География
8 класс
Входная контрольная работа
Цель: проверка достижения обучающимися уровня базовой подготовки по географии, необходимого для успешного освоения программного материала 8 класса.
Критерии оценивания:
- Часть «А» (Задания А 1- А 11). Выбрать правильный ответ Максимальное количество баллов за часть «А»: 11
- Часть «В» (Задания В 1- В 3) Задания с кратким ответом.
Максимальное количество баллов за часть «В»: 6 баллов
- Часть «С» (Задание С 1). Задание с развернутым ответом.
Максимальное количество баллов за часть «С»: 3 балла.
Итого максимальное количество баллов 20.
Оценка «5» - 20-18 баллов.
Оценка «4» - 17-15 баллов.
Оценка «3» - 10-14 баллов.
Оценка «2» - 9 баллов и менее.
Ключи
1 Вариант
I. Задания с выбором ответа
А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | А 8 | А 9 | А 10 | А 11 |
а) | а) | а) | а) | а) | б) | а) | в) | б) | в) | климат |
II. Задания с кратким ответом
В 1 | В 2 | В 3 |
1 – г 2 – а 3 – в 4 – б | 1 – г 2 – а 3 – в 4 – б | 1 – г 2 – в 3 – а 4 – б |
III. Задание с развёрнутым ответом
С 1. Недра Евразии богаты месторождениями полезных ископаемых. Магматическими и метаморфическими породами в значительной степени сложены горы и фундамент платформ. Поэтому руды черных и цветных металлов сосредоточены в основном в кристаллическом фундаменте платформ и в горных складчатых поясах Альпийско-Гималайского складчатого пояса. В осадочном чехле платформ накоплены залежи каменного угля, нефти, природного газа, солей. Одно из самых больших месторождений нефти находится в предгорном прогибе в районе персидского залива у подножий Альпийско-Гималайского складчатого пояса.
Ключи 2 Вариант
I. Задания с выбором ответа
А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | А 8 | А 9 | А 10 | А 11 |
а) | б) | а) | а) | в) | б) | б) | б) | а) | б) | а) |
II. Задания с кратким ответом
В 1 | В 2 | В 3 |
1 – а 2 – г 3 – в 4 – б | 1 – г 2 – а 3 – в 4 – б | 1 – г 2 – в 3 – а 4 – б |
III. Задание с развёрнутым ответом
С 1. Из-за большой протяженности материка с запада на восток и окруженности горами его внутренние районы получают мало влаги. Незначительное количество осадков при высоких температурах воздуха – причина образования пустынь. В умеренном поясе находится пустыня Каракумы, на границе умеренного и субтропического – пустыня Гоби, пустыни Аравии расположены в тропическом поясе. При общих чертах природы они отличаются степенью безжизненности, представителями животного и растительного мира, наличием или отсутствием оазисов и т.д.
Вариант 1
Задания с выбором ответа.
Выберите один правильный ответ.
А 1. Гипотезу о движении материков сформулировал немецкий ученый:
а) А. Вегенер б) А. Гумбольдт в) Э. Кант
А 2. Закономерная последовательная смена природных зон в горах от подножия к вершине называется …
а) широтная зональность б) инверсия в) высотная поясность
А 3. В состав какой языковой семьи входит славянская группа языков
а) индоевропейской б) уральской в) алтайской
А 4. Малоподвижный обширный участок земной коры
а) платформа б) сейсмоактивная зона в) горный пояс
А 5. Какие ветры имеют сезонный характер:
а) Муссоны б) Пассаты в) Западные ветры
А 6. К экваториальному типу рек относится
а) Хуанхэ б) Конго в) Печора
А 7. Для какой природной зоны характерна многоярусность леса?
а) экваториальные леса б) тропические пустыни в) саванны
А 8. Этот материк можно назвать самым сухим
а) Южная Америка б) Евразия в) Австралия
А 9. Какие горы расположены на материке Африка:
а) Пиренеи, Драконовы, Гималаи; б) Атлас, Капские, Драконовы; в) Альпы, Капские, Анды
А 10. Укажите растительность характерную для Австралии:
а) секвойя, лиственница, папоротник;
б) пальма, акация, пихта; в) эвкалипт, травяное и бутылочное дерево.
А11.Многолетний режим погоды в той или иной местности –____________________
II. Задания с кратким ответом.
Установите соответствие:
В 1.
- между морем и океаном, к которому оно относится;
Океан | Море |
1. Атлантический 2. Тихий 3. Индийский 4. Северный Ледовитый | а) Желтое б) Белое в) Красное г) Черное |
В 2.
- между материком и обитающим там животным;
Материк | Животное |
1. Африка 2. Австралия 3. Южная Америка 4. Северная Америка | а) Ехидна б) Койот в) Пума г) Зебра |
В 3.
- между частью света и расположенной в ней страной.
Часть света | Страна |
1. Африка 2. Европа 3. Америка 4. Азия | а) Бразилия б) Киргизия в) Албания г) Эфиопия |
III. Задания с развёрнутым ответом. Ответьте на предлагаемые вопросы.
С 1. Какие закономерности в размещении полезных ископаемых проявляются на территории Евразии?
Какие виды полезных ископаемых свойственны платформенным территориям, а какие - складчатым областям?
Вариант 2
I. Задания с выбором ответа. Выберите один правильный ответ.
А 1. Группа карт, выделяемая по охвату территории:
а) Материков, океанов и их частей, мировые и полушарий, государств и их частей.
б) Общегеографические и тематические
в) мелкомасштабные, крупномасштабные и среднемасштабные
А 2. Единый материк, существовавший около 225 млн лет назад:
а) Евразия б) Пангея в) Гондвана
А 3. Закономерная последовательная смена природных зон от экватора к полюсам называется
а) широтная зональность б) инверсия в) высотная поясность
А 4. В какой части света проживает большая часть населения Земли
а) Азия б) Африка в) Австралия
А 5. Подвижные участки земной коры с активными внутренними процессами
а) платформы б) литосферные плиты в) горные пояса
А 6. Какие ветры имеют постоянный характер:
а) Муссоны б) Пассаты в) Бризы
А 7. Областью мощнейшего покровного оледенения является…
а) Гималаи б) Антарктида в) остров Шпицберген
А 8. Этот материк можно назвать самым жарким
а) Южная Америка б) Африка в) Австралия
А 9. Столица Австралии
а) Канберра б) Аделаида в) Сидней
А 10. Озеро, расположенное в Южной Америке
а) Танганьика б) Титикака в) Виктория
А 11. Определите, водами, каких заливов омывается материк Северная Америка:
а) Гудзонов, Мексиканский; б) Гвинейский, Бенгальский; в) Мексиканский, Бискайский.
II. Задания с кратким ответом.
Установите соответствие:
В 1.
- между морем и океаном, к которому оно относится;
Океан | Море |
1. Атлантический 2. Тихий 3. Индийский 4. Северный Ледовитый | а) Балтийское б) Чукотское в) Красное г) Японское |
В 2.
- между материком и обитающим там животным;
Материк | Животное |
1. Африка 2. Австралия 3. Южная Америка 4. Северная Америка | а) Коала б) Скунс в) Лама г) Горилла |
В 3.
- между частью света и расположенной в ней страной
Часть света | Страна |
1. Африка 2. Европа 3. Америка 4. Азия | а) Мексика б) Индия в) Австрия г) Ангола |
III. Задания с развёрнутым ответом. Ответьте на предлагаемые вопросы.
С 1. В каких частях материка Евразия располагаются пустыни? Приведите примеры пустынь тропического, субтропического и умеренного поясов. Какие общие причины объясняют формирование пустынь?
Практические работы
Отметка"5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка"4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра- боты.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка"3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка"2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении
Практическая работа №1 Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России
Практическая работа №2 Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России
Практическая работа №3 . Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России
Практическая работа №4.
Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Практическая работа №5 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.
Практическая работа №6 сравнительная характеристика Предкавказья и Закавказья.
Практическая работа №7 Сранительная характеристика Предуралья и Зауралья
Практическая работа №8 сравнительная характеристика природных зон Западной Сибири и Русской равнины
Практическая работа №9 Описание реки Волга по плану.
Практическая работа №10 Описание характеристики климата своего региона
Практическая работа №1.
Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России
Цель работы: научить учащихся оценивать географическое положение страны по отношению к другим странам, выявлять положительные и отрицательные черты географического положения, характеризовать влияние особенностей географического положения на природу и жизнь людей в России.
Планируемые результаты: ученик научится оценивать воздействие географического положения России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Оборудование: политико-административная и физическая карта России, политическая карта мира
Последовательность выполнения работы
Пользуясь картами атласа, дайте характеристику географического положения России по следующему плану:
положение по отношению к экватору;
положение по отношению к нулевому меридиану;
положение на материке, части света;
координаты крайних точек страны;
моря и океаны, омывающие страну.
2.
ПЛОЩАДЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — РОССИИ — 17.1 МЛН КМ’
£ ЯПОНИЯ (372 тыс. км1)
Определите площадь территории России и сравните её с другими государствами.
Площади крупнейших государств мира
Государство | Площадь, млн. кв. км. |
Россия | 17,1 |
Канада | 9,98 |
Китай | 9,56 |
США | 9,36 |
Бразилия | 8,51 |
Австралия | 7,59 |
j ФРАНЦИЯ (549 тыс км») _ УКРАИНА (603 тыс км')
Определите соседние государства.
Определите, с какими странами самая протяженная граница.
Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.
Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.
Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.
Какими морями омываются берега России? Что такое «Российский сектор Арктики»?
Где по территории России проходит Северный Полярный круг. Примерно какая часть территории страны находится севернее его? Какой вывод можно сделать?
Найдите на почвенной карте распространение многолетней мерзлоты. Какие выводы вы можете сделать?
Сравните географическое положение РФ с географическим положением других стран - Китая, Канады, США. Какая из этих стран имеет сходное с Россией географическое положение? Географическое положение каких стран значительно отличается от географического положения России?
8. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России.
Положительные черты ГП России | Отрицательные черты ГП России |
| |
| |
9. Расскажите об особенностях географического положения России.
10. Запишите в тетрадь краткий вывод о влиянии географического положения страны на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Практическая работа №2. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России
Цель: отработать новые понятия: местное время, поясное время; научиться определять местное и поясное время, учитывать разницу во времени на территории страны. Планируемые результаты: ученик научится использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни.
Оборудование: карта часовых поясов.
Последовательность выполнения работы Для определения поясного времени необходимо:
Определить, в каких часовых поясах находятся нужные нам пункты.
Определить разницу между часовыми поясами.
Определить поясное время в заданном пункте, учитывая, что к западу время уменьшается, к востоку - увеличивается.
Для определения местного времени необходимо:
Определить меридиан пункта, время которого нам известно.
Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти.
Определить расстояние в градусах между двумя пунктами.
Определить разницу во времени (в минутах) и при необходимости перевести в часы и минуты (1° - 4 минуты).
Определить местное время искомого пункта: для этого если пункт, время которого необходимо определить, находится к востоку от пункта, время которого нам известно, то разница во времени прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Варианты заданий
Определите поясное время в Омске, если известно, что в Москве 14 часов.
2.Рассчитать поясное время в г. Якутске при условии, что в Архангельске поясное время равно 10 часов.
3.Определите время в Париже, если в Мурманске 17 часов.
4.В Норильске было 16 часов, когда из него вылетел самолёт в Москву. Самолёт летел 4 часа. В Москве было 16 часов, когда он приземлился.
5.Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
6.Рейсовый самолет вылетел из Москвы в Хабаровск в 10.00 по московскому времени. Во сколько часов местного времени он приземлился, если полет занял 7 часов.
7Самолет вылетел из Перми в Москву в 15.00 местного времени. Полет продолжался 2 часа. Во сколько часов прибыл в Москву по московскому времени?
8.Рейсовый самолет вылетел из Владивостока в Москву в 3 часа ночи и в 4 часа утра приземлился в Москве. Сколько времени продолжался полет? (Ответ объясните)
Практическая работа №3.
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России
Цель: научиться устанавливать связь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Планируемые результаты: ученик научится использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий. Оборудование: тектоническая карта России, физическая карта России, карта минеральных ресурсов России.
Последовательность выполнения работы
Сравните содержание тектонической и физической карт:
найдите на тектонической карте платформы, плиты;
наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах;
найдите на тектонической карте щиты;
какие формы рельефа соответствуют щитам;
определите области складчатости;
какие формы рельефа соответствуют складчатым областям;
определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.
Крупная тектоническая структура | Соответствующая ей форма рельефа | Наиболее распространенные полезные ископаемые |
Восточно-Европейская платформа | | |
Западно-Сибирская плита | | |
Сибирская платформа | | |
Области кайнозойской складчатости | | |
Области герцинской складчатости | | |
Балтийский щит | | |
Алданский щит | | |
1.Каким тектоническим структурам соответствуют равнины, горы, нагорья?
Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщите в форме таблицы
Выводы об установленной зависимости:
Практическая работа №4.
Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток
Цель: изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; выявить закономерности распределения годового количества осадков, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
. Планируемые результаты: ученик научится
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты.
Оборудование: карты атласа. карты «суммарная солнечная радиация», «годовое количество осадков», «испаряемость».
Последовательность выполнения работы
1. Рассмотрите распределение температур июля.
Каким способом показано распределение июльских температур по территории страны?
Как проходят изотермы июля в европейской и азиатской частях России?
Где расположены территории с самыми высокими температурами июля? Самыми низкими? Чему они равны?
2. Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
- Испаряемость - это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях.
Испарение - это поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, льда, растительности, почвы.
Коэффициент увлажнения - это отношение годовой суммы осадков к испаряемости на этот же период.
К = О/ И.
К = 1 увлажнение достаточное К 1 увлажнение избыточное К
3По карте атласа определите территории страны с самым большим количеством осадков. Какими климатообразующими факторами это обусловлено?
4Где в России выпадает наименьшее количество осадков? Почему?
5Сделайте вывод: в каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины неравномерного распределения осадков.
Пользуясь климатическими ка | ртами, заполните таблицу. |
Пункты | Суммарная радиация, ккал/см. кв. | Г одовое количество осадков, мм | Испаряемость, мм | Коэффициент увлажнения | Увлажнение |
Мурманск | | | | | |
Архангельск | | | | | |
Санкт- Петербург | | | | | |
Москва | | | | | |
Астрахань | | | | | |
Якутск | | | | | |
Петропавловск -Камчатский | | | | | |
6. Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью.
7. Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.
По предложенным климатограммам определите тип климата в населенных пунктах России.
Алгоритм характеристики климата места по климатограмме
Определить:
Среднюю температуру января.
Среднюю температуру июля.
Амплитуду температур.
Годовое количество осадков.
Их режим в течение года.
Самый влажный месяц.
Самый сухой месяц.
Выражены ли времена года. Какие?
8. Сделать вывод: какой это климатический пояс и тип климата.
Практическая работа №5.
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон
Цель: Формировать умение работать с различными источниками географической
информации для решения практических задач.
Планируемые результаты: ученик научится
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.
Оборудование: карты атласа, дополнительные источники географической информации.
Последовательность выполнения работы Ученикам предлагаются типовые планы описания основных компонентов природы (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, почвы).
План характеристики природной зоны
1. Географическое положение (в какой части страны расположена, конфигурация).
2. Типичный внешний облик зоны.
3. Климатические условия (среднемесячные температуры зимы и лета, количество и режим осадков).
4. Почвы природной зоны, их свойства.
5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям.
6. Агроклиматические ресурсы природной зоны,
возможности использования ее человеком.
7. Проблемы охраны природной, зоны (особо охраняемые компоненты природы).
Чем обусловлены питание и режим реки?
От чего зависит хозяйственное использование реки?
Примечание: сильные учащиеся по желанию выполняют сравнительную
характеристику двух рек, относящихся к бассейнам разных океанов или внутреннего стока.
Предлагаемые реки: Волга, Дон, Кубань, Северная Двина, Печора, Урал, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур.
Практическая работа №6.
Сравнение особенностей природы Предкавказья и Закавказья
Цель: совершенствовать умение сравнивать регионы России по типовому плану,
устанавливая черты сходства и различия.
Планируемые результаты: ученик научится
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
сравнивать особенности природы отдельных регионов России;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Оборудование: карты атласа, дополнительные источники информации.
Последовательность выполнения работы
Используя карты «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология», «Климат», «Растительность», «Животный мир», «Водные ресурсы», «Рекреационные ресурсы», «Опасные природные явления», «Природные святыни и памятники Всемирного наследия России», дать сравнительную характеристику природы России по плану:
Географическое положение (в какой части страны расположен, положение относительно других ПТК).
Рельеф (указать преобладающие высоты); какая тектоническая структура лежит в основании?
Геологическое строение.
Климатические условия (температуры, количество осадков, тип климата).
Почвы.Природные зоны. Типичные растения и животные.
Ресурсы, возможности их использования человеком.
Опасные природные явления, характерные для данных территорий.
Проблемы охраны (особо охраняемые компоненты природы).
Памятники природного и культурного наследия.
2. Результаты оформите в таблицу.
№ | План | Предкавказье | Закавказье |
1 | Географическое положение | | |
2 | Тектоника и рельеф | | |
3 | Геологическое строение | | |
4 | Климат | | |
5 | Почвы | | |
6 | Природные зоны | | |
7 | Растения и животные | | |
8 | Ресурсы | | |
9 | Опасные природные явления | | |
10 | Особо охраняемые компоненты природы | | |
11 | Памятники природного и культурного наследия | | |
3. Сделайте вывод о различии рассмотренных регионов России:
- Какой из них имеет более благоприятные климатические условия для проживания и
хозяйственной деятельности человека?
Какой из регионов наиболее богат природными ресурсами?
Какой из регионов наиболее освоен человеком?
Какие меры необходимо принимать для решения экологических проблем в регионах?
Чем обусловлены питание и режим реки?
От чего зависит хозяйственное использование реки?
Примечание: сильные учащиеся по желанию выполняют сравнительную
характеристику двух рек, относящихся к бассейнам разных океанов или внутреннего стока.
Предлагаемые реки: Волга, Дон, Кубань, Северная Двина, Печора, Урал, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур.
Практическая работа №7.
Сравнение особенностей природы Предуралья и Зауралья
Цель: совершенствовать умение сравнивать регионы России по типовому плану,
устанавливая черты сходства и различия.
Планируемые результаты: ученик научится
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
сравнивать особенности природы отдельных регионов России;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Оборудование: карты атласа, дополнительные источники информации.
Последовательность выполнения работы
Используя карты «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология», «Климат», «Растительность», «Животный мир», «Водные ресурсы», «Рекреационные ресурсы», «Опасные природные явления», «Природные святыни и памятники Всемирного наследия России», дать сравнительную характеристику природы России по плану:
Географическое положение (в какой части страны расположен, положение относительно других ПТК).
Рельеф (указать преобладающие высоты); какая тектоническая структура лежит в основании?
Геологическое строение.
Климатические условия (температуры, количество осадков, тип климата).
Почвы.Природные зоны. Типичные растения и животные.
Ресурсы, возможности их использования человеком.
Опасные природные явления, характерные для данных территорий.
Проблемы охраны (особо охраняемые компоненты природы).
Памятники природного и культурного наследия.
2. Результаты оформите в таблицу.
№ | План | Предуралье | Зауралье |
1 | Географическое положение | | |
2 | Тектоника и рельеф | | |
3 | Геологическое строение | | |
4 | Климат | | |
5 | Почвы | | |
6 | Природные зоны | | |
7 | Растения и животные | | |
8 | Ресурсы | | |
9 | Опасные природные явления | | |
10 | Особо охраняемые компоненты природы | | |
11 | Памятники природного и культурного наследия | | |
3. Сделайте вывод о различии рассмотренных регионов России:
- Какой из них имеет более благоприятные климатические условия для проживания и
хозяйственной деятельности человека?
Какой из регионов наиболее богат природными ресурсами?
Какой из регионов наиболее освоен человеком?
Какие меры необходимо принимать для решения экологических проблем в регионах?
Практическая работа №8.
Описание Восточно-Европейской (Русской) и ЗападноСибирской равнин России
Цель: формировать умения анализировать и сравнивать карты с целью получения информации об отдельных территориях России.
Планируемые результаты: ученик научится:
ориентироваться в источниках географической информации, находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
представлять в различных формах (в виде таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты.
Последовательность выполнения работы
Используя физическую, тектоническую, геологическую карты и материалы учебника дать сравнительную характеристику рельефа Восточно-Европейской (Русской) и ЗападноСибирской равнин.
План характеристики рельефа
1.Географическое положение относительно территории России.
2.На какой тектонической структуре расположена форма рельефа?
3.Какие высоты преобладают (минимальные и максимальные)?
4.Какой возраст слагающих пород?
4.Характер рельефа (плоский, холмистый, горный).
5.Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.)?
6.Какие есть полезные ископаемые и почему?
7.Какие неблагоприятные для человека явления связаны с рельефом данной территории?
8.Как рельеф территории влияет на жизнь и деятельность человека (затрудняет или облегчает строительство и т.д.)?
Результаты своих исследований запишите в таблицу.
План | Восточно-Европейская равнина | Западно-Сибирская равнина |
1. Географическое положение | | |
2. Тектоническая структура | | |
3. Преобладающие высоты | | |
4. Возраст пород | | |
5. Характер рельефа | | |
6. Способ образования рельефа | | |
7. Полезные ископаемые | | |
8. Неблагоприятные явления, связанные с рельефом | | |
9. Влияние рельефа на жизнь и деятельность человека | | |
9.Сделайте вывод о различиях рельефа территорий:
Какая равнина более молодая? Какая равнина более высокая?Как высота и характер рельефа, а также неблагоприятные природные явления, связанные с ним, влияют на жизнь и деятельность человека?
Почему те или иные полезные ископаемые характерны для данных равнин?
Какая территория наиболее благоприятна для жизни и деятельности человека?
Практическая работа №9.
Описание реки Волги
Цель: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.
Планируемые результаты: ученик научится
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны.
Оборудование: физическая карта России тематические карты атласа.
Последовательность выполнения работы
Повторить понятия: исток, устье, бассейн океана, тип питания, режим реки, годовой сток,
падение, уклон, характер течения.
Дать характеристику одной из крупных рек Российской Федерации по плану.
Название реки.
Географическое положение (в какой части России находится).
К бассейну какого океана принадлежит?
Исток, направление течения, устье.
Длина, площадь бассейна реки.
Падение, уклон. (Рассчитать по формулам.)
Годовой сток, расход реки. (Определяется по карте годового стока рек.)
Тип питания.
Водный режим (половодье, межень).
Ледостав, ледоход.
Характер течения.
Хозяйственное использование реки и ее охрана.
Вывод: 1. От чего зависит падение реки?
Чем обусловлены питание и режим реки?
От чего зависит хозяйственное использование реки?
Примечание: сильные учащиеся по желанию выполняют сравнительную
характеристику двух рек, относящихся к бассейнам разных океанов или внутреннего стока.
Предлагаемые реки: Волга, Дон, Кубань, Северная Двина, Печора, Урал, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур.
Практическая работа №10.
Описание характеристики климата своего региона
Цель: формирование умений давать характеристику климата своей местности, используя различные источники информации.
Планируемые результаты: ученик научится выбирать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео - и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.
Оборудование: справочники, учебники и пособия по географии своей местности;
климатические данные своей местности за несколько лет.
Последовательность выполнения работы
По плану дайте описание климата своей местности.
В каком климатическом поясе мы живём?
Какие климатообразующие факторы влияют на климат нашей местности?
Дайте характеристику климата в зимнее и летнее время (температура и осадки).
Какие опасные климатические явления характерны для нашего края? Какова причина их образования? Какие меры безопасности надо соблюдать при их наступлении?
Какие необычные природные явления фиксируются в нашей местности? Какова причина их образования?
В каких пословицах, поговорках фиксирует климат нашего региона народный календарь?
Вторая часть практической работы - творческая и может проводиться в форме проектов или написания эссе (по выбору) по темам:
«Влияние климатических условий на здоровье людей» (объект исследования - семья ученика), «Опасные атмосферные явления, характерные для нашей местности», «Влияние климата нашей местности на одежду (жилище) людей» и др.