17
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОБПОУ
«Липецкий машиностроительный
колледж»
_________________ А.М. Гончаров
«___» ________________ 2022 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов
ОУД.09 АСТРОНОМИЯ
Профиль обучения: технологический
Липецк, 2022
ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО ЦК ООД зам. директора по УР
________Г.И. Дымова ________Ю.А Гуськова
протокол № ___________ «____»_____________2022
«__» _____________2022 г.
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
Разработчик: Макашова Л. С., преподаватель ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
I Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов | |
Область применения…………………………………………….…......4 | |
Объекты оценивания – результаты освоения УД ……………………4 | |
Формы контроля и оценки результатов освоения УД……………….5 | |
Система оценивания комплекта КИМ текущего контроля и .………7 | |
промежуточной аттестации | |
II. Промежуточная аттестация по УД | |
Спецификация дифференцированного зачета………………………………...8 | |
Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
Область применения
Комплект контрольно - измерительных материалов (КИМ) предназначен для проверки результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия образовательной программы среднего профессионального образования
по специальности: профиль обучения: технологический |
Объекты оценивания – результаты освоения МДК
КИМ позволяет оценить следующие результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в соответствии с ФГОС:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
3. Формы контроля и оценки результатов освоения
Контроль и оценка результатов освоения – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений и формирующихся общих и профессиональных компетенций в рамках освоения УД.
В соответствии с учебным планом специальности:
для специальностей универсального профиля
рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предусматривается текущий и промежуточный контроль.
Формы текущего контроля
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.
Текущий контроль результатов освоения учебной дисциплины в соответствии с рабочей программой и календарно- тематическим планом происходит при использовании следующих форм контроля:
- выполнение и защита практических работ,
- проверка выполнения самостоятельной работы,
Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, тестирование по темам отдельных занятий.
Выполнение и защита практических работ. Практические работы проводятся с целью усвоения и закрепления практических умений и знаний. В ходе практической работы студенты приобретают умения предусмотренные рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия», учатся использовать формулы, и применять различные методики расчета, анализировать полученные результаты и делать выводы, опираясь на теоретические знания.
Перечень практических работ:
1. Звёздное небо
2. Небесная сфера
3. Небесная механика
4. Законы Кеплера
5. Солнечная система
6. Система Земля-Луна
7. Общие характеристики планет и малых тел
8. Исследование электромагнитного излучения небесных тел
9. Спектральный анализ в астрономии
10. Солнце как звезда
11. Основные характеристики звёзд
12. Двойные звезды. Масса звезд. Эволюция звезд
13. Звёздные системы — галактики
Проверка выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа направлена на самостоятельное освоение и закрепление студентами практических умений и знаний.
Самостоятельная подготовка студентов по общеобразовательной учебной дисциплине «Астрономия» предполагает следующие виды и формы работы:
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
- Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме.
- Работа со справочной литературой и нормативными материалами.
- Оформление отчетов по практическим работам, и подготовка к их защите.
- Подготовка к контролю и дифференцированному зачету;
- Оформление презентаций по заданной преподавателем теме.
Задания на выполнение самостоятельной работы представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов.
Вопросы для устного опроса, примеры задач по темам отдельных занятий представлены в методических рекомендациях по организации и проведению самостоятельной работы студентов
4. Система оценивания КИМ текущего контроля и промежуточной аттестации.
При оценивании практической и самостоятельной работы студента учитывается следующее:
качество выполнения практической работы;
качество оформления отчета по практической работе;
качество письменных и устных ответов.
Каждый вид работы оценивается по 5-ти бальной шкале.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения. Оценка «5» (отлично) предполагает грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если студент полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности, в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
II. Промежуточная аттестация
Спецификация
дифференцированного зачета по Астрономии
1. Назначение дифференцированного зачета – оценить уровень подготовки студентов по Астрономии с целью установления их готовности к дальнейшему усвоению ОПОП специальности:
для специальностей универсального профиля
2. Содержание дифференцированного зачета определяется в соответствии с ФГОС специальности.
3. Принципы отбора содержания дифференцированного зачета:
Ориентация на требования к результатам освоения Астрономии представленным в соответствии с ФГОС СПО специальности и рабочей программой Астрономия.
знать/понимать:
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
4. Структура дифференцированного зачета:
4.1 Дифференцированный зачет состоит из обязательной части, которая содержит по 3 вопроса.
4.2 Задания (вопросы) контроля предлагаются в традиционной форме.
5. Система оценивания дифференцированного зачёта:
Каждый вопрос оценивается в 2 балла. За правильный ответ присуждается 2 балла. За неправильный ответ или его отсутствие ставиться 0 баллов. Оценка получается простым сложением баллов. Округление производить по правилам математики.
Критерии оценки:
оценка «5» - 6 баллов
оценка «4» - 4 балла
оценка «3» - 2 балла
Итоговая оценка за зачет определяется как средний балл по всем вопросам.
Вопросы к зачету:
Предмет астрономии
Цели и задачи астрономии
Роль астрономии в развитии цивилизации
Геоцентрическая система мира
Гелиоцентрическая система мира
Методы познания в астрономии
История развития отечественной космонавтики и ее достижения
Первый искусственный спутник Земли
Первый космический полет человека
Особые точки небесной сферы
Экваториальная система координат
Горизонтальная система координат
Определение небесного экватора, прямое восхождение , склонение высоты, азимута, нижней и верхней кульминаций..
Понятие планеты
Прямое, попятное, петлеобразное движение планет.
Эклиптика.
Движение и фазы Луны
Солнечные и лунные затмения
Синодический и сидерический месяц
Звездное и солнечное время.
Лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.
Особые точки небесной сферы
Экваториальная система координат
Горизонтальная система координат
Определение небесного экватора, прямое восхождение , склонение высоты, азимута, нижней и верхней кульминаций..
Понятие планеты
Прямое, попятное, петлеобразное движение планет.
Эклиптика.
Движение и фазы Луны
Солнечные и лунные затмения
Синодический и сидерический месяц
Звездное и солнечное время.
Лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.
Особые точки небесной сферы
Экваториальная система координат
Горизонтальная система координат
Определение небесного экватора, прямое восхождение , склонение высоты, азимута, нижней и верхней кульминаций..
Понятие планеты
Прямое, попятное, петлеобразное движение планет.
Эклиптика.
Движение и фазы Луны
Солнечные и лунные затмения
Синодический и сидерический месяц
Звездное и солнечное время.
Лунный, солнечный и лунно-солнечный календари.
Излучение небесных тел
Оптические телескопы: их устройство и принцип действия
Спектральный анализ.
Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана- Больцмана
Солнце и его основные характеристики
Строение Солнца
Солнечная активность
Основные характеристики звезд
Внутреннее строение звезд
Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры.
Двойные, кратные и переменные звезды
Понятие Галактики
Понятие Млечного пути
Газовые туманности
Рассеянные звездные скопления
Шаровые звездные скопления
Космические лучи в Галактике
Классификация Галактик. Характеристика каждой из них
Красное смещение в спектрах Галактик.
Темная материя
Активные Галактики. Квазары.
Скопление Галактик
Эволюция Вселенной.
Расширяющаяся Вселенная.
Реликтовое излучение
ЛИТЕРАТУРА
Чаругин В. М. Астрономия 10-11 классы, Просвящение. – М., 2018
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия 11, Дрофа. – М., 2017
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Интернет- ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).
www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).
www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).