Методика проведения лабораторных и практических работ на уроках биологии в 8 классе
1. Цель: Создать условия для изучения особенностей строения и функций организма человека.
2. Планируемые результаты обучения:
Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.
Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.
Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные: особенности строения и работы организма человека как целостной системы
3. Методические рекомендации: любая работа может выполняться как лабораторная или практическая. Определяется место работы в учебном курсе. При выполнении работы учащиеся записывают её номер, тему и цель, затем выполняют задание. Переписывать пункты инструктивной карточки не следует.
Подготовка к работе:
1. Точно установить цель и содержание работы, которую должны выполнить учащиеся, и проверить её самому на практике.
2. Составить план урока, в котором необходимо указать место и последовательность выполнения работы, содержание вводной беседы, задание для самостоятельной работы и т.д.
3. Всё необходимое для лабораторных занятий оборудование, должно быть заготовлено заранее.
Правила техники безопасности:
Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных (практических) работ, связанных с использованием микроскопа.
Опасности в работе:
уколы частей тела при небрежном обращении с микропрепаратами.
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик знакомится с правилами работы с микроскопом, убеждается в его исправности.
Ученик соблюдает осторожность при работе с предметными стеклами.
Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, микропрепараты.
Требования безопасности после окончания работы.
По окончании работы ученик собирает микропрепараты и сдаёт всё учителю биологии на хранение.
Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
Варианты проведения работы:
Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть (зависит от содержания и объёма выполняемой работы). Лабораторное занятие может проводиться в двух формах: фронтально, т.е. по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.
При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся одновременно, «единым фронтом», и выполняют.
При занятиях по предварительному заданию последнее даётся сразу (инструктивная карточка) по всей работе, которую должны выполнить учащиеся.
5. Рекомендации по оцениванию:
Возможные критерии оценки:
Рисунки с обозначениями – 3 балла;
Заполненная без ошибок таблица 4 балла;
Ответы на вопросы и вывод – 3 балла;
В сумме 9-10 баллов - оценка «5»
В сумме 7-8 баллов - оценка «4»
В сумме 6- 5 баллов - оценка «3». Менее 5 баллов – оценка «2»
Лабораторная работа 1 по теме: « Изучение микроскопическое строение тканей»
Цель работы
Изучить строение тканей человека.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (х300).
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе.
Рассмотрите препараты тканей человека, обратите внимание на форму, Клеток разных типов тканей.
Отчетное задание:
Найдите особенности строения тканей, различия в строении, заполнив таблицу 1.
Название тканей | Строение | Место нахождения | Функции |
Эпителиальная | | Кожа | Защитная |
Соединительная | | Хрящ, кость, жир, кровь | Опорная, терморегуляция, защитная, транспортная |
Мышечная | | туловище | Двигательная |
Нервная | | Головной мозг, позвоночник | Двигательная, регуляция проведения импульсов |
Ожидаемые результаты учеников:
Признаки | Эпителиальная | Соединительная | Мышечная | Нервная |
Форма | Клетки прилегают кдруг другу | Клетки овальной формы, межклеточное вещество | Вытянутые, собранные в пакет | Клетки с отростками |
Сделайте вывод из этого сравнения.
Ожидаемые ответы учеников:
Строение клеток зависит о выполняемых ими функций. В клетках есть специальные органоиды, выполняющие характерные функции для данного вида тканей. Каждая клетка выполняет определенную функцию.
Сделайте вывод на основании ваших наблюдений и умозаключений: «Эволюция клеток позвоночных животных шла в направлении --------
Ожидаемые ответы учеников: «Эволюция клеток позвоночных животных шла в направлении эволюции организма, связанного с его ощим физиологическим развитием.
После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.
Лабораторная работа № 2 «Изучение внешнего вида строения костей»
1. Цель: Создать условия для изучения особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения с выполняемой функцией.
2. Планируемые результаты обучения:
Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.
Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.
Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки на готовых микропрепаратах; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.
3. Методические рекомендации:
Работа может выполняться как практическая или как лабораторная, в зависимости от поставленной цели. Место работы в учебном процессе: Тема «Опора и движение» , 8 класс. Лабораторные работы оформляются в рабочих тетрадях по биологии. При выполнении работы учащиеся записывают её номер, тему и цель, затем выполняют задание. Переписывать пункты инструктивной карточки не следует. В данном случае работа проводится как лабораторная.
Подготовка к работе:
1. Точно установить цель и содержание работы, которую должны выполнить учащиеся, и проверить её самому на практике.
2. Составить план урока, в котором необходимо указать место и последовательность выполнения работы, содержание вводной беседы, задание для самостоятельной работы и т.д.
3. Всё необходимое для лабораторных занятий оборудование, должно быть заготовлено заранее.
Правила техники безопасности:
Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных (практических) работ.
Опасности в работе:
уколы частей тела при небрежном обращении с объектами.
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик знакомится с правилами работы с объектами.
4.Учащийся не берёт без разрешения учителя биологические препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
Учащийся не выносит из кабинета изучаемые объекты.
Требования безопасности после окончания работы.
По окончании работы ученик собирает изучаемые объекты и сдаёт всё учителю биологии на хранение.
По окончанию работы учащиеся сдают изучаемые объекты учителю.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
Варианты проведения работы:
Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть (зависит от содержания и объёма выполняемой работы). Лабораторное занятие может проводиться в двух формах: фронтально, т.е. по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.
При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся одновременно, «единым фронтом», и выполняют.
При занятиях по предварительному заданию последнее даётся сразу (инструктивная карточка) по всей работе, которую должны выполнить учащиеся.
Цель работы
Изучить внешнее строение костей.
Сравнить строение костей человека и лягушки и определить, в чем их особенность.
Оборудование таблицы –строение скелета человека, скелет лягушки, кости человека.
Ход работы:
Подготовьте объекты к работе.
Рассмотрите внешний вид костей человека и лягушки, обратите внимание на форму, относительную величину костей.
Определите и назовите основные кости.
Отчетное задание:
Найдите черты сходства и различия в строении костей человека и лягушки, заполнив таблицу 1.
Кости | человек | лягушка |
Форма | | |
Размеры | | |
Строение | | |
Ожидаемые результаты учеников:
Признаки | Кости |
человека | лягушки |
Форма | разная | разная |
Размеры | большие | маленькие |
Строение | гомологичное | гомологичное |
Сделайте вывод из этого сравнения.
Ожидаемые ответы учеников: Кости человека и лягушки похожи тем, что имеют одинаковую форму и строение, потому что человек и лягушка относятся к типу хордовых. Скелет человека и лягушки являются опорно –двигательной системой. Различие между скелетом человека и лягушки в том, что человек передвигается на двух конечностях, значительно крупнее, чем лягушка.
Подумайте, почему форма костей у человека и лягушки разная? Объясните, почему.
Ожидаемые ответы учеников: Для человека связано со способом передвижения и массой тела. человека нуждается в прочном скелете.
Сделайте вывод на основании ваших наблюдений и умозаключений: «Эволюция позвоночных животных шла в направлении --------
Ожидаемые ответы учеников: «Эволюция позвоночных животных шла в направлении увеличения или уменьшения размеров и способа передвижения.
После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.
Практическая работа № 1
«Распознавание на таблицах органов и систем органов у человека»
Цели работы: знакомства с органами и системами органов, их составляющими, особенностями строения.
Оборудование: «немые» таблицы с изображением органов и систем органов.
Ход работы
1.Подготовьте таблицы к работе.
2.Рассмотрите внимательно рассмотрите таблицы, обратите внимание на особенность строения органов и систем органов
3.Определите и назовите органы и системы органов
Отчетное задание:
4.Найдите органы и системы органов, заполнив таблицу 1.
5.Ответте на вопросы из определенных вами системами органов:
- какая система служит опорой, защитой внутренних органов и обеспечивает движение;
-удаление жидких продуктов из организма;
- переваривание пищи и всасывания питательных веществ в кровь.
Практическая работа № 2
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
Цель: изучить строения головного мозга человека, раскрыть особенности, выяснить значение каждого отдела и в целом головного мозга.
Ход работы
1.Рассмотрите муляжи головного мозга, найдите отделы головного мозга:
продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, большие полушария переднего мозга.
2.С помощью текса учебника выясните строение и функции каждого отдела.
3.Заполните таблицу.
4.Сделайти вывод и ответьте на вопрос:
1. В чем существенное отличие головного мозга человека от головного мозга позвоночных животных? Как это связано с процессом эволюции?
Практическая работа № 3
«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторы риска на здоровье»
Цели работы: знакомства с факторами окружающей среды, факторами риска, оказывающими влияния на здоровье человека, выяснение результатов их на организм.
2. Планируемые результаты обучения:
Оборудование: учебник, дополнительная информация по вредным привычкам, инфекционным заболеваниям человека.
Ход работы
Прочитайте текст в учебнике «Курение табака» и заполните таблицу
«Вредное влияние курения табака на человека»
Система органов | Влияние курения табака |
Кровеносная | |
Дыхательная | |
Пищеварительная | |
Нервная | |
Объясните, влияет ли табачный дым на некурящих людей.
Прочитайте текст в учебнике «Употребление алкоголя» и заполните таблицу. «Вредное влияние употребления спиртных напитков на организм человека.
Кровеносная | |
Дыхательная | |
Пищеварительная | |
Нервная | |
Прочитайте текст в учебнике «Заболевания человека». Ответьте на вопрос: Что такое инфекционные заболевания.
Заполните таблицу «Инфекционные заболевания»
Кровеносная | |
Дыхательная | |
Пищеварительная | |
Нервная | |
Сделайте вывод, ответив на вопрос « От чего зависит состояние здоровье человека?».
Зачет № 1
Общий обзор строения и функций организма человека. Нервная систем.
Анализаторы. движение и опора
Критерии оценок: 1-7 задания 7баллов
8-10 задания 6 баллов
12-13- «5», 9-11-«4», 7-8-«3», 6-«2»
Вариант 1
Выберите правильный ответ (1балл за правильный ответ)
1.Совакупность клеток, сходных по строению, происхождению и функциям называют:
1) организм, 2) орган 3) система органов 4) ткань
2. К соединительной ткани относятся ткань:
1) железе истая, 2). гладкая, 3). хрящевая, 4). Поперечнополосатая
3. Серое вещество мозга образовано:
1) отростками нейронов, 2) дендритами, 3) аксонами, 4)телами клеток
4. Структура глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является:
1) роговица, 2) зрачок, 3) хрусталик, 4) стекловидное тело
5. Скелет человека включает около :
1. 150 костей, 2. 200 остей, 3. 250 костей 4. 300 костей
6. Какой тип костей у позвоночника: 1. неподвижное, 2.полуподвижное,
3.подвижное, 4. сустав
7. Какой отдел головного мозга отвечает за проведение импульсов?
1. большие полушария, 2. продолговатый мозг, 3. мозжечок, 4.мост
Выберите 3.правильных ответа из предложенных (за правильный ответ 2 балла)
В полости среднего уха находятся косточки:
8. В полости среднего уха находятся косточки:
1. молоточек, 2. подковка, 3. наковальня, 4.стремечко, 5. уздечка 6. улитка
Установите соответствие между содержанием А) 1.2.3. Б) 4.5.6.
9.Укажите соответствие между костями и частью скелета к которой они относятся
А. таранная 1. скелет нижних конечностей
Б. ключица 2. скелет верхних конечностей
В. лучевая
Г.бедренная
Д. локтевая
Е. малая берцовая
Укажите последовательность этапов биологичесих процессов, явлений, практических действий
Укажите последовательность этапов прохождения нервных импульсов по рефлекторной дуге:
А. исполнительный орган, Б. вставочный нейрон, В. рецептор или чувствительный орган, Г. двигательный нейрон
Зачет № 1. по темам Общий обзор строения и функций организма человека. Нервная систем. Анализаторы. Движение и опора.
Критерии оценок: 1-7 задания 7баллов
8-10 задания 6 баллов
12-13- «5», 9-11-«4», 7-8-«3», 6-«2»
Вариант 2
Выберите один правильный ответ (1балл за правильный ответ)
1.Работу каких органов тела человека координирует система:
А. нервная, Б. кровеносная, В. пищеварительная, Г.дыхательная
2. К эпителиальной ткани относится:
А. железистая, Б. хрящевая, В. гладкая, Г. поперечнополосатая
3.Железы внутренней секреции:
А.имеют протоки, открывающиеся во внутреннюю среду организма,
Б. .имеют протоки, открывающиеся на поверхности тела
В. имеют протоки, открывающиеся в полость тела
Г. не имеют протоков
4.На корне языка расположены рецепторы чувствительные к:
А. сладкому, Б. горькому, В. кислому, Г. соленому
5. К трубчатым костям относятся: ребро,
А. ребро, Б, лучевую кость, В. теменную кость, Г. позвонки
6. Какой тип соединения костей в подвижных частях скелета:
А. неподвижный, Б. суставной, В. шов, Г. полуподвижный
7. Какой отдел головного мозга отвечает за речь?
А.большие полушария, Б. спинной мозг, В. промежуточный мозг,
Г.мост
Выберите 3.правильных ответа из предложенных (2 балла за правильный ответ)
8. Оптическая система включает:
А. роговицу, Б.хрусталик, В. сетчатку, Г. зрачок, Д. стекловидное тело,
Е. желтое пятно
9. Установите соответствие между частью нервной системы и элементами , ее составляющими:
А. спинномозговые нервы 1. центральная
Б. нервные узлы 2. перефирическая
В. спинной мозг
Г.головной мозг
Д. нервные окончания
Е. черепно-мозговые нервы
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий (2балла за правильный ответ)
10 .Расположите последовательность расположения отделов позвоночника
сверху вниз
А. крестцовый
Б. поясничный
В. шейный
Г. копчиковый
Д. грудной
Зачет № 2. по темам:
Внутренняя среда организма. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. В.Н.Д. Человек и его здоровье.
Критерии оценок: 1-7 задания 7 баллов
8-10 задания 6 баллов
12-13- «5», 9-11-«4», 7-8-«3», 6-«2»
Вариант 1
Часть А
1.Компонентами внутренней среды организма являются:
а) кровь, тканевая жидкость; б) кровь, лимфа; в)тканевая жидкость, лимфа;
г) кровь, лимфа, тканевая жидкость
2. Явление фагоцитоза было открыто:
а) И.И.Мечниковым, б) Л.Пастером, в)Гиппократом, в) Э.Дженнер
3.Кровеносные сосуды по которым кровь переносится к органам и тканям называются:
а) вены, б) артерии, в) капилляры, г) лимфатические узлы
4.Какой кровеносный сосуд обеспечивает кровоснабжение сердца:
а) легочная вена, б)венечная артерия в) сонная артерия, г)легочная артерия
5Какой орган не относится к дыхательной системе?
а) легкие, б) трахея, в) бронхи, г) сердце
6. Какое из перечисленных заболеваний не является заболеванием зубов?
а) кариес, б) ангина, в) пульпит, г)пародонтоз
7.Самая крупная пищеварительная железа человека:
а) печень, б) поджелудочная железа, в) слюнные железы, г) аппендикс
8.Уравновешивание выработки тепла в организме и теплоотдача во внешнюю среду-это. . .
а) гомеостаз, б) терморегуляция, в)метаболизм, г) биосинтез
9.Основнвя функция органов выделения:
а) поддержание постоянства внутренней среды организма
б) влияние на нервную систему человека
в)изменение состава внутренней среды организма
10. Функциональной единицей почки является:
а) нефрон, б) канальцы, в) почечная лоханка, г) мочеточник
11.Дыхание- это процесс
а) процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа
б)процесс окисления органических веществ с выделением энергии
в).совокупность процессов
г) газообмен в легких
12.Органом дыхания не является:
а) гортань, б) трахея, в) пищевод, г) бронхи
Часть В
1.Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает у человека.
а) обработка пищевой массы желчью 1)желудок
б)первичное расщепление белков 2)тонкая кишка
в) всасывание питательных веществ ворсинками эпителия 3)толстая кашка
г) расщепление клетчатки
д) завершения расщепления белков, жиров и углеводов
2. Установите последовательность механизма вдоха
а. межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны
б. объем грудной клетки увеличивается
в. сокращение дыхательных мышц
г.диафрагма опускается вниз и становится более плоской
д. давление в легких снижается
ж. объем легких
е)наружный воздух через дыхательные пути поступает в альвеолы
Часть С
1. Прочитайте текст, найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номер этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
1).Поджелудочная железа вырабатывает сок, который действует на все питательные вещества белки, жиры и углеводы).
2).В двенадцатиперстной кишке происходит основное переваривание пищи.
3). Белки распадаются до глюкозы, крахмал до аминокислот.
4).Полужидкая пищевая масса из двенадцатиперстной кишки поступает в следующие отделы тонкой кишки. Здесь она окончательно переваривается под действием поджелудочного сока.
Зачет № 2. по темам:
Внутренняя среда организма. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. В.Н.Д. Человек и его здоровье.
Критерии оценок: 1-7 задания 7 баллов
8-10 задания 6 баллов
12-13- «5», 9-11-«4», 7-8-«3», 6-«2»
Вариант 2.
1.Гемоглобин содержится в а) эритроцитах, б) лейкоцитах, в) тромбоцитах, г) плазме крови
2.В альвеолах происходит : а) окисление органических веществ, б) синтез органических веществ, в)диффузия органических веществ в кровь, очищение воздуха от пыли
3.Татачный дым отрицательно влияет на вегетативную нервную систему, нарушает работу: а) сердца и легких, б) желудка и кишечника, в) кровеносных сосудов, г) органов слуха и зрения
4. Пищеварительные белки распадаются в пищеварительном канале: а)аминокислот, б) глицерина и жирных кислот, в)глюкозы и других простых сахаров, г)воды и углекислого газа
5. Какой из перечисленных органов является пищеварительной железой а) язык, б) пищевод, в) печень, г) толстая кишка
6. Какой орган пищеварительной системы расположен в грудной полости:
а)глотка, б) пищевод, в) желудок ,г) печень
7. Какой процесс из перечисленных, происходит в толстом кишечнике: а) интенсивное всасывание воды, б)расщепление жиров, в) образование желчи , г) синтез белков
8.Основная функция органов выделения6 а) поддержание постоянства внутренней среды организма, б) влияние на нервную систему, в)изменение состава внутренней среды организма, г) нет верного ответа
9. Функциональной единицей почки является: а) нефрон, б) канальцы, в) почечная лоханка, г) мочеточник
10. Дыхание- это процесс
а) процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа
б)процесс окисления органических веществ с выделением энергии
в).совокупность процессов
г) газообмен в легких
11.Органом дыхания не является:
а) гортань, б) трахея, в) пищевод, г) бронхи
12.Сколько малых коренных зубов в ротовой полости:
а) 4, б) 8.в) 12, г) 20. Установите правильную последовательность
Часть В
Выберите более трех правильных ответов1. Установите правильную последовательность процесса пищеварения, начиная с начального этапа, В ответе запишите последовательность букв.
а) расщепление углеводов, белков, жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;
б) механизм обработки пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешиванию;
в) удаление не переваренных остатков из организма;
г) всасывание органических соединений в кровь и лимфу.
2. Выберите более трех правильных ответов жизненной емкости легких состоит из:
а)дыхательного объема, б)резервного объема вдоха, в) резервного объема выдоха, г)остаточного объема, д) капилляров альвеол, е) альвеолярного воздуха
Часть С
1.Извесно, что здоровые зубы- важное условие сохранения здоровья человека. Объясните почему?