Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2022 году промежуточной (итоговой) аттестации
по учебному предмету «Математика»
Назначение КИМ - оценить достижение обучающимися планируемых результатов предметных и метапредметных по учебному предмету математика в целях промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся 3 класса.
1.Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание контрольно-измерительных материалов определяется на основе:
1.1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
1.2. Рабочих программ по предметам УМК «Школа России»,учебник «Математика» М. И. Моро, М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.
КИМ разработаны с учётом положения о том, что результатом освоения учебной программы по учебному предмету является сформированность планируемых результатов, зафиксированных в блоке «Выпускник научится» ООП НОО.
Характеристика структуры и содержание КИМ.
Итоговая контрольная работа по математике в 3 классе содержит типовое контрольное задание: контрольная работа в 3 вариантах.
КОДИФИКАТОР
Планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор содержит планируемые результаты¸ которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся.
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в контрольной работе
Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации по математике представлен в таблице 1.
Таблица 1
Код раздела | Код контролируемого элемента содержания | Элементы содержания, проверяемые на промежуточной (годовой) аттестации |
Раздел «Числа и величины» |
| 1.1 | Умение сравнивать именованные числа |
2. Раздел «Арифметические действия» |
| 2.1 | Умение применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, деления и умножения |
| 2.2 | решать составные выражения, применяя правило о порядке действий |
| 2.3 | умение решать уравнения на основе знания взаимосвязи результата и компонентов действий |
3. Раздел «Работа с текстовыми задачами» |
| 3.1 | Умение решать текстовую задачу в два-три действия |
| 3.2 | Умение решать задачи на приведение к единице и кратное сравнение |
| 3.3 | Умение устанавливать временные, пространственные, функциональные отношения |
4. Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» |
| 4.1 | Умение находить периметр и площадь прямоугольника; выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольник) |
5. Раздел «Геометрические величины» |
| 5.1 | Умение находить периметр и площадь прямоугольника |
6. Раздел «Работа с информацией» |
| 6.1 | Умение распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблица, текст, рисунок, схема, диаграмма) |
Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов представлен в таблице 2
Таблица 2
Код | Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) | Блоки ПООП НОО: выпускник научится / получит возможность научиться | Уровень |
Базовый уровень (выпускник научится) |
Раздел «Числа и величины» |
1.1 | Умение сравнивать именованные числа | Читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними | Б |
Раздел «Арифметические действия» |
2.1 | Умение применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления | Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление) с использованием таблиц сложения, умножения алгоритмов письменных арифметических действий | Б |
2.2 | решать составные выражения, применяя правило о порядке действий | Выполнять устно умножение и деление; вычислять значение числового выражения (содержащего 3 арифметических действия, со скобками и без скобок) | Б |
2.3 | умение решать уравнения на основе знания взаимосвязи результата и компонентов действий | Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение | Б |
Раздел «Работа с текстовыми задачами» |
3.1 | Умение решать текстовую задачу в два –три действия | - Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; - решать арифметическим способом (в 2-3 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. | Б |
3.2 | Умение решать задачи на приведение к единице и кратное сравнение | Б |
3.3 | Умение устанавливать временные, пространственные, функциональные отношения | Находить разные способы задачи | П |
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» |
4.1 | Умение находить периметр и площадь прямоугольника; выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольник) | Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольник) с помощью линейки и угольника | Б |
Раздел «Геометрические величины» |
5.1 | Умение находить периметр и площадь прямоугольника | Вычислять периметр и площадь прямоугольника | Б |
Раздел «Работа с информацией» |
6.1 | Умение распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблица, текст, рисунок, схема, диаграмма) | Читать несложные готовые таблицы | Б |
Распределение заданий промежуточной (итоговой) работы по уровню сложности и метапредметным УУД
В таблице 3 представлена информация о распределении заданий промежуточной (итоговой) работы по уровню сложности
Таблица 3
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный Первичный балл | Процент максимального Первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от Максимального первичного балла за всю работу, равного 9 |
Базовый | 6 | 31 | 86% |
Повышенный | 1 | 1 | 14% |
Итого | 7 | 32 | 100% |
Распределение заданий варианта промежуточной (итоговой) работы по разделам,
проверяемым умениям и перечень элементов метапредметных УУД представлены в таблице 4
Таблица 4
№ задание | Раздел | Проверяемое умение | Проверяемые метапредметные результаты |
1задание. | Работа с текстовыми задачами. Составная задача | Умение решать текстовую задачу в два –три действия | Регулятивные УУД: самостоятельное составление плана действий Познавательные УУД: умение решать текстовую задачу в два действия |
2 задание | Арифметические действия (Письменные вычисления столбиком, решение числовых выражений со скобками и без скобок и уравнения) | Знание и умение применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления; решать составные выражения, применяя правило о порядке действий; умение решать уравнения на основе знания взаимосвязи результата и компонентов действий | Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля; самостоятельное составление плана действий Познавательные УУД: умение пользоваться алгоритмами письменных вычислений, правилом о порядке действий; умение применять правила нахождения неизвестного компонента действия |
3 задание | Умение решать задачи на приведение к единице и кратное сравнение | Умение решать текстовую задачу в 2-три действия на умножение и деление | Регулятивные УУД: самостоятельное составление плана действий Познавательные УУД: умение решать текстовую задачу в одно действие на деление |
4 задание | Сравнение величин | Умение сравнивать именованные числа | Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля Познавательные УУД: умение сравнивать величины, выполняя преобразование именованных чисел |
5 задание | Геометрические величины. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | Умение находить периметр и площадь прямоугольника; выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольник); умение находить периметр и площадь прямоугольника | Регулятивные УУД: самостоятельное составление плана действий Познавательные УУД: умение работать с информацией, применять формулы нахождения периметра прямоугольника |
6 задание | Работа с информацией | Умение распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблица, текст, рисунок, схема, диаграмма) | Регулятивные УУД: Осуществление самоконтроля Познавательные УУД: умение читать, заполнять несложные готовые таблицы |
7 задание | Решение нестандартной задачи | Умение устанавливать временные, пространственные, функциональные отношения | Регулятивные УУД: Осуществление самоконтроля; составление плана действий Познавательные УУД: умение устанавливать и отношения между элементами множеств; оперирование категориями |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Проверка работ проводится с помощью приложенных к работе верных ответов и ключей оценивания.
Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение промежуточной (итоговой) работы в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | | 14– 19 | 20– 27 | 28– 31 |
Время выполнения варианта КИМ:
на выполнение всей работы отводится 45 минут
Дополнительные материалы и оборудование. Дополнительные материалы и оборудование не используются
Контрольно - измерительный материал
1 вариант
Реши задачу
В магазине продали 5 ящиков слив по 15 кг и 12 кг яблок. Сколько всего килограммов слив и яблок продали?
2.Запиши и найди значения выражений.
а) 20 ∙ 3 48 : 12
12 ∙ 8 78 : 6
б) (82 + 18) : 5 ∙ 2
в) вычисли, используя запись столбиком
456+252 695-283
г) Запиши. Реши уравнения
y+90=170 6∙х=60
3.Реши задачу
От 4 коров получили за день 40 л молока, от каждой поровну. Сколько коров при том же надое дадут 90 л молока?
4.Преобразуй величины:
6 м 3 см= ____см
7 р.=___к.
см =___ м____см
5.Длина прямоугольника 5 см, ширина на 2 см меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.
6.Работа с информацией
Четыре подружки занимаются в кружке рукоделия, где шьют одежду для кукол.
В таблице показано, сколько и каких вещей сшила каждая девочка.
Используя эти данные, запиши ответ на вопрос. Сколько юбок сшили Марина и Наташа вместе?
Девочка | Платье | Рубашка | Юбка |
Аня | 1 | 2 | 2 |
Лена | 2 | 3 | 3 |
Мария | 1 | 1 | 5 |
Наташа | 3 | 1 | 2 |
7* В трёх ящиках было 75кг яблок. Когда в первый ящик добавили 15кг, то во всех ящиках стало поровну. Сколько килограммов яблок было в первом ящике?
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ
Система оценивания контрольной работы 1 вариант
При оценивании ответов, допущенные обучающимися орфографические ошибки не учитываются. |
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
1. | Решение текстовой задачи. Составная задача. | 3б. |
| 5*15=75(кг) – продали слив | |
| 75+12= 87(кг) Ответ: 87 кг слив и яблок продали. | |
2. | а) Арифметические действия | |
| 20 ∙ 3 =60 48 : 12 =4 12 ∙ 8 =96 78 : 6 =13 | 4 б. |
| б) Арифметические действия (Решение числовых выражений со скобками и без скобок)(82 + 18) : 5 ∙ 2 | 3 б. |
| 82+18=100100:5= 2020*2=40 | |
| в)Арифметические действия (запись столбиком) 456+252 =708 695-283 = 412 | 2 б |
| в) Арифметические действия. Решение уравнения | |
| у+90=1706*х=60 у=170 – 90 х=60:6 х=80х=10 80+90=170 6 *10=60 170=17060=60 | 4б. |
3. | Работа с текстовыми задачами. | 3б. |
| 1)40:4=10(л) 2)90:10=9(к)Ответ: 9коров. | |
4. | Числа и величины | |
| 6 м 3 см=603см 7 р.=70к. 215см =__2_ м__15__см | 3 б. |
5. | Геометрические величины. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 4б. |
| 5– 2=3(см) – ширина | |
| Р=(5+3)∙2=16(см) 3 см 5см S= 5*3=15 см² Ответ: Р= 16 см.S=15 см² | |
6. | Работа с информацией | 2 б. |
| Девочка | Платье | Рубашка | Юбка | Аня | 1 | 2 | 2 | Лена | 2 | 3 | 3 | Мария | 1 | 1 | 5 | Наташа | 3 | 1 | 2 | Ответ: 7 юбок сшили Марина и Наташа вместе. | |
7. | Решение нестандартной задачи | |
| 1)75+15=90(кг) 2)90:3=30 (кг) 3)30-15=15 (кг) Ответ: 15 кг было первоначально в 1 ящике | 3б |
| ИТОГО: | 31 балл |
Контрольно - измерительный материал
вариант
1.Реши задачу
В парке высадили 3 ряда груш по 12 деревьев и 16 берёз. Сколько всего груш и берёз высадили?
2.Запиши и найди значения выражений.
а) 20 ∙ 472 : 12
13 ∙ 596 : 8
б) (62 + 18) : 4 ∙ 5
в) вычисли, используя запись столбиком
356+272 585-183
г) Запиши. Реши уравнения
y+60=150 8∙х=80
3.Реши задачу
В 4 наборах 32 листа цветной бумаги. В скольких наборах находится 72 листа цветной бумаги?
4.Преобразуй величины:
3 м 7 см= ____см
5 р.=___к.
325 см=____м____см
5.Длина прямоугольника 7 см, ширина на 3 см меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.
6.Работа с информацией
Коротышки из Цветочного Города соревнуются в устном счёте.
Количество ошибок, сделанных каждым коротышкой за три дня, показано в таблице.
Используя эти данные, запиши ответ на вопрос. Сколько ошибок сделал Торопыжка во вторник и среду вместе?
Коротышка | Понедельник | Вторник | Среда |
Ворчун | 8 | 5 | 2 |
Молчун | 5 | 6 | 1 |
Торопыжка | 7 | 1 | 2 |
Незнайка | 9 | 6 | 6 |
7* Катя дала 21 конфету брату и двум подружкам. Брату она дала на 3 конфеты больше, чем каждой подружке. Сколько конфет досталось каждой подружке?
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ
Система оценивания контрольной работы 2 вариант
При оценивании ответов, допущенные обучающимися орфографические ошибки не учитываются. |
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
1. | Решение текстовой задачи. Составная задача. | 3б. |
| 3*12=36(гр) –высадили груш | |
| 36+16= 52(д) Ответ: 52дерева высадили всего | |
2. | а) Арифметические действия | |
| 20 ∙ 4 =8072 : 12 =6 13 ∙ 5=65 96 : 8=12 | 4 б. |
| б) Арифметические действия (Решение числовых выражений со скобками и без скобок)(62 + 18) : 4 ∙ 5 | 3 б. |
| 62+18=80 80:4=20 20*5=100 | |
| в)Арифметические действия (запись столбиком) 356+272 =628585-183 =402 | 2 б |
| в) Арифметические действия. Решение уравнения | |
| у+60=1508*х=80 у = 150 – 60 х =80 : 8 х=90х = 10 90 +60 = 1508 * 10 =80 150 = 15080=80 | 4б. |
3. | Работа с текстовыми задачами. | 3б. |
| 1)32:4=8(л) 2) 72:8=9(н) Ответ: 9 наборов. | |
4. | Числа и величины | |
| 3 м 7 см= 307см 5 р.=_500_к. 325 см=_3м_25_см | 3 б. |
5. | Геометрические величины. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 4б. |
| 7– 3=4(см) – ширина | |
| Р=(7+4)∙2=22(см) 4 см 7см S= 7*4=28 см² Ответ: Р=22 см.S=24 см² | |
6. | Работа с информацией | 2 б. |
| Коротышка | Понедельник | Вторник | Среда | Ворчун | 8 | 5 | 2 | Молчун | 5 | 6 | 1 | Торопыжка | 7 | 1 | 2 | Незнайка | 9 | 6 | 6 | Ответ: 3 ошибки сделал Торопыжка во вторник и среду. | |
7. | Решение нестандартной задачи | |
| 1)21-3=18(к) 2)18:3=6 (к) Ответ: 6 конфет досталось каждой подружке | 3б |
| ИТОГО: | 31 балл |
Контрольно - измерительный материал
вариант
1.Реши задачу
Для укрепления склонов оврага школьники высадили 9 саженцев дуба в два ряда, и сосны – 14 деревьев. Сколько всего саженцев дуба и сосны высадили школьники?
2.Запиши и найди значения выражений.
а) 10 ∙ 660 : 12
15 ∙ 776 : 4
б) (42 + 12) : 6 ∙ 4
в) вычисли, используя запись столбиком
276+542 695-161
г) Запиши. Реши уравнения
y+30=110 5∙х=100
3.Реши задачу
Из 56 деталей конструктора можно составить 4 одинаковые машины. Сколько машин можно сделать из 28 деталей?
4. Преобразуй величины:
87 см = … дм … см
430 дм = … м
520 к. = … р. … к
5.Длина прямоугольника 8 см, ширина на 5 см меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.
6.Работа с информацией
Коротышки из Цветочного Города соревнуются в устном счёте.
Количество ошибок, сделанных каждым коротышкой за три дня, показано в таблице.
Используя эти данные, запиши ответ на вопрос. Кто сделал больше всего ошибок в понедельник?
Коротышка | Понедельник | Вторник | Среда |
Ворчун | 8 | 5 | 2 |
Молчун | 5 | 6 | 1 |
Торопыжка | 7 | 1 | 2 |
Незнайка | 9 | 6 | 6 |
7*.Миша, Коля и Петя весят вместе 89 кг. Миша с Колей весят 63 кг, а Коля с Петей – 58 кг. Сколько весит каждый из мальчиков?
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ
Система оценивания контрольной работы 3 вариант
При оценивании ответов, допущенные обучающимися орфографические ошибки не учитываются. |
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
1. | Решение текстовой задачи. Составная задача. | 3б. |
| 2*9=18(д) –высадили саженцев дуба | |
| 18+14= 32( с) Ответ: 32 саженца высадили всего | |
2. | а) Арифметические действия | |
| 10 ∙ 6=60 60 : 12=5 15 ∙ 7=105 76 : 4=19 | 4 б. |
| б) Арифметические действия (Решение числовых выражений со скобками и без скобок)(42 + 12) : 6 ∙ 4 | 3 б. |
| 42+12=5454:6=99*4=36 | |
| в)Арифметические действия (запись столбиком) 276+542 =818695-161 =534 y+30=110 5∙х=100 | 2 б |
| в) Арифметические действия. Решение уравнения | |
| у+30=1105*х=100 у = 110 – 30 х = 100 : 5 х= 80х = 20 80 +30 = 110 5 * 20 = 100 110 = 110 100= 100 | 4б. |
3. | Работа с текстовыми задачами. | 3б. |
| 1)56:4=14(д) 2) 28:14=2(м) Ответ: 2 машинки. | |
4. | Числа и величины | |
| 87 см = 8 дм 7 см 430 дм =43 м 520 к. = 5 р. 20 к | 3 б. |
5. | Геометрические величины. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 4б. |
| 8– 5=3(см) – ширина | |
| Р=(8+3)∙2= 22 (см) 3 см 8см S= 8*3=24 см² Ответ: Р=22 см.S=24 см² | |
6. | Работа с информацией | 2 б. |
| Коротышка | Понедельник | Вторник | Среда | Ворчун | 8 | 5 | 2 | Молчун | 5 | 6 | 1 | Торопыжка | 7 | 1 | 2 | Незнайка | 9 | 6 | 6 | Ответ: больше всего ошибок в понедельник допустил Незнайка. | |
7. | Решение нестандартной задачи | |
| 1)89-63=26(кг)масса Пети 2)58:26=32 (кг) масса Коли 3)63-32=31 (кг) масса Миши Ответ: масса Пети-26 кг, масса Коли-32 кг, масса Миши- 31 кг. | 3б |
| ИТОГО: | 31 балл |
Контрольно - измерительный материал
ДЕМОВЕРСИЯ
1.Реши задачу
В парке высадили 4 ряда берез по 9 деревьев и 18сосен. Сколько всего берез и сосен высадили в парке?
2.Запиши и найди значения выражений.
а) 20 ∙ 675 : 15
13 ∙ 584 : 3
б) (63 + 33) : 8 ∙ 4
в) вычисли, используя запись столбиком
138+822 504-153
г) Запиши. Реши уравнения
y+20=100 4∙х=80
3.Реши задачу
С 8 овец настригли 48 кг шерсти, с каждой поровну. Сколько овец нужно остричь, чтобы получить 30 кг шерсти?
4. Преобразуй величины:
9 дм 5см = ___мм
7 р. 5 к. = ___ к.
405 см = _____ см
5.Длина прямоугольника 4 см, ширина на 2 см меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.
6.Работа с информацией
В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Команда | Золотые | Серебряные | Бронзовые |
Сириус | 7 | 8 | 3 |
Орион | 6 | 4 | 5 |
Заря | 4 | 6 | 7 |
Весна | 3 | 2 | 5 |
Сколько серебряных медалей завоевала команда Сириус и Заря вместе?
7*Три брата поймали 29 карасей. Когда один брат отложил для ухи 6 штук, другой – 2, а третий – 3. то у каждого осталось равное количество рыб. Сколько карасей поймал каждый из них?
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ
Система оценивания контрольной работы демоверсия
При оценивании ответов, допущенные обучающимися орфографические ошибки не учитываются. |
№ | Содержание верного ответа и указания по оцениванию | Баллы |
1. | Решение текстовой задачи. Составная задача. | 3б. |
| 4*9=36 (с) –высадили берез | |
| 36+18= 54( с) Ответ: 54 саженца высадили всего | |
2. | а) Арифметические действия | |
| 20 ∙ 6=12075 : 15=3 13 ∙ 5=65 84 : 3=28 | 4 б. |
| б) Арифметические действия (Решение числовых выражений со скобками и без скобок)(63 + 33) : 8 ∙ 4 | 3 б. |
| 63+33=9696:8=1212*4=48 | |
| в)Арифметические действия (запись столбиком) 138+822= 960504-153=351 | 2 б |
| в) Арифметические действия. Решение уравнения | |
| у+20= 1004*х=80 у = 100 – 20 х = 80 : 4 х= 80х = 20 80 +20 = 100 8 * 20 = 80 100 = 100 80= 80 | 4б. |
3. | Работа с текстовыми задачами. | 3б. |
| 1)48:8=6(кг) 2) 30:6=5(ов) Ответ: 5 овец. | |
4. | Числа и величины | |
| 9 дм 5см =950 мм 7 р. 5 к. = 705 к. 405 см = 4 м 5 см | 3 б. |
5. | Геометрические величины. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. | 4б. |
| 4– 2= 2(см) – ширина | |
| Р=(4+ 2)∙2= 12 (см) 2 см 4см S= 4*2=8 см² Ответ: Р=12 см.S=8 см² | |
6. | Работа с информацией | 2 б. |
| Команда | Золотые | Серебряные | Бронзовые | Сириус | 7 | 8 | 3 | Орион | 6 | 4 | 5 | Заря | 4 | 6 | 7 | Весна | 3 | 2 | 5 | Ответ: команды Сириус и Заря вместе завоевали 14 серебряных медалей. | |
7. | Решение нестандартной задачи | |
| 6+2+3=11 (к) 29-11=18 (к) 18:3=6(к) 6+6=12(к) 6+2=8(к) 6+3=9(к) Ответ: 1 брат поймал 12 карасей, 2 брат-8 карасей, 3брат-9 карасей | 3б |
| ИТОГО: | 31 балл |