СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по астрономии»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пензенской области

«Пензенский колледж архитектуры и строительства»




Утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе


__________________/Е.Ф.Ашаева/


«___»__________________20___г.




КОМПЛЕКТ


контрольно-измерительных материалов

по учебной дисциплине


УДб.15. Астрономия


программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих

по профессиям


08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

























г. Пенза

2018 год



Авторы, разработчики:


Баннова О.В.., преподаватель математики

отделения строительства ГАПОУ ПО ПКАС


Содержание


1. Результаты освоения учебной дисциплины

2. Оценка освоения умений и знаний
2.1. Общие положения;
2.2. Типовые задания для текущего контроля успеваемости.
3. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
3.1. Общие положения;

3.2. Типовые задания для итогового контроля успеваемости;

3.3. Критерии оценки.

3.4.Список вопросов для обучающихся по учебной дисциплине.

4. Оборудование по учебной дисциплине.

5. Литература по учебной дисциплине.


Общие положения

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);

  • рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «УДб.15.Астрономия» (одобренной на заседании ПМК естественно- математических дисциплин, протокол №1 от 31.08.2018г.);

  • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессиям СПО: 

08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»

Контрольно-измерительные материалы (далее – КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины: «УДб.15.Астрономия». КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

  1. Результаты освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины: «УДб.15.Астрономия» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС среднего общего образования следующими результатами:

личностными:

  • Л1 сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

  • Л2 устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

  • Л3 умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметными:

  • М1 умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • М2 владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

  • М3 умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценивать ее достоверность;

  • М4 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметными:

  • П1 сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • П2 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • П3 владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • П4 сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

  • П5 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине, предусмотренной учебным планом, является дифференцированный зачет.


2. Оценка освоения умений и знаний

2.1. Общие положения

Предметом оценки освоения учебной дисциплины являются предметные результаты, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Астрономия», направленные на реализацию программы общего образования. Технология оценки – пятибалльная. Спецификация оценочных средств:

  • индивидуальные карточки-задания;

  • тематические таблицы;

  • тематические схемы;

  • контрольные работы (тестирования);

  • сообщения, рефераты, доклады, таблицы, конспекты, кроссворды, (внеаудиторная самостоятельная работа);

  • устный индивидуальный опрос;

  • практические занятия

В процессе аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих результатов обучения:

Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

Основные показатели оценки результатов (на уровне учебных действий)

Форма аттестации (вид задания)

Введение

Л1, М3, М4, П4, П5

УД 1.Умение давать определение и оперировать важнейшими астрономическими понятиями.

УД 2.Проведение самостоятельного поиска астрономической информации с использованием ресурсов Интернета.

УИО


Т

ВСР


ДЗ

Тема 1.История развития астрономии

Л1, Л3, М1, М2, М3, М4, П3, П4, П5, П6

УД 1.Умение давать определение и оперировать важнейшими астрономическими понятиями.

УД 3.Знать смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Кеплера

УД 2. Проведение самостоятельного поиска астрономической информации с использованием ресурсов Интернет.

УД 4.Использование компьютерных технологий для обработки и передачи астрономической информации


ПЗ №1


УИО


ВСР


ДЗ

Тема 2.Устройство Солнечной системы

Л3, М1, М2, М3, М4, П1, П3, П5

УД 5. Объяснение астрономических и физических явлений, наблюдаемых с поверхности Земли так и с космического пространства.

УД 6. Определение расположения небесных тел на небесной сфере. УД 7. Приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах

УД 2. Проведение самостоятельного поиска астрономической информации с использованием ресурсов Интернет. УД 4.Использование компьютерных технологий для обработки и передачи астрономической информации.

ПЗ №2


ПЗ №3



УИО;


ВСР


Т


ДЗ


Тема 3.Строение и эволюция Вселенной

Л1, М1, М2, М3, М4, П1, П2, П3, П4, П5

УД 8.Уметь использовать карту звездного неба для нахождения координат светила. УД 7. Приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах.

УД 2. Проведение самостоятельного поиска астрономической информации с использованием ресурсов Интернет.

УД 4.Использование компьютерных технологий для обработки и передачи астрономической информации.

ПЗ №4


ПЗ№5


УИО


ВСР


Т


ДЗ



Используемые сокращения

ПЗ

Практические занятия

ВСР

Внеаудиторная самостоятельная работа

УИО

Устный индивидуальный опрос

Т

Тест

ДЗ

Дифференцированный зачет











2.2. Типовые задания для текущего контроля успеваемости.
Тест по теме: «Введение»

1.Наука о небесных светилах, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется … 1) Астрофизика 2) Астрография 3) Астрономия 4) Астрометрия

2.Периодичность движения каких небесных тел дал толчок к введению основных единиц счёта времени?

1) Солнца 2) Звёзд 3) Луны 4) Планет

3.Каково значение астрономии?

1) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира

2) формирование научного мировоззрения

3) формирование взглядов на развитие природы

4. Какому учёному принадлежит разработка первого в мире телескопа. Запишите его фамилию.

5. Кто первым доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты? 

1) Коперник 2) Ньютон 3) Аристарх 4) Кеплер 5) Бруно

6. Каким учёным была предложена геоцентрическая система мироустройства? Запишите ответ:

7. Первый человек, побывавший в космосе. Запишите только фамилию.

8. Как называется ближайшая к нам звезда? ОТВЕТ:

9. Раздел астрономии, изучающий движение небесных тел.  1) Среди предложенных ответов нет правильного.

2) Небесная кинематика

3) Небесная динамика

4) Небесная механика

10.Соотнесите названия разделов астрономии с их определениями.

1) раздел астрономии, занимающийся разработкой методов ориентации, определения географического положения наблюдателя, точным измерением времени исходя из астрономических наблюдений.

2) раздел астрономии, в котором в котором Земля выступает в качестве эталона для изучения небесных тел.

3) раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве.

4) раздел астрономии, изучающий происхождение, строение и эволюцию Вселенной как единого целого.

5) Раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие небесных тел и их систем.

А) Космология Б) Космогония В) Практическая астрономия Г) Сравнительная планетология Д) Астрофизика

11. У какого небесного тела числовая характеристика яркости объекта обозначается буквой m? ОТВЕТ:

12. В каком известном созвездии буквенное обозначение, которое, как правило, присваивается в порядке убывания яркости звезды в созвездии, не совпадает?

 1) Малая Медведица 2) Большая медведица 3) Орион

13. Какое количество созвездий было окончательно утверждено в 1922 г. на генеральной ассамблее Международного астрономического союза? Запишите число:

14.Как звали астронома, который первым разделил звёзды по их видимой яркости? 

1) Галилео Галилей

2) Норман Погсон

3) Иоганн Байер

4) Гиппарх Никейский

15. Какая звезда является самой яркой звездой северной полусферы? ОТВЕТ:

16. На флаге какого штата США изображено созвездие Большой Медведицы?

1) Аляска 2) Флорида 3) Техас 4) Гавайи

17.Созвездия – это

 1) определённые участки звёздного неба, разделённые между собой строго установленными границами, с характерной наблюдаемой группировкой звёзд.

2) определённые группы звёзд в определённых участках звёздного неба.

3) определённые участки звёздного неба

4) определённые группы звёзд.

18.Астрономия – это…

1) наука, изучающая звёздное небо

2) фундаментальная наука, которая изучает строение небесных тел и их систем.

3) фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

4) фундаментальная наука, которая изучает строение и движение всей Вселенной в целом.

19. Правда ли, что …

1)Наблюдения - основной источник информации в астрономии

2)Изучая далёкие звёздные системы, мы изучаем их прошлое.

3)Все звёзды вращаются вокруг Земли.

20. Сопоставьте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем мироустройства.

1) Геоцентрическая система мира

 2) Гелиоцентрическая система мира

А. представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты

Б. представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

Ответы:

1) (4 б.) Верный ответ: "звёздная величина".

2) (3 б.) Верные ответы: 2;

3) (4 б.): Верный ответ: 88.;

4) (5 б.): Верный ответ: 40.;

5) (5 б.) Верные ответы: 2; 1; 3;

6) (3 б.) Верные ответы: 4;

7) (3 б.) Верные ответы: "ВЕГА".

8) (3 б.) Верные ответы: Нет; Нет; Да; Нет;

9) (3 б.) Верные ответы: 1;

10) (4 б.) Верные ответы: Да; Нет; Нет; Нет.

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы: 3;

2) (4 б.) Верные ответы: 1; 3;

3) (3 б.) Верные ответы: 2;

4) (4 б.) Верный ответ: "Галилей".

5) (4 б.) Верные ответы: Да; Нет; Нет; Нет; Нет;

6) (5 б.) Верный ответ: "Птолемей".

7) (4 б.) Верный ответ: "Гагарин".

8) (4 б.) Верные ответы: "СОЛНЦЕ".

9) (3 б.) Верные ответы: 4;

10) (5 б.) Верные ответы: 4; 5; 3; 1; 2.

Тест по теме: «Предмет астрономии. Практические основы астрономии»

Текущий тестовый контроль знаний по теме «Предмет астрономии. Практические основы астрономии» проводится с целью проверки уровня усвоенного учебного материала в объеме раздела Рабочей учебной программы

Задание включает 2 варианта по 10 вопросов.

Работа проводится в течение 25 минут.


Критерии оценки:


Оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов

Оценка «4» ставится за 7-8 правильных ответов

Оценка «3» ставится за 5-6 правильных ответов

Оценка «2» ставится за 4 и менее правильных ответов

  1. вариант

  1. Астрономия – это…

а) максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы;

б) наука о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом;

в) наука, изучающая законы строения материи, тел и их систем;

г) наука о материи, ее свойствах и движении, является одной из наиболее древних научных дисциплин.

  1. 1 астрономическая единица равна…

а) 150 млн.км; б) 3,26 св. лет; в) 1 св. год; г) 100 млн. км.

  1. Основным источником знаний о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной, являются…

а) измерения; б) наблюдения; в) опыт; г) расчёты.

  1. В тёмную безлунную ночь на небе можно увидеть примерно

а) 3000 звёзд; б) 2500 звёзд; в) 6000 звёзд; г) 25000 звёзд.

  1. Небесную сферу условно разделили на…

а) 100 созвездий; б) 50 созвездий; в) 88 созвездий; г) 44 созвездия.

  1. К зодикальным созвездиям НЕ относится…

а) Овен; б) Рак; в) Водолей; г) Большой пёс.

  1. Ось мира пересекает небесную сферу в точках, которые называются...

а) зенитом и надиром; б) полюсами мира;

в) точками весеннего и осеннего равноденствия; г) кульминациями.

  1. Плоскость, проходящая через центр небесной сферы и перпендикулярная отвесной линии называется…

а) физическим горизонтом; б) математическим горизонтом; в) поясом зодиака; г) экватором.


  1. Период обращения Луны вокруг Земли относительно звёзд называется…

а) синодическим месяцем; б) лунным месяцем;

в) сидерическим месяцем; г) солнечным месяцем.

  1. Фазы Луны повторяются через….

а) 29,53 суток; б) 27,21 суток; в) 346, 53 суток; г) 24,56 суток.

  1. вариант

  1. Вселенная – это…

а) наука о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом;

б) наука, изучающая законы строения материи, тел и их систем;

в) максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы;

г) наука о материи, ее свойствах и движении, является одной из наиболее древних научных дисциплин.

  1. 1 пк (парсек) равен…

а) 150 млн.км; б) 3,26 св. лет; в) 1 св. год; г) 100 млн. км.

  1. Оптический телескоп, в котором для собирания света используется система линз, называемая объективом, называется…


а) рефлектором; б) рефрактором; в) радиотелескопом; г) Хабблом.


  1. Вся небесная сфера содержит около…

а) 3000 звёзд; б) 2500 звёзд; в) 6000 звёзд; г) 25000 звёзд.

  1. Самые тусклые звёзды (по Гиппарху) имеют…

а) 1 звёздную величину; б) 2 звёздную величину; в) 5 звёздную величину; г) 6 звёздную величину.

  1. Видимый годовой путь центра солнечного диска по небесной сфере, называется…

а) небесным экватором; б) эклиптикой;

в) небесным меридианом; г) поясом зодиака.

  1. Отвесная линия пересекает небесную сферу в двух точках, которые называются…

а) зенитом и надиром; б) полюсами мира;

в) точками весеннего и осеннего равноденствия; г) кульминациями.

  1. Ось видимого вращения небесной сферы называется…

а) отвесной линией; б) экватором; в) осью мира;

г) небесным меридианом.

  1. Промежуток времени между двумя последовательными фазами Луны, называется…

а) синодическим месяцем; б) лунным месяцем;

в) сидерическим месяцем; г) солнечным месяцем.

  1. Луна возвращается к одноименному узлу лунной орбиты через…

а) 29,53 суток; б) 27,21 суток; в) 346, 53 суток;

г) 24,56 суток.

Ответы на вопросы:

  1. вариант


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











б

а

б

а

в

г

б

б

в

а











2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











в

б

б

в

г

б

а

в

а

б













Тест по теме: «История развития астрономии»

Вариант 1.

  1. Кто догадался о том, что Земля имеет форму шара?

а) древние римляне б) египтяне в) греки г) финикийцы

  1. Чему равно среднее расстояние от Земли до Солнца?

а) 150 тыс км б) 150 млн км в) 150 млрд км г) 150 км

  1. Каков примерно радиус Солнца?

а) 700000 км б) 70000 км в) 7000 км г) 700 км

  1. За счет какой энергии Солнце выделяет тепло?

а) химической б) ядерной в) термоядерной г) атомной

  1. У какой планеты земной группы нет атмосферы?

а) Венеры б) Меркурия в) Марса г) Земли

  1. Что такое астероид?

а) зародыш планеты б) осколок планеты

в) остаток планеты г) часть планеты

  1. Из каких химических элементов в основном состоит Солнечная система?

а) из водорода и азота б) гелия и углекислого газа

в) водорода и гелия г) азота и углекислого газа

  1. Какая планета-гигант излучает энергию?

а) Сатурн б) Юпитер в) Уран г) Нептун

  1. Меркурий назван в честь бога…

а) войны б) труда в) торговли г) воды

  1. Есть ли кольца у других планет-гигантов, кроме Сатурна?

а) да б) нет в) не знаю г) может быть

Вариант 2

  1. Чему равно среднее расстояние от Земли до Луны?

а) 38400 км б) 384000 м в) 384000 км г) 3840000 км

  1. Кто предложил гелиоцентрическую систему мира?

а) Галилей б) Ньютон в) Бруно г) Коперник

  1. Какова примерно температура поверхности Солнца?

а) 3000 0С б) 4000 0С в) 5000 0С г) 6000 0С

  1. Каков примерно возраст Солнца?

а) 2-3 млрд. лет б) 3-4 млрд. лет в) 5-6 млрд. лет г) 7-8 млрд. лет

  1. У какой планеты - гиганта больше всех спутником?

а) Нептуна б) Сатурна в) Урана г) Юпитера

  1. В каком штате США расположен крупнейший на Земле метеоритный кратер?

а) Техас б) Аризона в) Юта г) Калифорния

  1. Может ли астероид иметь свой спутник?

а) не знаю б) нет в) да г) может быть

  1. Каково название самой известной кометы?

а) Галиллея б) Галлея в) Галерея г) Галера

  1. Какая единица измерения расстояния, кроме светового года, используется в астрономии?

а) персек б) персей в) парсек г) персик

  1. Марс назван в честь бога…

а) войны б) труда в) торговли г) воды


Тест по теме: «Планеты»

Вариант 1.

1.Какие планеты Солнечной системы входят в группу планет-гигантов?

А. Земля, Марс, Сатурн, Уран Б. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун 

2.Планеты-гиганты характеризуются:

А. небольшими размерами и массой, высокой плотностью, медленным вращением

Б. большими размерами и массой, высокой плотностью, медленным вращением

В. большими размерами и массой, небольшой плотностью, быстрым вращением 

3.Какой спутник является самым крупным в Солнечной системе:

А. Титан Б. Ганимед  В. Луна

4.Что является характерной особенностью Венеры?

A. низкая средняя плотность

Б. обратное осевое вращение 

В. самый большой размер среди планет земной группы

5.Что делает спутник Юпитера Ио уникальным?

А. гигантский кратер Б. действующие вулканы  В. землетрясения и грозы

6. Телескоп необходим для того, чтобы …

А. собрать свет и создать изображение источника. 

Б. собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект.

В. получить увеличенное изображение небесного тела.

7. Созвездие – это…

А. Составленная из звезд фигура мифологического персонажа или животного из древнегреческих мифов и легенд

Б. Участок небесной сферы со строго установленными границами.

В. Группа ярких звезд 

8. Лунное затмение происходит, когда Земля находится на одной линии между Солнцем и полной Луной. Когда можно наблюдать лунное затмение?

А. утром Б. ночью  В. в полдень

9.К отдельному типу «ледяных гигантов» относят:

А.Сатурн и Юпитер Б. Уран и Нептун  В. Юпитер и Уран

Вариант 2.

1. Планеты-гиганты в основном состоят:

А. из силикатов и железа

Б. из водорода и гелия

В.  из углерода и железа

2. Количество известных спутников у планет-гигантов:

А. у Юпитера – 67, у Сатурна – 62, у Урана – 27, у Нептуна – 14 

Б. у Юпитера – 16, у Сатурна – 17, у Урана – 14, у Нептуна – 2

В. у Юпитера – 12, у Сатурна – 10, у Урана – 5, у Нептуна – 2

3.Венера поглощает больше тепла, чем излучает. Как называется этот эффект?

A. теория равновесия Б. парниковый эффект  В. эффект Фарадея

4. У каких планет-гигантов есть кольца

A. у Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна Б.  у Сатурна В. у Сатурна и Урана

5. Масса Юпитера:

A. в 100 раз больше земной Б. в 200 раз больше земной В. в 318 раз больше земной 

6. Астрономия – наука, изучающая …

А. движение и происхождение небесных тел и их систем.

Б.развитие небесных тел и их природу.

В. движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем. 

7. Откуда Солнце и другие звезды черпают свою энергию?

А.из термоядерных реакций  Б. из химических реакций В. из солнечных пятен

8.По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?

А. по ветвям парабол Б. по окружностям В. по эллипсам, близким к окружностям 

9. Из каких химических элементов, в основном, состоят звезды?

А. водород и гелий  Б. гелий и кислород В. азот и гелий


Тест по теме: «Планеты – гиганты и маленький Плутон»

Вариант №1

1. Планетой-гигантом является:

1) Венера; .3) Сатурн; 2) Марс; 4) Плутон.

2. Самая большая планета Солнечной системы — это

1) Нептун; 2) Сатурн; 3) Юпитер; 4) Марс.

3. Самый большой спутник в Солнечной системе:

1) Ганимед; 3) Тритон; 2) Мимас; 4) Миранда.

4 Температура на поверхности планет-гигантов состав­ляет:

1) - 20°С; 3) - 100 °С; 2) + 80°С; 4) - 140 °С

5. В честь древнеримского бога, покровителя земледелия, была названа планета:

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.

6. В честь римского царя всех богов была названа планета:

1) Сатурн; 2) Юпитер; 3) Уран; 4) Нептун.

7. В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:

1) Юпитер; 2) Сатурн; 3) Уран; 4) Плутон.

8. Рекордное число спутников имеет планета:

1) Юпитер; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Сатурн.

Вариант №2

1. Самой удаленной от Солнца планетой Солнечной сис­темы является:

1) Плутон; 2) Уран; 3) Нептун; 4) Юпитер.

2. Большое Красное пятно находится:

1) на Сатурне 2) на Нептуне; 3) на Юпитере; 4) на Уране.

3. Основным газом, образующим планеты-гиганты, явля­ется:

1) кислород 2) водород; 3) углекислый газ; 4) азот.

4. Планетами - «близнецами» являются:

1) Уран и Плутон 2) Нептун и Плутон; 3) Сатурн и Уран; 4) Уран и Нептун.

5. В честь древнеримского бога моря была названа пла­нета:

1) Нептун 2) Уран; 3) Сатурн; 4) Юпитер.

6. Планетой-гигантом является:

1) Венера 2) Марс; 3) Юпитер 4) Земля.

7. В честь греческого божества, владыки подземного ми­ра, была названа планета:

1) Сатурн 2) Плутон; 3) Уран; 4) Нептун.

8. Спутником Нептуна является:

1) Тритон 2) Ио; 3) Ганимед 4) Миранда.


Тест по теме: «Солнце»

1.Приведите три аргумента, в связи с которыми, современные астрономы пристально изучают Солнце?

2.Подберите наиболее подходящий инструмент для следующих работ:

а) Выявление процессов, происходящих в самых горячих активных областях Солнца.

б) Фотографирование короны вне солнечного затмения.

в) Фотографирование видимой поверхности Солнца.

г) Фотографирование Солнца в спектральных линиях, соответствующих определённым элементам.

д) Приём и регистрация солнечных радиоволн.

1. Коронограф; 2. Оптический солнечный телескоп; 3. Радиотелескоп; 4. Спектрогелиограф; 5. Ультрафиолетовый, рентгеновский и гамма – телескопы.

3.Дайте определение астрономической единицы (а. е.).

4.Сделайте рисунок Солнца и укажите корону, хромосферу, фотосферу, зону конвекции и ядро.

5.Укажите солнечные явления, определения которых даны:

а) В фотосфере яркая область, окружающая солнечное пятно, которая появляется на спектрогелиограмме.

б) Светлые фотосферные пятна, которые выглядят как рисовые зёрна.

в) Тёмные, относительно холодные области на яркой фотосфере.

г) Массы яркого газа, как пламя, поднимающиеся на сотни тысяч километров над нимбом Солнца.

д) Огромные, короткоживущие, взрывчатые выбросы света и вещества.

1. Вспышка; 2. Гранулы; 3. Флоккул; 4. Протуберанцы; 5. Пятна;



Ответы:

1.Солнце – источник энергии; единственная близкая звезда; влияет на атмосферу Земли, климат, погоду, энергетические коммуникации и системы связи.

2.а 5; б 1; в 2; г 4; д 3;

3. Астрономическая единица (а. е.) это расстояние от Земли до Солнца.

4.Рисунок.

5.а 3; б 2; в 5; г 4; д 1;


Тест по теме: «Солнце»

  1. вариант

1.По современным научным данным возраст Солнца составляет...

а)2 миллиарда лет б)5 миллиардов лет в)500 миллионов лет г )300 миллионов лет

2.Какова температура поверхности Солнца?

а)3 000 К б)6000 К в)1 000 000 К г)15 000 000 К

3.Самым распространенным элементом на Солнце является...

а) гелий б) водород в) гелия и водорода примерно поровну г) железо

4.Как называется поток ионизированных частиц, истекающий из солнечной короны со скоростью300—1200 км/с в окружающее космическое пространство?

а) протуберанцы б) космические лучи в) солнечный ветер

5.В какой части Солнца протекают термоядерные реакции?

а) в ядре б) в короне в) в протуберанцах6.Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?


а) Хромосфера б) Фотосфера в) Солнечная корона

7.Каково внутреннее строение Солнца?

а) Ядро, кора. Б) Хромосфера, фотосфера, солнечная корона. В) Зона ядерных реакций, зона лучистой энергии, зона конвекции


  1. Что такое активность Солнца? Какова её периодичность?

а) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 1 000 лет.


б) Появление солнечного затмения. Период 100 лет

в) Смена дня и ночи.


г) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 11 лет.


9.Что собой представляет фотосфера? Какова её средняя температура?

а) Это нижний слой солнечной атмосферы, состоящий из ионизированных газов, преимущественно водорода; температура этой плазмы достигает десятков тысяч градусов.


б) Это верхняя часть солнечной атмосферы, состоящая из разреженной плазмы, имеющей температуру около миллиона градусов и являющейся основным источником радиоизлучения.


в) Это видимая поверхность Солнца, излучающая почти всю приходящую к нам энергию; Этот слой имеет температуру 6 000 К, зернистую структуру (гранулы) толщиной примерно 300 км. г) Это ядро, в котором происходят ядерные реакции.


10.Какое действие на Землю оказывает активное Солнце?

а) Появление радуги.

б) Появление магнитных бурь, полярных сияний, воздействий на органическую жизнь. В) Смена дня и ночи.

г) Активность Солнца не влияет на Землю из-за большого расстояния.


  1. вариант


1.Химический состав Солнца - это…

а)…смесь из водорода (70%), гелия (28%), тяжелых элементов (2%)

б)…смесь из кислорода (80%), углекислого газа (28%), тяжелых элементов (2%)

в)…смесь из оксида кремния (50%), углекислого газа (28%), кислорода (12%)

г)…смесь из оксида углерода (50%), свинца (28%), кислорода (12%)

2.Какая температура (предположительно) в центре Солнца?

а)6 000 К б)15 000 000 К в) 4 К г)3000К

3.Каково внутреннее строение атмосферы Солнца?

а)Ядро, кора. б)Хромосфера, фотосфера, солнечная корона. в)Зона ядерных реакций, зона лучистой энергии, зона конвекции.

4.Чему равно ускорение свободного падения на поверхности Солнца?

а)Меньше чем на поверхности Земли в 28 раз и равно 0,35 м/с2.

б)Меньше чем на поверхности Земли в 5 раз и равно 1,96 м/с2.

в)Такое же, как и на поверхности Земли и равно 9,8 м/с2.

г)Больше чем на поверхности Земли в 28 раз и равно 274 м/с2.


5.На каком расстоянии от Земли находится Солнце?

а)15 000 км б)15 000 000 км. в)150 000 000 км г)6 400 км.

6.Найдите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

А. Солнечные

пятна…

1.…это области фотосферы, которые имеют температуру около 4 000 К и внутри которых магнитное поле сильнее в несколько тысяч раз, чем в остальных слоях фотосферы.

2.…это непрерывный поток частиц (протонов, ядер гелия, ионов, электронов)из солнечной короны в межпланетное пространство.

3.…это гигантские плазменные выступы или арки, опирающиеся на хромосферу и простирающиеся в корону

Б. Солнечный ветер

А-______ Б-________

7.Что такое активность Солнца? Какова её периодичность?

а) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 1 000 лет.


б) Образование на Солнце большого количества пятен, факелов, вспышек. Солнечная активность повторяется с периодом 11 лет.

в) Смена дня и ночи.

г) Появление солнечного затмения. Период 100 лет

8.Что такое зона конвекции?

а) Слой, через который тепловая энергия переносится лучистой энергией.

б) Слой, в котором происходит вертикальное перемешивание раскаленного газ

в) Слой, в котором возникает и переносится лучистая энергия.

г) Слой, в котором происходят термоядерные реакции.

9.Какова причина излучения Солнцем огромной энергии?

а) Цепная ядерная реакция урана. б) Реакция термоядерного синтеза - образование гелия из водорода.

в) Горение кислорода. г) Горение углерода.

10.К какому спектральному классу относится Солнце?

а) A б) F в) G г) M

Тест по теме: «Строение Солнечной системы»


Задание включает 1 варианта по 10 вопросов.

Работа проводится в течение 15 минут.

Критерии оценки:


Оценка «5» ставится за 8-10 правильных ответов

Оценка «4» ставится за 7 правильных ответов

Оценка «3» ставится за 5-6 правильных ответов

Оценка «2» ставится за 4 и менее правильных ответов


  1. вариант

1.Самая большая планета солнечной системы

А. Марс Б. Земля В. Уран Г. Юпитер

  1. Самая маленькая планета Солнечной системы

А. Нептун Б. Марс В. Меркурий Г. Сатурн.

  1. Карликовые планеты

А. Меркурий, Венера, Марс Б. Плутон, Эрида, Хаумеда

  1. Самая горячая планета Солнечной системы

А. Венера Б. Юпитер В. МарсГ. Сатурн

5.Почему хвост кометы направлен от Солнца?

А. Под действием давления солнечного ветра и солнечного света часть газов отталкиваются в сторону, противоположную Солнцу, образуя хвост кометы.

Б. Под действием притяжения к планетам Солнечной системы.

6.Метеоры это

А. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твёрдые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью

Б. Метеороиды размерами от сантиметров до десятков метров, двигавшиеся в межпланетном пространстве и затем упавшие на Землю.

В. Небольшие обесформенные тела, которые движутся вокруг Солнца на расстояниях 2,3 – 3,3 а.е.

Г. Небесные объекты, получившие название хвостатая или косматая звезда

  1. Астероиды это

А. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твёрдые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью

Б. Метеороиды размерами от сантиметров до десятков метров, двигавшиеся в межпланетном пространстве и затем упавшие на Землю.

В. Небольшие бесформенные тела, которые движутся вокруг Солнца на расстояниях 2,3 – 3,3 а.е.

Г. Небесные объекты, получившие название хвостатая или косматая звезда


  1. Метеориты это

А. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твёрдые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью

Б. Метеороиды размерами от сантиметров до десятков метров, двигавшиеся в межпланетном пространстве и затем упавшие на Землю.

В. Небольшие бесформенные тела, которые движутся вокруг Солнца на расстояниях 2,3 – 3,3 а.е.

Г. Небесные объекты, получившие название хвостатая или косматая звезда


  1. Кометы это

А. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твёрдые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью

Б. Метеороиды размерами от сантиметров до десятков метров, двигавшиеся в межпланетном пространстве и затем упавшие на Землю.

В. Небольшие бесформенные тела, которые движутся вокруг Солнца на расстояниях 2,3 – 3,3 а.е.

Г. Небесные объекты, получившие название хвостатая или косматая звезда.

  1. Какие физические процессы привели к пространственному разделению на планеты земной группы и планеты-гиганты.

Ответы на вопросы тестового задания


  1. вариант


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











г

в

б

а

а

а

в

б

г













Тест по теме: «Природа тел Солнечной системы»


  1. Телескопы для наблюдений в световых лучах называются

А. Оптическими Б. Радиотелескопами


  1. Телескопы для приёма радиоволн называют

А. Оптическими Б. Радиотелескопами

3.Какова температура в центре Солнца

А.6000К Б.4×106 К В.14×106К

4.Что является источником энергии Солнца

А. Термоядерные реакции синтеза лёгких ядер

Б. Ядерные реакции химических элементов

В. Химические реакции

5.Самую низкую температуру поверхности имеют

А. Голубые звёзды Б. Жёлтые звёзды В. Красные звёзды Г. Белые звёзды.

  1. Жёлтые звёзды типа Солнца имеют температуру поверхности около

А.3000К Б.6000К В.20000К Г.10800К

  1. К какой группе звёзд относится Капелла, если ёё светимость L= 220L0, а температурой 5000К?

А.К главной последовательности

Б. К красным гигантам

В.К сверхгигантам

Г. К белым карликам

8.Пульсар – это

А. Быстро вращающаяся звезда типа Солнца

Б. Быстро вращающийся красный гигант

В. Быстро вращающаяся нейтронная звезда

Г. Быстро вращающийся белый карлик

  1. Какие наблюдения подтвердили протекание термоядерных реакций синтеза гелия из водорода в солнечном ядре?

А. Наблюдение солнечного ветра

Б. Наблюдение солнечных пятен

В. Наблюдение рентгеновского излучения Солнца.

Г. Наблюдение потока солнечных нейтрино.

  1. В каких звёздах образуются химические элементы вплоть до железа?

А.В звёздах спектральных классов О и В главной последовательности.

Б. В красных гигантах и сверхгигантах.

В.В нейтронных звёздах.

Г. В белых карликах.


Ответы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











а

б

в

а

в

б

б

в

г

б












Тест по теме: «Млечный путь. Галактики»


Критерии оценки:


Оценка «5» ставится за 6-7 правильных ответов

Оценка «4» ставится за 5 правильных ответов

Оценка «3» ставится за 3-4 правильных ответов

Оценка «2» ставится за 2 и менее правильных ответов

  1. вариант

1.Нашу Галактику можно представить в виде

А. гигантского звёздного шара.

Б. Гигантской сплюснутой системы звёзд

В. Гигантской бесформенной совокупности звёзд.

Г. Гигантского сплюснутого диска из звёзд, газа и пыли, образующих спирали.

  1. Диаметр Галактики равен примерно

А. 10кпк Б. 100000св.лет В. 1 000 000а.е. Г. 2×106 св. лет.

  1. Где в Галактике расположено Солнце?

А. В центре Галактики.

Б. На периферии Галактики

В. На расстоянии примерно 8 кпк от центра

Г.На расстоянии примерно 150 000 св. лет от центра.

4. Какой массивный объект находится в центре Млечного Пути?

А. Плотное скопление звёзд.

Б. Плотное газопылевое облако

В. Нет ничего необычного

Г.Массивная чёрная дыра.

5. Наша Галактика

А. Эллиптическая Б. Неправильная В. Спиральная Г. Активная

6. Туманность Андромеды

А. Эллиптическая Б. Неправильная В. Спиральная Г. Активная

7.С1. Красное смещение галактики равно 0,1. На каком расстоянии она находится?

Ответы:




1

2

3

4

5

6

7









Iвар

г

б

в

г

в

в











Тест к теме «Астронометрия» и «Небесная механика»

Задание включает 1 вариант по 9 вопросов.


Работа проводится в течение 15 минут.


Критерии оценки:


Оценка «5» ставится за 8-9 правильных ответов

Оценка «4» ставится за 6-7 правильных ответов

Оценка «3» ставится за 4-5 правильных ответов

Оценка «2» ставится за 3 и менее правильных ответов


  1. вариант


1. Световой год это

А. Путь, который свет проходит за один год.

Б. Проекция земного экватора на небесную сферу.

В.Среднее расстояние от Земли до Солнца.


  1. В настоящее время в космическом пространстве работает российская космическая обсерватория:

А. Гамма телескоп имени Ферми

Б. РадиоАстрон

В. Телескоп Хаббла


  1. От чего зависит звёздная величина?

А. От расположения на небосводе. Б. От яркости их блеска. В. От положения звёзд относительно друг друга.

  1. Эклиптика это:

А. 12 зодиакальных созвездий, через которые проходит годичный путь Луны.

Б. 12 зодиакальных созвездий, через которые проходит годичный путь Земли.

В. 12 зодиакальных созвездий, через которые проходит годичный путь Солнца.

  1. Что такое небесный экватор и небесный меридиан.

А. Проекция земного экватора на небесную сферу и большой круг небесной сферы, который проходит через зенит и полюсы мира.

Б. Большой круг небесной сферы, который проходит через зенит и полюсы мира и проекция земного экватора на небесную сферу.

  1. Что такое сидерический месяц?

А. Промежуток времени равен периоду обращения Луны вокруг Земли.

Б. Интервал времени между двумя последовательными новолуниями.

  1. Что такое синодический месяц

А. Промежуток времени равен периоду обращения Луны вокруг Земли.

Б. Интервал времени между двумя последовательными новолуниями.

  1. В основе лунного календаря лежит

А. Синодический месяц. Б. Сидерический месяц

  1. В чём состоит отличие юлианского календаря от григорианского?


Ответы:


  1. вариант



1

2

3

4

5

6

7

8

9










а

б

б

в

а

а

б

а













  1. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине

3.1 Общие положения

Итоговый контроль освоения учебной дисциплины осуществляется при проведении дифференцированного зачета. Зачет проводится в рамках учебных часов, выделенных на изучение дисциплины.

Зачет по учебной дисциплине проводится с учетом результатов текущего контроля. Зачет проводится в письменной форме. Обучающиеся получают заранее подготовленные проштампованные листы, оформляют титульный лист работы. Затем следует короткий инструктаж, в ходе которого обращается внимание обучающихся на количество заданий, на необходимость распределения времени на их выполнение, оформление. Задания рекомендуется выполнять по порядку. При проведении зачета обучающимся предоставляется право пользоваться справочной литературой.

3.2 Типовые задания для итогового контроля успеваемости

Проверочная контрольная работа (Тест)

Вариант № 1

1. Наука о небесных светилах, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия

4. Другой ответ

2.Гелиоцентричную модель мира разработал …

1. Хаббл Эдвин

2. Николай Коперник

3. Тихо Браге

4. Клавдий Птолемей

3.К планетам земной группы относятся …

1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

4.Вторая от Солнца планета называется …

1. Венера

2. Меркурий

3. Земля

4. Марс

5. Межзвездное пространство …

1. не заполнено ничем

2. заполнено пылью и газом

3.заполнено обломками космических аппаратов

4. другой ответ.

6. Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …

1. Часовой угол

2. Горизонтальный параллакс

3. Азимут

4. Прямое восхождение

7. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

2. Парсек

3. Световой год

4. Звездная величина

8. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. точка юга

2. точка севера

3. зенит

4. надир

9. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

 1.Часовой угол и склонение

 2. Прямое восхождение и склонение

 3. Азимут и склонение

 4. Азимут и высота

11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. эклиптика

12. Линия вокруг которой вращается небесная сфера называется

1.ось мира

 2. вертикаль

    3. полуденная линия

    4. настоящий горизонт

13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100

    1. Телец

    2. Возничий

    3. Заяц

    4. Орион

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

   1. Перигелий

   2. Афелий

   3. Прецессия

   4. Нет правильного ответа

15. Главных фаз Луны насчитывают …

1. две

2. четыре

3. шесть

 4.восемь

16. Угол, который отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила называют …

1. Азимут

2. Высота

    3. Часовой угол

    4. Склонение

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

    

1.Рефлекторный

2.Рефракторный

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа.

19.Установил законы движения планет …

1. Николай Коперник

2. Тихо Браге

3. Галилео Галилей

4.Иоганн Кеплер

20.К планетам-гигантам относят планеты …

1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

     



Вариант № 2

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

 4. Другой ответ

2.Геоцентричную модель мира разработал …

1. Николай Коперник

2. Исаак Ньютон

3. Клавдий Птолемей

4. Тихо Браге

3. Состав Солнечной системы включает …

1. восемь планет.

2. девять планет

3. десять планет

4. семь планет

4. Четвертая от Солнца планета называется …

1. Земля

2. Марс

3. Юпитер

4. Сатурн

5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющий собственное название, называется …

1. Небесная сфера

2. Галактика

3. Созвездие

 4. Точка зрения

6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты называется …

1. Годовой параллакс

2. Горизонтальный параллакс

3. Часовой угол

4. Склонение

7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точка севера

3. точка юга

4.зенит

8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

   

1.Солнечные сутки

 2. Звездные сутки

  3. Звездный час

  4. Солнечное время

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

1. звездная величина

2. яркость

3. парсек

4.светимость

11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Часовой угол и склонение

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350

    1. Козерог

    2. Дельфин

    3. Стрела

    4. Лебедь

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

   1. 11 созвездий

   2. 12 созвездий

   3. 13 созвездий

   4. 14 созвездий

14. Затмение Солнца наступает …

   1. если Луна попадает в тень Земли.

   2. если Земля находится между Солнцем и Луной

   3. если Луна находится между Солнцем и Землей

   4. нет правильного ответа.

15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …

    1. первый закон Кеплера

    2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …

    1. Солнечным

    2. Лунно-солнечным

    3. Лунным

    4. Нет правильного ответа.

17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало называют …

    1.Рефлекторный

    2.Рефракторный

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа

18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов называется …

   1.Радиоинтерферометр

   2.Радиотелескоп

   3.Детектор

   4. Нет правильного ответа


19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

4. Другой ответ

20. Закон всемирного тяготения открыл …

1. Галилео Галилей

2. Хаббл Эдвин

3. Исаак Ньютон

4. Иоганн Кеплер


Проверочный тест по предмету

Вариант № 1

1.Наука о небесных светилах, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …

1. Астрометрия

2. Астрофизика

3. Астрономия

4. Другой ответ

2.Гелиоцентричную модель мира разработал …

1. Хаббл Эдвин

2. Николай Коперник

3. Тихо Браге

4. Клавдий Птолемей

3.К планетам земной группы относятся …

1. Меркурий, Венера, Уран, Земля

2. Марс, Земля, Венера, Меркурий

3. Венера, Земля, Меркурий, Фобос

4. Меркурий, Земля, Марс, Юпитер

4.Второй от Солнца планета называется …

1. Венера

2. Меркурий

3. Земля

4. Марс

5.Межзвездное пространство …

1. не заполнено ничем

2. заполнено пылью и газом

3.заполнено обломками космических аппаратов

4. другой ответ.

6.Угол между направлением на светило с какой-либо точки земной поверхности и направлением из центра Земли называется …

1. Часовой угол

2. Горизонтальный параллакс

3. Азимут

4. Прямое восхождение

7.Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

1. Астрономическая единица

2. Парсек

3. Световой год

4. Звездная величина

8.Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. точка юга

2. точка севера

3. зенит

4. надир

9.Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. настоящий горизонт

10. Первая экваториальная система небесных координат определяется …

 1.Годинний угол и склонение

 2. Прямое восхождение и склонение

 3. Азимут и склонение

 4. Азимут и высота

11. Большой круг, по которому цент диска Солнца совершает свой видимый летний движение на небесной сфере называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4. эклиптика

12. Линия, вокруг которой вращается небесная сфера называется

  1. ось мира

 2. вертикаль

   3. полуденная линия

   4. настоящий горизонт

13. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 5h 20m, δ = + 100

    1. Телец

    2. Возничий

    3. Заяц

    4. Орион

14. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется …

   1. Перигелий

   2. Афелий

   3. Прецессия

   4. Нет правильного ответа

15. Главных фаз Луны насчитывают …

1. две

2. четыре

   3. шесть

   4.восемь



16. Угол, который, отсчитывают от точки юга S вдоль горизонта в сторону заката до вертикала светила, называют …

1. Азимут

2. Высота

    3. Часовой угол

    4. Склонение

17. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение …

1. первый закон Кеплера

2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера



18.Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз называют …

    

1.Рефлекторним

2.Рефракторним

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа.

19.Установил законы движения планет …

1. Николай Коперник

2. Тихо Браге

3. Галилео Галилей

4.Иоганн Кеплер



20.К планетам-гигантам относят планеты …

1. Фобос, Юпитер, Сатурн, Уран

2. Плутон, Нептун, Сатурн, Уран

3. Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер

4. Марс, Юпитер, Сатурн, Уран

     



Вариант № 2

1. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

 4. Другой ответ

2.Геоцентричну модель мира разработал …

1. Николай Коперник

2. Исаак Ньютон

3. Клавдий Птолемей

4. Тихо Браге

3. Состав Солнечной системы включает …

1. восемь планет.

2. девять планет

3. десять планет

4. семь планет

4. Четвертая от Солнца планета называется …

1. Земля

2. Марс

3. Юпитер

4. Сатурн

5. Определенный участок звездного неба с четко очерченными пределами, охватывающий все принадлежащие ей светила и имеющий собственное название, называется …

1. Небесной сферой

2. Галактикой

3. Созвездие

 4. Группа зрение

6. Угол, под которым из звезды был бы виден радиус земной орбиты, называется …

1. Годовой параллакс

2. Горизонтальный параллакс

3. Часовой угол

4. Склонение

7. Верхняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется …

1. надир

2. точка севера

3. точка юга

4.зенит

8 Большой круг, проходящий через полюса мира и зенит, называется …

1. небесный экватор

2. небесный меридиан

3. круг склонений

4.настоящий горизонт

9. Промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия называется …

   

  1. Солнечные сутки

 2. Звездные сутки

   3. Звездный час

   4. Солнечное время

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям, называется …

1. звездная величина

2. яркость

3. парсек

4.светимость

11. Вторая экваториальная система небесных координат определяется …

   1.Годинний угол и склонение

   2. Прямое восхождение и склонение

   3. Азимут и склонение

   4. Азимут и высота

12. В каком созвездии находится звезда, имеет координаты α = 20h 20m, δ = + 350

    1. Козерог

    2. Дельфин

    3. Стрела

    4. Лебедь

13. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди …

   1. 11 созвездий

   2. 12 созвездий

   3. 13 созвездий

   4. 14 созвездий

14. Затмение Солнца наступает …

   1. если Луна попадает в тень Земли.

   2. если Земля находится между Солнцем и Луной

   3. если Луна находится между Солнцем и Землей

   4. нет правильного ответа.

15. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение …

    1. первый закон Кеплера

    2. второй закон Кеплера

    3. третий закон Кеплера

    4. четвертый закон Кеплера

16. Календарь, в котором подсчету времени ведут за изменением фаз Луны называют …

    1. Солнечным

    2. Лунно-солнечным

    3. Лунным

    4. Нет правильного ответа.

17.Телескоп, у которого объектив представляет собой вогнутое зеркало, называют …

    1.Рефлекторним

    2.Рефракторним

   3. менисковый

   4. Нет правильного ответа

18. Система, которая объединяет несколько радиотелескопов, называется …

   1.Радиоинтерферометром

   2.Радиотелескопом

   3.Детектором

   4. Нет правильного ответа





19. Наука, изучающая строение нашей Галактики и других звездных систем называется …

1. Астрометрия

2. Звездная астрономия

3. Астрономия

4. Другой ответ

20. Закон всемирного тяготения открыл …

1. Галилео Галилей

2. Хаббл Эдвин

3. Исаак Ньютон

4. Иоганн Кеплер



Ответы

Вариант №1 Вариант №2

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

3

1

3

2

2

2

3

3

2

3

1

4

1

4

2

5

2

5

3

6

2

6

1

7

2

7

4

8

4

8

4

9

1

9

2

10

1

10

4

11

4

11

1

12

1

12

4

13

4

13

3

14

1

14

3

15

2

15

1

16

1

16

3

17

3

17

2

18

2

18

1

19

4

19

3

20

3

20

3


Критерии оценок


Каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом. Таким образом, максимальное количество первичных баллов, которое можно получить при выполнении теста – 20.




«2»

Выполнено мене 70% задания

Набрано менее 14 баллов

«3»

Выполнено70-80% задания

Набрано 14-15 баллов

«4»

Выполнено 80-90%задания

Набрано 16-17 баллов


«5»

Выполнено более 90% задания

Набрано 18 баллов и более


3.4. Список вопросов для обучающихся по учебной дисциплине.

Введение

1.Астрономия, ее связь с другими науками.

2.Практическое применение астрономических исследований.

3.История развития отечественной космонавтики.

4.Достижения современной космонавтики

Тема 1. История развития астрономии

5.Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук».

6.Космология Аристотеля.

7.Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма.

9.Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей)

10.Оптическая астрономия.

11.Изучение околоземного пространства.

Тема 2. Устройство Солнечной системы

12. Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения)

13.Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы)

14.Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

15.Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

16.Астероиды и метеориты. Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса. Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

17.Понятие об астероидно-кометной опасности

18.Исследования Солнечной системы.

19.Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет.

20.Новые научные исследования Солнечной системы

Тема 3.Строение и эволюция Вселенной

21.Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины).

22. Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности).

23. Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд).

24. Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд.

25. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

26. Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля).

27. Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней

28. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики.

29. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.

30. Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет)

31. Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).




4.Оборудование по учебной дисциплине

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия», входят:


№ п/п

Оборудование учебного кабинета

Технические средства обучения

1

посадочные места обучающихся

Компьютер и интерактивная доска

2

рабочее место преподавателя;

экранно-звуковые пособия: видеофильмы, презентации со слайдами

3

рабочая классная доска


4

магнитная доска


5

опорные конспекты раздаточный материал.






5. Литература по учебной дисциплине.

Основные источники:

  1. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2018.


Дополнительные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций – М.: Дрофа,2017.

  2. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2018.

  3. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций под редакцией Т.С.Фещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

  4. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение,2018.

  5. Куликовский П.С. Справ. любителя астрономии. -М. : Либроком,2013.


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.fipi.ru/;

  2. http://www.astronet.ru;

  3. http://www.sai.msu.ru;

  4. http://www.izmiran.ru;

  5. http://www.sai.msu.su/EAAS;

  6. http://www.myastronomy.ru;

  7. http://www.krugosvet.ru;

  8. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclop