Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по предмету «Родной (русский) язык»
6 класс
Вариант 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду ветру радовались...
Ветер умел делать множество вещей. Умел листать страницы книг. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. А ещё умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Всё у ветра хорошо получалось.
Так было летом. Но вот пришла холодная, сердитая осень. Небо затянулось тучами серыми-серыми. Дождь полил сильный-сильный. Все по домам попрятались. Вот только ветер на улице остался. Не было у него дома. Летал ветер под холодным дождём по холодному лесу. Летал ветер в поле. Летал над холодным морем. И было море серым, как осенний дождь. Летал-летал озябший ветер, совсем замёрз. А люди в тёплых домах спрятались.
— Попрошу людей пустить меня в дом погреться, — решил ветер. Подлетел к самому красивому дому, постучал в окно. — Пустите меня, пожалуйста! Это я, ветер! Мы летом дружили, а сейчас мне холодно.
Но люди плотнее закрыли рамы и отошли от окон.
Люди не понимали слов ветра, они не знали языка ветра.
— Какой холодный ветер!- говорили люди.
— Я не холодный, — плакал ветер, — я замёрзший.
Вдруг кто-то окликнул ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежные одеяла. Конечно, это был голос зимы.
— Ветер, — сказала зима, — не плачь! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую, тёплую. Ты быстро согреешься.
И зима бросила ветру накидку из прекрасных снежинок.
Когда люди посмотрели в окна, они увидели ветер в снежной накидке и не узнали его, таким красивым он стал.
— Красавица-вьюга, — говорили они. — Красавица-метелица!
А ветер летал по заснеженному лесу, размахивал своей прекрасной накидкой из снежинок, и было ветру немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице-вьюге.
Но это ничего. Когда-нибудь кончится зима. Растает прекрасная снежная накидка ветра. Придёт жаркое лето, и люди снова будут ждать его, свежего ветра. Будут радоваться ему, доброму ветру...
1). Определите и запишите тему текста.
2). Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
3). Озаглавьте текст.
4). Определите тип речи текста.
5). Определите стиль текста.
6). Определите и запишите лексическое значение слова «озябший».
7). Перечитайте второй абзац текста. Выпишите 2 примера лексического повтора.
Определите роль повтора в данном фрагменте текста.
8). Определите виды художественных средств в примерах. Укажите их роль в
тексте.
сердитая осень; серым, как осенний дождь.
9). В последнем абзаце найдите и выпишите 2 определения ветра. Укажите
ключевое определение и на основе текста докажите справедливость данного
определения (1 предложение).
10). Найдите и выпишите неправильную антонимическую пару:
родной – чужой, далёкий – близкий, зима – лето.
11). Укажите значение фразеологических оборотов:
глядеть в оба, как две капли воды, водить за нос.
12). Перепишите, вставляя вместо точек нужные слова:
Иметь … намерения. Иметь … характер (скрытый, скрытный).
13). Найдите словосочетание с ошибкой, объясните, чем она обусловлена:
русский фольклор, глубокая бездна.
14). Расставьте ударения в следующих словах: жалюзи, взяла, шарфы, намерение.
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по предмету «Родной (русский) язык»
6 класс
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду ветру радовались...
Ветер умел делать множество вещей. Умел листать страницы книг. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. А ещё умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Всё у ветра хорошо получалось.
Так было летом. Но вот пришла холодная, сердитая осень. Небо затянулось тучами серыми-серыми. Дождь полил сильный-сильный. Все по домам попрятались. Вот только ветер на улице остался. Не было у него дома. Летал ветер под холодным дождём по холодному лесу. Летал ветер в поле. Летал над холодным морем. И было море серым, как осенний дождь. Летал-летал озябший ветер, совсем замёрз. А люди в тёплых домах спрятались.
— Попрошу людей пустить меня в дом погреться, — решил ветер. Подлетел к самому красивому дому, постучал в окно. — Пустите меня, пожалуйста! Это я, ветер! Мы летом дружили, а сейчас мне холодно.
Но люди плотнее закрыли рамы и отошли от окон.
Люди не понимали слов ветра, они не знали языка ветра.
— Какой холодный ветер!- говорили люди.
— Я не холодный, — плакал ветер, — я замёрзший.
Вдруг кто-то окликнул ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежные одеяла. Конечно, это был голос зимы.
— Ветер, — сказала зима, — не плачь! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую, тёплую. Ты быстро согреешься.
И зима бросила ветру накидку из прекрасных снежинок.
Когда люди посмотрели в окна, они увидели ветер в снежной накидке и не узнали его, таким красивым он стал.
— Красавица-вьюга, — говорили они. — Красавица-метелица!
А ветер летал по заснеженному лесу, размахивал своей прекрасной накидкой из снежинок, и было ветру немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице-вьюге.
Но это ничего. Когда-нибудь кончится зима. Растает прекрасная снежная накидка ветра. Придёт жаркое лето, и люди снова будут ждать его, свежего ветра. Будут радоваться ему, доброму ветру...
1). Определите и запишите тему текста.
2). Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
3). Озаглавьте текст.
4). Определите тип речи текста.
5). Определите стиль текста.
6). Определите и запишите лексическое значение слова «окликнул».
7). Перечитайте второй абзац текста. Выпишите 2 примера лексического повтора.
Определите роль повтора в данном фрагменте текста.
8). Определите виды художественных средств в примерах. Укажите их роль в
тексте.
доброму ветру; звенели, как острые холодные льдинки
9). В последнем абзаце найдите и выпишите 2 определения ветра. Укажите
ключевое определение и на основе текста докажите справедливость данного
определения (1 предложение).
10). Найдите и выпишите неправильную антонимическую пару:
правда – ложь, весна – осень, густой - редкий.
11). Укажите значение фразеологических оборотов:
звезда первой величины, ума палата, морочить голову.
12). Перепишите, вставляя вместо точек нужные слова:
… мастер. … шёлк (искусственный, искусный).
13). Найдите словосочетание с ошибкой, объясните, чем она обусловлена:
большой памятник, подскочить вверх.
14). Расставьте ударения в следующих словах: корысть, краны, брала, красивее.
Ответы, критерии и нормы оценки
6 класс
Вариант 1.
1). Ветер.
2). Ветер – друг и помощник.
3). Добрый Ветер.
4). Повествование с элементами описания.
5). Стиль художественный.
6). Замёрзший.
7). Тучами серыми-серыми, дождь сильный-сильный. Цель - показать, как тяжело ветру без дома.
8). Эпитет, сравнение. Роль – помогают нарисовать более выразительную и красочную картину.
9). Свежий ветер, добрый ветер. Ветер добрый, так как окружающим он делал только добро.
10). Зима - лето.
11). Глядеть в оба– внимательно, как две капли воды -очень похожи, водить за нос- обманывать.
12). Иметь скрытые намерения. Иметь скрытный характер.
13). Глубокая бездна. Неверно, так как бездна – это и так что-то очень глубокое.
14). ЖалюзИ, взялА, шАрфы, намЕрение.
Вариант 2.
1). Ветер.
2). Ветер – друг и помощник.
3). Добрый Ветер.
4). Повествование с элементами описания.
5). Стиль художественный.
6). Позвал.
7). Тучами серыми-серыми, дождь сильный-сильный. Цель - показать, как тяжело ветру без дома.
8). Эпитет, сравнение. Роль – помогают нарисовать более выразительную и красочную картину.
9). Свежий ветер, добрый ветер. Ветер добрый, так как окружающим он делал только добро.
10). Весна – осень.
11). Звезда первой величины – важный, ума палата – умный, морочить голову - обманывать.
12). Искусный мастер. Искусственный шёлк.
13). Подскочить вверх. Неверно, так как подскочить – это и так произвести движение вверх.
14). КорЫсть, крАны, бралА, красИвее.
Критерии оценивания работы.
1). Умение определять тему текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
2). Умение определять основную мысль текста: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
3). Умение озаглавливать текст: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
4). Умение определять тип речи: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
5). Умение определять стиль речи: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
6). Умение толковать лексическое значение слова: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
7). Умение объяснять роль средств раскрытия темы (повторы): 3 верных ответа – 3 балла; 2 верных ответа – 2 балла; 1 верный ответ – 1 балл; нет верных ответов – 0 баллов.
8). Умение определять виды изобразительно-выразительных средств и объяснять их роль: 3 верных ответа – 3 балла; 2 верных ответа – 2 балла; 1 верный ответ – 1 балл; нет верных ответов – 0 баллов.
9). Умение объяснять переносное значение слов и выражений: 3 верных ответа – 3 балла; 2 верных ответа – 2 балла; 1 верный ответ – 1 балл; нет верных ответов – 0 баллов.
10). Умение правильно выделять антонимические пары слов: верно – 1 балл, нет – 0 баллов.
11). Умение объяснять значение фразеологических оборотов: 3 верных ответа – 3 балла; 2 верных ответа – 2 балла; 1 верный ответ – 1 балл; нет верных ответов – 0 баллов.
12). Умение различать паронимы: 2 верных ответа – 2 балла; 1 верный ответ – 1 балл; нет верных ответов – 0 баллов.
13). Соблюдение речевых норм при построении словосочетания: 2 верных ответа – 2 балла; 1 верный ответ – 1 балл; нет верных ответов – 0 баллов.
14). Соблюдение орфоэпических норм: 4 верных ответа – 4 балла; 3 верных ответа – 3 балла; 2 верных ответа – 2 балла; 1 верный ответ – 1 балл; нет верных ответов – 0 баллов.
Нормы оценки.
Количество правильных ответов | Оценка |
27 – 26 баллов | «5» (отлично) |
25 – 21 баллов | «4» (хорошо) |
20 - 14 баллов | «3» (удовлетворительно) |
13 и менее баллов | «2» (неудовлетворительно) |