Контрольный тест: «Россия в I мировой войне и революциях» Вариант 1.
1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Эвакуация японских войск из Владивостока, упразднение Дальневосточной республики. 2) Объявление России республикой, формальная ликвидация монархии.
3) Версальский мир.
2. Установите соответствие между революционными событиями в России и их датами.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ |
А) | Отречение Николая Второго от власти, создание Временного правительства. | 1) 23 февраля 1917г. |
Б) | Выступление генерала Л.Г. Корнилова, попытка установления диктатуры. | 2) 25-27 октября 1917г. |
В) | Второй съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. | 3) 2 марта 1917 г. |
Г) | Создание коалиционного Временного правительства во главе с А.Ф. Керенским. | 4) 18 апреля 1917г. |
| | 5) 24 июля 1917 г. |
| | 6) 25-28 августа 1917г. |
3. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением двух, принадлежат лидерам Белого движения в России в период 1917-1922гг.
1. А.И. Деникин. 2. Л.Д. Троцкий. 3. Н.Н. Юденич. 4. А.В. Колчак. 5. А.А .Брусилов. 6. П.Н. Врангель. Найдите и запишите порядковые номера фамилий генералов, не относящихся к указанному политическому движению.
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран, созданная в 1919 г. и распущенная в 1943 г., называлась Коммунистический _______________________.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
А) | Первые революционные преобразования большевиков | 1) Издание 1 марта 1917г. Приказа №1 по Петроградскому гарнизону. |
Б) | Падение дисциплины в русской армии, резкое снижение её боеспособности | 2) Избрание Л.Д. Троцкого председателем Петроградского Совета рабочих депутатов. |
В) | Введение продовольственной диктатуры. | 3) Принятие Декрета о земле |
Г) | Рост влияния РСДРП(б), «большевизация Советов» | 4) Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 г. об организации комитетов бедноты. |
| | 5) Декрет о создании Красной армии |
| | 6) Решение Х съезда РКП(б) о замене продразвёрстки продналогом. |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
А) | Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция с одной стороны и Россия с другой объявляют, что состояние войны между ними прекращено… Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, …. Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск… Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск…. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор … пока не будет там государственный порядок восстановлен. Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской красной гвардии… |
Б) | Германское Правительство, …… и Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, … согласились относительно нижеследующих постановлений: Оба Правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях: Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов… Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются. Оба Правительства далее согласны в том, чтобы для общего правового положения граждан одной страны на территории другой и для общего урегулирования взаимных торговых и хозяйственных отношений, должен действовать принцип наибольшего благоприятствования. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный договор был подписан в Рапалло. 2) В соответствии с этим договором Россия вышла из числа участников первой мировой войны. 3) Данный договор был подписан в Москве. 4) Все упомянутые в договоре территории к 1922 году сохраняли политический суверенитет. 5) Данный договор содержал секретные статьи, предусматривающие военно-техническое сотрудничество Германии и России. 6) Противниками подписания данного договора были представители партии левых эсеров и группа «левых коммунистов». Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ. 1) аренда мелких и средних предприятий 2) продразвёрстка 3) всеобщая трудовая повинность 4) концессии иностранным предпринимателям 5) бесплатные коммунальные услуги 6) широкое кооперативное движение
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ мир, завершивший советско-польскую войну 1920г. Б) Один из лидеров Белого движения, адмирал_____________, в ноябре 1918 года принял титул «верховного правителя российского государства». В) Антибольшевистская организация КОМУЧ, созданная эсерами из членов Учредительного собрания России, была создана в городе ___________ Пропущенные элементы: 1) Рижский 2) Брестский 3) Ростов-на-Дону 4) Л.Г .Корнилов 5) А.В .Колчак 6) Самара
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А) | Вхождение представителей партии левых эсеров с состав СНК | Н.С. Чхеидзе, А.Ф. Керенский. |
Б) | Отречение Николая Второго, создание Временного правительства | Я.М. Свердлов, В.И. Ленин. |
В) | Создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов | Л.Б, Каменев. Г.Е. Зиновьев. |
Г) | Роспуск Учредительного собрания России | П.П. Прошьян, И.З. Штейнберг. |
| | В.М. Чернов, М.А. Спиридонова. |
| | Г.Е. Львов, П. Н. Милюков, А. И. Гучков. |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в тексте фамилию.
«Помню, в начале мая из Петрограда приехали Миха Цхакая и Филипп Махарадзе. Они участвовали в VII (Апрельской) Всероссийской партийной конференции большевиков, проходившей под руководством ______________. Миха Цхакая подробно рассказал нам, как был организован выезд из Швейцарии _____________ и группы большевиков, в которую входил и сам Миха Цхакая. Цхакая подробно рассказал нам, как встречали ______________ в Петрограде, на Финляндском вокзале, о его первых выступлениях, говорил о значении [его] Апрельских тезисов _____________, к тому времени уже опубликованных в печати».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Событие | Месяц, год | Участник(-и) |
Антибольшевистское выступление чехословацкого корпуса | ______________(А) | С. Войцеховский, Р. Гайда. |
Львовская операция Красной армии | _____________(Б) | _________________(В) |
______________________(Г) | Ноябрь 1920г. | М.В. Фрунзе. Б. Кун, Ф.К. Миронов. |
Подавление Кронштадтского восстания | _____________(Д) | ________________(Е) |
Пропущенные элементы: 1) А.И. Егоров. И.В. Сталин. 2) Разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму. 3) Май 1918г. 4) Март 1921 г. 5) Ноябрь1918г. 6) М.Н. Тухачевский, А.И. Седякин, П.Е. Дыбенко. 7) В.К. Блюхер, И.П. Уборевич. 8) Разгром армий А.И. Деникина под Орлом и Курском. 9) Август 1920г.
12. Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений. «Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков. 2) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг. 3) Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке. 4) Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции. 5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России. 6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
13. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На почтовой марке изображено событие, произошедшее в 1914 г.
2) Изображённое на марке выступление В. И. Ленина произошло на II Всероссийском съезде Советов. 3) Марка была выпущена в период руководства И.В. Сталина.
4) Марка была выпущена в столетний юбилей со дня рождения В. И. Ленина.
5) Одним из результатов события, изображённого на марке, было создание Совета Народных Комиссаров.
Контрольный тест: «Россия в I мировой войне и революциях» Вариант 2.
1. Расположите в хронологической последовательности события по периоду их появления: 1) II Всероссийский съезд Советов 2) Объявление России республикой, формальная ликвидация монархии 3) выступление генерала Л. Г. Корнилова
2. Установите соответствие между революционными событиями в России и их датами.
События | Даты |
А) поход на Москву Добровольческой армии А. И. Деникина | 1) 1917 г. |
Б) мятеж Чехословацкого корпуса | 2) 1918 г. |
В) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму | 3) 1919 г. |
Г) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке | 4) 1920 г |
| 5) 1921 г. |
| 6) 1922 г. |
3. Ниже приведён перечень партий начала XX века в Российской империи. Все они, за исключением двух, относились к социалистическому направлению.
1) октябристы 2) эсеры 3) меньшевики 4) кадеты 5) большевики Найдите и запишите номера терминов, относящихся к другому идеологическому направлению.
4. Напишите пропущенное понятие (термин). Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась .»
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы | Факты |
А) кризис первого состава Временного правительства | 1) нота Милюкова |
Б) дискредитация партии кадетов | 2) реформа 1922-1924гг., введение золотого червонца |
В) процесс создания новых органов власти большевиками | 3) «Корниловский» мятеж |
Г) красногвардейская атака на капитал | 4) принятие декрета о земле |
| 5) учреждение СНК и наркоматов |
| 6) национализация банков, крупной промышленности. |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) | «Утром пришёл Рузский и прочѐл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно моѐ отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев – всем главнокомандующим. К 2 1/2 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!» |
Б) | «3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный − солнечно- морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…» |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) автор документа Николай Александрович Романов
2) автор положительно оценивает происходящие события
3) во время описываемых событий во главе страны стоял орган, сформированный из депутатов Государственной думы
4) во время событий, описываемых документов, Россия уже вышла из Первой мировой войны
5) отречение, описываемое в документе, было написано в пользу сына
6) лицо, в пользу которого было написано отречение, так же отреклось от прав, предоставляемых документом, в пользу Учредительного собрания
7. Какие три из перечисленных документов были приняты в 1910-х гг.? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) Декрет о земле
2) резолюция «О единстве партии»
3) первая Конституция РСФСР
4) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»
6) первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) «Насильственное изъятие большевиками у крестьян хлеба в гражданскую войну получило название »
Б) «Организации крестьян, помогавшие продотрядам из города проводить изъятие хлеба, называли ……»
В) «Принудительная мобилизация большевиками всего трудоспособного населения в годы Гражданской войны -…………………. »
1) трудовая повинность 2) стахановское движение 3) реквизиция 4) ликбезы
5) продразверстка 6) комбеды
9. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их деятельностью. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и каких-либо символов (не более четырех цифр).
ФАМИЛИИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
А) А. В. Луначарский | 1) лидер антибольшевистского движения на Дону |
Б) А. В. Колчак | 2) председатель СНК |
В) В. И. Ленин | 3) нарком просвещения |
Г) А. М. Каледин | 4) лидер «левых коммунистов» |
| 5) «верховный правитель России» |
| 6) лидер антибольшевистского движения на Севере (Мурманск, Архангельск) |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в тексте фамилию.
«Помню, в начале мая из Петрограда приехали Миха Цхакая и Филипп Махарадзе. Они участвовали в VII (Апрельской) Всероссийской партийной конференции большевиков, проходившей под руководством ______________. Миха Цхакая подробно рассказал нам, как был организован выезд из Швейцарии _____________ и группы большевиков, в которую входил и сам Миха Цхакая. Цхакая подробно рассказал нам, как встречали ______________ в Петрограде, на Финляндском вокзале, о его первых выступлениях, говорил о значении [его] Апрельских тезисов _____________, к тому времени уже опубликованных в печати».
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Событие | Месяц, год | Участник(-и) |
Антибольшевистское выступление чехословацкого корпуса | ______________(А) | С. Войцеховский, Р. Гайда. |
Львовская операция Красной армии | _____________(Б) | _________________(В) |
______________________(Г) | Ноябрь 1920г. | М.В. Фрунзе. Б. Кун, Ф.К. Миронов. |
Подавление Кронштадтского восстания | _____________(Д) | ________________(Е) |
Пропущенные элементы: 1) А.И. Егоров. И.В. Сталин. 2) Разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму. 3) Май 1918г. 4) Март 1921 г. 5) Ноябрь1918г. 6) М.Н. Тухачевский, А.И. Седякин, П.Е. Дыбенко. 7) В.К. Блюхер, И.П. Уборевич. 8) Разгром армий А.И. Деникина под Орлом и Курском. 9) Август 1920г.
12. Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений. «Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции. 2) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков 3) Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке.
4) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.
5) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии. . 6) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
13. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Марка была выпущена в столетний юбилей со дня рождения В. И. Ленина.
2) Марка была выпущена в период руководства И.В. Сталина. 3) На почтовой марке изображено событие, произо-шедшее в 1914 г.
4) Изображённое на марке выступление В. И. Ленина произошло на II Всероссийском съезде Советов. 5) Одним из результатов события, изображённого на марке, было создание Совета Народных Комиссаров.
Ключ к тесту «Россия в I мировой войне и революциях»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | балл |
1 | 2,3,1 | 3,2,1 | 1 |
2 | 3,6,2,5 | 3,2,4,6 | 2 |
3 | 2, 5 | 1, 4 | 1 |
4 | интернационал | Военный коммунизм | 1 |
5 | 3,1,4,2 | 1,3,5,6 | 2 |
6 | 2,6 1,5 | 1,6 2,3 | 2 |
7 | 2,3,5 | 1,3,4 | 2 |
8 | 1,5,6 | 5,6,1 | 2 |
9 | | | |
10 | Ленин | Ленин | |
11 | | | |
12 | | | |
13 | | | |
«5» - 14 - 16 баллов
«4» - 11 - 13 баллов
«3» - 7 - 10 баллов
«2» - 6 и менее баллов