Аттестационная письменная работа
по истории в 8 классе
Норматив времени: 45 минут
I вариант
I. Базовый уровень.
Выберите правильный вариант ответа.
1. Первым императором на российском троне был
1. Иван IV Грозный
2. Петр I Великий
3. Павел I
4. Михаил Федорович
2. Какие из названных военных действий имели место в ходе восстания под руководством Е.И. Пугачева?
1. осада Нарвы, битва при Лесной
2. взятие Царицына, осада Симбирска
3. осада Оренбурга, поход на Казань
4. осада Очакова, сражение на реке Рымнике
3. Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников Екатерины II в государственных делах?
1. Ф. Лефорт, А.Д. Меншиков
2. Г.А. Потемкин, Г.Г. Орлов
3. А.П. Волынский, Э.И. Бирон
4. М.И. Воронцов, П.И. Шувалов
4. В ходе какой из названных войн русские войска заняли Берлин?
1. Ливонской
2. Северной
3. Смоленской
4. Семилетней
5. Какие органы управления появились в годы царствования Петра I?
1. Приказы
2. Коллегии
3. Министерства
4. Земства
6. Какое из названных понятий относится к эпохе дворцовых переворотов в России?
1. Семибоярщина
2. Хованщина
3. Опричнина
4. Бироновщина
7. Первая печатная газета в России называлась
1. «Куранты»
2. «Отечественные записки»
3. «Ведомости»
4. «Колокол»
8. Создание Святейшего Правительствующего Синода привело к
1. Подчинению церкви светской власти
2. Установлению межцерковных связей с Ватиканом
3. Церковному расколу
4. Усилению власти патриарха
II. Повышенный уровень.
9. Какие из перечисленных мероприятий относятся к царствованию Екатерины II? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. секуляризация церковных земель
2. Полтавская битва
3. открытие вольных типографий
4. восстание под предводительством С.Т. Разина
5. «Манифест о вольности дворянства»
6. «Жалованная грамота городам»
7. создание Святейшего синода
8. введение рекрутской повинности
9. созыв Уложенной комиссии
Ответ: ______________________ .
10. Составьте пару: дата-событие
А) 1721 г. 1. указ о создании Верховного тайного совета
Б) 1773 г. 2. окончание Северной войны
В) 1726 г. 3. Жалованная грамота дворянству
Г) 1785 г. 4. начало восстания под предводительством Е.И. Пугачева
Ответ:
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ________________________ .
III. Высокий уровень.
12. Напишите значение терминов и понятий.
1. Подушная подать
2. Ассамблеи
3. Секуляризация
Рассмотрите схему и выполните задания.

13. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в период, когда произошли события, обозначенные на схеме.
Ответ:___________________ .
14. Напишите название реки, обозначенной буквой «А», в период событий, изображенных на схеме.
15. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Белыми стрелками на схеме обозначены действия противников правительственных войск.
2) Участником событий, изображённых на схеме, был Салават Юлаев.
3) Отряды, действовавшие в ходе обозначенных событий против правительственных войск, состояли только из казаков и государственных крестьян.
4) У города, обозначенного на схеме цифрой «1», отряды, действовавшие против правительственных войск, одержали крупную победу.
5) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооружённых отрядов, действовавших против правительственных войск.
6) События обозначенные на схеме происходили в XVIII веке
Ответ: ______________ .
16. Работа с иллюстрацией.

1. Как называется данная картина? Кто ее написал (назовите фамилию художника)?
2. Составьте исторический рассказ по картине.
Аттестационная письменная работа
по истории в 8 классе
Дата проведения: апрель/май
Норматив времени: 45 минут
II вариант
I. Базовый уровень.
Выберите правильный вариант ответа.
1. Какое из названных событий произошло позже всех других?
1. Подписание Ништадтского мира
2. Основание Санкт-Петербурга
3. Присоединение к России Крыма
4. Великое посольство Петра I
2. Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников Петра Великого в государственных делах?
1. Г.А. Потемкин, Н.И. Панин
2. А.П. Волынский, Э.И. Бирон
3. М.И. Воронцов, П.И. Шувалов
4. Ф. Лефорт, А.А.Д. Меншиков
3. Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался
1. Сенатом
2. Государственным советом
3. Верховным тайным советом
4. Советом министров
4. Что из перечисленного характеризует восстание под предводительством Е.И. Пугачева?
1. широкое участие в восстании представителей дворянства
2. совместное выступление крестьян, работных людей и представителей угнетенных национальных меньшинств
3. ограниченность территории восстания районами проживания казачества
4. результатом стала отмена крепостного права в России
5. Какой документ был создан в «эпоху дворцовых переворотов»?
1. «Кондиции»
2. указ о «вольных хлебопашцах»
3. Указ о единонаследии
4. Табель о рангах
6. Что стало одним из итогов реформ государственного управления Петра I?
1. учреждение парламента
2. создание министерств
3. ликвидация системы приказов
4. отделение церкви от государства
7. Что из названного относится к результатам внешней политики Екатерины II?
1. присоединение Западной Сибири
2. возвращение Смоленских земель
3. завоевание выхода в Балтийское море
4. присоединение Крыма
8. Что относится к причинам дворцовых переворотов в XVIII в.?
1. стремление казачества получить дворянские привилегии
2. распространение клеветы против правящей династии
3. изменение порядка наследования престола, принятое Петром I
4. военные неудачи России
II. Повышенный уровень.
9. Какие из перечисленных мероприятий относятся к царствованию Петра I? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
2. учреждение Сената
3. «Жалованная грамота дворянству»
4. создание системы коллегий
5. созыв Уложенной комиссии
6. принятие «Табели о рангах»
7. установление подушной подати
8. создание Кабинета министров
9. разделение страны на губернии
Ответ: ______________________ .
10. Составьте пару: дата-событие.
А) 1711 г. 1. начало правления Екатерины II
Б) 1762 г. 2. присоединение Крыма к России
В) 1722 г. 3. Создание Правительствующего Сената
Г) 1783 г. 4. Указ о престолонаследии
Ответ:
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ________________________ .
III. Высокий уровень.
12. Напишите значение терминов и понятий.
1. Рекрутские наборы
2. Абсолютизм
3. Кондиции
Рассмотрите схему и выполните задания.

13. Напишите название войны, одно из сражений которой изображено на схеме.
Ответ: _______________________________ .
14. Напишите название обозначенного на схеме цифрой «1» полуострова.
Ответ: ______________________________ .
15. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Изображённое на схеме сражение стало первой крупной морской победой России.
2) Противником России в войне, события которой изображены на схеме, была Франция.
3) Во время войны, к событиям которой относится изображённое на схеме сражение, в России была учреждена Адмиралтейств-коллегия.
4) В войне, к событиям которой относится изображённое на схеме сражение, союзником России была Англия.
5) В сражении, изображённом на схеме, принимал участие русский царь.
6) Событие, изображенное на схеме, произошло в восемнадцатом веке.
Ответ: __________________ .
16. Работа с иллюстрацией.

1. Как называется данная картина? Кто ее написал (назовите фамилию художника)?
2. Составьте исторический рассказ по картине.
Ключ (1 вариант)
I.
вопроса
Ответ
1
2
2
3
3
2
4
4
5
2
6
4
7
3
8
1
II.
9. Ответ: 1369
10. А-2
Б- 4
В-1
Г-3
11. Ответ: Семилетняя
III.
12. Значение терминов.
Подушная подать – основной прямой налог в России в XVIII веке, взимаемый со всех лиц мужского пола (исключая дворян и лиц духовного сословия). Налогом облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики.
В России подушная подать была введена Петром I в 1724 году.
Ассамблеи – собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные Петром I с 1718 г.
Секуляризация - (от лат. saecularis «светский, мирской») — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
13. Ответ: Царицын
14. Ответ: Яик (Урал)
15. Ответ: 256
16. Работа с иллюстрацией.
1. Название картины: «Петр I допрашивает своего сына Алексея» («Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»). 1871 г. Художник: Н.Н. Ге
2. Реформы Петра вызвали неприятие у многих, главным образом у патриархальной аристократии, видевшей в них разрушение традиционного для нее мира. Недовольные реформами нуждались в лидере. Если раньше таковым была сестра царя Софья, то после ее заточения в монастырь все недовольные стали группироваться вокруг сына царя Алексея, воспитанного на старинных традициях московского двора.
Расхождение между отцом и сыном становилось все более очевидным. Опасаясь за свою судьбу, Алексей в 1716 году бежал из России в Австрию, где пытался искать поддержки в борьбе с отцом. Усилиями петровского дипломата П.А. Толстого беглец был возвращен в Россию и предстал перед судом. Под пытками он признался в заговоре против царя и был приговорен к смертной казни, однако при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме.
На картине Ге изображен момент допроса Петром Великим своего сына Алексея.
Во всей картине чувствуется взаимное несогласие двух царских особ. В семейной драме преобладает отец Петр I, который всей своей позой вызывает особые ощущения упрёка и отторжения. Петр смотрит на своего сына строго и с большим осуждением. Его фигура, которая повернута чуть в сторону от Алексея, говорит о том, что он даже слышать не желает доводы своего сына, которые побудили его на противодействие отцу. Фигура царевича выглядит растерянно. Алексей поник и полностью ушёл в себя. Петр I потерял в лице сына своего наследника и полон негодования от того, как с ним поступил царевич Алексей.
Царевич Алексей воспитывался матерью Евдокией Лопухиной, которая была противницей преобразований Петра I. Воспитываясь в такой среде, Алексей и сам стал противником своего отца. Ещё большую обиду он затаил, когда Петр сослал его мать в Суздальский монастырь. Как враг и заговорщик своего собственного отца, он бежал из России, а когда был возвращён, то был объявлен преступником, осуждён и предстал перед Петром I именно в таком обличье. Этот сюжет и изобразил на своей картине Николай Ге. Картина была написана к 200-летию со дня рождения Петра I. Сам художник говорил: "Я чувствовал везде и во всем влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину "Петр I и царевич Алексей".
Ключ (2 вариант)
I.
вопроса
Ответ
1
3
2
4
3
3
4
2
5
1
6
3
7
4
8
3
II.
9. Ответ: 24679
10. А- 3
Б- 1
В- 4
Г- 2
11. Ответ: Полтавская
III.
12. Значение терминов.
Рекрутские наборы – способ комплектования русской армии со времен Петра I до введения всеобщей воинской повинности (1864 г.)
Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Кондиции – условия вступления на престол императрицы анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом с целью ограничения самодержавной власти монарха.
13. Ответ: Северная
14. Ответ: Гангут (Ханко)
15. Ответ: 156
16. Работа с иллюстрацией.
1. Название картины: «Утро стрелецкой казни» (1881). Художник: В.И. Суриков.
2. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника (год написания картины: 1881). Данный шедевр рассказывает зрителям о неоднозначном и кровавом событии в истории Русского государства. В стране едва не произошел переворот — сестра Петра I Софья, заручившись поддержкой стрелецкого войска, захотела сместить Петра с трона и забрать всю власть в стране в свои руки. После разоблачения заговора и подавления мятежа, Петр I принял жестокое, но необходимое решение: казнить участников вооруженного восстания. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Но художник вместо сцен расправы показывает нам душевное и моральное состояние участников стрелецкой казни.
В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь, и их близких. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя совершенно по-разному. Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке.
На лицах стрельцов тоже читаются самые разные эмоции. Один покорился обстоятельствам и в отчаянии повесил голову, другой — уже пожилой — не верит в происходящее и смотрит вокруг невидящим взглядом. Чернобородый стрелец сидит с каменным лицом — он собрал всю свою внутреннюю силу в кулак, чтобы не дать себе слабину и с честью выдержать суровые испытания, выпавшие на его долю. А стрелец с рыжими волосами и красной шапке прямо и с ненавистью смотрит на царя Петра I.
Огромное напряжение чувствуется в позе самого Петра, сидящего на коне и несколько возвышающегося над остальными участниками действия. От него исходит огромная сила и ощущение могущества.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» показывает противостояние старого и нового, говорит зрителю о том, что для рождения чего-то нового, должно быть уничтожено старое, изжившее себя.