СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для проведения тематического контроля по теме « Предложения с прямой и косвенной речью» по предмету «Русский язык» 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы

для проведения  тематического контроля по теме «  Предложения с прямой и косвенной речью»

по предмету «Русский язык»

8 класс

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения тематического контроля по теме « Предложения с прямой и косвенной речью» по предмету «Русский язык» 8 класс»

Контрольно-измерительные материалы

для проведения тематического контроля по теме « Предложения с прямой и косвенной речью»

по предмету «Русский язык»

8 класс

КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.

Учебный год: 2019-2020

1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Код раздела и элемента

Элементы содержания

Требования, проверяемые в ходе работы


Номер задания, тип задания

Трудные вопросы ВПР

Трудные вопросы ОГЭ

Трудные вопросы ЕГЭ

Трудные вопросы PISA

7.4.

Прямая и косвенная речь


Уметь различать прямую и косвенную речь

2.1.Б





7.4.1

Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи.

Знать способы передачи чужой речи

2.1.,Б





7.4.3

Прямая речь. Слова автора при прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью

1,Б

2.Б

3.Б

4.Б

10,Б

2.2.Б

2.3.Б

2.4.Б

2.5П





7.4.4

Косвенная речь.

Уметь находить предложения с косвенной речью, правильно оформлять предложение

7,Б

10,Б

2.2.Б

2.4.Б

2.5.П





7.4.5

Цитата.


Уметь вводить цитату в предложение, оформлять цитату в предложении

5,Б

8,Б

9,Б

2.1.Б

2.6.П





7.4.7

Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Знать и соблюдать нормы построения предложения с прямой и косвенной речью

6,Б

2.6.П







2.Спецификация

тематической контрольной работы по русскому языку в 8 классе

1.Назначение КИМ

Форма проведения: контрольная работа

Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 8 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

2.Используемые источники при составлении КИМ:

Оценочные материалы с сайта ФИПИ, материалы для подготовки к ВПР по русскому языку, сборник «Русский язык. Тематический контроль» под ред. И.П.Цыбулько,



3. Характеристика заданий

Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

1

Часть1

Задания с выбором ответа

10

10

2

Часть 2

Задания с кратким ответом

6

15


Итого


16

25



4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

13

16

Повышенный

3

9

Итого

16

25



5. Рекомендации по проведению

Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.

6. Критерии оценивания



Задания 1-10(часть1)

Верно выполнено задание- 1 балл

Задание не выполнено или выполнено неверно-0 баллов

Задания 1-3 (часть 2)

Верно выполнено задание- 2 балла

Задание выполнено неверно или не выполнено- 0 баллов

Задания 4-6 ( часть2)

Верно выполнено задание- 3 балла

Задание выполнено с незначительными ошибками- 2 балла

Задание не выполнено- 0 баллов



7.Максимальное количество баллов за работу: 25

8. Шкала перевода баллов в отметку: смотри выше

Количество баллов

0-14

15-17

18-21

22-25

Отметка

2

3

4

5








9. Варианты КИМ




1 вариант

Часть1.

1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?


1) «Хорошо, позовём доктора», — сказали министры.

2) Министр юстиции ответил: «В нашем королевстве ещё не было такого случая».

3) «Сын короля ещё маленький, как он может быть королём?» спросили министры.

4) «В нашем королевстве всё спокойно?» — спросил с тревогой король.


2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?

1) «Я считаю, что королю нужно сделать операцию — сказал старый доктор с бородкой.

2) Другой заметил: «По-моему, капли лучше».

3) «Надо посмотреть, что там происходит» — подумал мальчик.

4) Доктор радостно воскликнул: «Кажется, королю стало лучше»!


3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.

2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо».

3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.

4) Прохожий спросил: «знаю ли я дорогу к пристани?»


4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»

2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.

4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».


5. В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?

1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.

2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».

3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета.

4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё потеряно».


6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?

1) Мне сказали то, что я должен оформить документы.

2) Незнакомец сказал, что я Дубровский.

3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.

4) Он произнёс то, чего никто не ожидал.


7. Укажите предложение, в котором косвенная речь пере¬

дана без ошибок:

1) В сказке «Орёл-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычайные» знаки препинания.

2) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания?

3) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания.

4) В сказке «Орёл-меценат «дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания.


8. Прочитайте высказывание философа Н. Бердяева. Определите, в каком предложении допущена ошибка при цитировании.

В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос.


1) По мнению Н. Бердяева, «В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос».

2) «В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной», по представлению Н. Бердяева, «борются космос и хаос».

3) Борьба космоса и хаоса происходит как во всей Вселенной, так и в «общественном мире». (Н. Бердяев)

4) Н. Бердяев был уверен, что в мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос.


9. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых цитата оформлена неверно?

А. Мцыри живёт с одной мечтой — «узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Б. Гюго утверждал, что: «Книги — друзья, бесстрастные, но верные».

В. Суворов страстно любил Россию, любил всё русское, внушал любовь к родине и нередко повторял: «Горжусь, что я россиянин».

Г. Калашников говорит своему сопернику, что «не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного…»

1) А, Б

2) А, Г

3) Б, В

4) Б, Г


10. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых допущены ошибки в оформлении прямой и косвенной речи?

А. «Я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль. — Она не промокнет, я её потом вытру».

Б. «Ты откуда приехал, капитан?» — спросила Ассоль воображаемое лицо.

В. Он стукнул тростью и спросил, как зовут тебя, крошка?

Г. Старик ответил: «Я это знал, потому что я самый главный волшебник.»

1) А, Б

2) А, В

3) В, Г

4) Б, Г



Часть2.

1. Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются? Ответ запишите словами.

1) Л. Толстой писал: «Слово – выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

2) Диктор сообщил, что в районе ожидается похолодание.

3) По словам Горького, «в рассказе не должно быть лишнего винтика, а тем более лишних частей»

2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.

1) Чем проще слово указывал М. Горький в статье «О прозе» тем более оно точно.

2) А что для этого надо сделать спросил Маленький принц.


3. Укажите соответствие предложений схемам (знаки препинания не расставлены).


1) Всем по эшелонам раздалась команда Отправляемся через пять минут

2) Я шел и повторял эти слова (Д,д)ля красоты цветы растут

3) А чем там торговать спросила Машка нисколько не удивившись


А) А: «П».

Б) «П! – а. – П!»

В) «П?» – а.

Г) «П, – а, – п».


4. Запишите предложение, заменив прямую речь косвенной.

Мой попутчик сказал: «Я еду в Тверь, там у меня живет приятель».

5. Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой.

Василиса Егоровна осыпала меня вопросами о том, кто мои родители, где живут.


6. Перепишите предложение, исправив ошибку, допущенную при замене прямой речи косвенной.

Бобчинский и Добчинский уверяют чиновников, что в городской гостинице мы обнаружили ревизора.

7. Составьте и запишите предложение, введя в него цитату.

«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка».

(В. Г. Белинский)


2 вариант

Часть1

1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?

1) «Хорошая лошадь у нашего короля!» кричал министр финансов.

2) Все засмеялись и закричали: «За нашего защитника, великого короля Матиуша Первого!»

3) Сонный мальчик пошёл по залу и услышал другой разговор: «А я вам говорю, что королю ничего не поможет».

4) «Мой дорогой король, вы совершенно здоровы», — произнёс победоносно министр.


2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?

1) «Нужно ещё подождать» — решил Матиуш.

2) Друг спросил его: «Как ты сюда попал»?

3) «Перелез через решётку», — ответил маленький король.

4) «Маленькому королю нужна помощь», решила принцесса.


3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»

2) И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чём тебе молодцу кручиниться?»

3) «Скажите, пожалуйста, который час?» — спросил прохожий.

4) «А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».


4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) О графине сказано, что она «Не имела злой души».

2) Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

3) «Высший смысл» остался для Алёхина недоступным.

4) Нас спросили: «Хотим ли мы поехать на экскурсию?»


5. Укажите неверное суждение:

1) прямая речь не всегда выделяется кавычками

2) цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста

3) диалог передаёт обмен репликами при разговоре

4) перед каждой репликой в диалоге ставится тире


6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?

1) Он сказал то, что не придёт сегодня.

2) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.

3) Мне сказали то, что меня очень удивило.

4) Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.


7. Укажите предложение, в котором косвенная речь передана без ошибок:

1) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов сказал, что хочу испить кофейку.

2) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов спросил другого, что же мы будем делать?

3) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов спросил другого то, что же мы будем делать.

4) В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» один из генералов сказал, что нужно разойтись и что-нибудь поискать съестное.


8. Укажите, в каком предложении допущена ошибка при оформлении прямой речи:

1) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — гласит восточная мудрость. — Если он входит и не выходит, хозяин задыхается».

2) Восточная мудрость утверждает, что «гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается».

3) Восточная мудрость утверждает, что гость подобен вдыхаемому воздуху: если он входит и не выходит, хозяин задыхается.

4) «Гость подобен вдыхаемому воздуху, — утверждает восточная мудрость. — потому что если он входит и не выходит, хозяин задыхается».


9. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых цитата оформлена неверно?

А. Н. Гоголь высоко ценил прозу М. Лермонтова: «Никто ещё не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою».

Б. «Лёгкость необыкновенная в мыслях», о которой говорит сам Хлестаков, позволяет ему перепрыгивать с предмета на предмет, не подчиняя свою мысль логике.

В. Говоря о даровании Лермонтова, Белинский писал, что: «Пушкин умер не без наследника».

Г. «Песню про царя Ивана Васильевича…» Лермонтов начинает характерным для фольклора отрицательным сравнением: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич».

1) А, Б

2) Б, В

3) В, Г

4) Б, Г


10. В каком варианте ответа указаны все предложения, в которых допущены ошибки в оформлении прямой и косвенной речи?

А. «Извините меня за беспокойство», — обратился ко мне мальчик. — «Не могли бы вы сказать, как пройти к пристани?»

Б. Старик, поднявшийся на холм, со вздохом промолвил: «Какой же крутой здесь подъём.»

В. Старик продолжал: «Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?»

Г. «Разве ты видел?» — с сомнением спросила Ассоль.

1) А, Б

2) В, Г

3) Б, Г

4) А, В


Часть2

1. Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются? Ответ запишите словами.


1) К. Федин утверждал, что «на протяжении всей своей жизни писатель не перестает работать над словом».

2) Куратор просил передать студентам, что лекция отменена.

3) «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык богат!» – призывал И. Тургенев.


2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания.


1) Бога ты не боишься разбойник отвечал ему Савельич сердитым голосом.

2) Знаю что вы не богаты сказала императрица но я в долгу перед дочерью капитана Миронова.

3. Укажите соответствие предложений схемам (знаки препинания на расставлены).

1) Спрашиваю мужиков на палубе (П,п)ричалить к вам можно

2) Путешественники вышли из города написал мальчик в тетрадке

3) Вот и отлично обрадовался Гайдар (П,п)ервая фраза уже готова

А) А: «П?»

Б) «П, – а, – п».

В) «П», – а.

Г) «П! – а, – П».

4. Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

Батюшка сказал мне: «Служи, Пётр, верно, кому присягнешь».

5. Запишите предложение, заменив косвенную речь прямой.

Лис посмотрел на Маленького принца и сказал, что надо запастись терпеньем.


6. Перепишите предложение, исправив ошибку, допущенную при замене прямой речи косвенной.

С гордостью заявляет госпожа Простакова гостям, что мой сынок всем наукам выучился.

7. Составьте и запишите предложение, введя в него цитату.

«Книга окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». (М. Горький)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!