КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
На сегодня именно школьная оценка выступает одной из опорных точек взаимодействия всех субъектов образования. Это и важнейший эффективно мотивирующий и содержательно направляющий ориентир для ученика, и результат деятельности педагога, и ориентир для школьной администрации.
Так, пять баллов ставится в том случае, если учащийся «исчерпывающе знает весь программный
Уровни оценивания:
1) формальный уровень – овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы (правило или схема (алгоритм) действия);
2) предметный – освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия (модель);
3) функциональный – включение способа в состав психологических ресурсов индивида, обеспечивающих свободу «маневра» при решении разнообразных задач.
Каждый уровень отделен от других резкой качественной границей. Переходы от одного уровня к другому не мистичны, поскольку в практике развивающего обучения достаточно подробно описаны внешние и внутренние условия их осуществления.
Первый уровень. Критерием достижения этого уровня является выполнение задания, для которого достаточно уметь, опираясь на внешние признаки, опознать его тип и реализовать соответствующий формализованный образец (алгоритм, правило, схему) действия.
При конструировании таких задач желательно обеспечить два условия:
1) задание не должно требовать «памяти», то есть тестовая тетрадь должна содержать необходимую для решения информацию;
2) задание не должно быть предельно легким, «нулевым», с которым справляются все. Иными словами, форма задания не должна напрямую подсказывать решение, а какой-то минимальный анализ внешних признаков ситуации должен предполагаться.
Например, в тестах на грамотность чтения, к первому уровню относятся задания на восстановление содержания, явным образом отображенного в тексте, но предполагающие элементарную работу по отбору и упорядочиванию этого содержания.
Второй уровень. Критерием достижения этого уровня является выполнение заданий, в которых внешняя форма и конкретное содержание проблемной ситуации не обеспечивают ориентировку действия, а структура существенных отношений замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной ситуации.
Например, в тестах на грамотность чтения задания второго уровня предполагают восстановление по тексту внутренней, смысловой стороны его содержания, которое представлено косвенным образом и при этом противоречит формальным особенностям текста, подталкивающим к неверной интерпретации.
Третий уровень. Критерий – свободное (функциональное) владение каким-то культурным способом действия.
К этому уровню можно отнести задачи, решение которых предполагает не просто прояснение скрытой, но жестко заданной структуры «цель = условия = существенное отношение = способ», но и работа с самой этой структурой, где сами ее элементы выступают как континуумы возможных вариантов. Например, задачи, на поиск оптимального решения, задачи, где одним из условий решения выступает предварительное исследование свойств одной или нескольких моделей, или где предполагается доопределение условий и апроксимация самого способа (модели) или конструирование нестандартной единицы действия.
По-видимому, адекватным для третьего уровня являются и проектные задачи.
В тестах на грамотность чтения третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию содержания текста, когда имеется несколько равновозможных его трактовок.
Итак, на данном этапе сравнения важно зафиксировать, что третий уровень, по сути, вбирает в себя то важное содержание, которое принес компетентностный подход.
Примеры задач
МАТЕМАТИКА
Задача 1. Гномы
1.1. За квадратный столик могут одновременно сесть 4 гнома, по одному с каждой стороны. Для вечеринки 6 таких столиков составили (вплотную один к другому). Сколько гномов могут сесть за получившийся длинный стол? а) 12; б) 14; в) 18; г) 24; д) 30.
1.2. За квадратный столик могут одновременно сесть 4 гнома, по одному с каждой стороны. Для вечеринки 240 таких столиков составили (вплотную один к другому). Сколько гномов могут сесть за получившийся длинный стол? а) 480; б) 482; в) 486; г) 720; е) 960.
1.3. Сколько таких столиков нужно поставить в ряд плотно друг к другу, чтобы можно было усадить за них 212 гномов? Ответ: __________
Задача 2. Измерение длины и площади
2.1. Длину прямоугольника увеличили на 4 см, а ширину – на 2 см. На сколько сантиметров увеличился периметр прямоугольника? Выбери правильный ответ: а) на 6 см; б) на 8 см; в) на 12 см; г) для ответа не хватает данных.
2.2. Измерь площадь закрашенной фигуры заданной единицей.
Ответ: ______
2.3. Отрезок АВ пересечен ломаной линией, как показано на рисунке. При этом получилось 4 квадрата. Чему равна длина ломаной, если длина АВ равна 7 см?
Ответ: _______
Задача 3. Числа
3.1. Впиши в квадратик такой знак арифметического действия, чтобы получилось верное равенство. 394 x 48
96 = 197.
3.2. Дано выражение 782 + а + 354.
Каким должно быть а, чтобы значение выражения оказалось наибольшим четным четырехзначным числом? Ответ: __________
3.3. Четырехзначное число xимеет вид abbc (одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры). Известно, чтоabbc: 2 = bbb. Найдите x.Ответ: __________
РУССКИЙ ЯЗЫК
Задача 1
Задание 1.Известно, что звуки могут чередоваться. Например:
год – годы [т] [д]
кот – нет кота [о] [а]
друг – друзья – дружба [к] [з’] [ж]
Впиши в квадратные скобки звуки, которые чередуются в словах:
луг – лугa'[ ] [ ]
Задание 2. Отметь ряд слов с чередующимися звуками.
1. Кот, вот, пот, рот, тот.
2. Луг, лук, луч, (много) луж.
3. След, следы, следить.
4. Боб, бобы, бодрый.
Задание 3. Есть такая игра – «Метаграммы» (от греческого слова грамма – «буква»). По правилам этой игры нужно менять в слове одну букву так, чтобы получилось другое слово. Выигрывает тот, кто сможет придумать больше слов.
Например: коза – поза, роза, косаи т.п.
Дано слово род. Напиши два ряда слов: 1-й ряд пиши так, как будто ты играешь в метаграммы; 2-й ряд – покажи, как чередуются звуки.
1. Род – _________________________
2. Род – _________________________
Задача 2
Задание 1.Определи, какой частью речи является каждое слово. Выпиши номера слов по группам.
1) номер; 2) лисий; 3) сделал; 4) играет; 5) сухой; 6) красив; 7) случай; 8) событие.
Имена существительные: _______________
Имена прилагательные: ________________
Глаголы: ____________________________
Задание 2. Слова, как и люди, любят маскарады. Часто одно слово надевает маску другого. В предложениях, которые ты сейчас прочитаешь, некоторые слова выступают в непривычных ролях. Определи, какой частью речи являются выделенные жирным шрифтом слова. На линеечке напиши название части речи и кратко объясни, почему ты так думаешь.
1) Вошел высокий военный.
2) Военный заказ выполняли все.
Слово военный в первом предложении является ____________________________________
Слово военный во втором предложении является _________________________________
Задание 3.Придумай два предложения так, чтобы в них слово любой выполняло «работу» разных частей речи.
Задача 3
Задание 1.Убери (зачеркни) лишние слова так, чтобы остались только слова-синонимы.
ходить, смотреть, стоять, глядеть, наблюдать
Справочный материал Синонимами называются слова с одинаковыми или близкими значениями. Обычно синонимы принадлежат к одной части речи. Например: большой, гигантский, огромный, громадный грусть, печаль |
Задание 2.Отметь тот ряд, который можно назвать синонимическим.
1. Голод, голодный, голодать, проголодаться, голодание.
2. Я голоден. Я проголодался. Хочется есть. С утра маковой росинки во рту не было.
3. Хочется есть. Пообедайте с нами. Вкусные пирожки. Угощайтесь.
4. Хлеб, творог, борщ, котлета, компот.
Задание 3
А) Замени во всех предложениях слово теплый, не изменяя смысла предложений. Замену запиши в скобках.
1. На прощание гость поблагодарил хозяев за теплый (___) прием.
2. В адрес юных артистов и их педагогов было сказано немало теплых (___) слов.
3. Машина стоит в теплом (___) гараже.
4. А вообще я люблю теплый (___) хлеб с хрустящей корочкой.
Б) Как, по-твоему, должна выглядеть статья из толкового словаря, объясняющая слово теплый? Запиши.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задача 1
1. Взяли два одинаковых открытых сосуда с одинаковым объемом воды, в которых поддерживали постоянную температуру: воду не добавляли и не отливали.
Через некоторое время заметили, что в сосудеБ воды меньше, чем в А. Это говорит о том, что:
1) вода испаряется;
2) испарение воды зависит от материала сосуда;
3) испарение воды зависит от ее количества;
4) испарение воды зависит от ее температуры.
2. Какой или какие сосуды с водой нужно взять, чтобы узнать, влияет ли площадь поверхности воды на скорость ее испарения?
1) Б илиВ; 2) А и Б; 3) А и В;4) Б и В.
3.Даны 4 сосуда с семенами.
Какие из предположений (1 – 5) можно проверить, если использовать эти сосуды?
1) Для прорастания необходимо тепло;
2) для прорастания необходим свет;
3) для прорастания необходима влага;
4) для прорастания необходима почва;
5) для прорастания необходим доступ воздуха.
Задача 2
Многие люди на нашей планете любят путешествовать. Наверняка и ты уже имеешь опыт путешественника: ходил с родителями либо в поход, либо за грибами или ездил отдыхать в незнакомую местность. Самое главное, когда человек оказывается на незнакомой территории, – не заблудиться. Важно уметь ориентироваться в пространстве.
А любое ориентирование начинается с определения сторон горизонта. Прежде всего надо знать, что солнце всегда восходит на востоке и заходит на западе.
Кроме этого, известны разные способы определения сторон горизонта, если с собой нет специального прибора – компаса.
Например:
– по солнцу – в полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север;
– по луне – полная луна занимает наиболее высокое положение над горизонтом, когда находится на юге;
– по Полярной звезде – сначала надо найти Ковш Большой Медведицы, затем отложить по одной линии с двумя крайними звездами передней стенки Ковша пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами. В конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце Ковша Малой Медведицы;
– по природным явлениям. Известно, что смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева. Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал покрыты мхом и лишайниками.
Тебе предлагается продемонстрировать свои умения определять стороны горизонта. Если все три задания ты выполнишь правильно, то можно спокойно отправляться в любое путешествие, так как ты никогда уже не заблудишься.
1. Представь, что тебе в руки попал старинный план, где обозначено место клада (точка А). На плане точка Д, в которой находится твой дом, где вы живете. Твоя задача проста:
Определи, в каком направлении нужно идти от дома (точка Д) в поиске клада (точка А). Выбери из четырех вариантов ответа один правильный.
1) На северо-восток;
2) на юго-запад;
3) на северо-запад;
4) на юго-восток.
Для справки. Чтобы правильно определить направление по карте (плану) необходимо знать, где на плане находится север. Если это будет известно, то все остальные стороны горизонта можно легко восстановить.
2. Два грибника заблудились в лесу. Когда они вышли на опушку леса, им пришлось взглянуть на план, по которому они определили, что их село находится на северо-востоке от отдельно стоящего дерева, у которого они остановились. Особенность этого дерева была в том, что с одной стороны ствол был покрыт лишайником. Определив нужное направление, грибники отправились домой.
Отметь галочкой соответствующий направлению движения грибников домой один из пустых квадратов.
Условное обозначение:
Дерево
Лишайник на стволе дерева
3. Туристам нужно совершить переход из деревни Овражки в деревню Горки. Как ты посоветуешь туристам двигаться?
Задача 3
1. По таблице видно, что Килиманджаро – это гора в Африке.
Определи, как называется озеро в Европе.
| Африка | Европа | Азия |
горы | Килиманджаро | Эльбрус | Джомолунгма |
озера | Виктория | Балатон | Байкал |
1) Виктория; 2) Эльбрус; 3) Байкал; 4) Балатон.