СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы ОГСЭ. 06. Русский язык и культура речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы ОГСЭ. 06. Русский язык и культура речи разработаны для обучающихся 2 курса СПО

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы ОГСЭ. 06. Русский язык и культура речи»

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»








Комплект

контрольно - измерительных материалов

дисциплины ОГСЭ. 06 Русский и культура речи

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование





























с. Большое Болдино, 2022 год


Разработчик:


ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум»

Преподаватель

Л.А. Кулакова




(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)






Рассмотрен

на заседании П(Ц)К


Протокол № ___________

от «___» __________ 20 г.

­­­_____________________
(председатель)






























Содержание


I. Паспорт комплекта контрольно- измерительных материалов 4

1.1 Область применения 4

1.2 Система контроля и оценки освоения программы дисциплины 8

Формы итоговой аттестации по ППССЗ при освоении дисциплины: 8

1.2.1 Организация контроля и оценки освоения программы 8

2. Комплект материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний по дисциплине ОГСЭ. 06 Русский и культура речи 9

2.1 Перечень вопросов для дифференцированного зачета по дисциплине ...10

2.2 Задания для обучающихся …………………………………………………11

2.3 Пакет преподавателя 13

2.4. Тестовые задания…………………………………………………………...15


I. Паспорт комплекта контрольно- измерительных материалов 1.1. Область применения

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения дисциплины ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи образовательной программы по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

пользоваться словарями русского языка;

владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;

пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;

употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

выявлять грамматические ошибки в тексте;

различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться правилами правописания;

различать тексты по их принадлежности к стилям;

продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

основные словари русского языка;

фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса;

правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

Выпускник должен достигнуть следующих личностных результатов:

ЛР 5.

Демонстрировать приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России


ЛР 8.

Проявлять и демонстрировать уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Быть сопричастным к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства


ЛР 11.

Проявлять уважение к эстетическим ценностям, обладать основами эстетической культуры


ЛР 17.

Проявлять ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии



Личностные результаты оцениваются в соответствии с Положением о системе оценивания личностных результатов обучающихся.

Комплект контрольно-измерительных материалов позволяет оценивать:

1.1.1. Освоенные умения и усвоенные знания:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

пользоваться словарями русского языка;

владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;

пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;

употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять грамматические ошибки в тексте;

различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;

пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;

редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

пользоваться правилами правописания;

различать тексты по их принадлежности к стилям;

продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

















Текущего контроля, промежуточной аттестации

Знать:

понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

основные виды словарей русского языка;

фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса;

правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.






















Текущего контроля, промежуточной аттестации



1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

Форма промежуточной аттестации по ППССЗ при освоении учебной дисциплины ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи: дифференцированный зачет.

1.2.1. Организация контроля и оценки освоения ППССЗ

Итоговый контроль освоенных умений и усвоенных знаний дисциплины ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи осуществляется на дифференцированном зачете.

Дифференцированный зачет проводится по 1 теоретическому вопросу (по номеру списочного состава) и практической части из 9 вопросов тестового характера (10 вариантов).















































2. Комплект материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний по дисциплине ОГСЭ. 06. Русский язык и культура речи


2.1. Перечень вопросов к дифференцированному зачету

1. Роль и место русского языка и культуры речи в современном мире, в сфере профессиональной деятельности.

2. Литературный язык как высшая форма национального русского языка.

3. Основные особенности литературного языка: нормированность, обработанность, полифункциональность,общеобязательность, наличие функциональных стилей.

4. Норма, её динамика и вариативность.

5. Значение термина "культура речи":  раздел науки о языке, изучающий коммуникативные качества речи (правильность, точность, логичность, богатство, выразительность, уместность).

6. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

7. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие

8. Языковые формулы официальных документов.

9. Приемы унификации языка служебных документов.

10. Реклама в деловой речи.

11. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

12. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

13. Понятие о пунктуации. Основные правила русской пунктуации.

14. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность и недостаточность.

15. Русская фразеология.

16. Крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки.

17. Основные типы словарей. Значение словарей в жизни человека.

18. Произносительные нормы (произношение гласных, согласных, заимствованных слов).

19. Непонимание значения слов, паронимы, многословие, жаргонизмы, штампы.

20. Нарушение лексической сочетаемости слов, тавтология, просторечие, лексическая неполнота высказывания.

21. Причины нарушения морфологических норм: ошибки в употреблении форм рода, числа, падежа имен существительных.

22. Синтаксическая норма и правила построения предложения.

23. Речевые ошибки.

24. Недочеты в преобразовании прямой речи в косвенную

25. Неверное употребление деепричастных оборотов.






2.2. Задания для обучающихся

Количество вариантов -25

Оцениваемые умения:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

пользоваться словарями русского языка;

владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;

определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям;

пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;

употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

выявлять грамматические ошибки в тексте;

пользоваться правилами правописания;

различать тексты по их принадлежности к стилям;


Оцениваемые знания:

понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

основные словари русского языка;

фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса;

правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.


Условия выполнения задания: для ответов на тестовую часть требуются учебные парты, ручка, листы бумаги.

Инструкция для обучающихся

1. Подготовьте ответ на выбранный вами теоретический вопрос. Запишите основные моменты и подготовьте обязательно примеры, подтверждающие ваши теоретические сведения.

2. Ответьте теоретический вопрос преподавателю.

3. Выполните практические задания, предложенные преподавателем. Читайте внимательно вопросы, учтите, что некоторые вопросы имеют несколько правильных ответов.

4. Критерии оценивания:

менее 10 правильных ответов-«2»;

11-14 правильных ответов -«3»;

15-18 правильных ответов-«4»;

19-21 правильных ответов-«5»














2.3. Пакет преподавателя

ПАКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А. УСЛОВИЯ

Дифференцированный зачет проводится во всей группе одновременно. Каждому обучающемуся выдается один теоретический вопрос и один из вариантов тестов.

Б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

1. Выполнение задания

Действия

Выполнил

(пятибальная оценка)

Ответ на 1 теоретический вопрос

а

Ответ на тест

б

Итоговая оценка:

(а+б)/2


Количество вариантов для обучающихся - 25 вариантов

Задание 1. Ответить на теоретический вопрос (1 вопрос по номеру в списочном составе). Всего 25 вопросов.

Задание 2. Выполнить тестовое задание (1 вариант по номеру в списочном составе). Всего 10 вариантов.


Время выполнения каждого варианта - 15 мин.

Условия выполнения заданий

Оборудование: бумага, шариковая ручка

_______________________________________________________________

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для обучающихся, оцениваемыми умениями, знаниями и показателями оценки.



Критерии оценивания теоретического вопроса


«Отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания изученного материала и дополнительной литературы, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании материала, а именно: полно раскрыто содержание материала в объёме программы, согласно ФГОС; чётко и правильно даны определения и раскрыто их понятие; приведены практические примеры, в случае необходимости приведены доказательства; ответ самостоятельный, при ответе использованы межпредметные связи.

«Хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание изученного материала, освоившему основную литературу, обнаружившему устойчивый характер знаний и умений, а также способному к самостоятельному их применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической работе, а именно: раскрыто основное содержание материала согласно ФГОС; даны основные определения, раскрыты понятия дисциплины; ответ самостоятельный; материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, не соблюдается последовательность изложения; допущены небольшие неточности в выводах и использовании терминов, понятий.

«Удовлетворительно» ставится обучающемуся , проявившему знания основного минимума изученного материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей практической деятельности, знакомому с основной литературой, допустившему неточности в ответах и/или давшему неполные ответы преподавателю, а именно: представлено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определения и понятия даны не чётко, с незначительными погрешностями; допущены ошибки при промежуточных математических выкладках, в выводах; ответ не самостоятельный, требующий наводящих вопросов;

«Неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного материала, допустившему принципиальные ошибки, которые не позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической работе без дополнительной подготовки по данной дисциплине, а именно: основное содержание учебного материала в соответствии с ФГОС не раскрыто; не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя; допущены грубые ошибки в определениях, практические примеры или доказательства не приведены;


Критерии оценивания тестовых заданий:

менее 10 правильных ответов- «2»;

11-14 правильных ответов - «3»;

15-18 правильных ответов- «4»;

19-21 правильных ответов- «5»

2.4. Тестовые задания







ВАРИАНТ № 1.


1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА

Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР

2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) чёрный рояль В) яблочное повидло

Б) покрыть толью Г) огромный мозоль

3.Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных мн. числа.

А) килограмм помидоров В) несколько башкиров

Б) табор цыган Г) герои басней

4. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры В) принять решение

Б) предпринять меры Г) предпринять шаги

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.

Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Писатель подробно описывает о жизни.

Б) Эта истина очевидна для всех.

В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.

Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.

Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть свободу миру!..».

Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.






ВАРИАНТ № 2.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЗВО-НИТ В) КА-ТА-ЛОГ

Б) КУ-ХОН-НЫЙ Г) АЛ-ФА-ВИТ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) жареный картофель В) чёрное кофе

Б) густой вуаль Г) компетентное жюри

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) нашествие варваров В) оружие осетинов

Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) надеть шляпу В) одеть очки

Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.

Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.

Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.








ВАРИАНТ № 3.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) моют шампунью В) вкусный студень

Б) полученная бандероль Г) новая тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) десять гектар В) пара ботинок

Б) жилище якутов Г) забрал из ясель

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) проявить способности В) проявить интерес

Б) проявить образцы труда Г) проявить сознательность

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к истине.

Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

Б) Прошло всего лишь несколько часов.

В) Всегда и во всём надо понимать меру.

Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли ему помочь





ВАРИАНТ № 4.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) КВАР-ТАЛ В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

Б) САН-ТИ-МЕТР Г) НА-ЧАЛ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

А) отметить в табели В) блестящее монисто

Б) чёрный кофе Г) звучный контральто

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) купил мандаринов В) не нашёл носок

В) досидел до сумерек Г) две пары туфлей

  1. Отметьте неправильную форму множественного числа.

А) доктора В) инженера

Б) выговоры Г) катера

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили посетить местный университет.

В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.

Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Артист был удостоен высокой наградой.

Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на подготовку.






ВАРИАНТ № 5.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) БА-ЛО-ВАТЬ В) ДРЕ-МО-ТА

Б) КОМ-БАЙ-НЕР Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) серый кенгуру В) полная гостей зала

Б) чёрная вуаль Г) новенькая экю

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) партия кадетов В) падал с плечей

Б) килограмм помидор Г) несколько ремёсел

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) офицера В) колокола

Б) корректоры Г) штемпеля

Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством

Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

Б) Лектор оперировал с точными фактами.

В) Эта женщина – прекрасный повар.

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.

Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.

В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не выполнил её просьбу.

В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи, стремления.

Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.






ВАРИАНТ № 6.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ДИС-ПАН-СЕР Б) ЗА-ВИД-НО

Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ Г) КА-У-ЧУК

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) отметить в табели В) на любимый мозоль

Б) свежий силугуни Г) красивый тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) музыка туркмен В) пора свадеб

Б) купить яблоков Г) несколько полотенцев

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) кучеры В) мастера

В) ордера Г) цехи

Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

  1. А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня.

Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый лай собаки.

Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

Г) Чацкий полон высокими думами.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая разработка некоторых вопросов.

Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.

В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики тем не менее не поняли его содержания.

Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии.

Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть её сегодня.






ВАРИАНТ № 7.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЧЕР-ПАТЬ В) ЩА-ВЕЛЬ

Б) СТА-ТУ-Я Г) ОТ-НЯ-ЛИ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) левый рельс В) молодая чинара

Б) красивая эполета Г) горячее кофе

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) две пары носков В) несколько равных доль

Б) свыше ста гектаров Г) обычаи туркменов

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) шофера В) якоря

Б) секторы Г) директоры

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

получать льготную пенсию.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению работ.

Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.

Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.

В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но, однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.

В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и абсолютно авангардные.










ВАРИАНТ № 8.

  1. Отметьте слово с ударением на третий слог.

А) ХО-ЗЯ-Е-ВА В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ

Б) У-КРА-И-НЕЦ Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

А) дорогой шампунь В) красная георгина

Б) зелёные Сочи Г) густая тушь

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) жить среди узбек В) лампа в сто ватт

Б) пламя свеч Г) три килограмма яблок

  1. Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.

А) оставить впечатление В) произвести впечатление

Б) радоваться успехам Г) гордиться успехами

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

Б) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.

Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.

Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Д) Море глаз устремились на известного актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Берега реки быстро разрушаются водой.

Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на подготовку.












ВАРИАНТ № 9.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) РЖА-ВЕТЬ В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

Б) НА-НЯ-ЛИ Г) ЗА-ГО-ВОР

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) маринованная иваси В) левая рельса

Б) шёлковый кашне Г) устный хинди

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) нашествие татар В) новых простынь

Б) пять гектар леса Г) урожай помидор

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) показать в произведении В) изобразить героя

Б) отобразить героя Г) изобразить в произведении

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

Б) Устав после занятий, мне не читалось.

В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию

Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л. Н. Толстого.

Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и ощутил тепло домашнего очага.

Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии.











ВАРИАНТ № 10.


  1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН

Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) модный туфель В) больная мозоль

Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) китель без погон В) отряд солдат

Б) обычаи монгол Г) много блюдцев

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) заплатить за проезд В) согласно расписания

Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

Г) Чацкий наполнен высокими думами.

Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я выучил назубок.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

и абсолютно авангардные.

Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

работы над дипломом.

Г) Опоздавший признался, что он проспал.









ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант 1.

В

Б, Г

В, Г

Б

А, В, Г

А, В, Г

А, Б

А, В, Г

Б, В

Вариант 2.

А

Б, В

Б, В

В

Б, В

Б, Г, Д

Б, Г

А, Б, В

Б, В

Вариант 3.

Б

А, Г

А, Г

Б

Б, В, Г

А, Б, В

В, Г

А, В, Г

А, Б

Вариант 4.

А

А, Г

В, Г

В

А, Б, В

А, Г, Д

В, Г

А, В, Г

А, Г

Вариант 5.

А

В, Г

Б, В

А

А, В, Г

А, Б, Г

Б, Г

Б, В, Г

А, Б, Г

Вариант 6.

Б

А, В

Б, Г

А, Г

Б, Г

А, Б, Г

А, В

Б, В, Г

А, В, Г

Вариант 7.

В

Б, Г

В, Г

В, Г

А, В, Г

А, Г, Д

А, В

А, В, Г

Б, В, Г

Вариант 8.

Б


Б, В

А, Б

А

А, Б,В

Б, В,Д

Б, В

А, В Г

А,Г

Вариант 9.

В


Б, В

Б, Г

Б

Б, В

Б, Г,Д

А, В

А, Б,В

А, Г

Вариант 10.

Г

А, Г

Б, Г

В, Г

А, В,Г

А, Б,Г

Б, В

А, Б,В

А, В






36