второго (2 в.) предложения надпишите, какой частью речи оно является.
2) Выполните синтаксический разбор первого (1 в.) пятого (2 в.) предложения.
3) Выполните пунктуационный разбор 6-го предложения.
4) Выполните морфемный и морфологический разбор двух наречий из текста.
Контрольная работа по теме «Предлог»
Вариант 1
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. В связи с пугливостью барсука увидеть не очень-то просто.
Б. Барсук зверь очень осторожный.
В. Прежде чем выйти из норы, он осторожно выглядывает, прислушивается, принюхивается.
Г. Сам барсук мирный и ни на кого ненападает.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
Б, А, В, Г 2. Б, В, А, Г 3. Б, В, Г, А 4. Б, Г, А, В
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
А 2. Б 3. В 4.Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
В связи с – сущ. с предлогом
Выйти – глагол
Он – местоимение
На –предлог
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Г?
Барсук не нападает
Барсук мирный и не нападает
Сам барсук не нападает
Барсук мирный
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
ЗвОнишь
УглубИть
ДиспАнсер
НенАвисть
А 7. В каком случае выделенное слово является предлогом?
В течении реки попали льдины
Впереди показался всадник.
Впереди отряда ехал командир.
Вокруг все было тихо.
А8. В каком случае выделенное слово пишется слитно?
(В)следствии по делу о правонарушениях включаются показания как обвиняемых, так и свидетелей.
(В)следствие сильной жары река обмелела.
Мой брат переселился (со)всем своим имуществом.
(В)продолжение разговора хозяин косо на нас посматривал.
А9. Укажите словосочетание с пространственным значением предлога.
1. Опоздать из-за дождя
2. Средство от комаров
3. Спрятаться за тучу
4. Взболтать перед употреблением
А10. Укажите пример с непроизводным предлогом.
1. Справились благодаря помощи.
2. Жил напротив школы.
3. Опоздать ввиду непогоды .
4. Лежал под навесом .
А11. В каком случае допущена ошибка в написании предлога?
1. Договориться насчёт экскурсии.
2. Что-то вроде цветка.
3 . Остановиться вблизи вокзала.
4. Ждать в течении года.
А 12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога.
1. Нам надо было оплатить за проезд.
2. Она смеялась от всей души.
3. В молодости своей служил он в гвардии.
4. Снег ещё лежал сугробами в лесах и в глубоких оврагах.
А 13. В каком предложении нет предлогов?
1. Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин.
2. Вдруг несколько увесистых камней покатились вниз.
3. Ввиду сильного дождя наш поход пришлось отложить.
4. Вода в пруду была покрыта опавшими листьями.
А 14. В каком примере на месте пропуска пишется буква и?
По мер... продвижения вперёд
Разрешить (в)вид... исключения
Наподоби... круглого шара
В течени... реки
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6
(1)В течение долгого времени учёные наблюдали за дельфинами. (2) Было замечено, что дельфины иногда сами выбрасываются на берег по неизвестной причине. (3) Рыбаки утверждают, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. (4) Дельфины погибнут, если им не помогут люди. (5) Но помочь дельфинам трудно. (6) Они тяжёлые, скользкие, сильно бьются. (7) Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду. (8) В продолжение нескольких часов люди пытаются вернуть дельфинов в их родную стихию.
А 15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1. На помощь дельфинам приходят люди.
2. Учёные пока не могут сказать, по какой причине дельфины выбрасываются на берег.
3. Вернуть животных в море не составляет никакого труда.
4. Без помощи людей дельфины не могут вернуться в воду.
А 16. В каком значении употреблено слово СТИХИЯ в предложении 8?
Неорганизованная сила, действующая в социальной среде.
Окружающая привычная среда, обстановка.
Явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила.
А 17. Какой вариант является синонимом к слову САДЯТСЯ в предложении 3?
Принимать сидячее положение
Останавливаться, застревать, натолкнувшись на что-л. при движении.
Приступать к какому-л. делу, занятию, связанному с пребыванием в сидячем положении.
Опускаться на что-л., прекращая движение, полет
В1. Из предложений 7-8 выпишите производный предлог.
В2. Какой частью речи является слово В ТЕЧЕНИЕ в предложении 1.
В3. Из предложения 3 выпишите все предлоги.
В4. Из предложения 7 выпишите предлог с существительным в винительном падеже.
В5. Среди предложений 1-4 найдите такое, где есть однородные члены предложения.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.(5-6 предложений)
Контрольная работа по теме «Предлог»
Вариант 2
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей (А, В, С).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Задание С – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.
Часть 1.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Присмотришься в эту пору в лесу и заметишь, что поднимается настроение птиц.
Б. Вся природа окутана мудростью заснеженой тишины.
В. А где-то на верхушке сосны неподвижно сидит подкарауливая добычу лесной разбойник-сорокопут.
Г. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
Б, В, А, Г 2. Б, А, Г, В 3. Б, Г, В, А 4. Г, Б, В, А
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А 2. Б 3. В 4. Г
А3. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
А 2. Б 3. В 4. Г
А 4. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
Окутана – глагол
Подкарауливая – деепричастие
Об – предлог
Неподвижно- наречие
А 5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Б?
Вся природа окутана.
Природа окутана.
Природа окутана мудростью.
Вся природа окутана мудростью.
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
ПринЯл
ЦентнЕр
ХодАтайство
ФорзАц
А 7. В каком случае выделенное слово является предлогом?
Исходить лес вдоль и поперек.
Мы ушли, благодаря за хороший прием.
Попасть в течение реки.
Тропинка шла вдоль обрыва.
А8. В каком случае производный предлог пишется раздельно?
1. Застрял (по)среди улицы
2. (В)следствие сильных заморозков
3. Отстал (по)причине болезни
4. Пойти (в)место меня
А 9. В каком предложении нет составного предлога?
1. В связи с морозами занятия в школе были отменены.
2. По случаю праздника все старшеклассники собрались в актовом зале.
3. Вблизи нашего дома построили подземный переход.
4. Этот диалог мы слушали в продолжение часа.
А 10. Укажите пример с производным предлогом.
1. Писатель долгое время находился в заключении в Петропавловской крепости.
2. Несмотря на разбушевавшуюся грозу, туристы продолжали идти вперёд.
3. В течении сибирских рек часто встречаются пороги.
4. Он шёл по тротуару, не смотря себе под ноги.
А11. В каком случае допущена ошибка в написании предлога?
В течение прошлого лета было много солнечных дней.
Вследствие разлива речки нам пришлось ехать дальней дорогой.
В заключение преподаватель прочитал наизусть несколько стихотворений А.С.Пушкина.
В продолжении лета наша группа работала отлично
А 12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении предлога.
Иван вернулся из школы поздно.
Я очень скучаю по сыну.
Вопреки прогнозов погода улучшилась.
По окончании школы поступил в институт.
А 13. В каком предложении нет предлогов?
Задержались из-за поломки автомобиля.
Несмотря на усталость, мы шли дальше.
Нелегко в следствии отыскать ошибки.
Пуля прожужжала мимо.
А 14. В каком примере на месте пропуска пишется буква и?
В течени.. целой зимы ни на минуту не ослабевает мороз.
Забыть вследстви.. болезни.
Внести изменения в следстви.. .
Впоследстви.. я не узнал ничего нового.
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания А15-А17, В1-В6
(1)Когда – то считалось, что предсказывать будущее могут только прорицатели, наделённые способностью предугадывать события. (2)На самом же деле все мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями. (3)Вот вы собираетесь в школу и берёте с собой ручку.(4) Почему? (5)Вы предугадываете события, так как ручка вам обязательно понадобится.(6)Вы отправляетесь за город и на вокзале покупаете билет не только туда, но и обратно.(7) Опять предугадали события! (8)Так мы легко убеждаемся, что человек постоянно живёт не только в настоящем, но в прошлом и в будущем. (9)И всё это по причине того, что у него есть память. (10)Память – это способность человека запечатлевать в головном мозге, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал.(11) Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.
А 15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
В настоящее время предсказывать будущее могут только прорицатели.
Человек живет не только в настоящем, но в прошлом и в будущем.
Благодаря памяти люди могут передавать опыт следующим поколениям.
Мы ежедневно и ежечасно занимаемся довольно точными предсказаниями.
А 16. В каком значении употреблено слово ОПЫТ в предложении 11?
Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем.
Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.
Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений.
А 17. Какой вариант является синонимом к слову ЗАПЕЧАТЛЕВАТЬ в предложении 10?
Воплощать 2. Закреплять 3. Отмечать, ознаменовывать 4. Ставить печать
В1. Из предложений 8-10 выпишите производный предлог.
В2. Какой частью речи является слово БЛАГОДАРЯ в предложении 11.
В3.Из предложения 3 выпишите все предлоги.
В4. Из предложения 6 выпишите предлог с существительным в предложном падеже.
В5. Укажите номер предложения (среди 1-5), в котором есть причастный оборот.
Часть 3
Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Какова основная мысль текста? Напишите рассуждение на тему «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего» или «Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать». (5-6 предложений)
Контрольный диктант по теме «Правописание союзов»
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, будто в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в такой же сосуд. Звуки эти заполнили всё пространство между рекой и небосводом. Это летели журавли.
Я поднял голову, чтобы лучше их рассмотреть. По береговой просёлочной дороге ехал грузовичок. Его шофёр остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
Этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам - совершенное творение природы.
Птицы прощались с Россией, с её болотами и чащобами. Оттуда уже сочился осенний воздух, отдающий свежестью.
...Я пишу это, несмотря на позднюю ночь. Осени за окном не видно, зато стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя. Осень настойчиво дышит в лицо холодным горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды. Она будто перешёптывается с последней листвой, облетающей непрерывно днём и ночью.
(По Ч. Айтматову)
(130 слов)
Грамматическое задание:
1 вариант
1) Выпишите все союзы из первого абзаца и охарактеризуйте их.
2) Сделайте синтаксический разбор шестого предложения.
3) Выпишите одно предложение с причастным оборотом, выделите его графически, дайте характеристику причастия.
2 вариант
1) Выпишите все союзы из второго абзаца и охарактеризуйте их.
2) Сделайте синтаксический разбор 12 предложения.
3) Выпишите одно предложение с причастным оборотом, выделите его графически, дайте характеристику причастия.
Контрольный диктант по теме «Частица»
***
На террасе старой усадьбы сидел заяц. Я не поверил своим глазам, а заяц как ни в чём не бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером присесть.
Я собирался давно описать историю этого дома, но как ни бился, не мог найти главного героя. Теперь же вот на место главного героя уселся заяц.
Таинственный заяц всё сидел на террасе и тоже как будто о чём-то мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и вдруг пропал.
На этот раз мне всё-таки не удалось сделать героем рассказа зайца. Мало-помалу я дал ему черты мальчика, каким был я сам. А имя оставил всё-таки заячье: Курымушка. Едва ли стал бы кто-нибудь читать рассказ о моей обыкновенной жизни, если бы однажды в конце длинной аллеи, засыпанной кленовыми листьями, на террасе не явился мне таинственный зайчик. Именно он подтолкнул меня написать сказку, близкую к моей собственной жизни, но и очень далёкую.
(По М. Пришвину)
(150 слов)
Грамматическое задание:
Выпишите из текста все частицы, определите их разряд.
Найдите в тексте причастный оборот, выделите его графически.
Выполните синтаксический разбор предложения:
Даже сильный ветер, стремительно носившийся по улицам, дул по-весеннему неровно, прерывисто, точно вздрагивая, путаясь и шаля.
Контрольная работа по теме «Служебные части речи»
Предлог
1. В каком предложении нет предлога?
1) Он продолжал путь, несмотря на усталость.
2) Плохо, когда не с кем поговорить.
3) Дом напротив построили лет десять назад.
4) Остановка находится около школы.
2. Какой предлог является непроизводным?
1) в течение
2) ввиду
3) вместо
4) при
3. Укажите пример раздельного написания предлога.
1)звонил (в)продолжение получаса
2) двигаться (на)встречу ветру
3) узнали (на)счёт контрольной
4) выступит (в)место меня
4. Из данного предложения выпишите производный предлог.
Несмотря на неудачу, постигшую нашу сборную в серии матчей, цель по-прежнему остаётся достижимой.
5.Сколько предлогов в стихотворном отрывке?
Протекали над книгой Глубинной Синие ночи царицы. А к царевне с вышки голубиной Прилетали белые птицы (А. Блок).
1. Один. 2. Два. 3. Три. 4. Четыре.
6. Каким членом предложения является предлог?
1. Обстоятельством. 2. Дополнением.
3. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.
7. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги.
1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2. В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3. Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4. Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.
А. Причинное значение. Б. Значение цели. В. Значение пространства (места).
Г. Временное значение.
8. Проанализируйте написание производных предлогов.
1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
9. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.
1. В течен.. реки, в продолжен.. повести, в заключен.. не был.
2. В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.
10. С какими падежными формами употреблены предлоги?
1. Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени... (А. Перегудов).
3. Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф. Сологуб).
4. Мама ещё на сенокосе, скоро придёт... (В. Белов).
5. С холодами перелёты птиц уменьшились (А. Яковлев).
А. Родительный падеж. Б. Дательный падеж. В. Винительный падеж. Г. Творительный падеж. Д. Предложный падеж.
11. Определи, что выражает предлог как часть речи:
а) различные оттенки значений;
б) различные чувства;
в) отношение говорящего к высказываемому;
г) зависимость одного слова от другого.
Союз
1. Сколько союзов в стихотворном отрывке?
А если, а если к труду
Ты рвёшься из далей бесплотных, —
Дай руку, товарищ плотник!
Тебя я на верфь приведу (П. Антокольский).
1. Один союз а если. 2. Два союза: а, если. 3. Более двух союзов.
2. Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажите, какие конструкции связываются.
1. Главное и зависимое слово в словосочетании. 2. Однородные члены предложения.
3. Части (простые предложения) в составе сложного предложения.
3. Назовите тип союза и определите, что он связывает.
1. Лев Павлович на ходу, расстёгивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру (М. Козаков).
2. Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств (П. Антокольский).
3. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги (К. Паустовский).
А. Сочинительный союз, связывающий однородные члены.
Б. Сочинительный союз, связывающий части сложносочинённого предложения.
В. Подчинительный союз, связывающий части сложноподчинённого предложения.
4. К какому разряду относятся сочинительные союзы?
1. А, но, зато, однако.
2. И, да, тоже, также.
3. Или, либо, то ... то.
А. Соединительные. Б. Разделительные. В. Противительные.
5. К какому разряду относятся подчинительные союзы?
1. Иногда ему казалось, что он теряет сознание (В. Катаев).
2. Он говорил по-русски, хотя и не совсем правильно и с иностранным акцентом... (Е. Водовозова).
3. Верховская, когда находилась в хорошем настроении, была доброю, милою, умною, даже обворожительною (Е. Водовозова).
4. Он играет на трембите звонко, чтоб случайно не отстать ягнёнку, чтобы друг друга пастухи слыхали, призывая эхо горных далей (Н. Кончаловская).
А. Временные. Б. Причинные. В. Целевые. Г. Уступительные. Д. Изъяснительные.
6. Определите тип союза по строению.
1. А, и, что, хотя, как, словно.
2. Как будто, с тех пор как, потому что, до тех пор пока.
А. Простые союзы. Б. Составные союзы.
7. Укажите составной союз.
1. Даниил Андреев не только в стихах, поэмах, но и в прозаической «Розе Мира» — поэт (А. Андреева).
2. Уже смеркалось, как он вернулся (И. Тургенев).
3. Звёзды видны, а месяц ещё не всходил (Л. Толстой).
8. Раздельно пишутся слова в предложениях:
а) Слева от дороги то(же) были холмы.
б) Лес так(же) хорош, как и три года назад.
в) То(же) слово, да не так бы молвил.
г) Что(бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пешком дальше по долине.
д) Что(бы) вы нам пожелали перед отъездом?
е) Убранство других комнат так(же) не отличалось комфортом.
ж) Кругом всё было так(же) тихо, как накануне.
9. Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.
а) По мере того 1_ как приближался день нашего выступления _2
наше волнение _3 усиливалось.___________
б) Мы очень поздно вышли из дома _1 вследствие чего _2 не успели к открытию спартакиады.___________
в) Отряд остановился 1_ так _2 как впереди была отвесная скала.___________
г) Слышится _1 то шёпот _2 то осторожный шелест.___________
д) Судьба этих уникальных животных не может не волновать _1
не только ученых 2_ но и всех защитников 3_ и любителей природы. ___________
е) Для того _1 чтобы добраться до озера 2_ потребовалось немало времени.___________
ж) Так _1 как брат вовремя не приобрёл билет 2_ он не смог присутствовать на матче.___________
Частица
1. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А. Слитное написание союза. Б. Раздельное написание частицы бы и местоимения что.
2. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения.
Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).
1. Слово моя — с указательным значением. 2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.
3. Слово не — отрицание.
3. Какие дополнительные оттенки вносят частицы?
1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?
2. Вот мой дом. Вон там гора.
3. Что за аромат! Куда уж тебе!
А. Оттенок указательности. Б. Вопросительные. В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.
4. Какие формы глагола образованы с помощью частиц?
1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).
2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).
А. Форма повелительного наклонения. Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.
5. Найди соответствия:
а) даже, ни, ведь, всё-таки, уж □ модальные (ограничительные) частицы
б) что за, как □ модальные (указательные) частицы
в) давай, пусть, пускай □ модальные (восклицательные) частицы
г) вот, вон □ формообразующие частицы
д) только, лишь, исключительно □ модальные (усилительные) частицы
6. Укажи вопросительные частицы:
а) именно, как раз;
б) что за, как;
в) неужели, разве;
г) вряд ли, едва ли;
д) даже, же.
7. Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «ни».
а) Я н__чуть н__испугался.
б) На небе н__облачка.
в) В тумане н__были видны н__строения, н__сады, н__люди.
г) Кто бы н__входил, всех встречали приветливо.
д) Чего только н__было на столе!
е) На небе н__одного просвета.
ж)Мне н_ разу н__удалось съездить в горы.
8. Определи ряд, в котором «ни» употреблено в одном из словосочетаний:
а) н__мог н__сказать; н__сколько лет;
б) н__с кем н__знаком; н__чего искать;
в) нет н__конца, н__краю; н__нуждался в помощи;
г) н__раз убеждался в этом; н__у кого н__брал.
9. Выбери предложение, в котором употреблена частица «не».
а) Сколько волка н__корми, он всё в лес смотрит.
б) Н__исследованная до сих пор местность привлекала внимание учёных.
в) Н__чем тебе похвалиться.
г) Он был н__рыба н__мясо.
10. Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «не»
а) Н__ один ко мне н__ пришёл во время болезни.
б) Я н__ мог н__ рассмеяться, услышав его рассказ.
в) Н__сколько он н__ изменился за эти годы.
г) Н_раз я посещал эти восхительные места.
д) Пожалели те,кто н_пришёл.
е) Н__ в чем было его обвинять.
ж) Он вёл себя как н__ в чём н__ бывало.
11. Определи ряд, в котором «не» употреблено в одном из словосочетаний:
а) н__в чем обвинить; н__чем гордиться;
б) н__чуть н__испугался; н__чего интересного;
в) н__раз виделся; н__свет н__заря проснулся;
г) н__кто н__знал; н__кого н__видел.
12. Выбери предложение, в котором употреблена частица «ни».
а) Задача, к сожалению, так и н__была решена.
б) Как мы н__торопились к поезду, мы всё же опоздали.
в) Где только мы н__побывали в это лето!
г) Н__кто н__знал вошедшего в зал человека.
Итоговый контрольный диктант
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в лесу полегла, но один маленький подсолнечник всё не мог осыпаться и доцвести. Рыхлые тучи, цепляясь за облетевшие кусты, тащились над лугами.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять стадо в луга. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнату, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах.
Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом. Он был известным художником. А в селе не было никого, с кем можно было говорить о картинах. Изредка заходил сторож Тихон. Глядя на картины, он громко вздыхал: "Работа натуральная!"
Тихон хлопотал часто без толку, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их и колол на дрова.
(По К. Паустовскому)
(140 слов)
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста:
- предлог;
- частицу;
- сочинительный союз;
- подчинительный союз;
- наречие;
- деепричастие;
- страдательное причастие.
Сделайте синтаксический разбор (1вариант) четвертого предложения: (2 вариант) восьмого предложения.