СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по астрономии

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по астрономии»

17


Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОБПОУ

«Липецкий машиностроительный

колледж»

_________________ А.М. Гончаров

«___» ________________ 2022 г.










Комплект контрольно-измерительных материалов

ОУД.09 АСТРОНОМИЯ



Профиль обучения: технологический























Липецк, 2022


ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО ЦК ООД зам. директора по УР

________Г.И. Дымова ________Ю.А Гуськова

протокол № ___________ «____»_____________2022

«__» _____________2022 г.















Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»



Разработчик: Макашова Л. С., преподаватель ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»






















СОДЕРЖАНИЕ

I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов


  1. Область применения…………………………………………….…......4


  1. Объекты оценивания – результаты освоения УД ……………………4


  1. Формы контроля и оценки результатов освоения УД……………….5


  1. Система оценивания комплекта КИМ текущего контроля и .………7


промежуточной аттестации



II. Промежуточная аттестация по УД


Спецификация дифференцированного зачета………………………………...8











































Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

  1. Область применения

Комплект контрольно - измерительных материалов (КИМ) предназначен для проверки результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия образовательной программы среднего профессионального образования

по специальности: профиль обучения: технологический


  1. Объекты оценивания – результаты освоения МДК

КИМ позволяет оценить следующие результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в соответствии с ФГОС:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;


уметь:

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.




3. Формы контроля и оценки результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и формирующихся общих и профессиональных компетенций в рамках освоения УД.

В соответствии с учебным планом специальности:


для специальностей универсального профиля


рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предусматривается текущий и промежуточный контроль.


Формы текущего контроля

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

Текущий контроль результатов освоения учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой и календарно- тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:

- выполнение и защита практических работ,

- проверка выполнения самостоятельной работы,


Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, тестирование по темам отдельных занятий.

Выполнение и защита практических работ. Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы студенты приобретают умения предусмотренные рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия», учатся использовать формулы, и применять различные методики расчета, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.

Перечень практических работ:

1. Звёздное небо

2. Небесная сфера

3. Небесная механика

4. Законы Кеплера

5. Солнечная система

6. Система Земля-Луна

7. Общие характеристики планет и малых тел

8. Исследование электромагнитного излучения небесных тел

9. Спектральный анализ в астрономии

10. Солнце как звезда

11. Основные характеристики звёзд

12. Двойные звезды. Масса звезд. Эволюция звезд

13. Звёздные системы — галактики

Проверка выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа направлена на самостоятельное освоение и закрепление студентами практических умений и знаний.

Самостоятельная подготовка студентов по общеобразовательной учебной дисциплине «Астрономия» предполагает следующие виды и формы работы:

- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

- Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.

- Работа со справочной литературой и нормативными материалами.

- Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.

- Подготовка к контролю и дифференцированному зачету;

- Оформление презентаций по заданной преподавателем теме.

Задания на выполнение самостоятельной работы представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.

Вопросы для устного опроса, примеры задач по темам отдельных занятий представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов


4. Система оценивания КИМ текущего контроля и промежуточной аттестации.

При оценивании практической и самостоятельной работы студента учитывается следующее:

  • качество выполнения практической работы;

  • качество оформления отчета по практической работе;

  • качество письменных и устных ответов.


Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.

«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

























II. Промежуточная аттестация


Спецификация

дифференцированного зачета по Астрономии

1. Назначение дифференцированного зачета – оценить уровень подготовки студентов по Астрономии с целью установления их готовности к дальнейшему усвоению ОПОП специальности:


для специальностей универсального профиля

2. Содержание дифференцированного зачета определяется в соответствии с ФГОС специальности.


3. Принципы отбора содержания дифференцированного зачета:

Ориентация на требования к результатам освоения Астрономии представленным в соответствии с ФГОС СПО специальности и рабочей программой Астрономия.

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;


уметь:

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.



4. Структура дифференцированного зачета:

4.1 Дифференцированный зачет состоит из обязательной части, которая содержит по 3 вопроса.

4.2 Задания (вопросы) контроля предлагаются в традиционной форме.

5. Система оценивания дифференцированного зачёта:

Каждый вопрос оценивается в 2 балла. За правильный ответ присуждается 2 балла. За неправильный ответ или его отсутствие ставиться 0 баллов. Оценка получается простым сложением баллов. Округление производить по правилам математики.

Критерии оценки:

оценка «5» - 6 баллов

оценка «4» - 4 балла

оценка «3» - 2 балла

Итоговая оценка за зачет определяется как средний балл по всем вопросам.


Вопросы к зачету:

  1. Предмет астрономии

  2. Цели и задачи астрономии

  3. Роль астрономии в развитии цивилизации

  4. Геоцентрическая система мира

  5. Гелиоцентрическая система мира

  6. Методы познания в астрономии

  7. История развития отечественной космонавтики и ее достижения

  8. Первый искусственный спутник Земли

  9. Первый космический полет человека

  10. Особые точки небесной сферы

  11. Экваториальная система координат

  12. Горизонтальная система координат

  13. Определение небесного экватора, прямое восхождение , склонение высоты, азимута, нижней и верхней кульминаций..

  14. Понятие планеты

  15. Прямое, попятное, петлеобразное движение планет.

  16. Эклиптика.

  17. Движение и фазы Луны

  18. Солнечные и лунные затмения

  19. Синодический и сидерический месяц

  20. Звездное и солнечное время.

  21. Лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.

  22. Особые точки небесной сферы

  23. Экваториальная система координат

  24. Горизонтальная система координат

  25. Определение небесного экватора, прямое восхождение , склонение высоты, азимута, нижней и верхней кульминаций..

  26. Понятие планеты

  27. Прямое, попятное, петлеобразное движение планет.

  28. Эклиптика.

  29. Движение и фазы Луны

  30. Солнечные и лунные затмения

  31. Синодический и сидерический месяц

  32. Звездное и солнечное время.

  33. Лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.

  34. Особые точки небесной сферы

  35. Экваториальная система координат

  36. Горизонтальная система координат

  37. Определение небесного экватора, прямое восхождение , склонение высоты, азимута, нижней и верхней кульминаций..

  38. Понятие планеты

  39. Прямое, попятное, петлеобразное движение планет.

  40. Эклиптика.

  41. Движение и фазы Луны

  42. Солнечные и лунные затмения

  43. Синодический и сидерический месяц

  44. Звездное и солнечное время.

  45. Лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.

  46. Излучение небесных тел

  47. Оптические телескопы: их устройство и принцип действия

  48. Спектральный анализ.

  49. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана- Больцмана

  50. Солнце и его основные характеристики

  51. Строение Солнца

  52. Солнечная активность

  53. Основные характеристики звезд

  54. Внутреннее строение звезд

  55. Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры.

  56. Двойные, кратные и переменные звезды

  1. Понятие Галактики

  2. Понятие Млечного пути

  3. Газовые туманности

  4. Рассеянные звездные скопления

  5. Шаровые звездные скопления

  1. Космические лучи в Галактике

  2. Классификация Галактик. Характеристика каждой из них

  3. Красное смещение в спектрах Галактик.

  4. Темная материя

  5. Активные Галактики. Квазары.

  6. Скопление Галактик

  7. Эволюция Вселенной.

  8. Расширяющаяся Вселенная.

  9. Реликтовое излучение

















































ЛИТЕРАТУРА


Чаругин В. М. Астрономия 10-11 классы, Просвящение. – М., 2018

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия 11, Дрофа. – М., 2017

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках

к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Интернет- ресурсы

www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).

www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).

www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).

www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).